В какой схеме допущена ошибка при постановке знаков между подлежащим и сказуемым

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — правила согласования и примеры предложений

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — распространенная ошибка не только у школьников и студентов, но и среди взрослых.

В интернете часто можно видеть тексты и предложения, в которых сказуемое не согласуется с подлежащем либо по падежу, либо по роду.

Правила согласования подлежащего со сказуемым

Определить, когда предложение построено правильно, можно по следующим признакам:

С числительным в роли подлежащего с окончанием «один» используется существительное единственного числа.

Форма сказуемого не зависит от обособленного оборота.

Местоимение «кто» употребляется с глаголами в единственном числе, мужском роде.

Во многих случаях неправильно используется падежная форма. Чтобы построение было правильным, поможет таблица падежей.

Часто предлог помогает понять, как связаны в предложении слова.

Примеры нарушения связи между подлежащим и сказуемым

Рассмотрим несколько примеров, выявим ошибки и объясним как правильно писать.

Пример 1

«Те, кто не придут завтра в школу, получат замечания».

В данном случае допущена ошибка. Придаточная часть подчиняется главной, но сказуемое придаточной части зависит от слова, к которому относится.

«Те, кто не придет завтра в школу, получат замечания».

Пример 2

«Соревнования – это важная часть жизни спортсменов, при которых каждый из участников претендуют на победу».

Произошло нарушение связи между главным и придаточным предложением.

Главные члены придаточного предложения: «каждый» и «претендует», ошибка произошла именно в последнем слове.

Пример 3

«Коллектив рабочих не были распущены».

Это простое предложение не согласовано, в нем упоминается о рабочих, но действие совершается в отношении коллектива.

Поэтому правильно будет так:

«Коллектив рабочих не был распущен».

Пример 4

«Сорок один человек работали на ферме».

Очень частый случай написания. Предложение несогласованное, правильный вариант:

«Сорок один человек работал на ферме».

Пример 5

«Тема произведений были интересны».

Это частая ошибка многих студентов. В предложении говорится об интересной теме, а не о произведениях.

Написать следует так:

«Тема произведений была интересна».

Теперь между членами предложения проявляется связь.

Пример 6

«Журналисты, в частности городская газета, привлекает много внимания к той проблеме».

Вопрос нужно ставить от существительного в главной части, а не от слова, которое выделено запятыми.

Правильно будет так:

«Журналисты, в частности городская газета, привлекают много внимания к той проблеме».



ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Подлежащее и сказуемое— главные члены предложения, его грамматическая основа. В задании № 8 на ЕГЭ по русскому языку есть примеры с нарушением связи между главными членами. В чём суть ошибок, как их найти и исправить. Ответим на эти вопросы.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Типичные ошибки.

Неверное употребление рода сказуемого.

  • Пример № 1. Грамматические основы в сложном предложении.

Те, кто приехал позже, не успел вовремя прийти на совещание.

1-ая основа- те не успел (несовпадение числа)

2-ая основа – кто приехал (верно).

Суть ошибки в том, что сказуемое первой основы (успел) ставится в числе второй основы (кто приехал)

Верно.

Те, кто приехал позже, не успели вовремя прийти на совещание.

  • Пример № 2. Подлежащее — несклоняемое существительное.

Неверно.

Тбилиси расположились в живописном месте Кавказа. (Тбилиси – это город, род несклоняемых существительных определяется по нарицательному существительному)

Верно.

Тбилиси расположился в живописном месте Кавказа.

Несовпадение числа подлежащего и сказуемого.

  • Неверное число при подлежащем «кто». Запомните, что при нём сказуемое всегда стоит в единственном числе.

Неверно.

Все, кто присутствовали на конференции, остались довольны её результатами.

Верно.

Все, кто присутствовал на конференции, остались довольны её результатами.

  • Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверены в успешном исходе.

Пояснение.

Во втором предложении подлежащее «каждый», и хотя участников было несколько, подлежащее стоит в единственном числе, поэтому и сказуемое тоже должно быть в единственном числе.

Верно.

Спор — это возможность отстаивать свою правоту, при которой каждый из участников уверен в успешном исходе.

  • Запомните, если подлежащее выражено числительным и последнее слов в нём «один», то сказуемое всегда будет стоять в единственном числе.

Неверно.

Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сданы в этом году.

Верно.

Двадцать один дом по программе ипотечного жилья сдан в этом году.

