В каком слове есть приставка корень один суффикс окончание

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Ладыженская. §31. Морфемика и словообразование. Упражнение №*

Вставьте пропущенные слова или словосочетания, которые помогут вам вспомнить определения частей слова (морфем).
Окончание − это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для __ _ . Среди окончаний есть нулевые окончания.
Основа − это часть изменяемого слова без _
__ или все неизменяемое слово. В основе слова заключено его лексическое значение.
Корень − это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех __ __ слов.
Суффикс − это значимая часть слова, которая находится после __ __ или после другого __ __ и служит для образования слов.
Приставка − это значимая часть слова, которая находится перед __ __ или перед другой __ __ и служит для образования слов.

Решение

Окончание − это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов. Среди окончаний есть нулевые окончания.
Основа − это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. В основе слова заключено его лексическое значение.
Корень − это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Суффикс − это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов.
Приставка − это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов.

Состав слова (морфемика). словообразование

  1. Укажите неверные утверждения:

а) Морфемика изучает состав и строение слова;

б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;

в) Окончание является формообразующей морфемой;

г) В русском языке существует один тип основы: производная.

д) Приставки могут быть синонимичными.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова (морфемика). словообразование»

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Укажите неверные утверждения:

а) Морфемика изучает состав и строение слова;

б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;

в) Окончание является формообразующей морфемой;

г) В русском языке существует один тип основы: производная.

д) Приставки могут быть синонимичными.

2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?

а) ведущий, осведомлённый, товаровед б) водитель, вождь, газопровод

в) кора, корить, укор г) накормить, кормчий, (над) кормой

3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?

а) возведённый б) сверкают в) издалека г) увидевший

4. Какой суффикс НЕ МОЖЕТ иметь значение ЛИЦА, названного по профессии?

а) -ист- б) -ец- в) -ость- г) -ниц-

5. Какое слово неправильно разобрано по составу?

а) с-прав-а б) стрел-к-ов-ый в) вежлив-ость- г) об-дум-ыва-я

6. Какое слово образовано суффиксальным способом?

а) подготовкаб) одноклассник в) подписать г) неожиданный

7. Какое слово образовано сложением основ с одновременным прибавлением суффикса?

а) скоропортящийся б) старшеклассник в) электромонтёр г) быстроходность

8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?

а) симм..трично, стро..вой, перел..вать, орг..нический

б) л..песток, веч..ром, изв..щение, матем..тический

в) л..петать, зар..зительно, распор..жение, ч..столюбивый

г)заст..влять, предпоч..тать, просв..щение, посв..щённый

9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.

Прочитайте текст и выполните следующие задания.

Стоять на полу было нельзя, потому что из-под двери дуло, а все болезни начинаются, если застудить ноги. Балансируя, я старался не упасть, а бабушка меня вытирала. Сначала голову. Её она тут же завязывала полотенцем, чтобы гайморит не обострился. Потом она вытирала всё остальное.

10. Выпишите два слова с нулевым окончанием.

11. Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

12. Определите способ словообразования: лесостепной,читка,собеседник,уехать, нагрудный, немосквич, тотчас, ход, травля, ученый (сущ.), нефтепродукты

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА). СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. Укажите верные утверждения:

а) Морфемика изучает состав и строение слова;

б) Неизменяемые слова могут иметь нулевое окончание;

в) Окончание является формообразующей морфемой;

г) Суффиксы могут быть синонимичными;

д) В русском языке существует один тип основы: непрозводная.

2. Какой ряд состоит из однокоренных слов?

а) инспектор, испечь, пекарь б) сбор, прибор, борная (кислота)

в) летний, летать, полёт г) сток, течение, текущий

3. В каком слове есть приставка, корень, один суффикс, окончание?

а) избегая б) прибежавшийв) сближениег) устланный

4. Какой суффикс отличается от остальных по значению?

