В каком ряду во всех словах выделенные суффиксы являются словообразовательными читали жилой

Тестирование по теме «Морфемика и словообразование»- 10 класс
тест по русскому языку (10 класс) на тему

4 варианта тестов по теме «Морфемика и словообразование»- 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
morfemika_i_slovoobrazovanie.zip47.8 КБ

Предварительный просмотр:

Морфемика и словообразование.

1. В каком ряду все слова однокоренные?

1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;

2) кусать, закуска, вкусный;

3) воспитать, питание, подписка;

4) утроить, третий, трефовый.

2. В каком ряду во всех словах выделяется окончание?

1) Прямиком, берегом, творогом;

2) одно, полотно, шестеро;

3) издавна, чиста, комната;

4) четыре, поверье, вскоре.

3. В каком ряду все слова не имеют окончания?

1) Крюк, номер, насквозь;

2) мышь, здесь, четверо;

3) издавна, заново, лишь;

4) напрокат, самокат, вдоволь.

4. В каком слове выделяются два окончания?

5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)?

1) Наи -меньший, под -бежать, по -больше;

2) собра- л -а, велич- айш -ий, наи -худший;

3) бережн- ее, чита- л -а, издавн- а;

4) пере -пилить, ши- л -и , весел- ей.

6. В каком ряду во всех словах выделенные суффиксы являются словообразовательными?

1) Чита- л -и, жи- л -ой, мерз- л -ый;

2) хитр- и -ть, бег- и, дружеск- и;

3) грузин- к -а, молоч- к -о, плав- к -и;

4) быстр- ей, сильн- ей, грамот- ей.

7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над- ?

1) Надеть, надежный, надпись;

2) надкостница, надтреснутый, надднепровский;

3) надежный, надбровье, надкусить;

4) надвинуть, надрезать, надводный

. 8. В каком ряду во всех словах выделяется приставка под- ?

1) Подворотня, подкрылок, неподражаемый;

2) подреберье, подробный, неподкупный;

3) неподсудный, подлесок, подарок;

4) неподвластный, подследственный, наподдать.

9. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите ?

1) Тратите, поднесите, толкните;

2) хотите, красите, согните;

3) стоите, караулите, позволите;

4) берегите, подчеркните, соберите.

10. В каком слове есть суффикс -чик- ?

1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка НАД -?

1) надпись, надуманный, надоедать

2) надрез, надомница, надувной

3) надломленный, надкусить, надсечка

4) надрубка, надрываться, надежность

2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ЗА — ?

1) заглохший, залежь, законный

2) загородный, задушевность, закатиться

3) заземленный, замшевый, заикаться

4) заквасить, занозить, закадычный

3. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) прицепной, перегрузка, разрушение, привезший

2) отметина, возмужавший, разломав, пересказавший

3) свинцовый, навеки, загрузивший, овражек

4) ползунок, отставка, выпадая, орешник

4. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) проткнули, запекая, внушение, размазанный

2) походка, отцветший, вытяжка, заварка

3) отделка, перепечатанный, припрятанный, разнимая

4) закваска, заботливый, выговаривая, заказной

5. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: приставка + корень + суффикс?

1) вправо, вслух, влез

2) в-пятых, вровень, вклад

3) впереди, встарь, вкус

4) вблизи, второпях, вскоре

6. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: корень + о + корень + окончание?

1) водолаз, лесоруб, лесосплав

2) желтобокий, сухофрукт, водораздел

3) лесопарк, летопись, косогор

4) водосброс, одноместный, голубоглазый

7. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке : гора — горный — . — горняцкий ?

8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке : имя — именовать — . — переименование ?

9. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) сухой — сушить — осушить — осушение

2) печать — печатать — перепечатать — перепечатка

3) волна — волновать — взволновать — взволноваться

4) учить — научить — наука — научность

10. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) бросать — разбросать — разброска — вразброску

2) чистый — чистить — расчистить — расчистка

3) холод — холодный — холодноватый — холодновато

4) быть — прибыть — прибыль — прибыльно

11. Укажите слово, которое образовано приставочным способом.

12. Укажите слово, которое образовано суффиксальным способом

13. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

14.Укажите слово, образованное способом сложения

15. Укажите слово, которое образовано бессуффиксным способом

Урок по русскому языку в 10-м классе по теме «Морфемика. Словообразование. Морфемы, их типы, функции»

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем.
  • Формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного разборов.
  • Совершенствование навыков правописания.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3. Проверка домашнего задания. Написание словарного диктанта. Комментированное письмо, работа по цепочке с графическим обозначением орфограмм.

