В каком слове правописание суффикса является исключением из правила карманный

Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс (базовый уровень)

Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс (базовый уровень)

Просмотр содержимого документа
«Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс (базовый уровень)»

Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс (базовый уровень)

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).

К каждому из заданий 1 — 5 дано 4 варианта ответа, надо обвести кружком цифру, соответствующую только одному правильному ответу. Ответ к заданиям 6 — 12 нужно сформулировать самостоятельно и записать в специально отведённом для ответа месте. Текст из задания 13 нужно переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запишите тот, который считаете верным.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случиласьпренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

(14) – А просто так…

(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?(По В. Пескову)

В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?

Нужно жалеть лесных обитателей.

Человека нужно с детства учить любить природу.

Природу нужно беречь.

Уничтожение природы приведет человечество к гибели.

Укажите предложение, в котором средством выразительности является ЭПИТЕТ.

Укажите слово, в котором приставка близка по значению приставке «пере»

прескучный 2) приехал 3) прибрежный 4) прервать

В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

карманный 2) олений 3) ветреный 4) серебряный

Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.

Сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.

Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.

Соотнесите орфограммы и слова.

Пример слова орфограммой

А) Проверяемые безударные гласные в корне слова

Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова

В) Чередующиеся гласные в корне

Г) Непроизносимые согласные

Замените слово «СКУЧЕН» в предложении № 18 антонимом. Напишите этот антоним.

Замените словосочетание «деревянные игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения Море в темноте спокойно и величаво.

Среди предложений 1 — 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.

Мышка усаживается на край Катиного кресла,(1) а Алина,(2) как всегда,(3) устраивается на подоконнике. Динка долго возит по комнате стул: ей обязательно надо видеть лицо дяди Лёки, (4) когда он поёт. Наконец она усаживается, (5) обхватив руками колени.

Укажите количество грамматических основ в предложении № 11.

Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Под первыми, еще нежными и осторожными лучами весе(н-нн)его солнца капельки росы др_жащие на кончиках травы зажигают_ся переливаются всеми цветами радуги г_рят и блестят. Головки ра_пустившихся цветов т_желые от пропитавш_й их влаг_ ни_ко склоняются поч_ти к_саясь земли.

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).

К каждому из заданий 1 — 5 дано 4 варианта ответа, надо обвести кружком цифру, соответствующую только одному правильному ответу. Ответ к заданиям 6 — 12 нужно сформулировать самостоятельно и записать в специально отведённом для ответа месте. Текст из задания 13 нужно переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запишите тот, который считаете верным.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случилась пренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

(14) – А просто так…

(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?

Утраты в природе невосполнимы.

Каждый человек в ответе за сохранение природы.

Нужно с детства учить любить природу.

Люди должны любить природу.

Укажите предложение, в котором средством выразительности является МЕТАФОРА.

Укажите слово, в котором приставка имеет значение «приближение».

прервать 2) прекрасный 3) прилечь 4) пришел

В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

карманный 2) осенний 3) ветреный 4) серебряный

Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?

Сложноподчиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.

Сложносочиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.

Соотнесите орфограммы и слова

Пример слова орфограммой

А) Проверяемые безударные гласные в корне слова

Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова

В) Чередующиеся гласные в корне

Г) Непроизносимые согласные

Замените слово «ГРЯНУЛ» в предложении № 8 синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «мраморные колонны», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложенияВ этих местах поля широки и привольны.

Среди предложений 10 — 15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.

«Я не нашла для Люси места в зале,(1) – рассказывала в тот вечер Оля. – А она обиделась… И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше,(2) чем говорит. Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. Значит,(3) ты с ним знакома».

Укажите количество грамматических основ в предложении № 8

Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Ра(н-нн)ее утро самый волшебный загадоч_ный и уд_вительный м_мент. З_рямедленно разгорает_ся на востоке ширится наб_рает силу. Туман ни_корасст_лающийся по равнин_ собирается в (не)большие прозрачные сгустки и постепенно ра_творяется как будто стр_шась первых лучей восходящего солнца.

