А ты знал, что это
нужно обязательно
подарить учителю?!
- 1. высматривая
- 2. прощение
- 3. приглушенный
- 4. возчик.
- 1. к нарастающ…й бур…, в последн…м письм…
- 2. вчерашн…м впечатлени…м, перед виднеющ…йся деревн…й
- 3. под скрипуч…м ясен…м, о тончайш…м искусств…
- 4. в звучащ…й реч…, на развевающ…мся знамен… .
- 1. р…птать, прик…снуться, гр…мадный
- 2. соб…рут, св…детельство, загл…дение
- 3. выт…рать, обл…денение, с…луэт
- 4. г…потеза, зач…рстветь, зап…рать.
- 1. включена
- 2. цемент
- 3. цыган
- 4. шприцы.
- 1. пять апельсинов
- 2. наиболее решительнее
- 3. в двухстах метрах
- 4. на их территории.
- 1. (по)больше, вряд(ли), (изумрудно)зеленый
- 2. (по)прежнему работать, (еле)еле, посмотри(ка)
- 3. кто(же), (плащ)палатка, (северо)восточный
- 4. (зелено)глазый, (по)дружески, кто(то).
- 1. Людей данного типа больше всего беспокоит как слушание влияет на их отношения с людьми что могут подумать о них окружающие люди.
- 2. Выявление личных предпочтений других людей оказывается нам одинаково полезно когда мы выступаем и в роли слушателя и в роли оратора.
- 3. Интересно что огромное количество новых близких отношений возникает у нас с теми людьми которые ищут кого-нибудь и кто был бы готов понимать и слушать их.
- 4. Большинство слушателей во время разговора имеют привычку то как бы исчезать где-то вдали то появляться вновь.
- 1. Договор – это документ, закрепляющий правовые отношения юридических лиц или физического лица с юридическим лицом.
- 2. Договор – это документ, в котором прописаны права сторон.
- 3. Договор – это документ о правовых взаимоотношениях.
- 4. Договор – это сговор дух людей.
- 1. меланхолик
- 2. максималист
- 3. мизантроп
- 4. лицедей.
- 1. Леонид Гайдай
- 2. Альбер Камю
- 3. Василий Лановой
- 4. Мигель де Сервантес.
- 1. торты
- 2. ножи
- 3. сливки
- 4. листья.
- 1. Кто слишком долго думает о том, чтобы сделать добро тому нет времени быть добрым (Р. Тагор).
- 2. Высшая нравственность – это жертва своей личности в пользу коллектива (М.М. Пришвин).
- 3. Только красота, сочетающаяся со скромностью, имеет право называться красотою. Красота же без скромности – это не красота, а всего-навсего миловидность (М. Сервантес).
- 4. Малые печали словоохотливы, глубокая скорбь безмолвна (Сенека).
- 1. имитация
- 2. сенсация
- 3. оппозиция
- 4. стереотип.
- 1. Небо словно шатер голубой…
- 2. Всех принимает Земля и бродягу и философа и святого и отшельника.
- 3. Теперь я понял без прошлого не прожить.
- 4. Семь магическое число.
- 1. Основная функция языка – быть средством украшения общения.
- 2. Славянскую письменность изобрел Владимир Мономах.
- 3. Диалект относится к литературным формам существования языка.
- 4. Разговорная речь относится к литературным формам существования языка.
- 1. не…говорчивый, чре…вычайно, бе…мятежный
- 2. от…грали, мед…нститут, пред…нфарктный
- 3. с…ехали, зав…южило, в…едливый
- 4. не…деланный, бе…церемонный, во…пылал.
- 1. помн…щий детали, тревож…щийся понапрасну
- 2. мел…щий муку, овцы бле…т
- 3. дворники крас…т, скач…щий галопом
- 4. зайцы пряч…тся, дыш…щий с трудом.
- 1. …было чувство радости.
- 2. …я старался передать свое настроение.
- 3. …должен учитываться авторский замысел.
- 4. …зал хорошо слушал пианиста.
- 1. диспансер
- 2. каталог
- 3. включишь
- 4. кладовая.
- 1. снег
- 2. мягкий
- 3. город )г) друг.
- 1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- 2. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- 3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- 4. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
- 1. синонимы
- 2. паронимы
- 3. омонимы
- 4. антонимы.
- 1. Русский язык относится к славянской группе.
- 2. Диалект относится к нелитературным формам существования языка.
- 3. Славянскую письменность изобрели Кирилл и Мефодий.
- 4. Понятие «жаргон» уже понятий «арго», «сленг».
- 1. запекая
- 2. отцветший
- 3. перепечатанный
- 4. сознание.
- 1. у находивш…йся крепост…, под выросш…м деревц…м
- 2. с поникш…й ветк…, сверкнувш…м солнц…м
- 3. до будущ…й встреч…, о дальнейш…м сотрудничесв…
- 4. на коптящ…йся печк…, в заскрипевш…й телег… .