Внимание, воображение, воспоминание, восприятие, дисциплинированность, самооценка, идентификация, индивидуальность, интуиция, меланхолик, темперамент, настойчивость, обоняние, обаяние, обобщение, остроумие, осязание, отношение, ощущение, припоминание, раздражение, рефлексия, самостоятельность, тестирование, умозаключение, уравновешенность, характер, целеустремленность, эволюция, эксперимент, эмоции.

4. Повторение и систематизация ранее изученного теоретического материала. Фронтальный опрос-беседа с учащимися по вопросам.

  1. Что такое морфема?
  2. Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают?
  3. В чем отличие корня от других морфем?
  4. Как называются все морфемы, кроме корня?
  5. Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова?
  6. Что такое приставка, суффикс, постфикс?
  7. Что такое основа слова?
  8. Для чего нужны служебные морфемы?
  9. В какой части слова заключено лексическое значение?
  10. Какие части слова выражают грамматическое значение?
  11. Почему морфемы можно разделить на словоизменительные (формообразующие) и словообразовательные?
  12. Какие части речи не имеют окончания?
  13. Что такое нулевое окончание? Как его определить?
  14. В какой части речи в слове можно выделить два окончания?
  15. Вспомните орфографические правила, которые опираются на умение выделять морфемы в слове?

5. Отработка умений и навыков. Работа с раздаточным материалом.

А) Распределительный диктант с обозначением части речи, графическим выделением основы и окончания (если оно есть): есть формы словоизменения / нет формы словоизменения.

Купаный, ведь, два, дочь, веселее, луна, стойко, играючи, смеясь, могуч, конечно, дело, мышь, никогда, можно, нарочно, нельзя, фойе, синий, краснеющий, горяч, около, вследствие, погасив, пополам, сторож, впоследствии, чуть, невтерпеж, покрасив.

Б) Распределительный диктант. Делим слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем:

1) слова со словоизменительными (формообразующими) морфемами;

2) слова со словообразовательными морфемами.

В) «Две минуты на ответ».

1) Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.

Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова СТЕКЛО, КРАСИВО? Почему? Объясните графически.

Г) В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни?

  1. Любить, любой, любовь, любитель;
  2. духовность, духовный, духи;
  3. долина, доля, обездолить, бездольный;
  4. долгий, долго, долгота, долг;
  5. плен, пленник, пленарный, пленить;
  6. липа, липкий, липняк, липовый;
  7. клад, кладоискатель, укладка;
  8. город, городской, горожанин, загородка;
  9. бурить, бурильщик, буря;
  10. воротник, воротить, возврат;
  11. мель, отмель, мельник;
  12. носить, носовой, носильщик;
  13. дорога, железнодорожный, дороговат;
  14. направо, правопорядок, (уголовное) право;
  15. делимое, подельник, делитель;
  16. молитва, молить, моль;
  17. сель, сельский, односельчане;
  18. гулять, с гулькин нос, гулянка;
  19. мина, миновать, заминировать;
  20. манная (крупа), манок, заманить.

6. Самостоятельная работа, выполнение тестового задания.

1. В каком ряду все слова однокоренные?

  1. дрожать, продрогнуть, вздрагивать;
  2. кусать, закуска, вкусный;
  3. воспитать, питание, подписка;
  4. утроить, третий, трефовый.

2. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?

  1. вбок, вброд, ввысь;
  2. вверх, вдаль, взлет;
  3. ввоз, вдох, взгляд;
  4. вниз, вдоль, взмах.

3. В каком ряду все слова не имеют окончания?

  1. крюк, номер, насквозь;
  2. мышь, здесь, четверо;
  3. издавна, заново, лишь;
  4. напрокат, самокат, вдоволь.

4. В каком слове выделяются два окончания?

  1. кареглазый;
  2. что-либо;
  3. семьдесят;
  4. кафе-бар.

5. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)?

    наи-меньший, от-плыть, напева-я;
  1. сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;
  2. красив-ее, вынес-л-а, снов-а;
  3. пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.

6. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

  1. надпись, надуманный, надоедать;
  2. надрез, надомница, надувной;
  3. надломленный, надкусить, надсечка;
  4. надрубка, надрываться, надежность.