Суффиксы прилагательных: когда правописание суффикса является исключением из правила?

Что такое суффикс? Какие правила существуют для суффиксов имен прилагательных? В каком случае правописание суффикса является исключением из правила? Чтобы ответить на эти вопросы, придется хорошенько вспомнить школьную программу, а, возможно, и углубиться в лингвистику.

Коротко о морфемах

Для начала стоит вспомнить, какие морфемы или части слова выделяются в русском языке.

Необходимая и наиболее содержательная морфема — корень. В то время как существует множество слов, лишенных приставок, суффиксов, окончаний (служебные слова, междометия, неизменяемые существительные, например: атташе, шимпанзе), слов без корня попросту не существует. Словообразующие морфемы помогают образовывать новые слова. Приставка предшествует корню или другой приставке, а суффикс всегда следует за корнем либо еще одним суффиксом.

Суффиксы бывают формообразующими – они не создают новых слов, но дают возможность слову менять форму. Чаще всего это относится к глаголам. Например, в слове «писать»: «-ть-» – суффикс образования инфинитива. В форме же «писал»: «-л-» — суффикс прошедшего времени. В словах «писала», «писали» после этого суффикса следуют окончания женского рода или множественного числа.

Окончание всегда является формообразующим и следует обычно после остальных морфем, которые в сумме образуют основу (за исключением слов с постфиксами: «умывалась» – окончание «-а-«, постфикс «-сь»). Окончание показывает значения рода, лица, числа и падежа или хотя бы одно из этих значений.

Классификация суффиксов прилагательных по смыслу

Провести строгое деление суффиксов имен прилагательных по смыслу трудно. Дело в том, что многие из них имеют несколько значений. Все же существуют основные группы этих суффиксов:

  • Уменьшительно-ласкательные суффиксы «-оньк-«,»-еньк-«: хорошенький, легонький.
  • Качественные суффиксы «-аст-» («-ат-«), «-ист-«, «-лив-«, «-чат-» и некоторые другие: зубастый, волосатый, пушистый, заботливый, узорчатый.
  • Суффиксы «-оват-«, «-еват-» означают ослабление качеств прилагательных: синеватый, сладковатый.
  • Суффиксы и для обозначения названий местности, например, «-ск-«, «-енск-«, «-инск»: московский, пензенский, кубинский.
  • Суффиксы для образования притяжательных прилагательных, к примеру, «-ин-«: куриный, папин. Смысловых групп суффиксов прилагательных великое множество.
  • Суффиксы со значением материала одни из самых многочисленных. «-Ов-«, «-ев-«, «-ан-«, «-ян-«, «-енн-«: дубовый, соевый, кожаный, ледяной, тыквенный. И именно эти суффиксы имеют более широкое значение, к примеру «-ан-«, «-ян-» означают не только материал, но и предназначенность помещения для чего-либо (платяной шкаф, дровяной сарай) или способ работы на чем-либо (торфяной, ветряной).

Правописание суффиксов богато на школьные правила и исключения из них. Буква «-н-«, которая может идти в одиночку, а может быть удвоенной, часто оказывается камнем преткновения не только для школьников, но и для взрослых, забывших правила. Поэтому будет полезным их вспомнить.

Правописание буквы «-н-» в суффиксах прилагательных

Разберемся с загадочной буквой «-н-«! Существуют суффиксы, которые всегда пишутся с двумя «н»: «-онн-«, «-енн-«. Как их определить? Суффикс, как известно, идет после корня: утр-енн(ий), революци-онн(ый).

Также удвоенная «-н-» всегда встречается в словах с корнем, оканчивающимся на «-н-» и суффиксом «-н-«. Это логично. Последняя согласная корня и суффикс складываются, и никакая из этих букв не выпадает. К примеру: лимон-н(ый), весен-н(ий).

