В каком слове ударение поменялось из за известного диктора

Ошибки в ударениях, которые делают известные телеведущие

Учитель-русист и автор проекта «УчилкаVSТВ» на YouTube Татьяна Гартман указала на ошибки в ударениях у таких известных журналистов, как Владимир Соловьев, Александр Невзоров и Леонид Парфенов

Текст: Елена Кухтенкова/РГ

Учитель-русист и автор проекта «Училка VS ТВ» на YouTube Татьяна Гартман из Нижнего Новгорода в своем последнем выпуске затронула тему дач, пикников и шашлыков, актуальную в разгар лета. Мало того, что она удивила подписчиков нормой литературного произношения знакомых им слов — она еще и

указала на ошибки в ударениях у таких известных журналистов, как Владимир Соловьев, Александр Невзоров и Леонид Парфенов.

Так, Владимир Соловьев до сих пор сохранял репутацию человека очень грамотного, говорит Татьяна, но пришла и его очередь получать «двойки». А попался он на ошибке, которая входит в число самых распространенных: «Я считаю, что мы каждый год минимум должны раздавать два миллиона паспортов, привозить этих людей, они должны быть здесь, надо максимально облЕгчить эту процедуру».

«Не облЕгчить, а облегчИть», — исправила коварная «училка». «В этом глаголе ударение на корень не ставится не только в инфинитиве, но и во всех других формах: облегчИл, облегчИм, облегчИте», — учит Гартман.

Александр Невзоров тоже оказался небезупречным оратором. В эфире он сказал: «Они могут страдать, могут не страдать, сами себе придумали фЕтиш, сами терзаются».

Гартман уверена: терзания обоснованны. Оказывается, правильно говорить «фетИш». «Это слово французского происхождения, и ударение в нем падает на последний слог, как и в языке-источнике», — объясняет она.

«Кстати, слов с таким ударением в русском языке много: например, шассИ, жалюзИ, абажУР», — рассказывает русист.

Еще один авторитетный журналист на этот раз оказался не на высоте: Леонид Парфенов неправильно поставил ударение в причастии: «Русский писатель Иван Алексеевич Бунин, Умерший в Париже в 1953 году…». «Не Умерший, а умЕрший», — говорит педагог. «Несмотря на то, что в глаголе, от которого образовалось это причастие, ударение на корень не ставится. «умерЕть — Умер», тем не менее — «умЕрший» — это литературная норма», — комментирует она.

А сейчас самое время вспомнить, что на дворе лето — время дач, шашлыков, пикников. Именно эта тема была затронута на Первом канале в телепрограмме «Утро», но, утверждает Гартман, корреспондент упорно делала неправильное ударение в слове «шампур» в косвенных падежах. «К нему в комплекте не шли вот эти шампурЫ». «Четыре шампурА по 25 рублей за каждый». «В слове «шампур» ударение неподвижное», — объясняет Татьяна Гартман. И ставится оно всегда на второй слог во всех формах: «шампУра, шампУры, шампУрам, шампУрах».

Продолжая тему вкусной, но нездоровой пищи, слушаем журналиста Алексея Пивоварова и его собеседника: «У вас в онлайне можно посмотреть выручку каждой пиццерИи». «К примеру, мы сейчас открываем пиццерИю в Нигерии». Гартман предлагает поговорить и о слове «пиццерия». «Некоторые справочники дают варианты и «пиццЕрия», и «пиццерИя», но в авторитетных словарях все-таки зафиксирована норма «пиццЕрия», — настаивает учитель русского.

Русский язык и лингвистика

Так давно не говорят: слова, которые поменяли ударение в течение последних 200 лет

История русского ударения таит множество загадок. На эту тему не так много публикаций в интернете, и я постепенно буду прояснять, что происходит с русским ударением, почему оно такое разнообразное и сложное.

Представляю подборку распространённых слов, сменивших ударение на протяжении XVIII — XX вв.

При подготовке материала хорошо помогла книга Н. А. Еськовой «Нормы русского литературного языка XVIII — XIX вв», «Большой толковый словарь правильной русской речи» Л. И. Скворцова, «Словарь трудностей произношения и ударения» К. С. Горбачевича. И отдельно выделю работы академика А. А. Зализняка.

Все эти наблюдения позволяют убедиться в том, что русский язык — не застывшая субстанция, а вполне себе живой, динамично меняющийся организм.