Gee Test
Система подготовки к тестам и средство для проверки своих знаний. Инструмент для тестирования студентов и школьников.
В каком ряду во всех словах суффикс к имеет одно и то же значение
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) усидч..вый, переменч..вый
2) отстёг..вавший, глянц..вый
3) щегол..ватый, находч..вый
4) прислуш..ваться, гор..вать
5) заносч..вый, отапл..ваемый
Пояснение (см. также Правило ниже).
1. усидЧИВый, переменЧИВый — суф. ЧИВ, в краткой форме: усидЧИВ, переменЧИВ;
2. отстёгИВАвший—от инфинитива отстёгИВАть+ ВШ+ИЙ суффикс остаётся, написание ИВА регулируется правилом ЫВА/ИВА, я отстёгИВАю; глянцЕВый—суффикс −ЕВ− безударный всегда
3. щеголЕВатый— ЩЕГОЛ+еват+ый, суффикс ЕВАТ. Л—часть корня; находчИвый—суффикс ЧИВ/ЛИВ
4. прислушИВАться— я прислушИВАюсь, ИВА сохраняется; горЕвать—в 1 лице горюю ева не сохраняется
5. заносЧИВый—суф. ЧИВ, в краткой форме заносЧИВ; отаплиВАЮ, ИВА сохраняется. (Смотрите правило к заданию 10.2.4. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−, −ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД ВА)
НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
На написание того или иного суффикса влияют различные факторы:
—часть речи, в которой он употреблён;
—способ образования слова;
—ударная или безударная позиция;
—пишется после шипящих или нет;
—какого рода слово с пропущенной буквой
и так далее. Поэтому единых правил нет, все суффиксы пишутся по особым правилам.
10.1 БЕЗУДАРНЫЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
10.1.1 СУФФИКСЫ ЕВ/ОВ; ИВ (ЧИВ/ЛИВ)
По Розенталю | По Лопатину: |
Суффикс -ив- несет на себе ударение: краси́вый, правди́вый. Исключения: ми́лостивый, юро́дивый. В неударяемом положении используется суффикс -ЕВ-: боЕВой, сиренЕВый, алюминиЕВый, гелиЕВый (от гелий), но гелЕВый (от гель). В суффиксах -ЛИВ- и -ЧИВ- (производных от -ИВ-) пишется буква и: заботлИВый, заносчИВый. | Следует различать прилагательные с суффиксами -ЕВ-, с одной стороны, и -ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ с другой. Слова на -ЕВый — напр., соЕВый, ферзЕВый, фланел ЕВ ый, матчЕВый, замшЕВый, — содержат суффикс -ЕВ- (орфографическая разновидность суффикса -ОВ-), проверяющийся под ударением в таких словах, как дубо́вый, рублёвый. Эти прилагательные — относительные , у них нет кратких форм. Слова на -ИВЫЙ являются качественными прилагательными (имеющими краткие формы) с суффиксами -ИВ-: милостИВый; -ЛИВ-: заботЛИВый, завистЛИВый, непоседЛИВый, причудЛИВый; -ЧИВ-: забывЧИВый, находЧИВый, переменЧИВый. Эти же суффиксы -ИВ- и -ЛИВ- под ударением: ленИВый, смешЛИВый, прихотЛИВый. Примечание. Суффикс -ИВ- имеется также в слове юродивый, образованном от устаревшего юрод. |
Здесь необходимо сделать важное замечание: в заданиях часто встречаются слова, имеющие очень похожие написания, например, миндал..вый, назойл..вый, заботл..вый. Если следовать правилу Лопатина, то попытка образовать краткие формы удаётся для слов «назойливый (назойлив)» и «заботливый (заботлив)», потому и написана буква И, это суффикс ЛИВ. «Миндалевый» усечь не удалось, это прилагательное с суффиксом ЕВ, буква Л принадлежит корню. В этом плане интересно слово «гуттаперчевый», это название материала, их которого когда-то делались игрушки. В этом слове Ч тоже является частью корня, а сделать краткую форму никак не получится, ведь это относительное прилагательное с суффиксом ЕВ. Поэтому, как говорят, зрите в корень!
10.1.2. ДРУГИЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
• В безударном положении после твердых согласных используются суффиксы -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-: делОВой, краснОВАТый, дарОВИТый. После мягких согласных, шипящих и ц используются суффиксы -ЕВ-, -ЕВАТ-, -ЕВИТ-: вещЕВой, БаренцЕВо море, синЕВАТый, глянцЕВИТый.;
• суффикс -ИСТ- всегда пишется с буквой И, так как у имён прилагательных суффикса -ест- не бывает: породИСТый, покладИСТый;
• суффикс -ЧАТ- всегда пишется с буквой А: бревенЧАТый, взрывЧАТый;
• суффиксы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пишутся без изменения во всех словах, так как у имён прилагательных суффиксов -ИНЬК-, -АНЬК- не бывает: белЕНЬКий, махОНЬКий.
