В каком слове правописание приставки зависит от звука обозначаемого следующей после приставки буквой

Правописание приставок

Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при-.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

б) Значения приставки при:

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

5) «близость к чему-либо», то есть «около»

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.

2. Выбор Ъ после приставок.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п

ГИА. Раздел «Орфография. Приставки»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Раздел: «Орфография»
Правописание приставок
МБОУ «СОШ № 58» г. Арзамаса
Учитель русского языка и литературы
Ткаченко Елена Ивановна

Описание слайда:

Неизменяемые приставки пишутся одинаково, независимо от произношения, их надо знать:

пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, во-, об-, обо-, под-, подо-, над-, надо-, с-, со-, от-, ото-, о-, до-, по-, под-, про-.

Примеры:
обтесать, подшутить, предчувствовать, надпилить, сжечь и др.

Описание слайда:

В приставках, оканчивающихся на –З и –С:

БЕЗ-/БЕС-, ВОЗ-/ВОС-, ВЗ-/ВС-, ИЗ-/ИЗ-, НИЗ-/НИС-, РАЗ-/РАС, РОЗ-/РОС-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-

перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими — С.

Приставки З- в русском языке нет!

Описание слайда:

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными – С»?
1) рассказал
2) спрятал
3) стереть
4) Вскоре
1
1) стиснув
2) здесь
3) бесследно
4) Сгорбясь
3

Описание слайда:

В каком слове правописание приставки зависит от глухости –
звонкости звука, обозначенного следующей после приставки буквой?
1) расспросы
2) открывать
3) обходилось
4) Относилось
2

Описание слайда:

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными –
С»?
1) вспоминать
2) спрашивать
3) сделал
4) Срывался

Описание слайда:

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными –С»?
1) сразу
2) спросил
3) здравствуйте
4) Разговаривал

Описание слайда:

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на з (с), перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с»?
1) сбежать
2) восхваляют
3) сделали
4) Смазал
2

Описание слайда:

В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
Открытый
Разговор
Бескорыстных
Испуганно
1
1) вперёд
2) вспомнить
3) испугаться
4) Вздрагивать
1

Описание слайда:

В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
1) развалины
2) сжигали
3) беспамятство
4) Взрывы
2
1) подчеркнуть
2) безраздельно
3) распоряжалась
4) Изменилось
1

Описание слайда:

В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
1) вздумала
2) раскрыла
3) вскочил
4) Вздохнула
3
1) извлёк
2) отбывал
3) вспомнил
4) Рассказывал
2

Описание слайда:

В каком слове приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения?
1) сверху
2) разговор
3) расправиться
4) Раздался
1
1) бессмысленно
2) обвинить
3) беспощадно
4) Разделу
2

Описание слайда:

В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
1) рассказывала
2) восклицала
3) потихоньку
4) Изменилось
3
1) располагались
2) изжарила
3) вступление
4) Растерянно
3

Описание слайда:

Из предложений 40–45 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З».
(40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил.
–(41)Да, конечно, –сказал Лис.
(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:
–(44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.
взгляни

Описание слайда:

Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует
звонкий согласный, то на конце её пишется З».
(1)Город кончался, и вскоре показалось море.
(2)Оно было мелким и плоским. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.

Описание слайда:

Из предложений 7–9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует
глухой согласный, то на конце её пишется С».
–(7)Хорошо, –скажете вы, –в темноте, конечно, можно расслышать пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать
спектакли в ночном лесу. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?
(9)Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки.

Описание слайда:

Из предложений 26–27 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого
следующей после приставки буквой.
(26)«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –рассуждала бабушка.
(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда приходили гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

Описание слайда:

Из предложения 16 выпишите слово(-а) с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).
(16)Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, как бы несколько сгорбившись, слегка распустив крылья.

Описание слайда:

Из предложений 33—34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука,
обозначенного следующей после неё буквой.
—(33)Понятно, —размышляя, сказал он. — (34)А здесь что, почему ты её выбрал?

