В каком слове правописание приставки зависит ее значением

Правописание приставок

Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при-.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

б) Значения приставки при:

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

5) «близость к чему-либо», то есть «около»

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.

2. Выбор Ъ после приставок.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

Тест по русскому языку на тему «Правописание приставок»(9 класс)

1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: « В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными -С»?

1) схватил 2) раздавались 3)сборы 4) здоров

2. В каком слове приставка ПРИ- имеет значение неполноты действия ?

1) приучила 2) прийти 3) приседали 4) приближающийся

3. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: « В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными -С»?

1) изнежила 2) бесценная 3) избаловало 4) сразу

4. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) разлил 2) сделать 3) расплакаться 4) разделив

5. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

1) беззвучно 2) свалявшейся 3) откатывались 4) впалыми

6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение» ?

1) принёс 2) приходится 3) присматриваться 4) прикован

7. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) раскинулся 2) вскоре 3) изловили 4) беззаботные

8. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

1) привёл 2) прервать 3) придвинул 4) приказал

9. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) приходилось 2) преклонялись 3) пренебрегая 4) принёс

10. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом:

« Конечные согласные приставок (кроме приставок на –З-(-С-) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения»?

1) срубал 2) отполированный 3) бесшумный 4) взглянуть

1. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: « В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными -С»?

1) сдерживая 2) измучивала 3) беспомощный 4) всхлипнула

2. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) различать 2) отдавал 3) изменится 4) вздохнул

3. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

1) вперёд 2) отжаться 3) сгоревшие 4) раскручивая

4. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

1) приехал 2) приобрести 3) приоткрыл 4) причуда

5. В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: « В приставках на -З и -С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными -С»?

1) раскрыл 2) сжал 3) ссорился 4) сгребла

6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «расположение вблизи»?

1) приготовился 2) пригород 3) предприму 4) перенесло

7. В каком слове правописание приставки не зависит от глухости или звонкости последующего согласного?

1) сделалась 2) разгрёб 3) рассаживались 4) взрыхлил

8. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) рассказал 2) бесшумно 3) всмотревшись 4) изваяние

9. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) перелистывала 2) прислушивайтесь 3) превратиться 4) принесите

10. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) включились 2) расплата 3) испробовали 4) вздохнула

Менее 5 баллов – «2»

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Дерюжкина Елена ГенадиевнаНаписать 7831 19.09.2016

Номер материала: ДБ-202643

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.09.2016 686
    19.09.2016 922
    19.09.2016 228
    19.09.2016 335
    19.09.2016 390
    19.09.2016 430
    19.09.2016 2636

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ИНТЕРАКТИВНОЕ

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА,

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,

ПОДГОТОВКА К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Главная
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Варианты ЕГЭ и ГИА
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Обратная связь
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />Баллы ЕГЭ и ГИА
  • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />ГИА по русскому языку
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />А1
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />А2
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />А3
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />C1.Сжатое изложение
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />С2.1 Сочинение на лингвистическую тему
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />С2.2 Сочинение на основе текста
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />А4
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />А5
    • >» src=»http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png» />А6

    1. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «высокая степень качества»?

    1) презент (в слове нет приставки)

    3) прервать (приставка имеет значение «пере-»)

    4) премьера (в слове нет приставки)

    2. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «высокая степень качества»?

    1) престол (в слове нет приставки)

    2) презирать (в слове нет приставки)

    4) преломление (приставка имеет значение «пере-»)

    3. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «по-иному», «пере-»?

    1) препятствие (в слове нет приставки)

    2) престранный ( приставка имеет значение «высокая степень качества»)

    4) прельстить (в слове нет приставки)

    4. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «по-иному», «пере-»?

    1) претензия (в слове нет приставки)

    2) преуспевать (приставка имеет значение «высокая степень качества»)

    4) презирать (в слове нет приставки)

    5. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «по-иному», «пере-»?

    1) предобрый (приставка имеет значение «высокая степень качества»)

    3) президиум (в слове нет приставки)

    4) премилый (приставка имеет значение «высокая степень качества»)

    6. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «по-иному», «пере-»?

    2) препарат (в слове нет приставки)

    3) прежирный (приставка имеет значение «высокая степень качества»)

    4) премированный (в слове нет приставки)

    7. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «по-иному», «пере-»?

    1) прелюдия (в слове нет приставки)

    3) прежестокий (приставка имеет значение «высокая степень качества»)

    4) пренебречь (в слове нет приставки)

    8. В каком слове правописание приставки зависит от ее значения «через», «по-иному», «пере-»?

    1) прелестный (в слове нет приставки)

    2) презабавный (приставка имеет значение «высокая степень качества»)


    источники:

    http://infourok.ru/test-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-pristavok-klass-1202916.html

    http://russkii-yazic.narod.ru/index/0-19