В каком слове правописание приставки не зависит от глухости звонкости звука

Правописание приставки зависит от глухости звонкости последующего согласного

Правописание приставок на з- и с-

Разберем важную тему «Правописание приставок», а точнее её частное правило, когда правописание приставки, оканчивающейся на з- или с- зависит от звонкости последующего согласного звука.

Приставки, которые могут писаться по-разному в зависимости от ситуации (смысла, соседних звуков и пр.), называются изменяемым. К изменяемым приставкам относят приставки рас- (рос-) и раз- (роз-), а также целая группа приставок, заканчивающихся на с- или з-. Эту группу желательно выучить:

Если следующий после приставки согласный звук — глухой, то приставка оканчивается на с-, а если следующий согласный звук — звонкий, то в приставке пишется з-. Перед главной всегда пишется звук з- в приставках с чередующимися з- и с-.

Примеры: во з г орание — во с с едать (приставки вос-, воз-), ра з говор — ра с сказ (приставки раз-, рас-), в з нос — в с ходы (приставки вз-, вс-), и с кусать — и з бить (из-, ис).

Приставки на з- перед главным звуком (всегда пишется З): и з умительный, бе з умный, ра з облачение.

Внимание! Приставки з- нет. Но! Запомните слова: здесь, здание, здоровье. В этих словах начальная буква з- является частью корня и не противоречит правилу.

Звонкие и глухие согласные

Чтобы правильно использовать правило правописание приставок на з- и с-, необходимо знать на зубок звонкие и глухие согласные.

Напомню, что все согласные делятся на парные и непарные. Парные образуют пару по звонкости.

Парные делятся на звонкие и глухие:

Непарные также делятся на звонкие и глухие, но, в отличие от парных, они не образуют между собой пары.

Непарные звонкие согласные: Р Л М Н Й

Непарные глухие: Х Ц Ч Щ

для наглядности смотрите таблицу:

Скачать такую таблицу для распечатки:

Задания

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой: сдать, выход, взвыть, вбежать

Правописание приставок выделите приставку, укажите вид приставки

  1. неизменяемая
  2. зависит от глухости-звонкости последующего согласного
  3. зависит от значения

прибрежный, расценивать, премудрый, бесшумный, прилег, надломить, прибывать, приуныл, бесформенный, отход, списать, расценить, пререкаться, отдалить, рассмешил, здешний, преградить, презирать ( труса), безграничный, приглушить, приехать.

Ответ: прибрежный — 3, расценивать — 2, премудрый — 3, бесшумный — 2, прилег — 3, надломить — 1, прибывать — 3, приуныл — 3, бесформенный — 2, отход — 1, списать — 1, расценить — 2, пререкаться — 3, отдалить — 1, рассмешил — 2, здешний — приставки нет, преградить — 3, презирать ( труса) — 3, безграничный — 2, приглушить — 3, приехать — 3.

В каком слове правописание приставки не зависит от глухости звонкости звука

Из предложений 15–19 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

(1)Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2)Идёт невидимый мелкий дождь. (3)А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.

(4)Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5)На улице было скверно. (6)Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7)А он разгуливал под окнами музыкального училища.

(8)Мальчик искал скрипку. (9)И нашёл её. (10)Она звучала в окне второго этажа. (11)Он прислушался. (12)Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13)Все окна как бы умолкли и погасли.

(14)Светилось только одно. (15)Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16)Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17)Он вздрогнул и обернулся. (18)На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19)В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.

– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.

(21)Её голос заглушил скрипку. (22)Мальчик недовольно поморщился и пробурчал:

– Никого я не жду.

– (23)Неправда, – не отступала девочка, – чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.

– (24)Я ходил за хлебом, – ответил мальчик, – вот видишь… хлеб.

– (25)Пойдём, – уверенно сказала девочка. – (26)Что мокнуть.

(27)Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28)Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.

