В каком варианте ответа в обоих словах есть суффикс арь
- В каком слове один корень?
- зоология
- классификация
- стенгазета
- небосклон
- В каком слове один корень?
- ледокол
- киносъёмка
- велоспорт
- предъюбилейный
- В каком слове два суффикса?
- гнездилище
- голодовка
- лягушонок
- твердыня
- В каком слове два суффикса?
- узковатый
- специализировать
- крупитчатый
- кружевной
- В каком слове нулевое окончание?
- кофе
- медвежий
- гуляя
- по-русски
- В каком слове нет окончания?
- лисий
- (новых) полотенец
- (отряд) партизан
- налево
- Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
- воспитатели
- перекрасив
- проводка
- испуганный
- Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
- испарина
- избежал
- бессчётно
- справедливый
- Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
- перепёлка
- надбровный
- по-дружески
- программный
- Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
- перепонка
- просидев
- во-первых
- запайка
- Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
- насилу
- интересный
- безумный
- изгородь
- Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
- розыскной
- носоглотка
- завязь
- бездумно
- Какое слово состоит из приставки, корня и одного суффикса?
- подпись
- искоса
- содружество
- безглавый
- Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?
- общественный
- зевака
- грустинка
- соломинка
- Какое слово состоит из корня, двух суффиксов и окончания?
- жемчужинка
- женственный
- иллюзорно
- отдыхая
- В каком варианте ответа в обоих словах есть приставка ПРО-?
- прополка, просвет
- прогиб, прогноз
- проступок, прочерк
- простой, продукт
- В каком варианте ответа в обоих словах есть суффикс –ИЦ-?
- переносица, спица
- волчица, ресница
- корица, водица
- курица, разница
- В каком варианте ответа в обоих словах есть суффикс –АРЬ-?
- сухарь, главарь
- дикарь, янтарь
- писарь, сударь
- рыцарь, январь
- Укажите, в каком слове нет суффикса –ЧИК-?
- переплётчик
- огурчик
- лётчик
- патефончик
- Укажите, в каком слове есть суффикс –Ч-?
- врач
- бородач
- саранча
- сдача
- Укажите, в каком слове нет суффикса –НИЦ-?
- пуговичница
- волшебница
- сахарница
- школьница
- Укажите, в каком слове есть суффикс –К-?
- белка
- публика
- сварка
- черника
- Укажите, в каком слове нет суффикса –ИЦ-?
- советница
- собственница
- путаница
- ветреница
- Укажите, в каком слове нет суффикса –ЛК-?
- копалка
- тарелка
- парилка
- копилка
- Укажите, в каком слове нет суффикса –ЕЦ-?
- хлебец
- глупец
- морозец
- конец
- Укажите, в каком слове есть суффикс –ИНК-?
- картофелинка
- соломинка
- вечеринка
- бусинка
Методические разработки уроков русского языка в 10 классе по теме «Морфемика и словообразование» с применением Технологии индивидуализированного обучения.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
В данной разработке представлены 2 урока русского языка в 10 классе по теме «Морфемика и словообразование» с применением Технологии индивидуализированного обучения, разработанной Заслуженным учителем РФ Макаровым Юрием Афанасьевичем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no1.-morfemika._slovoobrazovanie.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Два урока по теме «Морфемика. Словообразование» с применением
Технологии индивидуализированного обучения (ТИО). Урок №1 Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Учебник для 10-11 класса Москва «Просвещение» 2007 г.
Тема: «Морфемика. Способы словообразования. Разбор слов по составу» Цели: систематизировать и обобщить знания о значимых частях слов (морфемах) и основных способах словообразования; совершенствовать умения производить морфемный и словообразовательный анализ; сосредоточить внимание на наиболее трудных случаях морфемного анализа; воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы, словари разных видов, теоретический материал для учащихся Проект урока
Знакомит с темой и целью урока
Ставят себе цель ответить на вопросы и выполнить задания карточек, достичь той оценки, которую желают получить за урок
(подготовка к выполнению самостоятельной работы)
Задаёт классу вопросы по теме
Отвечают на вопросы, приводят примеры
3. Самостоятельная работа по карточкам – задания разноуровневые
Раздаёт разноуровневые карточки, консультирует, где это необходимо, оказывает индивидуальную помощь, проверяет задания
Выполняют задания на карточках, в случае необходимости обращаясь за помощью к словарям, учебнику, учителю.
- Рефлексия
- Домашнее задание
Подводит итог, ставит обобщающие вопросы по теме и предлагает несколько устных заданий; выставляет оценки.
Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают результат
с желаемым
Пояснения к ходу урока
1. Организационный момент. Целеполагание. — С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса основной школы. На сегодняшнем уроке мы постараемся вспомнить изученный ранее материал, рассмотрим наиболее сложные вопросы словообразования, отметим, в чем заключается связь словообразования с другими разделами языка, проанализируем некоторые стилистические функции словообразования. В основном предстоит самостоятельная работа. Если у вас возникнут вопросы, можете обратиться к учебнику, теоретическому материалу, к учителю Выполнив ряд заданий, вы сможете выяснить, усвоена ли вами эта тема. У каждого из вас – карточка с тремя уровнями заданий, вы вправе выбрать любой уровень. Желаю успеха!
II.Фронтальный опрос-беседа с учащимися по вопросам (см. также вопросы в учебнике на стр. 59) -Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть. 1.Какие морфемы вы знаете? Что они обозначают?
- В чем отличие корня от других морфем?
- Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова? 4. Что такое приставка, суффикс, постфикс? 5. Что такое основа слова? 6. В какой части слова заключено лексическое значение? 7.Какие части слова выражают грамматическое значение?
- Почему морфемы можно разделить на формообразующие и словообразовательные?
- Что такое нулевое окончание? Как его определить? III.Самостоятельная работа с теоретическим материалом, карточками. Уровень на «3 » 1Выпишите из текста бесприставочный глагол . Все пассажиры повскакивали со своих мест. Вскочила и Алиса. Лошадь высунулась из окна, после чего снова уселась на место и спокойно сказала: «Ничего страшного. Сейчас поезд будет прыгать через ручей. Все сразу успокоились. 2.Выделите в данных словах корни. Выпишите ряды однокоренных слов . Мороз, подморозить, правдивый, оправдать, оценивать, оценка, винный, повинность, кормёжка, кормовой, пояснение, ясность, любить, возлюбленный, наслаждение, сладкий 3 . Выделите в данных словах окончания и основы. Укажите слова, которые не имеют окончаний. Серость, озером, навзничь, увлёкся, запах, читаю, вперёд, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна. 4 . Продолжите цепочки слов. Обозначьте словообразовательные морфемы. А) суперзвезда, суперкласс, …, …, …; б) одесский, белорусский, матросский, …, …, …; в) придумывал, рассказывал, обманывал, …, …, …, . 5 . С помощью словообразовательных цепочек покажите различия в морфемном составе слов : законность, готовность; центральный, вязальный; столярничать. Образец: труд — со-труд-ник — со-труд-нич-а-ть. 6. Объедините слова в словообразовательные цепочки . Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.
7.Укажите верную словообразовательную цепочку а) тихо – тихий – тишь – тишина в) моряк – морской – море – приморский б) цена – ценный – бесценный – бесценок г) учить- учитель- учительница- ученица 8. Укажите, где нужно везде писать букву ы ? а) ц…ган, ц…рк, ц…ркуль б) по…скать, пред…стория, сверх…нтересный в) нац…я, ц…кнуть, панц…рь г) без…дейный, раз…скивать, от…грать 9. По образцу напишите рассуждение о другом растении, предсказывающем погоду . Я срываю коленчатый стебель хвоща. На сломе выступила капелька – быть дождю. И вдруг за высокими кустами на реке что-то зашуршало, зеркальная поверхность омута запузырилась, посыпал мелкий тёплый дождь. (По А. Куликову) Уровень на «4» 1. Выпишите вначале изменяемые, затем неизменяемые слова, графически обозначьте морфемы. Гористый, красивее, временный, по-новому, написать, вовремя 2.Замените сочетания слов сложными словами и составьте с ними предложения. Определите способ словообразования . Громкий голос, звёзды падают, любовь к жизни, острый ум, широкие плечи. 3.Запишите не менее 15 слов, образованных путём сложения. 4.Составьте словообразовательные цепочки: безлюдно, похолодание, по-рыбацки. 5.Какие словообразовательные пропорции составлены неверно? А) выезжать: выезд = выходить: выход Б) сад : садовник = ель : ельник В) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок Г) грести : гребец = петь : певец 6.Можно ли по морфеме определить часть речи? -ЕШЬ , -ИТ , -ОГО , -Л- , -ИЕ , -И И . Докажите. 