Многие слова из этого списка объединяет одна черта, о которой расскажу в конце. Первым указано устаревшее ударение, характерное для речи XVIII — XIX вв или для того времени, когда слово только пришло в русский язык. Вторым — современное.

музы́ка (польское ударение) —> му́зыка (немецкое или романское, которое в итоге победило);

отзы́в — о́тзыв (в значении «отклик»);

Я не знаю, как вас, а меня конкУ́рс развеселил не на шутку. По такой же модели диску́рс почти стал ди́скурсом, экску́рс превратился в э́кскурс.

Какая черта объединяет многие эти слова? Есть целый ряд дву- и трёхсложных существительных древнерусского и старославянского происхождения, у которых ударение переместилось с корня (фактически с последнего слога) на приставку. Примеры таких слов:

возглас, довод, заговор, засуха, насморк, отзыв (отклик), признак, призрак, сговор, сумрак

Частично это связано с тем, что слова утратили значение действия и получили предметное значение. Во многих таких существительных приставка выделяется лишь этимологически. Призрак — от старославянского зракъ — вид. Отсюда зьрѣти — смотреть, видеть, также слово «зря». Насморк — от исчезнувшего смъркъ (сопли).

Одновременно перенос ударения на приставку сопровождался таким же переносом, только на предлоги (и́з лесу, и́з дому, за́ голову и др.). Этимологически приставки восходят к предлогам, поэтому оба процесса сопоставимы.

Когда-то можно было говорить «до́быча»

Есть и обратная тенденция, при которой «до́быча» стала «добы́чей». Да, не удивляйтесь, как минимум до середины XIX в. это было нормативное произношение. Перенос ударения к середине или ближе к концу слова — это отдельная, более широкая тема. Он чаще происходит у слов с четырьмя и более слогами (та́инственный —> таи́нственный).

Смену ударения в заимствованных словах вроде «паспорт» (французское или итальянское), «символ» (греческое) и «конкурс» (французское) объяснить не так просто. В первую очередь утверждается, что перемещение ударения происходит у многочисленных дву-, трёхсложных существительных мужского рода, которые оканчиваются на согласный. В том числе в заимствованных. Отсюда, к примеру, ко́клюш в разговорной речи при нормативном коклю́ш и др. Даже ква́ртал (норма — кварта́л во всех значениях), по всей видимости, стал отголоском того самого исторического процесса.

Возможно, у вас есть какие-нибудь соображения по этому вопросу, поделитесь ими, пожалуйста, в комментариях.

Есть ли подобное перемещение ударения сейчас?

Да, но не настолько массово. Яркий пример — разговорное ударение «до́говор» при нормативном «догово́р». А какой-нибудь «при́говор», «ра́зговор», «за́головок» представить довольно сложно.

Почти незаметная перемена: прику́с стал при́кусом. Подобную переакцентовку (смену ударения) в заимствованиях литературная норма признаёт неохотно, таких примеров довольно мало (французское дебаркаде́р —> дебарка́дер). Исключения — названия профессий (скульпто́р —> ску́льптор), однако это тоже отдельный разговор.

Далее мы ещё обсудим слова, которые поменяли ударение в XX в.

Тесты по культуре речи 10-11 класс
тест по русскому языку (11 класс) по теме

Данный материал содержит 10 вариантов тестов по культуре речи для 10-11 классов. Использовать данный материал возможно для работы как в общеобразовательных, так и в профильных классах во время урокв или на занятиях элективного курса «Культура речи и риторика»

Скачать:

ВложениеРазмер
testy.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.

А) ДО-ГО-ВОР В) И-СКРА

Б) ГНА-ЛА Г) ШО-ФЕР

2. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) чёрный рояль В) яблочное повидло

Б) покрыть толью Г) огромный мозоль

3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных

А) килограмм помидоров В) несколько башкиров

Б) табор цыган Г) герои басней

4. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) принять меры В) принять решение

Б) предпринять меры Г) предпринять шаги

5. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.

Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.

В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший

Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности

6. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Писатель подробно описывает о жизни.

Б) Эта истина очевидна для всех.

В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

Россия, Италия, Франция и др.

Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Я согласился на это скрипя сердцем.

Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось

Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы

встретиться с исполнительницей главной роли.

Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть

Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ЗВО-НИТ В) КА-ТА-ЛОГ

Б) КУ-ХОН-НЫЙ Г) АЛ-ФА-ВИТ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) жареный картофель В) чёрное кофе

Б) густой вуаль Г) компетентное жюри

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) нашествие варваров В) оружие осетинов

Б) пара резиновых сапогов Г) отряд солдат

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) надеть шляпу В) одеть очки

Б) надеть на палку Д) одеть ребёнка

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Создавая ценности, человек обновляет себя.

Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о

событиях последних лет, очень понравился мне.

Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

В) Кротким характером девушка выдалась в отца.

Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц,

так как уходит в отпуск.

Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

  1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

А) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ В) ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ

Б) ИН-ДУСТ-РИ-Я Г) ЗА-КУ-ПО-РИТЬ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) моют шампунью В) вкусный студень

Б) полученная бандероль Г) новая тюль

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

А) десять гектар В) пара ботинок

Б) жилище якутов Г) забрал из ясель

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) проявить способности В) проявить интерес

Б) проявить образцы труда Г) проявить сознательность

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

Б) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.

В) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.

Г) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и

который притягивал его.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.

Б) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

В) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к

Г) Витя – ужасный невежда в музыке.

Д) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.

Б) Прошло всего лишь несколько часов.

В) Всегда и во всём надо понимать меру.

Г) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.

Б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.

В) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все доку-

Г) За торт можно оплатить в первой кассе.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».

Б) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.

В) Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников.

Г) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) КВАР-ТАЛ В) КРО-ВИ (АНАЛИЗ)

Б) САН-ТИ-МЕТР Г) НА-ЧАЛ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.

А) отметить в табели В) блестящее монисто

Б) чёрный кофе Г) звучный контральто

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) купил мандаринов В) не нашёл носок

В) досидел до сумерек Г) две пары туфлей

  1. Отметьте неправильную форму множественного числа.

А) доктора В) инженера

Б) выговоры Г) катера

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Наклонясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

Б) Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили

посетить местный университет.

В) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший

Г) Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Артист был удостоен высокой наградой.

Б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

В) Все, даже лучшая подруга, отвернулись от меня в трудную минуту.

Г) Старики снисходительны до шалостей детей.

Д) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Между ними произошёл далеко не приятный разговор.

Б) Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.

В) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

Г) Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

Б) В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.

В) На будущий день началось обсуждение текущих дел.

Г) Маяковский стоял у источников новой поэзии.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время

  1. Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

А) БА-ЛО-ВАТЬ В) ДРЕ-МО-ТА

Б) КОМ-БАЙ-НЕР Г) НА-МЕ-РЕ-НИЕ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) серый кенгуру В) полная гостей зала

Б) чёрная вуаль Г) новенькая экю

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

А) партия кадетов В) падал с плечей

Б) килограмм помидор Г) несколько ремёсел

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

А) офицера В) колокола

Б) корректоры Г) штемпеля

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

А) Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог,

устанавливающий в соответствии с законодательством.

Б) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

В) В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.

Г) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Мой друг всегда полон новыми идеями.

Б) Лектор оперировал с точными фактами.

В) Эта женщина – прекрасный повар.

Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

Россия, Италия, Франция и др.

Д) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.

Б) В конце ХV111 века страна была разделена на три неравные половины.

В) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

Г) Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Наш завод производит телевизоры высокого качества.

Б) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

В) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.

Г) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.

Б) Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не

выполнил её просьбу.

В) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир, его идеи,

Г) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ДИС-ПАН-СЕР Б) ЗА-ВИД-НО

Б) ОБ-ЛЕГ-ЧИТЬ Г) КА-У-ЧУК

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) отметить в табели В) на любимый мозоль

Б) свежий силугуни Г) красивый тюль

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) музыка туркмен В) пора свадеб

Б) купить яблоков Г) несколько полотенцев

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

А) кучеры В) мастера

В) ордера Г) цехи

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

А) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель

ни одного свободного дня.

Б) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волну-

ющий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

В) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый

Г) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

Г) Чацкий полон высокими думами.

Д) Через час начнётся совещание по выработке плана спасательных работ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

Б) Мы долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

В) Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая

разработка некоторых вопросов.

Г) Победители соревнования были награждены памятными подарками.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

Б) Свою автобиографию я уже рассказывал вам.

В) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

Г) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Учитель несколько раз объяснил задание, но, однако, многие ученики

тем не менее не поняли его содержания.

Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

В) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

Эстонии и Латвии.

Г) Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он

увидеть её сегодня.

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ЧЕР-ПАТЬ В) ЩА-ВЕЛЬ

Б) СТА-ТУ-Я Г) ОТ-НЯ-ЛИ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) левый рельс В) молодая чинара

Б) красивая эполета Г) горячее кофе

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

А) две пары носков В) несколько равных доль

Б) свыше ста гектаров Г) обычаи туркменов

  1. Отметьте неправильную форму мн. числа.

А) шофера В) якоря

Б) секторы Г) директоры

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

Г) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны

получать льготную пенсию.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали

Б) Никто, даже лучшие друзья, не мог помочь мне выйти из кризиса.

В) Всю свою долгую жизнь его отец был глух к страданиям близких.

Г) Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея.

Д) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.

Б) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.

В) Поэзия для него была книгой за семью печатями.

Г) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

Б) При первой же встрече он произвёл на нас хорошее впечатление.

В) Впереди лидирует гонщик под номером 5.

Г) Слово представили самому молодому участнику конкурса.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) В качестве материала для романа «Война и мир» Лев Толстой использовал

семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

Б) Все газеты писали о крупном политическом скандале в правительстве, но,

однако, тем не менее находились люди, которые об это ничего не знали.

В) Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.

Г) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и

  1. Отметьте слово с ударением на третий слог.

А) ХО-ЗЯ-Е-ВА В) ЭКС-ПЕРТ-НЫЙ

Б) У-КРА-И-НЕЦ Г) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.

А) дорогой шампунь В) красная георгина

Б) зелёные Сочи Г) густая тушь

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

А) жить среди узбек В) лампа в сто ватт

Б) пламя свеч Г) три килограмма яблок

  1. Отметьте сочетание слов с ошибкой в связи слов.

А) оставить впечатление В) произвести впечатление

Б) радоваться успехам Г) гордиться успехами

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и

который притягивал его.

Б) После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие

В) Прочитав пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей.

Г) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

Б) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

В) В первое время по приезду в Москву я чувствовал себя плохо.

Г) Кротким характером девушка выдалась в отца.

Д) Море глаз устремились на известного актёра.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Берега реки быстро разрушаются водой.

Б) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.

В) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

Г) Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

Б) Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.

В) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

Г) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на

  1. Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) РЖА-ВЕТЬ В) МИ-ЗЕР-НЫЙ

Б) НА-НЯ-ЛИ Г) ЗА-ГО-ВОР

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) маринованная иваси В) левая рельса

Б) шёлковый кашне Г) устный хинди

  1. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

А) нашествие татар В) новых простынь

Б) пять гектар леса Г) урожай помидор

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) показать в произведении В) изобразить героя

Б) отобразить героя Г) изобразить в произведении

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силён, что не раз будил меня.

Б) Устав после занятий, мне не читалось.

В) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать

Г) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве

Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.

В) Молодые супруги посетовали на нехватку денег.

Г) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Д) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Я согласился на это скрипя сердцем.

Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

В) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

Б) Нас перевели работать в отсталую бригаду.

В) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

Г) Нас перевели работать в отстающую бригаду.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим

Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

В) Думается, что в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское располо-

жение и ощутил тепло домашнего очага.

Г) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

Эстонии и Латвии.

  1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.

А) А-НА-ТОМ В) ФЕ-НО-МЕН

Б) КРА-СИ-ВЕ-Е Г) МЕЛЬ-КОМ

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) модный туфель В) больная мозоль

Б) клетчатое кашне Г) покрыть толью

  1. Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) китель без погон В) отряд солдат

Б) обычаи монгол Г) много блюдцев

  1. Отметьте неправильное сочетание слов.

А) заплатить за проезд В) согласно расписания

Б) приговаривать к казни Г) оплатить за проезд

  1. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

Г) Чацкий наполнен высокими думами.

Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

Г) Эти стихи я выучил назубок.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.

Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

  1. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником

и абсолютно авангардные.

Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал

семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время

работы над дипломом.

Г) Опоздавший признался, что он проспал.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ


источники:

http://lgram.ru/slova-kotorye-pomenyali-udarenie-v-techenie-poslednih-200-let/

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/10/31/testy-po-kulture-rechi-10-11-klass