10.2 БЕЗУДАРНЫЕ СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ
10.2.1. ГЛАСНЫЕ В ИНФИНИТИВЕ (НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ) ПЕРЕД -ТЬ. БАЗОВОЕ, ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО.
Гласный перед суффиксом инфинитива (неопределенной формы) -ТЬ может быть безударным. Для определения того, какую букву следует писать на месте этого безударного гласного, используется понятие усекаемости глагольной основы. Это понятие не изучается в школьном курсе, поэтому слова с безударным гласным перед ТЬ необходимо заучивать наизусть. Приведём примеры таких слов.
ЗатеЯть | КлеИть | ОбидЕть | ||||||||
ВеЯть | СтроИть | ЗависЕть | ||||||||
РеЯть | МучИть | НенавидЕть | ||||||||
СеЯть | МерИть | ВидЕть | ||||||||
ЛаЯть | НаскучИть | ОбессилЕть (потерять силы) | ||||||||
КашлЯть | УтешИть | ВыздоровЕть | ||||||||
МаЯться | СосредоточИть | |||||||||
НадеЯться | ЗиждИться (на чём-то основываться) | |||||||||
ЛелеЯть | ЗыбИться (колыхаться, качаться) | |||||||||
ТаЯть | УвеличИть |
Суффиксы | Их правописание | Примеры |
ИВА/ЫВА | У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ИВА-/-ЫВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на — ИВАЮ /-ЫВАЮ. | |
ЕВА/ОВА | У глаголов в начальной форме и в форме прошедшем времени пишется суффикс -ЕВА-/-ОВА-, если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -УЮ/-ЮЮ. | |
Буквы Е или И перед ударным суффиксом ВА | От глаголов с суффиксами -ИВА-/-ЫВА-, -ЕВА-/-ОВА- следует отличать глаголы, образованные при помощи суффикса -ВА-. Перед ударным суффиксом -ВА пишется та же гласная буква, что и в неопределенной форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА-. ЗАСТРЕВАТЬ (хотя застрЯть) ЗАТМЕВАТЬ (хотя затмИть) ПРОДЛЕВАТЬ (хотя продлИть) РАСТЛЕВАТЬ (хотя растлЯть) ЗАСТРЕВАТЬ, ВСТРЕВАТЬ (хотя застрЯть, встрЯть) УВЕЩЕВАТЬ, НАМЕРЕВАТЬСЯ, СОМНЕВАТЬСЯ (нет форм без ва, но в 1лице имеют -ВАЮ ПовелеВАть — отбрасываем ударный суффикс -ВА, получаем повелЕть, такой глагол есть, значит, правило применено верно; ПретерпеВАть — отбрасываем ударный суффикс-ВА, получаем претерпЕть, такой глагол есть. Если же отбросить суффикс ВА нельзя, значит, нужно использовать основное правило: например, в слове «ночевать» также ударение падает на ВА. Но отбросить его не удаётся, нет такого слова «ночеть»; в слове «горевать» также не ВА, а ЕВА, так как слово «гореть» уже другое по значению, с «горевать» не однокоренное. Следует отметить, что в некоторых словах ЕВА/ОВА или ЫВА/ИВА входит в состав корня, например: обурева/ть, шпатлева/ть, рас/тушева́/ть(ся). Таких слов в КИМах быть не должно. Обращаем внимание на важность общей грамматической культуры речи: если вместо «я командую, советую» говорить «командываю/командоваю, советываю/советоваю», то правила применить не получится, так как для них это форма является проверочной. Говорите правильно! 10.3 БЕЗУДАРНЫЕ СУФФИКСЫ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ1. Суффикс -ИК- (-НИК-, -ЧИК-) при склонении существительного сохраняет гласную: столик — столИКа, чайник — чайнИКа, пальчик — пальчИКа; суффикс -ЕК- имеет «беглую» гласную: краешек — краешКа, листочек — листочКа. 2. Существительные мужского рода имеют суффикс -ЕЦ- (с «беглой» гласной): горец — горца, красноармеец — красноармейца. Существительные женского рода имеют суффикс -ИЦ-: владелица, красавица. Существительные среднего рода имеют суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на слог после суффикса, и -ИЦ-, если ударение предшествует суффиксу: пальтЕЦо́, письмЕЦо́; кре́слИЦе, пла́тьИЦе. 3. Суффикс -ИЧК- имеют существительные женского рода, образованные от слов с суффиксом -иц-: лестнИЧКа ← лестница, пуговИЧКа ← пуговица. В остальных случаях подобные формы существительных имеют суффикс -ЕЧК-: пешЕЧКа, троЕЧКа; ВанЕЧКа, ЗоЕЧКа; времЕЧКо, здоровьЕЧКо. Примечание. Формы типа Феничка (обычные в литературе XIX в.) относятся к числу устарелых. Запомните: безударного суффикса -ячк- в русском языке нет. 4. Сочетание -ИНК- имеют существительные, образованные от слов женского рода на -ин(а): впадИНКа ← впадина, завалИНКа ← завалина. Сочетание -ЕНК- имеют уменьшительные существительные, образованные с помощью суффикса -к- от слов на -ня и -на, у которых в форме родительного падежа множественного числа мягкий знак на конце не пишется: вишЕНКа ← вишня (вишен), сосЕНКа ← сосна (сосен), а также в некоторых словах, обозначающих лиц женского пола: нежЕНКа, нищЕНКа, францужЕНКа. По этому же правилу пишется слово лесенка. 