7. В каком ряду в каждом слове есть приставка, корень, суффикс, окончание? а) приходит, осмотришь, вырубка, размеренный б) пастушка, обработаем, присматриваем, присуждение в) выходной, приморский, уборка, впереди г) разгадка, перегородчатый, высветленный, пригорают 8. Какое слово образовано безаффиксным способом? а) мышонок б) прибрежный в) немедленно г) сушь 9. В каком ряду во всех словах выделяется приставка до-? а)должнос…ной, долина, дольше б) долгий, доискиват…ся, добросовес…ный в)досрочный, доск…кать, донизу г)доблес…ный, достойный, доб…раться 10.Напишите рассказ «Уборка снега на улицах большого города», включив в него не менее 10 сложных слов. Уровень на «5» 1.Какой бесприставочный глагол можно подобрать к данному синонимическому ряду? Пропадать, провалиться, теряться, сгинуть, улетучиться, след простыл, в воду кануть, был таков. 2.В какой цепочке нарушена последовательность словообразования? А) играть – выиграть –выигрыш – выигрышный; б) бежать – пробежать – пробег – велопробег; в) варить – выварить – вываривание – вываривать; г) гореть – догореть – догорать – догорание 3. Разделите слова на две группы, учитывая функции выделенных морфем: а) слова со словоизменительными (формообразующими) морфемами; б) слова со словообразовательными морфемами. Делай- те , рас -трепать, леп- и -ть, величествен- ее , наи -лучший, велич- ав -ый, крепч- е , висе- л -а, высоч- айш -ий, счаст- лив -ый, при -чудливый, де- маскировать, лис- ий , ярк- ий , мил- ейш -ий, красне- я . 4. Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова СТЕКЛО, КРАСИВО? Почему? Объясните графически 5. Упражнение на различение слов с членимой и нечленимой основой . Выпишите слова с членимой основой, обозначьте в ней морфемы. Восход, пример, деловой, переписать, добыча, поезд, сбор, крашеный, предел, отнести, прыгун, интерес, коварный. 6. Карточка – информатор. Часто бывает трудно определить способ образования сложных слов. Для этого лучше пользоваться алгоритмом: 1) Не образовано ли это слово лексико-синтаксическим способом? 2) Не суффиксация ли это сложного слова? 3) Это сложение основ в чистом виде или осложнено суффиксацией? Задание . Определите способы образования сложных слов: долгоиграющий, белоснежный, лесостепь, пароходство, чистосердечный, быстрорастворимый, железобетонный, сухофрукты. 7. Составьте словообразовательные цепочки: безлюдно, похолодание, по-рыбацки. 8.Какие словообразовательные пропорции составлены неверно? А) выезжать: выезд = выходить: выход Б) сад : садовник = ель : ельник В) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок Г) грести : гребец = петь : певец 9. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? а) решение б) втёмную в) гостиная г) подговорить 10.Карточка – информатор . Каждый продуктивный аффикс обладает стилистическим «запалом», который чаще всего и определяет сферу употребления новых слов, их стилистическую окраску: -лк- (разговорный): раздевалка, ожидалка, умывалка, читалка; -ств-, -ний- (книжный): мужество, терпение, горение и т.д. Задание : подберите 2 группы слов( по 5 слов в каждой), где бы суффиксы придавали слову разговорную и книжную окраску. Слова из карточки-информатора брать не надо. 11 . По образцу напишите рассуждение о другой птичке. К зяблику его имя не подходит совсем. Зяблик – значит должен зябнуть, мёрзнуть. А эта птичка прилетает к нам одной из первых, когда на улице ещё слякоть и нередки морозы и метели. Зяблик бойко прыгает по совсем ещё голым веткам, и никто не видел, что он хоть немножко мёрзнет. (По Ю. Дмитриеву) IV. Рефлексия. — Итак, все закончили работу по карточкам. Какие сведения по морфемике необходимо было вспомнить при выполнении заданий карточек? Что показалось вам наиболее сложным? А наиболее интересные задания? Над чем необходимо поработать на следующем уроке? Подберите слова к предложенным словообразовательным моделям.
щик (барабанщик, бетонщик, фонарщик)
ат (полосатый, хвостатый, усатый)
раз ыва (разглядывать, разбрасывать, раздумывать
Домашнее задание. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.
Два урока по теме «Морфемика. Словообразование» с применением ТИО. Урок№2 Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Учебник для 10-11 класса Москва «Просвещение» 2007 г.
Тема: «Морфемика. Орфограммы корней, приставок, суффиксов, окончаний»
Цели: совершенствование навыков ориентирования в основных способах словообразования и в морфемном анализе слов;
закрепление умений применять знания по морфемике в практике правописания;
воспитание уважительного отношения к русскому языку.
