Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс (базовый уровень)
Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс (базовый уровень)
Просмотр содержимого документа
«Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс (базовый уровень)»
Контрольная итоговая работа по русскому языку 9 класс (базовый уровень)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).
К каждому из заданий 1 — 5 дано 4 варианта ответа, надо обвести кружком цифру, соответствующую только одному правильному ответу. Ответ к заданиям 6 — 12 нужно сформулировать самостоятельно и записать в специально отведённом для ответа месте. Текст из задания 13 нужно переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запишите тот, который считаете верным.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случиласьпренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?(По В. Пескову)
В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?
Нужно жалеть лесных обитателей.
Человека нужно с детства учить любить природу.
Природу нужно беречь.
Уничтожение природы приведет человечество к гибели.
Укажите предложение, в котором средством выразительности является ЭПИТЕТ.
Укажите слово, в котором приставка близка по значению приставке «пере»
прескучный 2) приехал 3) прибрежный 4) прервать
В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
карманный 2) олений 3) ветреный 4) серебряный
Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
Сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.
Сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.
Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.
Соотнесите орфограммы и слова.
Пример слова орфограммой
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова
Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова
В) Чередующиеся гласные в корне
Г) Непроизносимые согласные
Замените слово «СКУЧЕН» в предложении № 18 антонимом. Напишите этот антоним.
Замените словосочетание «деревянные игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Выпишите грамматическую основу предложения Море в темноте спокойно и величаво.
Среди предложений 1 — 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
Мышка усаживается на край Катиного кресла,(1) а Алина,(2) как всегда,(3) устраивается на подоконнике. Динка долго возит по комнате стул: ей обязательно надо видеть лицо дяди Лёки, (4) когда он поёт. Наконец она усаживается, (5) обхватив руками колени.
Укажите количество грамматических основ в предложении № 11.
Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Под первыми, еще нежными и осторожными лучами весе(н-нн)его солнца капельки росы др_жащие на кончиках травы зажигают_ся переливаются всеми цветами радуги г_рят и блестят. Головки ра_пустившихся цветов т_желые от пропитавш_й их влаг_ ни_ко склоняются поч_ти к_саясь земли.
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).
К каждому из заданий 1 — 5 дано 4 варианта ответа, надо обвести кружком цифру, соответствующую только одному правильному ответу. Ответ к заданиям 6 — 12 нужно сформулировать самостоятельно и записать в специально отведённом для ответа месте. Текст из задания 13 нужно переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и отметьте или запишите тот, который считаете верным.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случилась пренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?
Утраты в природе невосполнимы.
Каждый человек в ответе за сохранение природы.
Нужно с детства учить любить природу.
Люди должны любить природу.
Укажите предложение, в котором средством выразительности является МЕТАФОРА.
Укажите слово, в котором приставка имеет значение «приближение».
прервать 2) прекрасный 3) прилечь 4) пришел
В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
карманный 2) осенний 3) ветреный 4) серебряный
Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
Сложноподчиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.
Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.
Сложносочиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.
Соотнесите орфограммы и слова
Пример слова орфограммой
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова
Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова
В) Чередующиеся гласные в корне
Г) Непроизносимые согласные
Замените слово «ГРЯНУЛ» в предложении № 8 синонимом. Напишите этот синоним.
Замените словосочетание «мраморные колонны», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Выпишите грамматическую основу предложенияВ этих местах поля широки и привольны.
Среди предложений 10 — 15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
«Я не нашла для Люси места в зале,(1) – рассказывала в тот вечер Оля. – А она обиделась… И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше,(2) чем говорит. Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. Значит,(3) ты с ним знакома».
Укажите количество грамматических основ в предложении № 8
Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Ра(н-нн)ее утро самый волшебный загадоч_ный и уд_вительный м_мент. З_рямедленно разгорает_ся на востоке ширится наб_рает силу. Туман ни_корасст_лающийся по равнин_ собирается в (не)большие прозрачные сгустки и постепенно ра_творяется как будто стр_шась первых лучей восходящего солнца.
Суффиксы прилагательных: когда правописание суффикса является исключением из правила?
Что такое суффикс? Какие правила существуют для суффиксов имен прилагательных? В каком случае правописание суффикса является исключением из правила? Чтобы ответить на эти вопросы, придется хорошенько вспомнить школьную программу, а, возможно, и углубиться в лингвистику.
Коротко о морфемах
Для начала стоит вспомнить, какие морфемы или части слова выделяются в русском языке.
Необходимая и наиболее содержательная морфема — корень. В то время как существует множество слов, лишенных приставок, суффиксов, окончаний (служебные слова, междометия, неизменяемые существительные, например: атташе, шимпанзе), слов без корня попросту не существует. Словообразующие морфемы помогают образовывать новые слова. Приставка предшествует корню или другой приставке, а суффикс всегда следует за корнем либо еще одним суффиксом.
Суффиксы бывают формообразующими – они не создают новых слов, но дают возможность слову менять форму. Чаще всего это относится к глаголам. Например, в слове «писать»: «-ть-» – суффикс образования инфинитива. В форме же «писал»: «-л-» — суффикс прошедшего времени. В словах «писала», «писали» после этого суффикса следуют окончания женского рода или множественного числа.
Окончание всегда является формообразующим и следует обычно после остальных морфем, которые в сумме образуют основу (за исключением слов с постфиксами: «умывалась» – окончание «-а-«, постфикс «-сь»). Окончание показывает значения рода, лица, числа и падежа или хотя бы одно из этих значений.
Классификация суффиксов прилагательных по смыслу
Провести строгое деление суффиксов имен прилагательных по смыслу трудно. Дело в том, что многие из них имеют несколько значений. Все же существуют основные группы этих суффиксов:
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы «-оньк-«,»-еньк-«: хорошенький, легонький.