Некоторые прилагательные с «-н-» в корне не имеют суффикса вообще. Это такие слова как: юный, свиной.

Суффиксы «-ан-«, «-ян-» пишутся с одной «н»: песчаный, глиняный. Когда же правописание суффиксов является исключением из правил? В случае с данным суффиксом — деревянный, стеклянный, оловянный.

Ветреный и масленый

Интересны случаи со словами «ветреный» и «масленый». Они тоже являются примером исключения из правил правописания суффиксов. От слова «ветер» образуется целых два прилагательных – «ветреный» и «ветряной». «Ветреный» – то же, что «с ветром», как в прямом, так и переносном смысле: ветреное утро, ветреный человек.

«Ветряной» означает «при помощи ветра», например: ветряная мельница. В первом случае выделяется суффикс «–ен-«, который в качестве исключения пишется с одной «-н-«.

От слова «масло» также образуется два прилагательных: масленый и масляный. Как же не запутаться? «Масленый» – намазанный, покрытый маслом. По своему происхождению это слово очень близко к причастию от глагола «маслить» (сравн.: «жарить» – «жареный»): масленый блин, масленые глаза (как политые маслом), масленая неделя (когда блины мажут маслом). «Масляный» же – сделанный из масла или на основе масла: масляное пятно, масляная краска.

Какие еще есть правила?

Существуют ли еще правила для суффиксов прилагательных? Разумеется. Суффиксы «-ив-«, «-ев-» под ударением следует писать «-ив-«, без ударения «-ев-«: игривый, ленивый, льстивый, но фасолевый, полевой. Исключением из правила является правописание суффикса «-ив-» в безударном положении в словах: милостивый, юродивый.

Суффиксы «-лив-«, «-чив-» нужно писать через «-и-«, так как суффиксов «-лев-» и «-чев-» в нашем языке попросту не существует. Именно поэтому пишутся они одинаково, независимо от ударения: счастливый и удачливый.

Суффиксы «-ев-«, «-евит-«, «-еват-» следует писать после мягких согласных, шипящих и «ц»: синеватый, плюшевый, молодцеватый.

Суффиксы «-ов-«, «-овит-«, «-оват-» пишут после твердых согласных, кроме «ц»: садовый, ядовитый, сероватый.

Суффикс «-ск-» пишется после большинства согласных. Лишь буквы «к», «ц», «ч» вызывают его опрощение до «к», а в основе возникает чередование исходной согласной с «ц»: моряк — моряцкий, немец — немецкий.

Богатство русского языка

Разные учебники и разные сайты выделяют разное количество правил. Поэтому есть много ответов на вопрос, когда правописание суффикса является исключением из правил. И это немудрено — русский язык сложен и тонок, многое в нем уже не подчиняется современной логике, а сохранено исторически. Эти случаи обычно и составляют исключения.

Подготовка к ГИА, А 7. Правописание суффиксов.
тест по русскому языку (9 класс) по теме

Подготовка к ГИА, А7. Правописание суффиксов. Тренажёр и проверочный тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
gia_a7.gia_.ppt2.71 МБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Готовимся к ГИА по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: A 7, правописание суффиксов. Анкушина О.Н., учитель русского языка и литературы Павдинской СОШ Новолялинского р-на

Дорогой друг! В этом году тебе предстоит сдавать Единый государственный экзамен по русскому языку. Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажёр, с помощью которого ты можешь вспомнить определённое правило из курса русского языка и усовершенствовать свои умения и навыки. Второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который ты получишь отметку. Надеемся, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку. Желаем удачи! Перейти к тренажёру Перейти к тесту

Инструкция по работе с учебным тренажёром Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный. 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс». 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус». 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу. Желаем удачи!