Оборудование: дидактический материал для самостоятельной работы, словари, ПК,
Тесты 1 курс (стр. 5 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
189 Укажите слово, которое соответствует схеме: не + приставка + корень + суффикс + суффикс A) небезопасно B) негодовать C) недотянуто D) невероятно
190 Укажите фразеологизм со значением «далеко». A) бить баклуши B) ворон костей не заносит C) собаку съесть D) взять быка за poга
191 В каком варианте во всех словах пропущена одна и та же буква? A) г..ниальный, д..мократия, соб..раться B) приг..рающий, г..рностай, п..лисадник C) выт..рая, з..мляничная, гр..чишный D) в..кцина, прик..саться, м..гистраль
192 Укажите героя комедии Гоголя «Ревизор», который говорит о «галантерейном обхождении». A) Осип B) Гибнер C) Ляпкин-Тяпкин D) Хлестаков
193 В каком варианте указаны все слова, где пропущена буква и? 1) расстра..ваться; 2) овлад..вать; 3) завистл..вый; 4) сирен..вый. A) 1, 3 B) 1, 2 C) 3, 4 D) 1, 2, 3
194 Укажите основу слова впрямую. A) впрямую B) прямую C) впрям D) прям
195 Сколько глаголов в данном отрывке? Гоголь вполне владеет слогом. Он не пишет, а рисует; фраза, как живая картина, мечется в глаза читателю, поражая его своею яркою верностью природе и действительности. Сам Пушкин в своих повестях далеко уступает Гоголю, имея, свой слог и будучи, сверх того, превосходнейшим стилистом, то есть владея в совершенстве языком. A) 4 B) 5 C) 7 D) 9
196 Кому посвятил оду «Фелица» Державин? A) Павлу B) Петру I C) Екатерине II D) Елизавете Петровне
197 Укажите ошибку, допущенную при морфемном разборе слова злостный. A) -злост- – корень B) -н – суффикс C) -ый – окончание D) злостн – основа
198 В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? A) рассыпанный, образный, заново, выделяя B) заглушка, перенёсший, проездной, налипший C) заключение, засыпанный, подкова, выдерживая D) допечатанный, свалка, образный, выбегая
199 В каком ряду пишется одна и та же буква? A) угоща..т яблоками, недовес..т товар, лестно отзыва..тся B) трав..т соседа, готов..тся к выступлению, движ..мый бескорыстием C) присутству..т на встрече, согрева..мый теплом, брос..т невзначай D) воспева..мый в песнях, преследу..мый врагом, выскоч..т на дорогу
200 В каком варианте все слова являются антонимами? 1) близкий; 2) близлежащий; 3) недалекий; 4) чужой. A) 3, 4 1 B) 2, 4 C) 1, 3 D) 1, 4
201 Определите кульминацию в повести «Дубровский». A) пожар в Кистеневке B) ссора Троекурова и Дубровского C) нападение Дубровского на экипаж, в котором Верейский и Маша возвращались из церкви D) объяснение Дубровского и Маши
202 В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная корня? A) ст..жироваться, к..мпания друзей, прик..сновение B) обр..нить, обл..мать, благосл..вение C) распростр..нить, разоч..рование, к..морка D) ук..ротить, тр..ллейбус, ск..чок
203 Укажите верное лексическое значение слова «фразеологизм». A) устойчивое сочетание слов B) сочетание слов, имеющее назидательный смысл C) устойчивое выражение, которое можно заменить одним словом –синонимом D) устаревшее сочетание слов
204 В каком ряду во всех словах встречаются непарные мягкие согласные? A) природа, защёлка, куцый B) кочка, шофёр, просчет C) чудной, йогурт, щель D) почудиться, прищуриться, зацепиться
205 В каком слове нет суффикса — ер-/-ёр-? A) жонглёр B) лидер C) мизер D) тренер
206 Определите город по данному описанию: «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок…» A) Пятигорск B) Владикавказ C) Кисловодск D) Тамань
207 Какой персонаж в комедии «Недоросль» не имеет ни имени, ни фамилии? A) Алексеевна B) Егоровна C) Еремеевна D) Никитична
208 В рассуждениях Стародума встречаются краткие меткие изречения, содержащие законченную мысль («совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает»). Как они называются? A) афоризмы B) эпифоры C) жития D) цитаты
209 В каком слове нет приставки с-? A) смутился B) список C) смягчить D) смыть
210 В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? A) овен, дефис, дралась B) древко, дзюдо, оптовый C) созыв, живность, лечо D) бездарь, статуя, сливовый
211 В каком варианте ответа в обоих словах есть суффикс -арь-? A) дикарь, янтарь B) писарь, сударь C) сухарь, главарь D) рыцарь, январь
212 В каком ряду пишется одна и та же буква? A) пед..нститут, дез..нформация, без..нтересный B) вз..мать, меж..здательекпй, спорт..нвентарь C) контр..гра, от..скать, под..грывать D) про..грать, сверх..нициативный, роз..ск
213 Кто в 1815 году на экзамене в лицее «благословил» «в гроб сходя» лиру молодого Пушкина? A) А. Радищев B) Г. Державин C) В. Жуковский D) Карамзин
214 Какое из перечисленных слов имеет значение «не имеющий определенных убеждений, пренебрегающий моральными нормами»? A) бесцеремонный B) бессознательный C) бессодержательный D) беспринципный
215 Укажите, в каком ряду все слова состоят из 7 звуков. A) кровать, изморозь, зрячие B) крыльцо, искрится, извозчик C) здание, звонишь, заячий D) иллюзия, изредка, изгородь
216 Укажите верное написание выделенного слова и объяснение орфограммы: Он не спешил узнавать (на)счёт билетов. A) насчёт всегда пишется слитно. B) на счёт – существительное с предлогом пишется раздельно. C) насчёт – производный предлог, который пишется слитно. D) на счёт всегда пишется раздельно.