Описание слайда:

Значение приставок при- и пре-

Описание слайда:

В каком слове написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-?
1) присмотревшись
2) притронулся
3) прервал
4) Пребольно

Описание слайда:

В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«неполнота действия»?
1) пробиться
2) приключение
3) прищурился
4) Присох

3
1) прикрывали
2) перепуганного
3) принёс
4) Проваляется
1

Описание слайда:

В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«неполнота действия»?
1) принёс
2) приблизившись
3) приостановился
4) Приготовленный
3
1) распахиваться
2) привыкнуть
3) просыпаться
4) Притворить
4

Описание слайда:

В каком слове правописание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-?
1) предать
2) непримиримый
3) прибежище
4) Призывая
1

Описание слайда:

В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«приближение»?
1) приехать
2) преподавать
3) приспособиться
4) Прибрать
1
1) засветилось
2) выскочил
3) погрустнел
4) Приедет
4

Описание слайда:

Из предложений 17-18 выпишите слово, в котором выбор приставки определяется тем, что она придает слову значение действия,
совершаемого в собственных интересах.
(17)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более — среди солдат.
(18)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.

Описание слайда:

В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«приближение»?
1) придумывая
2) прибегал
3) вскарабкался
4) Поворачивая
2
1) вспрыгивала
2) приводила
3) притихший
4) Переводила
2

Описание слайда:

В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«неполнота действия»?
1) принаряженных
2) преображение
3) провести
4) Перечёркнуты
1
1) приводила
2) приготовления
3) приподнимала
4) Потратила
3

Описание слайда:

Из предложений 1–5 выпишите слова, в которых приставки имеют значение приближения.
(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он познакомился с Машей. (3)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.
Приходил, принес

Описание слайда:

Из предложений 30–34 выпишите слово, в котором приставка имеет значение присоединения.
(30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним.
(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели.
прикован

Описание слайда:

Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.
(17)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам –многолюдный зал мгновенно притих.
(18)В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды. (19)Он слушал и ждал: больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал он живую драму этих звуков.

Описание слайда:

Из предложений 23–29 выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.
(23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке.
(24)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
–(25)Сыграйте, дяденька, ещё.
–(26)Что тебе, мальчик, сыграть?
–(27)Что хотите, дяденька.
(28)Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны.(29)Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл.
приоткрыл

Описание слайда:

Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением-«присоединение».
(17)Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени тёплый проливной дождь с громом и яркими молниями и лётчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой. (18)Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.

Описание слайда:

Из предложений 1–4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения.
(1)Мы собирались на рыбалку, когда прибежала Наташка.
—(2)К тёте Марье родственник приехал, —
затараторила она. —(3)Вышел на лужайку и прыгает через голову…
—(4)То-то ты вырядилась, —сказал Мишка.

Описание слайда:

Правописание наречий через дефис
Наречия с приставкой по- на -ому, -ему, -ски, -ки, -ьи (по-другому, по-моему, по-английски, по-волчьи)
Исключения: потому, поэтому, почему, посему.

Наречия с приставкой во- (в-), образованные от порядковых числительных (во-первых, во-вторых, в-третьих)

Наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь, приставкой кое- (что-то, где-либо,как-нибудь,кое-кто)
Наречия, образованные повторением слов (однокоренных или синонимических) (еле-еле, точь-в-точь, чуть-чуть, как-никак, подобру-поздорову)

Описание слайда:

Из предложений 15—16 выпишите наречие, в котором правописание приставки зависит от наличия определённого суффикса.
—(15)А по-моему, — заявил подтянутый мужчина, —всё дело в избалованности. (16)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.

Описание слайда:

Из предложений 15–
16 выпишите образованное приставочно-суффиксальным способом наречие, в котором правописание приставки
зависит от суффикса.
(15)Странно: вокруг так много взрослых, а поговорить по-настоящему не с кем. (16)Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам.