1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В наречиях пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано»? неподвижны похищен мгновенно безболезненный — — + —

2 . В каком слове в суффиксе сохраняется гласная инфинитива? московские выстраиваем видевшие лишенные — — + —

3 . В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В причастии пишется НН, если есть приставка кроме НЕ»? особенно истинный посвященный струнный — — + —

4 . В каком слове правописание НН определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных? раздавленных защемленную осенней накопанного — — + —

5. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила? ветряная белоснежный диковинный позолоченный — — + —

6.В каком слове правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы глагола? подрумянивали надеялись сообразительный подворачивало — — + —

7.В каком слове правописание суффикса подчиняется правилу «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано». изуродованной карманных раненые неожиданно — — + —

8.Укажите слово, в котором написание НН НЕ определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительного, основа которого заканчивается на –Н-, пишется НН». длинный старинный невиданное пустынный — — + —

9. В каком причастии правописание безударной гласной в суффиксе не зависит от спряжения исходного глагола? подгоняемый непокалеченная переливающиеся отсвечивающейся — — + —

10. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»? длинные истоптанного неожиданно машинным — — + —

Как ты оцениваешь свою работу на тренажёре? Знания отличные! Перехожу к тесту! Было много ошибок, необходимо поработать с правилом.

Инструкция по работе с тестом Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых — правильный. 2. Прежде чем нажимать переключатель хорошо подумай, потому что, ответив, ты перейдёшь к следующему вопросу и не сможешь внести изменения в свой ответ. 3. Чтобы узнать свой результат, нажми на кнопку «Результат». Ты увидишь общее число верных ответов, отметку за тест и таблицу результатов по каждому вопросу. 4. Ты можешь просмотреть свои ошибки, нажав на соответствующую кнопку. Переход от слайда к слайду в режиме просмотра ошибок важно производить по кнопкам в нижнем правом углу слайда. 5. Если хочешь повторить тест, то обнули результат (кнопка «Сброс результатов») и нажми на кнопку «Повторить тест».

1 . В каком слове правописание суффикса является исключением из правила? стеклянный разбросанные застекленный сорвана — — + —

2 .В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н. барабанный божественный невиданный деревянный — — + —

3 . В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна Н»? прикован больно грустно главного — — + —

4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано». смущенно больной земляной уверена — — + —

5.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН»? сонным опущенным неожиданно превращенный — — + —

6. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила? раненые длинный вареных обыкновенно — — + —

7.В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н». прорезано очерченных неожиданный очевидно — — + —

8. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила? деревянный окруженных пристроен сделанный — — + —

9 . В каком слове правописание суффикса определяется спряжением глагола, от которого образовано прилагательное. невидимую прошедшее размашистый собирался — — + —

10. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н». выдран несчастные лишенный испуганный — — + —

Подведём итоги Верных ответов Отметка Просмотр ошибок в в в в в в в в в в 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Повторим правило Перейти к тренажёру Перейти к тесту

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. А16. Правописание суффиксов и окончаний глаголов

Подготовка к ЕГЭ. А16. Правописание суффиксов и окончаний глаголов. Тренажёр и ппроверочный тест.

Подготовка к ГИА. Часть А7. Правописание -н- и -нн- в суффиксах.

Данную презентацию можно использовать не только для подготовки к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках.

Подготовка к ГИА. Часть А7. Правописание суффиксов глаголов.

Данную презентацию можно использовать не только при подготовке к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках.

Подготовка к ГИА. Часть А7. Правописание суффиксов прилагательных.

Данную презентацию можно использовать не только при подготовке к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках.

Подготовка к ГИА. Часть А7. Правописание суффиксов существительных

Данную презентацию можно использовать не только для подготовки к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках.

Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока «Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)»

Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным темам (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре.

Подготовка к ЕГЭ. Задание 10. Правописание суффиксов

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Теория. Орфография.


источники:

http://fb.ru/article/371653/suffiksyi-prilagatelnyih-kogda-pravopisanie-suffiksa-yavlyaetsya-isklyucheniem-iz-pravila

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/05/12/podgotovka-k-gia-a-7-pravopisanie-suffiksov