– (29)Знаешь что, – предложила она, – пойдём ко мне. (30)Я сыграю тебе ноктюрн. (31)Мы будем пить чай.

(32)Он ничего не ответил. (33)Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34)И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35)Мы будем пить чай».

– (36)Так пойдём ко мне? – робко повторила девочка.

– (37)Всё равно, – сказал он.

(39)Дождь не проходил. (40)Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41)Все предметы теряли форму, расплываясь. (42)Город обмяк от дождя. (43)А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44)Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45)Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46)Есть он или его нет. (47)А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.

(48)Всё складывалось очень хорошо. (49)Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50)Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51)Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.

(52)Вдруг мальчик как бы запнулся. (53)Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54)И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55)Всё пропало. (56)И его самого уже нет…

(57)В следующее мгновение он остановился. (58)Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59)Потом он крикнул:

– (61)Куда ты. (62)А как же ноктюрн? – крикнула ему вслед круглолицая девочка.

(63)Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64)Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе.

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик убежал от круглолицей девочки?»

1) Он торопился домой, потому что промок под дождём.

2) Мальчика ждала скрипачка Диана.

3) Мальчик не хотел общаться с круглолицей девочкой, потому что она была высокомерной.

4) Мальчик решил остаться верным своей любви.

Последнее высказывание является важнейшим в понимании смысла всего текста: решив остаться верным своей любви, мальчик оставляет неинтересную ему девочку.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Е.В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.В. Джанджаковой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Известный лингвист Е.В. Джанджакова говорила: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Не вызывает сомнения, что мышление и речь тесно взаимосвязаны, речь является показателем уровня интеллектуального и духовного развития человека: чем ниже уровень развития человека, тем беднее его речь. В оформлении мысли немаловажную роль играет грамматика. Так, использование в речи сложноподчиненных предложений свидетельствует о том, что человек умеет грамотно, стройно сформулировать высказывание, а, следовательно, и мыслит он последовательно, логично.

Обратимся к тексту Юрия Яковлева.

Проанализируем грамматический строй предложения 54 (И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса.) Оно представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено однородными дополнениями (к зданию, к жизни, к окнам). Это позволяет автору составить ёмкое высказывание, показать, насколько важны герою его переживания.

Предложение №60 (И побежал.), напротив, простое, как бы однозначно подводящее итог неожиданно завязавшемуся знакомству: герой не будет изменять себе, своему чувству, потому что это чувство и есть самое главное в нём. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.

Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Джанджакова была права в утверждении, что очень важно правильно подобрать нужные средства для выражения мысли.

15.2 Небольшой отрывок заканчивается словами «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе». Этими словами Юрий Яковлев описывает состояние главного героя, мальчика, который от отчаяния решился отказаться от своей тайной мечты: дождаться, пока Диана выйдет к нему, заметит его и (может даже) пригласит слушать ноктюрн и пить чай.

Мы знаем, почему мальчик стоит под дождём, не идёт домой, почему смотрит на окна музыкального училища. Потому что среди звуков разных музыкальных инструментов он слышит только голос скрипки, скрипки, которая в руках у Дианы поёт, смеётся и устало бредёт по земле. Эта девочка завладела душой и сердцем героя, но и её скрипка, и сама Диана холодны и неприступны.

Случайная знакомая, круглолицая девочка с виолончелью, напротив, «сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.» Соглашаясь идти с нею, главный герой пытается убедить себя в том, что она «славная девочка» и что ему не стоит больше ждать, пока Диана его заметит.

Но, как говорят, сердцу не прикажешь. Увидев себя как бы со стороны и поняв, что он поступает против души, мальчик принимает подсказываемое сердцем решение: чтобы остаться самим собой, он будет ждать столько, сколько нужно. И никакие посторонние девочки с виолончелями и ноктюрнами не в состоянии помешать этому. В его мечтах только одно: была бы вместо этой круглолицей его Диана. И ничего с этим не поделаешь: такова любовь.