7.В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?

  1. искалеченный, исколесить, искрометный;
  2. искореженный, искоса, искательница;
  3. искривленный, искуситель, исключительный;
  4. искупление, исклеванный, ископаемые.

8.В каком ряду во всех словах выделяется окончание-ите?

  1. тратите, поднесите, толкните;
  2. хотите, красите, согните;
  3. строите, караулите, позволите;
  4. берегите, подчеркните, соберите.

Ключ к тесту:

123456789
ответ133323434

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: составить словарный диктант (30-40 слов) на тему «Искусство», повторить правила правописания приставок (пре/при; на -с-/-з-)

Литература.

  1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: ВАКО, 2006.
  2. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ 2008. Русский язык. Сборник заданий. М.: Эксмо, 2008.
  3. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

Тест по теме «Морфемика»

Тест по теме «Морфемика»

А1. Какое слово верно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) сер-ов-ат-ое;
2) на-столь-ный;
3) вы-воз-ит;
4) рассказ-чиц-а.

А2. Какое слово верно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) бел-ейш-ий;
2) разби-т-ый;
3) пере-воз-и-тся;
4) храбрец-ы.

А3. Какое слово неправильно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) под-стакан-ник-и;
2) пред-пис-а-н-ие;
3) за-рубеж-н-ый;
4) пред-рас-по-лаг-а-ть.

А4. Какое слово неправильно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) об-рад-ова-л-и-сь;
2) крас-от-а;
3) не-при-нужд-енн-о;
4) пере-во-площ-ать.

А5. Какое слово не является родственным остальным трем?

1) пахать;
2) пахота;
3) пахнуть;
4) пахарь.

А6. Какое слово состоит из двух приставок, корня, одного суффикса и окончания?

1) водица;
2) напутствовать;
3) загордиться;
4) переоценка.

А7. Какое слово состоит из корня, двух суффиксов и окончания?

1) газетный;
2) общественный;
3) судьбоносный;
4) нечленимый.

А8. В каком слове нет суффикса?

1) огурец;
2) ребенок;
3) речка;
4) горошек.

А9. В каком ряду все слова являются родственными?

1) пригорок, горестный, взгорье;
2) годный, годовой, новогодний;
3) водный, заводить, наводнение;
4) гордость, горделивый, загордиться.

А10. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются формообразующими?

А11. В каком ряду во всех словах выделяется окончание?

1) прямиком, берегом, творогом;

2) одно, полотно, шестеро;

3) издавна, чиста, комната;

4) четыре, поверье, вскоре.

Тест по теме «Морфемика»

А1. Какое слово верно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) при-бреж-ный;
2) про-чит-ыва-ть;
3) нов-ей-ш-ий;
4) нес-ли.

А2. Какое слово верно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) теп-л-ее;
2) пере-жив-ать;

3) сме-ял-ся;
4) худож-еств-енн-ый.

А3. Какое слово неправильно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) на-практ-ик-ова-ть-ся;
2) слуш-а-тель;
3) сверх-секрет-н-ый;
4) хлеб(о)рез-к-а.

А4. Какое слово неправильно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) ис-польз-ова-н-ие;
2) за-город-н-ый;
3) у-вер-ен-ы;
4) утр-енн-ее.

А5. Какое слово не является родственным остальным трем?

1) дорожить;
2) придорожный;
3) дорога;
4) подорожник.

А6. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) прочитывая;
2) перебрасываться;
3) наводнение;
4) взгорье.

А7. Какое слово состоит из приставки, корня и окончания?

1) переулок;
2) огородный;
3) обнова;
4) освещение.

А8. В каком слове нет приставки?

1) поступок;
2) отпуск;
3) одинокий;
4) воспоминание.

А9. В каком ряду все слова являются родственными?

1) горестный, горемыка, горевать;
2) душ, душный, задушевный;

3) коса, раскосый, прикоснуться;
4) горечь, горный, пригорок.

А10. В каком ряду во всех словах выделенные суффиксы являются словообразовательными?

А11. В каком ряду все слова не имеют окончания?

1) крюк, номер, насквозь;

2) мышь, здесь, четверо;

3) издавна, заново, лишь;

4) напрокат, самокат, вдоволь.

Ответы к тесту по теме «Морфемика»


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/600116

http://pandia.ru/text/79/375/27550.php