5. Уменьшительно-ласкательные существительные имеют суффиксы: -ОНЬК-, реже -ЕНЬК- — после твердых согласных: берёзОНЬКа (берёза), лисОНЬКа (лиса), МарфЕНЬКа (Марфа); -ЕНЬК- после мягких согласных, шипящих и гласных: КатЕНЬКка (Катя), тучЕНЬКа, ЗоЕНЬКа. Запомни слова-исключения: Исключения: баиньки, заинька, паинька. Примечание. Суффиксов -ыньк-, -аньк-, -иньк- в современном литературном языке нет; формы полосынька, лисанька, Марфинька, Любинька, Аннинька и т. п. встречаются только в произведениях писателей XIX в. и в фольклоре. 6. -ИНСТВ-, -ЕНСТВ-. Различаются суффиксы -ИНСТВ- в словах большинство́, меньшинство́, старшинство́ (с ударением на окончании, в варианте меньши́нство — на суффиксе) и -ЕНСТВ- в слове пе́рвенство (с ударением на корне). 7. -ЫШК-, -ЫШЕК, -ЕШЕК и -УШК- (-ЮШК-), -УШЕК. В суффиксах уменьшительно-ласкательных существительных -ЫШК- (в словах сред, рода) и -ЫШЕК (в словах муж. рода) без ударения после твердых согласных пишется буква ы, напр.: пятнЫШКо, крылЫШКо, стёклЫШКо, гнёздЫШКо, перЫШКо (слова среднего рода); колЫШЕК, клинЫШЕК, воробЫШЕК. В слове краешек в суффиксе перед ш пишется буква е. Эти существительные следует отличать от существительных с ласкательными суффиксами -УШК- (-ЮШК-) и -УШЕК, также безударными: травушка, волюшка, дедушка, дядюшка, соловушка, ребятушки, Аннушка, Иванушка, полюшко, горюшко, хлебушек, камушек. Имеются варианты с буквами ы и у в суффиксах: воробышек и воробушек, оладышки и оладушки. 8. -(М)ЕН-. В основах косвенных падежей и форм мн. ч. существительных на —мя пишется суффикс -ЕН- с буквой е на месте безударного гласного, напр.: время — времени и времена, имя — имени и имена, семя — семени и семена. 10.4 СУФФИКСЫ НАРЕЧИЙ1.Наречия с приставками В-, ЗА-, НА-, образованные от имён прилагательных, имеют на конце букву о: ВправО← правый;, ЗАсветлО←светлый, НАкрепкО←крепкий. Наречия такого же происхождения с приставками ИЗ-, ДО-, С- имеют на конце букву а: ДОсытА←сытый, ИЗредкА←редкий, СновА←новый, СначалА- Важное замечание: данные наречия образованы приставочно-суффиксальным способом, то есть одновременным добавлением приставки и суффикса. Поэтому написание слов типа досрочно, избирательно, сногсшибательно, достаточно регулируется другими правилами: эти слова образованы только при помощи суффиксов от уже существующих досрочный, избирательный, сногсшибательный и достаточный. 10.5 ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИПо Спецификации эти правила НЕ ДОЛЖНЫ проверяться в ЕГЭ. Но в основном пособии для подготовки к ЕГЭ автора И.П.Цыбулько (2016 год) такие задания встречаются. Потому считаем необходимым указать на следующие моменты. После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного [о] пишется буква О или Ё. Рассмотрим правила написания шипящих в суффиксах, не касаясь корней и окончаний. Буква О пишется в следующих случаях. 1.В суффиксе наречий -О: свежО, горячО, хорошО, общО 2. В суффиксах имен существительных: -ОК, напр.: кружОК, крючОК, петушОК, борщОК, прыжОК, толчОК, и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек и т. п.; -ОНОК и -ЧОНОК, напр.: медвежОНОК, мышОНОК, галчОНОК, бочОНОК, арапЧОНОК; -ОНК(а) и -ОНК(и), напр.: книжОНКа, ручОНКа, рубашОНКа, распашОНКа, деньжОНКи, брючОНКи; -ОВК(а) (в отыменных производных словах), напр.: чижОВКа (самка чижа), мышОВКа (грызун), мелочОВКа; -ОБ(а): чащоба, чищоба (лесная вырубка); то же в слове трущоба, где суффикс в современном языке не выделяется, и в созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба. Исключение: в слове учёба пишется ё; 3. В суффиксе имен прилагательных -ОВ-, напр.: ежовый, парчовый, грошовый, холщовый, а также в существительных на -ОВК, -ОВНИК, производных от прилагательных с суффиксом -ОВ- (-ЕВ-): ножовка (ср. ножевой и вариант ножовый), плащовка (плащевой), речовка (речевой).. Примечание 1. Отыменные существительные на –овка типа «мелочовка, ножовка, плащовка »следует отличать от отглагольных существительных типа ночёвка. (см ниже). Примечание 2. В русских фамилиях на шипящий + -ов (-ёв) пишется о или ё в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах: ср., например, Чернышов и Чернышёв, Калачов и Калачёв, Хрущов и Хрущёв; Емельян Пугачёв. Буква Е на месте звучащего [о]пишется в следующих случаях. 