В каком слове правописание приставки определяется правилом если после приставки на з и с

Правило правописания приставок на «з» и «с». Примеры

Написание при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на «з» и «с», зави­сит от того, с како­го соглас­но­го, глу­хо­го или звон­ко­го, начи­на­ет­ся корень слова.

В рус­ской орфо­гра­фии есть пра­ви­ло, кото­рое свя­за­но с фоне­ти­кой, — это напи­са­ние при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на бук­вы «з» или «с».

Перечислим эти приставки:

  • бе з -/бе с -;
  • во з -(в з -)/во с -(в с -);
  • и з -/и с -;
  • ни з -/ни с -;
  • о-бе з -/о-бе с -;
  • ра з -/ра с -;
  • ро з -/ро с -;
  • чре з -/чере с -.

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор в напи­са­нии при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на «з» или «с», обра­тим самое при­сталь­ное вни­ма­ние на соглас­ный, с кото­ро­го начи­на­ет­ся корень сло­ва. Если это глу­хой соглас­ный («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»), то в при­став­ке пишет­ся бук­ва «с».

Примеры:

  • бес к онеч­ный
  • вос п ламе­нить­ся
  • вс п ыхнуть
  • ис с ледо­ва­тель
  • нис х одить
  • о бес ц ветить
  • рас ш ипеть­ся
  • рос п ись
  • черес п оло­си­ца.

Глухие соглас­ные помо­жет запом­нить вол­шеб­ная фраза:

Ф о к а, х о ч е ш ь п ое ст ь щ е ц ?

В осталь­ных слу­ча­ях, то есть перед звон­ким соглас­ным кор­ня сло­ва, пишут­ся при­став­ки с конеч­ным соглас­ным «з».

Примеры:

  • без р адост­ный
  • воз д аяние
  • вз г лянуть
  • из д елие
  • о без г лавить
  • низ водить
  • раз д елоч­ный
  • роз д анный
  • чрез м ерность.

Только при­став­ка с- не под­чи­ня­ет­ся это­му пра­ви­лу. Она все­гда пишет­ся в сло­ве, неза­ви­си­мо от того, с како­го соглас­но­го начи­на­ет­ся корень.

Примеры:

с брод, с валить­ся, с губить, с дача, с жатие, с резать.

Запомним, что при­став­ки з- не суще­ству­ет в рус­ском язы­ке, а есть сло­ва с началь­ным кор­не­вым соглас­ным «з»:

  • здрав­ствуй
  • зда­ни е
  • здо­ровь е
  • здрав ица
  • здрав ница
  • здо­ров як
  • здесь
  • здеш ний.

Существует, образ­но гово­ря, «под­вод­ный камень» в напи­са­нии вот этих слов:

не с быточ­ный, не с гиба­е­мый, не с говор­чи­вый, не с гора­е­мый, не с дан­ный, не с доб­ро­вать.

Обратим вни­ма­ние сно­ва на пере­чень при­ста­вок, дан­ных выше, и убе­дим­ся, что сре­ди них нет при­став­ки нес-, а суще­ству­ет при­став­ка низ-/нис-. Значит, в мор­фем­ном соста­ве при­ве­ден­ных слов не одна, а две приставки:

  • не с быточ­ный
  • не с гиба­е­мый
  • не с говор­чи­вый
  • не с гора­е­мый
  • не с дан­ный
  • не с доб­ро­вать.

Вот так спря­та­лась при­став­ка с- в сере­дине слов. Хотя слы­шит­ся звук [з] перед звон­ким соглас­ным кор­ня, все же напи­шем при­став­ку с-.

Видеоурок

В каком слове правописание приставки определяется правилом если после приставки на з и с

В словах издать — испробовать, вспахать — взбить, безвкусный — бесхозный, разбить — растаять, воздать — восхождение, низвергаться — ниспровергать правило определяет написание согласных з // с в приставках: «Перед буквами, передающими глухие согласные, в них пишется буква с, а в остальных случаях — буква з». Какое из перечисленных слов представляет собой особый случай? Объясните почему.В какой из приставок с подобным правилом связаны не только буквы з // с?

Согласно правилу, приставки на -з // — спишутся исходя из произношения. Особый случай представляет собой слово безвкусный (2 балла). В корне вкуспроисходит оглушение согласного [фкус] и вследствие этого — оглушение согласного звука в приставке, в которой произносится звук [с]. Тем не менее в слове перед звонкой согласной буквой Впишется буква З (4 балла). С подобным правилом связана приставка раз-// рас-// роз-// рос-, в которой пишутся буквы А и О исходя из произношения: под ударением — О, без ударения — А (разыграть — розыгрыш, рассыпать — россыпь) (2 балла).

Тест по русскому языку на тему «Правописание приставок»(9 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: « В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными -С»?

1) схватил 2) раздавались 3)сборы 4) здоров

2. В каком слове приставка ПРИ- имеет значение неполноты действия ?

1) приучила 2) прийти 3) приседали 4) приближающийся

3. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: « В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными -С»?

1) изнежила 2) бесценная 3) избаловало 4) сразу

4. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) разлил 2) сделать 3) расплакаться 4) разделив

5. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

1) беззвучно 2) свалявшейся 3) откатывались 4) впалыми

6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение» ?

1) принёс 2) приходится 3) присматриваться 4) прикован

7. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) раскинулся 2) вскоре 3) изловили 4) беззаботные

8. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

1) привёл 2) прервать 3) придвинул 4) приказал

9. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) приходилось 2) преклонялись 3) пренебрегая 4) принёс

10. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом:

« Конечные согласные приставок (кроме приставок на –З-(-С-) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения»?

1) срубал 2) отполированный 3) бесшумный 4) взглянуть

1. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: « В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными -С»?

1) сдерживая 2) измучивала 3) беспомощный 4) всхлипнула

2. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) различать 2) отдавал 3) изменится 4) вздохнул

3. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

1) вперёд 2) отжаться 3) сгоревшие 4) раскручивая

4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

1) приехал 2) приобрести 3) приоткрыл 4) причуда

5. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: « В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными -С»?

1) раскрыл 2) сжал 3) ссорился 4) сгребла

6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «расположение вблизи»?

1) приготовился 2) пригород 3) предприму 4) перенесло

7. В каком слове правописание приставки не зависит от глухости или звонкости последующего согласного?

1) сделалась 2) разгрёб 3) рассаживались 4) взрыхлил

8. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) рассказал 2) бесшумно 3) всмотревшись 4) изваяние

9. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) перелистывала 2) прислушивайтесь 3) превратиться 4) принесите

10. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) включились 2) расплата 3) испробовали 4) вздохнула

Менее 5 баллов – «2»

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов

  • Дерюжкина Елена ГенадиевнаНаписать 7928 19.09.2016

Номер материала: ДБ-202643

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.09.2016 686
    19.09.2016 922
    19.09.2016 228
    19.09.2016 335
    19.09.2016 390
    19.09.2016 430
    19.09.2016 2636

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://rus.reshuolymp.ru/problem?id=652

http://infourok.ru/test-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-pristavok-klass-1202916.html