Описание слайда:

Список литературы
Сайт ФИПИ / открытый банк заданий ГИА-9

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

«Описание материала:

Данный материал представляет собой методическую разработку, которую можно использовать на уроках русского языка при подготовке к ГИА в 9 классе. Презентация позволяет повторить теоретический материал по темам: «Правописание приставок, не зависящих от произношения», «Правописание приставок при- и пре-», «Правописание приставок, оканчивающихся на з- и с-». Также автор предлагает подборку всевозможных заданий по данным темам, которые могут встретиться в КИМ экзамена. При подборе заданий были использованы материалы сайта ФИПИ / открытый банк заданий ГИА / раздел «Орфография».

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Конспект урока «Безударные гласные в корне слова», 10 класс

Урок литературы по теме «Серая Шейка»

Презентация к уроку русского языка «Проверяемые гласные в корне слова» в 10 классе

Система работы с одаренными детьми

Презентация работы с одаренными детьми

Конспект по русской литературе для 7 класса «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа и Андрия»

Урок по русскому языку для 6 класса «Устаревшие слова»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5242669 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Правописание приставки зависит от глухости звонкости последующего согласного

Правописание приставок на з- и с-

Разберем важную тему «Правописание приставок», а точнее её частное правило, когда правописание приставки, оканчивающейся на з- или с- зависит от звонкости последующего согласного звука.

Приставки, которые могут писаться по-разному в зависимости от ситуации (смысла, соседних звуков и пр.), называются изменяемым. К изменяемым приставкам относят приставки рас- (рос-) и раз- (роз-), а также целая группа приставок, заканчивающихся на с- или з-. Эту группу желательно выучить:

Если следующий после приставки согласный звук — глухой, то приставка оканчивается на с-, а если следующий согласный звук — звонкий, то в приставке пишется з-. Перед главной всегда пишется звук з- в приставках с чередующимися з- и с-.

Примеры: во з г орание — во с с едать (приставки вос-, воз-), ра з говор — ра с сказ (приставки раз-, рас-), в з нос — в с ходы (приставки вз-, вс-), и с кусать — и з бить (из-, ис).

Приставки на з- перед главным звуком (всегда пишется З): и з умительный, бе з умный, ра з облачение.

Внимание! Приставки з- нет. Но! Запомните слова: здесь, здание, здоровье. В этих словах начальная буква з- является частью корня и не противоречит правилу.

Звонкие и глухие согласные

Чтобы правильно использовать правило правописание приставок на з- и с-, необходимо знать на зубок звонкие и глухие согласные.

Напомню, что все согласные делятся на парные и непарные. Парные образуют пару по звонкости.

Парные делятся на звонкие и глухие:

Непарные также делятся на звонкие и глухие, но, в отличие от парных, они не образуют между собой пары.

Непарные звонкие согласные: Р Л М Н Й

Непарные глухие: Х Ц Ч Щ

для наглядности смотрите таблицу:

Скачать такую таблицу для распечатки:

Задания

Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой: сдать, выход, взвыть, вбежать

Правописание приставок выделите приставку, укажите вид приставки

  1. неизменяемая
  2. зависит от глухости-звонкости последующего согласного
  3. зависит от значения

прибрежный, расценивать, премудрый, бесшумный, прилег, надломить, прибывать, приуныл, бесформенный, отход, списать, расценить, пререкаться, отдалить, рассмешил, здешний, преградить, презирать ( труса), безграничный, приглушить, приехать.

Ответ: прибрежный — 3, расценивать — 2, премудрый — 3, бесшумный — 2, прилег — 3, надломить — 1, прибывать — 3, приуныл — 3, бесформенный — 2, отход — 1, списать — 1, расценить — 2, пререкаться — 3, отдалить — 1, рассмешил — 2, здешний — приставки нет, преградить — 3, презирать ( труса) — 3, безграничный — 2, приглушить — 3, приехать — 3.


источники:

http://infourok.ru/material.html?mid=32802

http://spishu.ru/publ/domashka/podgotovka_k_ehkzamenam/pravopisanie_pristavki_zavisit_ot_glukhosti_zvonkosti_posledujushhego_soglasnogo/30-1-0-83