1. В глаголах несовершенного вида на -ЁВЫВАТЬ и отглагольных существительных на -ЁВЫВАНИЕ, напр.: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание; в страдательных причастиях на -ёванный, напр.: размежёванный, раскорчёванный, затушёванный. 2. В отглагольных существительных на -ЁВКа, напр.: ночЁВКа (от ночевать), корчЁВКа, перекочЁВКа, размежЁВКа, ретушЁВКа (от ретушировать). 4. В суффиксе существительных -ЁР, напр.: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр. 5. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных -ЁНН- и -ЁН-, напр.: напряжЁННый (и напряжён), прожжЁННый, пропечЁННый, размягчЁННый, отрешЁННый, упрощЁННый; гружЁНый, жжЁНый, печЁНый, учЁНый, тушЁНый, вощЁНый; то же в словах, производных от таких причастий и прилагательных, напр.: напряжЁННость, отрешЁННость, упрощЁННость, учЁНость, напряжЁННо, отрешЁННо, упрощЁННо, напряжЁНка, жжЁНка, тушЁНка, сгущЁНка. Тестовые задания по русскому языкуТестовые задания по русскому языку: 1. В каком слове букв больше, чем звуков? 1) синяя 2) снегопад 3) читать 4) елка 2. В каком слове все согласные звуки глухие? 1) дерево 2) самолет 3) сапог 4) отряд 3. В каком слове все согласные звонкие? 3) пролог 4) наряд 4. В каком слове есть звук (о)? 1) родные 2) столяр 3) черный 4) гора 5. В каком слове два гласных звука стоят рядом? 3) театр 4) прием 6. В каком слове все согласные звонкие? 7. В какой строчке во всех словах слоги открытые? 2) эффект, рейтинг 4) вьюга, вкусный 8. В каком слове ударение падает на первый слог? 1) щавель 2) цыган 3) красивее 4) понял 9. Найдите слово с ударением на втором слоге. 1) магазин 2) документ 3) щавель 4) сантиметр 10. Сколько раз встречается звук (Ц) в приведенном ниже предложении? Ученица Юля Спицина с детства занимается в спортивной секции. 11. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи: 12. Укажите ряд твердых согласных: 13. Укажите ряд мягких согласных? 14. Сколько звуков в слове объявление? 15. Найдите ряд глухих согласных: 1) д, ш, м, н 2) з, в, щ, р 3) л, н, ф, т 4) с, к ,х, п 16. Найдите ряд слов, в которых происходит озвончение: 1) салазки, грибков 2) низкий, сладкий 4) стружка, смазка 17. Найдите ряд слов, в которых происходит оглушение согласных: 1) травка, верёвка, ветерок 2) ложка, гладко, мышка 3) ошибка, голубка, жест 4) повозка, огород, варежки 5) подъезд, ножка, доцент 18. Укажите слово с ударением на 2 слоге: 19. Укажите слово с ударением на 3 слоге: 20. Определите, в каком варианте после шипящих пишется буква «о»? 21. Укажите словосочетание, в котором есть слово с пропущенной буквой «е» после шипящего. 1) говяжья туш…нка 4) вкусный ш…колад 5) веселая девч…нка 22. В каком слове пропущена буква н? 1) журавлин…ая стая 2) лебедин…ая песня 4) мышин…ый хвост 23. Укажите прилагательное с двумя н: 24. В каком словосочетании есть слово с пропущенной непроизносимой согласной? 1) чудес. ный вид 2) незнакомая мес. ность 3) небес. ный свод 4) праздничное ше. ствие 5) че. ствовать юбиляра 25. В каком варианте невозможен перенос слова? 26. Буква ь (мягкий знак) не пишется в словах: 1) доч. отреж. танцуеш. 2) мощ. стрич. играеш. 3) ноч. проч. читаеш. 4) реч. доч. рисуеш. 5) гвоз. дик, жен. щина, сторож. 27. Укажите слово с ъ (твёрдым знаком): 28. Укажите слово, где ставится буква «з»: 29. Найдите словосочетание, которое имеет переносное значение: 1) золотое кольцо 3) золотой браслет 4) золотые серьги 5) золотой характер 30. Укажите словосочетание, которое имеет прямое значение: 5) чёрная работа 31. Найдите слово, в котором пропущена буква о: 1) ум…лять чьи-то достоинства 2) объяснение препод…вателя 3) богатое вообр…жение 4) др…жать от холода 5) идите кл…няйтесь 32. Найдите слово с пропущенной буквой -и- : 33. Найдите слово с пропущенной буквой -а- : 34. Укажите, где пропущена буква –е: 1) лежать в постел… 2) идти по площад… 3) в сложном положени… 4) в картинной галере… 5) бежать по степ… 35. Укажите, какое словосочетание является синонимом фразеологического оборота не теряй головы: 1) купить очень дёшево 2) быстро возвратиться 3) быть серьёзным, осмотрительным 4) легко держаться в воде 5) уехать очень далеко 36. Назовите антоним фразеологизму «Спустя рукава»: 3) не покладая рук 5) положа руку на сердце 37. Укажите строчку исконно – русских слов: 1) дублёр, монополия, овация 2) пьедестал, солист, пульсация 3) объектив, иллюстрация, дубляж 4) приличие, собрание, сокровище 5) апелляция, ангина, должник 38. Какие слова называются омонимами? 