15.3 Человеку свойственно любить, то есть испытывать глубокое эмоциональное влечение, ощущать сердечную привязанность. Именно такие чувства мы называем любовью. Роль любви в нашей жизни огромна: начинается она с любви к маме, к родной земле, к домашним питомцам. Взрослея, мы влюбляемся и выбираем среди сотен тысяч людей того единственного человека, от мыслей о котором замирает душа и колотится сердце. Юношеская влюблённость — это способность восхищаться и восторгаться избранником и бесконечное желание нравиться ему, привлекать к себе внимание и быть рядом с ним.

Почему мальчик, герой Юрия Яковлева, стоит под дождём, не идёт домой, почему смотрит на окна музыкального училища? Потому что среди звуков разных музыкальных инструментов он слышит только голос скрипки, скрипки, которая в руках у Дианы поёт, смеётся и устало бредёт по земле. Мы знаем, что закончится репетиция, и Диана пробежит мимо, не догадываясь, что её ждут; мы не знаем, заметит ли она когда-нибудь мальчика, но абсолютно точно одно: он будет ждать столько, сколько нужно. И никакие посторонние девочки с виолончелями и ноктюрнами не в состоянии помешать этому. В его мечтах только одно: была бы вместо этой круглолицей его Диана.

Из влюблённости может вырасти настоящая любовь. Герой повести Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв искренне любит Машу Миронову, она отвечает ему взаимностью. Они не просто восторгаются друг другом, они спасают друг друга в тяжелейших жизненных ситуациях. Пример их отношений, основанных на любви и желании сделать счастливым другого человека — это пример, достойный подражания. Есть на страницах повести и другая любовь, отталкивающая и пугающая — любовь Швабрина к Маше. Швабрин не способен на глубокое чувство, он может пойти на низость и подлость, чтобы добиться своего, о чувствах любимого человека он не думает.

Любовь бывает взаимной и безответной. Первая делает человека счастливым, вторая делает его несчастным. Ради любви человек может совершить подвиг, а может пойти на преступление. Это огромная сила, способная двигать людьми, распоряжаться их судьбами, вершить суд и даровать милость.

Буквы «З» и «С» на конце ПРИСТАВОК ( 2). Морфемика и орфография.

Термины в модуле (10)

Подняв брови, Градусов выпрямился, отчего качнулся графин на столе, солнечный блик испуганно заскользил, запрыгал по доске.

Хлынули ручьи, взломало на Тихой речке лед, распушилась верба, прилетели грачи и скворцы. И все как-то разом. Пошел всего десятый день, как нагрянула весна, а снегу уже нисколько, и грязь на дороге подсохла.

Прямо передо мной на деревянных столбах туго натянута колючая проволока. Дальше, за проволокой, теряются в темноте огороды — несколько десятин перерытой заступами мёрзлой земли. Где-то далеко, уже около просёлочной дороги, есть вторая изгородь из колючей проволоки, но ее отсюда не видать.

Было ясное, погожее апрельское утро. Почерневшие от влаги сучья стучали в мокрые стекла; и Алексею сначала показалось: идет на улице сильный, шуршащий, весенний дождь. В госпитальном саду оглушительно кричали грачи, качаясь на ветвях перед окнами; наклоняя головы, они заглядывали сквозь стекла в палату нахальными глазами, как будто говорили: «Чего лежишь? Весна ведь!» — и, раскачав ветви, взмахивая крыльями, улетали в синюю сияющую пустоту неба.

Птицы покидали родные места гнездовий. Проходя по лесам, полям и болотам, осень безжалостно гнала их на чужбину, не давая отдыха в пути. В просторной вышине слышались печальные клики журавлей.


источники:

http://rus-oge.sdamgia.ru/test?theme=117

http://quizlet.com/ru/308074181/%D0%91%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B-%D0%97-%D0%B8-%D0%A1-%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5-%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%92%D0%9E%D0%9A-2-%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F-flash-cards/