  • Запомните: если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое ставится в единственном числе.

Неверно.

Много лет прошли после нашей встречи.

Верно.

Много лет прошло после нашей встречи.

Особо хочу остановиться на грамматической основах, в составе которых есть слова: БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ.

1.Сказуемое стоит в единственном числе в следующих случаях.

  • Если при данных словах нет зависимых слов.

Неверно.

Большинство были согласны с выступающим.

Верно.

Большинство было согласно с выступающим.

  • Если подлежащее- неодушевлённое существительное.

Неверно.

Несколько школ были не готовы к началу учебного года.

Верно.

Несколько школ было не готово к началу учебного года.

2.Сказуемое стоит во множественном числе в следующих случаях.

  • Если при данных словах есть зависимые слова.

Неверно.

Большинство слушателей было недовольно выступлением оратора.

Верно.

Большинство слушателей были недовольны выступлением оратора.

  • Если подлежащее- одушевлённое существительное.

Неверно.

Ряд участников выступил за предложенные изменения в уставе компании.

Верно.

Ряд участников выступили за предложенные изменения в уставе компании.

  • Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.

Неверно.

Только небольшая часть слушателей согласились прийти на вторую встречу.

Верно.

Только небольшая часть слушателей согласилась прийти на встречу.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

  • Найдите грамматическую основу предложения (или грамматические основы, если это сложное предложение).
  • Определите, в одинаковом ли роде и числе стоят главные члены. Если в разном — это ошибка.
  • Если подлежащее — слово «кто», то сказуемое – в ед. ч.
  • Если при подлежащем есть слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, РЯД, ЧАСТЬ, то сказуемое стоит в ед.ч. в следующих случаях: если при данных словах НЕТ зависимых слов и подлежащее- неодушевлённый предмет. В остальных случаях- множественное число.
  • Если подлежащее имеет в составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, то сказуемое- в единственном числе.
  • Если в подлежащем есть составное числительное, последнее слово которого «ОДИН», то сказуемое- в единственном числе.

Ребята, постоянно повторяйте вышеизложенные правила, только тогда выполнение данного задания дойдёт у вас до автоматизма.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

1. Укажите односоставное неопределённо-личное предложение.

1) Дорожки каждое утро посыпают песком. (А. Чехов.)

2) Иду на помощь к рыбакам. (Н. Некрасов.)

3) Ужинать не буду. (Л. Толстой.)

4) Мне дремлется. (А. Куприн.)

2. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно?

1) Он глуп, за(то) привлекателен.

2) (Не)смотря на сильный дождь, матч состоялся.

3) Я совсем не желал идти (на)перекор ему.

4) Учитель имел (в)виду нечто иное.

3. Отметьте слово или словосочетание, которое не может являться вводным.

4. В какой схеме допущена пунктуационная ошибка при постановке знаков между подлежащим и сказуемым, выраженными указанными формами слов?

5. Укажите слово, которое пишется раздельно.

4) (ни)кто иной не.

6. Отметьте вариант с однородными определениями. Знаки препинания не расставлены.

1) умный старший товарищ

2) холодная ясная погода

3) резиновые школьные сапоги

4) розовые лиловые палевые сыроежки

7. В каком предложении содержится дополнение, выраженное инфинитивом?

1) Председатель попросил закрыть двери и удалить свидетелей.

2) Родители решили сегодня подарить сыну велосипед.

3) Наш друг мог бы сильно расстроиться из-за своей неудачи.

4) Уважаемый, надо подписать бумаги.

8. Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Укажите предложение с обособленным определением.

1) Стал накрапывать редкий мелкий дождь. (А Чехов.)

2) Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти. (С. Аксаков.)

3) Утро было солнечное безветренное но не жаркое. (Ю. Нагибин.)

4) Кругом всей поляны стояли густые высокие ели. (М. Пришвин.)

9. Определите, в каком предложении слово как входит в состав сказуемого. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.

1) Я рождён с душою кипучею как лава. (М. Лермонтов.)

2) Теперь я всё равно как отшельник.

3) Нас встретили не как хороших знакомых.

4) Мне как уроженцу севера жара была в тягость.

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) В небе ещё держались тучи, подсохшие и сморённые, словно надоевшие сами себе.

2) К обеду небо полностью освободилось, засияло и в радостном нетерпении как бы заходило, закружилось над землёй.