1) одинаковые по звучанию и по написанию, но разные по значению 2) близкие по звучанию и написанию, но разные по значению 3) имеющие несколько лексических значений 4) слова одной и той же части речи с противоположным значением 39. Выделите словосочетание, которое не является фразеологизмом: 1) посвятил себя работе 2) с грехом пополам 3) на скорую руку 4) висеть на телефоне 5) окунуться с головой 40. Укажите фразеологизмы, источником которых является античная мифология: 1) казанская сирота, отложить дело в долгий ящик 2) ободрать как липку, за тридевять земель 3) сизифов труд, танталовы муки 4) хранить молчание, орать на всю ивановскую 5) с корабля на бал, рукой подать 41. Что такое неологизмы? 1) слова, которые служат для обозначения новых понятий 2) слова, вышедшие из активного живого употребления 3) слова, имеющие единое целостное значение 4) слова, противоположные по значению 5) слова близкие по значению. 42. В каких словосочетаниях прилагательные употребляются в прямом значении? 1) глухой старик, жаркий день, пикантная внешность, железная воля, прямая линия. 2) глухой старик, жаркий день, пикантный соус, железная дорога, прямой человек. 3) глухой старик, жаркий день, пикантный соус, железная дорога, прямая линия. 4) глухая улица, жаркий бой, пикантная внешность, железная воля, прямой человек. 5) глухая деревня, жаркие дебаты, пикантная ситуация, железная логика, прямая дорога. 43. Какой ряд слов является синонимическим? 1) холод, зной, ветер. 2) погода, климат, температура. 3) лебедь, ворона, скворец. 4) родина, отчизна, отечество. 5) часы, пояс, гребень. 44. В каком предложении слово употреблено в переносном значении? 1) Желтые листья медленно падали на землю. 2) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок. 3) И редкий солнца луч, и первые морозы. 4) Утром бухта наполнилась плавучим льдом. 5) Тёмная вода и громады утесов на берегу создавали величественную картину. 45. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов: 2) телеграмма, телезритель 3) телевизор, фужер 4) съедобный, утомление 5) хохот, шезлонг 46. Укажите ряд, включающий антонимы: 1) чистый, свежий 2) высокий, низкий 3) адресат, адресант 5) окно, подоконник 47. В каком ряду все слова — синонимы? 1) лингвист, историк, литературовед 2) изучать, упрямиться, штудировать 3) фрукты, овощи, вишня 4) исполнитель, конкурент, дебютант 5) время, период, эпоха, эра 48. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов: 1) велосипед, мотоцикл, трамвай 2) автобус, пианино, гитара 3) гипотенуза, Ом, бином 4) дорога, лист, стол 5) снегоход, снегирь, снегурочка 49. Выделите безличные глаголы: 2) знобит, вечереет 3) хлещет, поможет 4) руководит, поймет 50. Какие фразеологические единицы являются синонимами к 1) задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки 2) родиться в рубашке, собраться с духом 3) сжечь свои корабли, перейти Рубикон 4) заткнуть за пояс, утереть нос 5) невелика птица, пустое место 51. В каком ряду представлены омонимы: 1) кран, перо, лук 2) город, село, поселок 3) подозрительно, неспроста, недаром 4) листья, яблоня, мята 5) юг, байдарка, май 52. Укажите предложение с переносным значением слов. 1) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти. 2) Бери же скорей кисть и рисуй портреты со всего города! 3) Полировка мрамора дает сильный зеркальный блеск. 4) Пришла пора капусту рубить. 5) Ослепительный свет солнца. 53. В каких словосочетаниях прилагательные употребляются в прямом значении? 1) вся изба захрапела, кислая улыбка 2) уроки прошлого, мутный взгляд 3) солнечный луч, волчий след 4) золотой характер, чуткий камыш 5) Томный взгляд, улыбчивый мальчик. 54. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить ? 1) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок. 2) Актер умел представлять пение соловья. 3) Вам нужно срочно представить отчет о командировке. 4) Я представлю вам возможность самостоятельно решать эти вопросы. 55. В каком предложении употреблено слово в несвойственном ему значении? 1) На стенах холла висела живопись. 2) Директор института решил баллотироваться в депутаты Государственной Думы. 3) Родителям нужно больше внимания выделять своим детям. 4) Маятник старинных часов стучал тяжело и с каким-то печальным шипением. 56. Найдите строчку синонимов: 5) рассвет, полночь 57. «Раненый» в предложении «Раненый застонал» является: 58.»