В каком слове правописание и после ц объясняется правилом

Итоговое тестирование по русскому языку в 5 классе
тест по русскому языку (5 класс) на тему

Итоговое тестирование по русскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
itogovoe_testirovanite_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx30.37 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Итоговое тестирование по русскому языку в 5 классе

К каждому заданию А1-А14 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задание обведите кружком.

А1. Какая пара слов не является словосочетанием?

2) характеристика героя

4) пролистал газету

А2. В каком предложении есть обстоятельство?

1) Майор привёз мальчишку на лафете.

2) Тускло льётся свет лампады.

3) Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грёз.

4) Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.

А3. В каком предложении надо поставить только одну запятую

(знаки препинания не расставлены)?

1) Пыль лежала серой коркой на его ватнике и картузе.

2) Полно доченька не плачь.

3) Басни Крылова остроумные поучительные злободневные.

4) Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведёт.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Все соседи только про неё и говорят – «Работница – золотые руки!»

2) Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.

3) В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого.

4) Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.

А5. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) край 2) сгореть 3) роль 4) взгляд

А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) подушка м Я гка 2) кварт А л 3) н А чала 4) свекл А

А7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?

1) умыват..ся, дрож..

2) нет задач. под..ехать

3) катаеш..ся, борщ..

А8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) ч..рный, плеч.. 2) ц..фра, пальц.. 3) заб..ру, ката..м

4) и..пугать, ра..бег

А9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

3) г..мнастика, г..роизм

4) подр..сти, прил..гательное

А 10. В каком слове количество букв не совпадает с количеством звуков?

1) самолёт 2) поезд 3) домики 4) комната

А 11. Назовите слово, которое не является однокоренным слову ЗИМА:

1) зимовать 2) зиме 3) зимний 4) зимовщики.

А 12. Укажите верное объяснение написания пропущенной буквы в слове распол…жение .

1) на месте пропуска пишется О , т.к. это словарное слово

2) на месте пропуска пишется А , т.к. это словарное слово

3) на месте пропуска пишется О , т.к. за корнем нет суффикса А

4) на месте пропуска пишется О , т.к. эту орфограмму можно проверить

А 13. В каком слове правописание И после Ц объясняется правилом: « И после Ц пишется в корне»

1) станции 2) информацию 3) панцирь 4)авиационный

А 14. В каком слове нет приставки:

1) расположен 2) взлетает 3) площадки 4) вполовину

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6.

(1) За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек.

(2) Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! (3) Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (4) Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5) Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

В1. Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласного в корне.

В2. Из предложения (4) выпишите слово (слова) с приставками.

В3. Из предложения (2) выпишите краткие прилагательные.

В4. Из предложения (1) выпишите слово (слова), в котором (которых) звуков больше, чем букв.

В5. Из предложений (4, 5) выпишите синонимы.

В6 . Сколько всего грамматических основ в предложении (5)?

Правописание «Ы» и «И» после «Ц» в словах

Написание «ы» и «и» после «ц» свя­за­но с той частью сло­ва, в кото­рой име­ет­ся эта орфо­грам­ма. Рассмотрим, в каких слу­ча­ях пишет­ся бук­ва «и», а когда бук­ва «ы» после «ц» в сло­вах рус­ско­го языка.

Буква «и» после «ц»

Буква «и» после «ц» пишет­ся в сле­ду­ю­щих случаях:

Это напи­са­ние отме­тим в род­ствен­ных сло­вах с этим же корнем:

  • ц и фр ово́е изоб­ра­же­ние;
  • ц и рк ово́й артист;
  • нарци́сс овый запах;
  • дисц и плин и́рованный уче­ник;
  • па́нц и р ная сет­ка.

Большинство слов рус­ско­го язы­ка пишут­ся с бук­вой «и» после «ц» в корне.