а) -ств- б) -изн- в) -ость- г)-тель-

5. Какое слово неправильно разобрано по составу?

а) по-человеч-еск-и б) проч-н-ее в) до-вер-ие г) рас-тер-я-вши-сь

6. Какое слово образовано приставочным способом?

а) направо б) направить в) направлять г) направиться

7. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

а) размышление б) расколоть в) раздумывать (о чём) г) развернуться

8. В каком ряду во всех словах пропущена корневая безударная гласная, проверяемая ударением?

а)изм..нённый, сув..нир, отг..лосок, разгор..чённый

б)ог..рчение, мет..д, созд..вая, пропол..скать

в)безнаказ..нно, объ..снение, ласк..во, т..жёлый

г)прил..скать, разг..раться, по..с, т..рговец

9. Укажите ошибку в подборе проверочного слова для выделенной орфограммы.

а)вЕсть– извЕстие б)свежЕсть–жЕсть

в)бИзнесмен– бИзнес г)олИмпиада–ОлИмп

Прочитайте текст и выполните следующие задания.

Клёст сидел на своей жёрдочке торжественно и гордо, как командир на коне. Я бросил в клетку семечко подсолнуха. Командир соскочил с жёрдочки, взмахнул клювом — семечко разлетелось на две половинки. А командир снова взлетел на своего деревянного коня, пришпорил и замер, глядя вдаль.

Надо было придумать клесту имя. Я долго прикидывал так и эдак и назвал клеста – Капитан Клюквин.

10. Выпишите два слова с окончанием -о.

11. В тексте есть глаголы, образованные приставочно-суффиксальным способом. Выпишите любые 2.

12. Определите способ словообразования: колхозник, шариковый, безденежье, подстанция, по-осеннему, прибежать, сейчас, пуск, брань, дежурный (сущ.), железобетон

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «морфемика и словообразованиее»

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Морфемика и словообразование. 37 урок

Тип урока : повторение

Цель урока : развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора; научить проводить морфемный разбор слова; формировать навык выделения значимых частей слова.

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 1, 2 части. 1 часть. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; — 7-е изд — М. : Просвещение, 2016г.

Универсальные учебные действия, работа с текстом

1 Самоопределение к деятельности

Доброе утро, ребята! Сегодня мы рассмотрим свами тему Морфемика и словообразование.

Запишите, пожалуйста, число и тему урока в тетрадях.

2 Постановка учебной задачи.

Вчера мы с вами повторили части слова, то есть морфемы. Остановились на задании разбор слова по составу. Давайте продолжим это задание. Запишите оставшиеся слова и разберите их по составу, потом мы проверим.

Разберите по составу слова: самолёт, распутаешь, строчки, написать, ягодка, сверхсекретный, наушники, прогулка, выход, выдумка, проезд, соринка, призадумалась, подножка.

упр.156. Осень . Обсыпается весь наш бедный (м. р., И. п.) сад ,

Листья пожелтелые (мн. ч., И. п.) по ветру летят (2−е спр., наст. вр., 3−е. л., мн. ч.);

Лишь вдали красуются, там, на дне долин ,

Кисти (мн. ч, 3−е скл., И. п.) ярко−красные вянущих рябин (1−е скл., мн. ч., Р. п.).

4 буквы, 3 звука

работают по теме урока

Познавательные: Уметь строить рассуждения, делать выводы

самостоятельное выделение и формирование цели;

3 Первичное закрепление нового знания

Заголовок — Семейство корня −уч−.
Жил−был корень — −уч−. И вот надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединяться с ним. Прошло время, и превратился маленький− премаленький корень−корешок −уч− в огромное семейство слов.
А слова такие: учащийся, учёба, учебный, учебник, учёный, ученик, учёность, учение, учить, учитель, выучить, выучка, заучивать, научный, неуч, переучить, разучить, соученик.

Самостоятельная работа на 20 минут по теме морфемика и словобразование.