Покойник» грамматически является существительным: 2) среднего рода; 3) мужского рода; 4) женского рода. 60. Слово «шимпанзе»: 2) среднего рода; 3) мужского рода; 4) женского рода. 2) среднего рода; 3) мужского рода; 4) женского рода. 62. Правильно сказать: 63. Существительное «забияка»: 2) среднего рода; 3) мужского рода; 4) женского рода. 1) относится ко 2 склонению; 2) склоняется особо. 65. В словосочетании «железный замок» прилагательное «железный» является: 66. В словосочетании «железный характер» прилагательное «железный» является: 67. «Сдаться» — глагол: 1) совершенного вида; 2) несовершенного вида; 68. «Женить» — глагол: 1) совершенного вида; 2) несовершенного вида; 69. Причастие «списанный» образовано от глагола: 70. «Бранить» — глагол: 71. Ненавидеть — глагол: 72. Форм настоящего времени не имеют глаголы: 1) совершенного вида; 2) несовершенного вида. 73. Сложное будущее время образуют глаголы: 1) совершенного вида; 2) несовершенного вида. 74. По временам глаголы изменяются: 1) в условном наклонении; 2) в повелительном наклонении; 3) в изъявительном наклонении; 4) во всех трех наклонениях. 75. У местоимения «себя»: 1) нет именительного падежа; 2) нет творительного падежа. 76. Правильно сказать: 1) в обоих канавах; 2) в обеих канавах. 77. В контексте «в связи с окончанием работы» «в связи с» — это: 2) существительное с предлогом; 78. В контексте «вследствие плохой погоды» «вследствие» — это: 79. В контексте «он мил, хотя красавцем его не назовешь» «хотя» — это: 1) деепричастие; 2) предлог; 3) наречие; 4) союз. 80. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно? 1) адекватный — вполне соответствующий чему-либо, тождественный, совпадающий 2) закоснелый — утративший подвижность, гибкость; устарелый, отсталый 3) криминальный — относящийся к преступлению, уголовный 4) сентиментальный — особо тщательный, до мелочи точный 81. Какое прилагательное можно включить в данный перечень синонимов? Сапфировый, ультрамариновый, васильковый, индиговый… 1) серый 3) зеленый 2) синий 4) желтый 82. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание? 1) гербарий, коров, босиком 2) суффикс, смелость, рощ 3) улей, олений, разбросав 4) гуманист, ранить, другой 83. В каком ряду во всех словах суффикс -ин- имеет одно и то же значение? 1) развалина, лососина, хозяин 2) трещина, конина, глубина 3) грузин, ширина, седина 4) свинина, осетрина, баранина 84. В каком ряду во всех словах суффикс -тель- имеет одно и то же значение? 1) строитель, воспитатель, водитель 2) учитель, покупатель, очиститель 3) победитель, глушитель, испаритель 4) распылитель, выключатель, читатель 85. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом? 1) разбить, нерадостный, предгрозовой 2) перепрыгнуть, внеклассный, чернослив 3) навсегда, подземный, пылесос 4) побольше, хлебозавод, внучонок 86. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно — суффиксальным способом? 1) разрыдаться, привокзальный, наибольший 2) по-зимнему, сослуживец, наручник 3) наконечник, досрочный, премилый 4) закавказский, нахлебник, присмотреть 87. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке? пар – парить — … — испарение 1) парной 3) парильня 2) испарить 4) парник 88. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке? пустой – пустыня — … — пустынно 1) пустырь 3) пустынный 2) пустота 4) опустошить 89. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно? 1) экспромт — речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения 2) ностальгия — неприятные воспоминания 3)геральдика – составление, истолкование и изучение гербов 4) икебана – искусство составления букетов из живых или засушенных растений, культивируемое в Японии 90. В каком предложении слово абзац употреблено неправильно? 1) Лисицын вносил коррективы в тексте, переписывая целые абзацы. 2) В некоторых учебниках по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений русских писателей. 3) Перескакивая с абзаца на абзац, она с замиранием сердца читала статью о своем новом романе. 4) Ребята списывали текст, деля его на абзацы. 91. В каком предложении иноязычное слово употреблено неуместно? 1) Родители оппонировали против моего решения поступать в этот вуз. 2) Человеческий организм способен адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. 3) Премьера спектакля вызвала настоящий ажиотаж: у театра столпилась огромная толпа людей. 