Исключением явля­ют­ся сло­ва, в корне кото­рых после «ц» пишет­ся бук­ва «ы»:

Это напи­са­ние сохра­ня­ют про­из­вод­ные от них лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи.

Понаблюдаем:

  • ц ы ган­ский табор;
  • смуг­лая ц ы ган­ка;
  • весе­лый ц ы ганё­нок;
  • петь по-ц ы ган­ски;
  • ц ы пля­чий пух;
  • наша ц ы плят­ни­ца;
  • гром­ко ц ы кнуть;
  • не надо ц ы кать
  • ц ы п-ц ы п и др.

Указанные слова-исключения из орфо­гра­фи­че­ско­го пра­ви­ла лег­ко запом­нить, если их объ­еди­нить в одну фразу:

Цыган встал на цыпоч­ки и ска­зал цып­лён­ку: «Цыц»!

Возможно, что эти слова-исключения вам помо­гут запом­нить весе­лые сти­хи поэта-сатирика Аркадия Хайта, авто­ра сце­на­ри­ев муль­ти­пли­ка­ци­он­ных филь­мов «Ну, пого­ди!» и «Приключения кота Леопольда»:

Цыган цып­лён­ка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цып­лё­нок услыхал —
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребя­та! Не шуметь!
А то цыган собьётся,
Перестанет скрип­ка петь,
Танец вот прервётся…

2. Буква «и» пишет­ся в заим­ство­ван­ных сло­вах, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ция:

Буква «ы» после «ц»

Выбор бук­вы «и» или «ы» после «ц» зави­сит от места в сло­ве и от грам­ма­ти­че­ской фор­мы лек­се­мы. Буква «ы» пишет­ся в основ­ном после «ц» не в корне, а в дру­гих морфемах:

1. в окон­ча­ни­ях слов:

а) у суще­стви­тель­ных в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла роди­тель­но­го паде­жа и мно­же­ствен­но­го числа:

  • воз­ле гра­ниц ы
  • у таб­лиц ы
  • две посло­виц ы
  • мимо око­лиц ы
  • у моей при­я­тель­ниц ы
  • две умниц ы
  • люби­мые уст­риц ы
  • вкус­ные голубц ы
  • пев­чие птиц ы
  • шум­ные улиц ы

б) у прилагательных

  • сест­риц ын а шаль;
  • импе­ра­триц ын трон;
  • яще­риц ын хвост;
  • пле­мян­ниц ын телефон;
  • лисиц ын а нора;
  • куриц ын о гнез­до;
  • синиц ын о перо;
  • куниц ын мех.

Образец рассуждения

Проверьте усво­е­ние все­го пра­ви­ла, вста­вив нуж­ные бук­вы в сти­хо­тво­ре­ние А. Курляндского и А. Хайта:

Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И толь­ко одно­го не знал:
Где ци, а где там цы.

Видеоурок «Написание букв «И» или «Ы» в разных частях слова»

Буквы И — Ы после Ц

Буква ц обозначает всегда твёрдый и всегда глухой звук [ц].

Поэтому, даже если после него стоят буквы и, е, мы всегда произносим ц как твёрдый согласный: цинк [цынк], цепь [цэп’] .

Выбрать букву и — ы после ц можно по правилу

Буква И пишется после Ц:

  • в корнях слов — цилиндр , цирк , цитат а . Исключения: цыган, цыплёнок, (на) цыпочках, цыкнуть, цыц .
  • в словах на -ция — лек ция , иллюмина ция , информа ция .

Буква Ы пишется после Ц:

  • в окончаниях и суффиксах — у цариц ы , (у) подчериц ы , лисиц ын , сестриц ын .
  • в корнях слов-исключений — цыган, цыплёнок, (на) цыпочках, цыкнуть, цыц . Можно запомнить так: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».

Поделись с друзьями в социальных сетях:


источники:

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-yi-i-i-posle-ts-v-slovah.html

http://budu5.com/manual/chapter/1119