- Качественные суффиксы «-аст-» («-ат-«), «-ист-«, «-лив-«, «-чат-» и некоторые другие: зубастый, волосатый, пушистый, заботливый, узорчатый.
- Суффиксы «-оват-«, «-еват-» означают ослабление качеств прилагательных: синеватый, сладковатый.
- Суффиксы и для обозначения названий местности, например, «-ск-«, «-енск-«, «-инск»: московский, пензенский, кубинский.
- Суффиксы для образования притяжательных прилагательных, к примеру, «-ин-«: куриный, папин. Смысловых групп суффиксов прилагательных великое множество.
- Суффиксы со значением материала одни из самых многочисленных. «-Ов-«, «-ев-«, «-ан-«, «-ян-«, «-енн-«: дубовый, соевый, кожаный, ледяной, тыквенный. И именно эти суффиксы имеют более широкое значение, к примеру «-ан-«, «-ян-» означают не только материал, но и предназначенность помещения для чего-либо (платяной шкаф, дровяной сарай) или способ работы на чем-либо (торфяной, ветряной).
Правописание суффиксов богато на школьные правила и исключения из них. Буква «-н-«, которая может идти в одиночку, а может быть удвоенной, часто оказывается камнем преткновения не только для школьников, но и для взрослых, забывших правила. Поэтому будет полезным их вспомнить.
Правописание буквы «-н-» в суффиксах прилагательных
Разберемся с загадочной буквой «-н-«! Существуют суффиксы, которые всегда пишутся с двумя «н»: «-онн-«, «-енн-«. Как их определить? Суффикс, как известно, идет после корня: утр-енн(ий), революци-онн(ый).
Также удвоенная «-н-» всегда встречается в словах с корнем, оканчивающимся на «-н-» и суффиксом «-н-«. Это логично. Последняя согласная корня и суффикс складываются, и никакая из этих букв не выпадает. К примеру: лимон-н(ый), весен-н(ий).
Некоторые прилагательные с «-н-» в корне не имеют суффикса вообще. Это такие слова как: юный, свиной.
Суффиксы «-ан-«, «-ян-» пишутся с одной «н»: песчаный, глиняный. Когда же правописание суффиксов является исключением из правил? В случае с данным суффиксом — деревянный, стеклянный, оловянный.
Ветреный и масленый
Интересны случаи со словами «ветреный» и «масленый». Они тоже являются примером исключения из правил правописания суффиксов. От слова «ветер» образуется целых два прилагательных – «ветреный» и «ветряной». «Ветреный» – то же, что «с ветром», как в прямом, так и переносном смысле: ветреное утро, ветреный человек.
«Ветряной» означает «при помощи ветра», например: ветряная мельница. В первом случае выделяется суффикс «–ен-«, который в качестве исключения пишется с одной «-н-«.
От слова «масло» также образуется два прилагательных: масленый и масляный. Как же не запутаться? «Масленый» – намазанный, покрытый маслом. По своему происхождению это слово очень близко к причастию от глагола «маслить» (сравн.: «жарить» – «жареный»): масленый блин, масленые глаза (как политые маслом), масленая неделя (когда блины мажут маслом). «Масляный» же – сделанный из масла или на основе масла: масляное пятно, масляная краска.
Какие еще есть правила?
Существуют ли еще правила для суффиксов прилагательных? Разумеется. Суффиксы «-ив-«, «-ев-» под ударением следует писать «-ив-«, без ударения «-ев-«: игривый, ленивый, льстивый, но фасолевый, полевой. Исключением из правила является правописание суффикса «-ив-» в безударном положении в словах: милостивый, юродивый.
Суффиксы «-лив-«, «-чив-» нужно писать через «-и-«, так как суффиксов «-лев-» и «-чев-» в нашем языке попросту не существует. Именно поэтому пишутся они одинаково, независимо от ударения: счастливый и удачливый.
Суффиксы «-ев-«, «-евит-«, «-еват-» следует писать после мягких согласных, шипящих и «ц»: синеватый, плюшевый, молодцеватый.
Суффиксы «-ов-«, «-овит-«, «-оват-» пишут после твердых согласных, кроме «ц»: садовый, ядовитый, сероватый.
Суффикс «-ск-» пишется после большинства согласных. Лишь буквы «к», «ц», «ч» вызывают его опрощение до «к», а в основе возникает чередование исходной согласной с «ц»: моряк — моряцкий, немец — немецкий.
Богатство русского языка
Разные учебники и разные сайты выделяют разное количество правил. Поэтому есть много ответов на вопрос, когда правописание суффикса является исключением из правил. И это немудрено — русский язык сложен и тонок, многое в нем уже не подчиняется современной логике, а сохранено исторически. Эти случаи обычно и составляют исключения.
Васильевых. 50 вариантов ответов по русскому языку. Вариант 49 ч.2 Задание 5 ОГЭ Русский язык 9 класс Суффикс является исключением из правил
Из предложений 17—22:
— (17)Пошевельнуться нельзя. (18)Рыжий, да ещё подлиза.
— (19)Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. — (20)А ты дурак, оловянная голова, раз дразнишься, и не надувай губы.
(21Через неделю я увидал списки ребят, записавшихся в разные кружки. (22)В физический кружок первым записался Княжин.
— выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.
http://fb.ru/article/371653/suffiksyi-prilagatelnyih-kogda-pravopisanie-suffiksa-yavlyaetsya-isklyucheniem-iz-pravila
http://class.rambler.ru/temy-gdz/vasilevyh-50-variantov-otvetov-po-russkomu-yazyku-variant-49-ch-2-zadanie-5-oge-russkiy-yazyk-9-klass-suffiks-yavlyaetsya-isklyucheniem-iz-pravil-42631.htm