4) Большинство айсбергов имеют так называемую столообразную форму: они похожи на огромный стол, покрытый белой праздничной скатертью. 92. В каком предложении вместо слова поступок нужно употребить слово проступок? 1) Слова его так и остаются словами и никогда не превращаются в действия, в поступки. 2) Этот юноша способен на благородные поступки. 3) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом обсуждали. 4) В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной. 93. В каком предложении допущена грамматическая ошибка? 1) Платье – халат постиран и убран в шкаф. 2) Письмо – открытка уведомило покупателя о выходе новой книги. 3) Театр – студия открыл новый сезон. 94. В каком предложении допущена ошибка в употреблении формы прилагательного? 1) Более удобная обувь была моей мечтой. 2) Голоса сегодня звучали звонче, слова произносятся четче. 3) Наиболее громоздкий шкаф пришлось поднимать на ремнях. 4) Друг мой был головастее своего брата. 95. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью примыкание? 1) любуясь пейзажем, восходящее солнце, сомневаюсь в успехе, песня весны 2) неожиданно быстро, сделать умышленно, взойдет непременно, рычать по-звериному 3) открывая дверь, восход солнца, кто-то чужой, лисьи повадки 4) гармония чувств, поступить по-дружески, откровенное признание, удостоить внимания 96. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью согласование? 1) идти полем, блестящая идея, подъехал к нему, красный от мороза. 2) немного испугаться, зарабатывать популярность, вспоминая молодость, читающий статью. 3) дивный сон, дрожать от холода, убедиться в искренности, громко разговаривать. 4) низкорослая береза, работающий прибор, первая зелень, сотая доля. 97. Какое предложение сложносочиненное? 1) Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности. 2) Не выдержав, отец опять взглянул назад. 3) Еще небольшое усилие, и подрубленная ель покачнулась. 4) Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну. 98. В каком сложноподчиненном предложении четыре придаточных предложения? 1) Отец с жаром и подробно рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса. 2) Окно было приоткрыто, и, если встать, прижавшись к стене, почти зарывшись в плющ, можно было заглянуть в комнату. 3) Когда он был дома, он все время лежал, и все постоянно в одной комнате, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. 4) Где властвует страх, там владычествует ничтожество, и Чехов хотел, чтобы люди поняли эту мрачную логику, эту диалектику страха. 99. Какое предложение может быть и повествовательным, и вопросительным? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Я могу спросить о его здоровье 2) Как узнать правду 3) Выгляни на картину 100. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом? 1) Случай, который лег в основу «Мертвых душ», Гоголю подсказал Пушкин. 2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. 3) Мне приснился сон, которого никогда я не мог забыть. 4) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в утреннем воздухе. КЛЮЧ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ: Курс повышения квалификации Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НООКурс повышения квалификации Дистанционное обучение как современный формат преподаванияКурс профессиональной переподготовки Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организацииОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-327961 Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали? Вам будут интересны эти курсы: Оставьте свой комментарийАвторизуйтесь, чтобы задавать вопросы. Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах Время чтения: 1 минута Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата Время чтения: 1 минута Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах Время чтения: 2 минуты Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек Время чтения: 1 минута Российским школьникам проведут бесплатные профориентационные тесты Время чтения: 1 минута В России в науке и образовании женщин больше, чем мужчин, но ученых степеней у них меньше Время чтения: 1 минута Подарочные сертификатыОтветственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов. источники: http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=343 http://infourok.ru/testovie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-1749994.html |