Русский язык. 6 класс
Состав слова
Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.
Приставочный способ
Выделите цветом слова, образованные с помощью приставки при-.
Пр…пятствие , пр…сутствовать , пр…образовывать , пр…вращаться , пр…огромный , пр…ближение , пр. морский .
Состав слова
Какие слова состоят из приставки, корня, окончания. Подчеркните их.
Обманывать , пробег , перелаз , снежинка , водопад , обмен , переход .
Способы словообразования
Распределите слова на 2 группы по способу словообразования: суффиксальный и приставочный.
Суффиксальный
Приставочный
Приставки в словах
Вставьте пропущенные буквы в приставках.
Пр красный, пр мерный, пр ближение, пр бегать, пр умный, пр мудрый, пр бежище.
План словообразовательного разбора
Восстановите словообразовательный анализа слова «подснежник».
Способ словообразования
Определите способ образования слов.
Подшёрсток, побережье, сокурсник.
Способ словообразования
Соедините линиями слово и способ его образования.
Морфемный разбор слова
Заполните пропуски в таблице.
Слово | приставка | корень | суффикс | окончание |
---|---|---|---|---|
Перебежчики | ||||
Подберёзовый | Пропущенное словоВпишите пропущенное слово. Словообразовательный разборВыполните словообразовательный разбор слова. Впишите пропущенные слова. приставка при- и -н-. Пары словКакая пара составлена неверно? Зачеркните ответ. Амбар: амбарчик = сарай: сарайчик ; слон: слониха = трус: трусиха ; парашют: парашютист = паспорт: паспортист ; гусь: гусята = ботинок: ботинята. Способ образования словВыберите способ образования слов. Гитарист, примерный, поселение, сопровождение. Суффиксальный способ словообразованияВыделите ряд, в котором от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ян-? Повторение. Состав слова. Русский язык. 4 класс. Конспект урокаУМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Цель: совершенствовать знания учащихся о частях слова, развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный запас учащихся; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь; воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку. Средства:
Ход урока1. Организационный моментИтак, друзья, внимание –
Привет, сосед, – Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами. 2. Минутка чистописания– Откройте тетради, запишите число, классная работа. улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться Улыбка никому не вредит.(японская пословица) – Как вы понимаете данную пословицу? 3. Сообщение темы и целей урока– Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке? (Эти слова, родственные.) – Вспомните, что за слова мы называем родственными? (Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.) – Как называется общая часть родственных слов? – А какие части слова вы знаете ещё? – Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.) – Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? – Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу. – Ребята, а для чего надо знать части слова? (Чтобы правильно писать слова.) – Поэтому и девиз нашего урока звучит так: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!» 4. Работа по теме урокаа) Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с упражнения «Найди «лишнее» слово». Поле, полька, полюшко, полевод. (Полька – не однокоренное слово.) – Что такое корень? Нарисовал, подъехал, смотреть, влезет. (Смотреть – в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.) – Что такое приставка? Носик, машинист, берёза, колечко. (Берёза – в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс) – Что такое суффикс? – А какой части слова мы ещё не сказали? – Что такое окончание? – Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова? – А помощью каких частей слова мы образуем новые слова? б) Работа по учебнику. – Образуйте однокоренные слова и запишите их. (Первую часть упр. выполняется по «цепочке», у доски с выделением приставки; Вторая часть упр. выполняется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой; устно составляется предложение с одним из слов.) в) Упр. 525 – Прочитайте, сравните между собой слова: какая часть в них одинаковая и какие части разные. – Спишите, обозначьте части слова. Разбор слов по составу: зелёненький, дошкольник. Помни при разборе слова: Окончание и основу 5. ФизкультминуткаГимнастика для глаз Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке. 2. Расширение поля зрения. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места. 3. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 6. Повторение пройденного материала– Скажите, что вам кажется особенно интересным в описании берёзы после дождя? Как поэту удалось это передать? – Объясните написание выделенных букв. Учитель: повторяйте за мной: Я в школе на уроке. – Напишите текст по памяти. (Заучивание и проверка – в парах.) – Выполните разбор под цифрой 3.(Выполняется коллективно.)
7. Самостоятельная работаТест по теме «Состав слова» – по вариантам. Вариант 11. В каком ряду дано верное определение «окончания»: а) Стоит после корня и служит для образования новых слов. 2. В каком ряду перечислены части слова: а) Существительное, прилагательное, корень, окончание. 3. В каком ряду записаны однокоренные слова: а) Вода, водолаз, водитель. 4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание : а) дубы 5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса: а) Домик, грядка, вазочка. 6. В каких рядах записаны слова с приставками: а) (по)горели 7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы: Вариант 21. В каком ряду дано верное определение «приставка»: а) Стоит после корня и служит для образования новых слов. 2. В каком ряду перечислены части слова: а) Существительное, прилагательное, корень, окончание. 3. В каком ряду записаны однокоренные слова: а) Вода, водолаз, водитель. 4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание : а) дубы 5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса: а) Домик, грядка, вазочка. 6. В каких рядах записаны слова с приставками: а) (от)боли 7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы: а) жалость 8. Подведение итогов
– Жил был много лет назад корень лет-. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”. Посадили люди корень лет-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от него, все они на корень похожи, но и своё в каждом есть. (У каждого на столе лежит листик, где написано лет, надо добавить, чтобы получилось однокоренное слово; те, кто справился с заданием, прикрепляют свой листик к стволу дерева, на доске). Например: вертолёт, взлёт, звездолёт, летать, летающий, летучий, лётный, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, перелететь, вылететь и т.д.) 9. Рефлексия
10. Выставление оценокКорень мой находится в цене, 11. Домашнее заданиеУчитель: Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения. Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей. – Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. – Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым! – Я благодарю вас за успешную работу на уроке. – Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята! Строение каких слов соответствует схеме: приставка+корень+суффикс+окончание?2)познавательный. рас/ста́вл/ен/ (потому что у этого слова — нулевое окончание) по/зна/ва́/тельн/ый – здесь 2 суффикса – не подходит до/гон/ят – здесь нет суффикса – не подходит сначала – это наречие, у него не может быть окончания – не подходит источники: http://rosuchebnik.ru/material/povtorenie-sostav-slova-russkiy-yazyk-4-klass-konspekt-uroka/ http://sprashivalka.com/tqa/q/27396466 |