Для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ.

— Подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю

Познавательные: Использование знаково- символических средств, поиск разнообразных способов решения задач.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

4 Рефлексия деятельности

— — А теперь подведем итог нашей работы.

Участвуют в обсуждении итогов

5 Домашнее задание

Проверочная работа: «Морфемика. Словообразование. Орфография».

1. Окончание – это .

A) Значимая часть слова, общая для родственных слов.

B) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

C) Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении.

D) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

E) Главная часть основы.

  1. Укажите слово с нулевым окончанием.

A) Школа. B) Школьный. C) Пришкольный. D) Школьники. E) Школьник.

3.В каком слове есть нулевое окончание?

А) молода В) гербарий С) рисует D) одежды Е) зверобой

4.Сколько морфем в слове посланница?

A) 3 B) 4 C) 5 D) 6 E) 7

5.Найдите слово, которое не соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание.

A) Поездка B) Разведка C) Записка D) Стройка E) Покупка

6. Отметьте ряд, в котором все слова являются однокоренными.

  1. гора, подгорный, горе
  2. водить, вода, водяной
  3. засветить, свет, светлый
  4. трава, травяной, травить

7. Слово, не входящее в ряд однокоренных:

A) вода B) водный C) водитель D) водопад E) наводнение

8. Укажите неверное утверждение.

А) В корне -кос- – -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-.

В) В корне с чередованием -гор- – -гар- в безударном положении пишется буква А.

С) В корне с чередованием -зар-, зор- под ударением пишется буква А .

9. В каком слове пропущена буква А?

10. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

  1. м…ляр, заг…р, пол…жение
  2. к…саюсь, предл…жить, заг…реть
  3. выр…с, сл…жение, пом…гать
  4. приб…рать, зам…лчать, г…раж

Проверочная работа: «Морфемика. Словообразование. Орфография».

1. Окончание – это .

A) Значимая часть слова, общая для родственных слов.

B) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

C) Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении.

D) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

E) Главная часть основы.

  1. Укажите слово с нулевым окончанием.

A) Школа. B) Школьный. C) Пришкольный. D) Школьники. E) Школьник.

3.В каком слове есть нулевое окончание?

А) молода В) гербарий С) рисует D) одежды Е) зверобой

4.Сколько морфем в слове посланница?

A) 3 B) 4 C) 5 D) 6 E) 7

5.Найдите слово, которое не соответствует схеме: приставка – корень – суффикс – окончание.

A) Поездка B) Разведка C) Записка D) Стройка E) Покупка

6. Отметьте ряд, в котором все слова являются однокоренными.

  1. гора, подгорный, горе
  2. водить, вода, водяной
  3. засветить, свет, светлый
  4. трава, травяной, травить

7. Слово, не входящее в ряд однокоренных:

A) вода B) водный C) водитель D) водопад E) наводнение

8. Укажите неверное утверждение.

А) В корне -кос- – -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А-.

В) В корне с чередованием -гор- – -гар- в безударном положении пишется буква А.

С) В корне с чередованием -зар-, зор- под ударением пишется буква А .

9. В каком слове пропущена буква А?

10. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

  1. м…ляр, заг…р, пол…жение
  2. к…саюсь, предл…жить, заг…реть
  3. выр…с, сл…жение, пом…гать
  4. приб…рать, зам…лчать, г…раж

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Памятка «Зачем нужны знаки препинания»

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык

Урок № 65 КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА)

Контрольная работа «Сложное предложение», 9 класс

КИМы русский язык 5 класс

Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: «Слова с удвоенными согласными в корне слова».

Задание 8 ЕГЭ русский язык

КТП Русский язык 5 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5194526 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата

Время чтения: 1 минута

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

В Югре в 2022 году откроют школьный центр генетики

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/sostav-slova-morfemika-slovoobrazovanie.html

http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-morfemika-i-slovoobrazovaniee-5365618.html