217 В каком слове произносится твердый глухой шипящий непарный согласный? A) щепотка B) щука C) жуткий D) чокаться
218 В каком варианте все слова заимствованные? 1) блокада; 2) бразды; 3) каникулы; 4) молодость A) 1, 2, 3, 4 B) 1, 3 C) 1, 2 D) 1, 2, 3
219 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? A) испарина B) справедливость C) избежал D) бессчетно
220 В каком ряду во всех словах пишется буква и? A) в изб..рательной компани. в своебразн..м изложени. о пропавш..й надежд.. B) в развивающ..ся отрасл. о проигран..м матч. в прекрасн..й долин.. C) остановиться в крепост. с пострадавш..м солдатом, изнуряющ..м трудом D) в зимн..й день, знающ..м инженером, об истин..м толковател..
221 В каком слове произносится звук [т’]? A) портрет B) коттедж C) тент D) очередь
222 В каком слове нет приставки о-? A) опора B) оклик C) оратор D) одеть
223 В каком жанре написано произведение А. Грибоедова «Горе от ума»? A) роман B) драма C) комедия D) трагедия
224 В каких предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения иноязычного слова? 1) Либретто к балету было написано самим композитором. 2) Глава администрации наложил санкцию на постановление. 3) Для предотвращения эпидемии, необходима тоталитарная вакцинация населения. 4) Получив наследство, он отправился в круиз по Средиземноморью. A) 3, 4 B) 2, 3 C) 1, 3 D) 1, 2
225 Сколько согласных звуков, непарных по звонкости-глухости и твердости-мягкости, в слове оставаться? A) 4 B) 3 C) 1 D) 2
226 Найдите вариант, в котором антонимические отношения между словами выражены с помощью приставок. A) Нет в жизни праздника тому, кто не трудится в будень. B) Корень учения горек, да плод его сладок. C) То весёлая, то грустная, широка ты, глубока ты, песня русская! D) Морские волны бились, и звенели, и отцветали, чтобы вновь цвести.
227 В каком ряду пишется буква е? A) исправ..т ошибк. вид..мый всеми, озаря..мый солнцем B) взвес..т обстоятельства, не допуст..т оскорблений, подгоня..мый друзьями C) контролиру..мый вопрос, обдува..мый ветром, на вид..мом пространстве D) охраня..мые границу, прерыва..мый разговор, колебл..мый ветром
228 В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? A) обязательный, скрипач, разлюбивший, свысока B) освобождающий, примета, выскользнув, перебирая C) обидчик, беспроигрышный, наклейка, просматривая D) расчистка, прицельный, предосенний, бессовестный
229 В каком предложении не нарушена лексическая сочитаемость? A) Участники эксперимента рассказали о перспективах на будущее. B) В решении всех вопросов он проявлял хозяйственную заинтересованность. C) На итоговом заседании были подведены результаты встречи. D) Чтобы получить хорошие результаты физической подготовки, надо систематически тренироваться.
230 О ком грустит Кирибеевич: «Как я сяду поеду на лихом коне // За Москву-реку покататися, // Кушачком подтянуся шелковым, // …У ворот стоят у тесовыих // Красны девушки да молодушки // И любуются, глядя, перешептываясь; // Лишь одна не глядит, не любуется, // Полосатой фатой закрывается…»? A) об Алене Дмитриевне B) о Софье Ивановне C) о Екатерине Дмитриевне D) о Елизавете Александровне
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/31/metodicheskie-razrabotki-urokov-russkogo-yazyka-v-10-klasse
http://pandia.ru/text/80/402/1426-5.php