3) В небо ринулись птицы и заиграли, заносились разминая крылья, вскрикивая в глубоких нырках от счастья, что им дано летать.

4) Мокрая земля задымила белым, молочным парком, который тут же сгорал под солнцем. (По В. Распутину.)

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) После чая мы возвращались в нашу «медвежью» комнату и, если на улице по-прежнему мела пурга, оставались в ней до вечера, стреляя из маленьких пушек по бумажным корабликам или дразня чёрного кота Цыгана. (2) Этот кот был большой чудак и самодур с излишне раздутым чувством собственного достоинства. (3) Он, например, вовсе не ел рыбу, считая, что её слишком много на Камчатке. (4) Стоило хотя бы нечаянно оказаться вблизи него или с самыми дружескими чувствами протянуть к нему руку, как он размахивался и сердито бил лапой. (5) Когти при этом он не стеснялся выставлять. (6) Но если ему вздумалось, скажем, перебраться с дивана на подоконник и между этими двумя точками оказывалась удобная третья, к примеру рыжая голова Фомы, то Цыган без всякого колебания совершал прыжок через всю комнату, по пути используя рыжую голову в качестве трамплина. (7) Подобное кот неоднократно проделывал и со мной, так что у Фомы и у меня на стриженых наших макушках бывали совершенно одинаковые царапины. (8) Собак Цыган не боялся: увидев пробегающего по улице камчатского ездового зверя с крупного волка ростом, он . привидением кидался на него, бесшумно соскользнув с крыльца или подоконника, и ослабевший от страха пёс удирал во весь дух, завывая на бегу и позорно поджимая хвост. (По А. Киму.)

11. Определите тип речи текста.

2) повествование с элементами описания

3) рассуждение с элементами описания

12. В каком предложении говорится о характере кота?

13. Из каких предложений мы узнаём о привычках кота Цыгана?

14. Какое прилагательное пропущено в 8-м предложении?

15. Укажите номер простого неосложнённого предложения.

16. Выпишите из 2-го предложения грамматическую основу. Укажите тип сказуемого.

Ответ: кот был чудак и самодур; сост. имен. сказ.

17. Укажите номер предложения, в котором употребляется необособленное определение, выраженное причастным оборотом.

18. Укажите номера предложений, в которых употребляются однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

1. Укажите односоставное безличное предложение.

1) Постучите в дверь!

2) Дорога, дорога, разлука, разлука. (Н. Рубцов.)

3) У меня на сердце тяжко.

4) Какая зловещая трасса перед нами!

2. Укажите словосочетание, в котором есть подчинительная связь — не примыкание.

1) ведёт себя вызывающе

2) доволен вечером

3) одет по-весеннему

4) обед по-домашнему

3. Отметьте слово, которое пишется через дефис.

4. Отметьте слово или словосочетание, которое не может являться вводным.

2) по моему мнению

5. В какой схеме допущена ошибка в пунктуации между подлежащим и сказуемым?

6. Какое слово пишется раздельно?

7. Отметьте пример с однородными определениями. Знаки препинания не расставлены.

1) геомагнитные геофизические атмосферные явления

2) ослепительные витринные стёкла

3) под ранним южным солнцем

4) неустрашимая вражеская конница

8. В каком предложении содержится дополнение, выраженное инфинитивом?

1) Мы к вам пришли мириться.

2) Директор попросил всех выйти из помещения.

3) В воскресенье бабушка отправилась на рынок покупать свежие овощи.

4) Желание спеть охватило его в ту же минуту.

9. Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Укажите предложение с обособленным определением.

1) В волосах цыганки алела роза крупная и ароматная.

2) Наклонившаяся над водой ива уже почти скрылась в тумане.

3) Все наши знакомые кроме пожалуй одного переболели этой зимой гриппом.

4) Длинное почти до пят платье привлекало внимание.

10. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Мы открываем калитку в широких деревянных воротах, переступаем через низ этих ворот и оказываемся в некоем коридоре, хоть и под открытым небом, но всё же коридоре, между двумя какими-то стенами. (Ю. Олеша.)

2) Везде кругом, что мог окинуть глаз, лежал на поле белый, острыми слоями рассыпанный глубокий снег. (Л. Толстой.)

3) Все остальные лешие, как справедливо пишут в учёных книгах, «собрание злых духов и воплощение леса как враждебной человеку части пространства».

4) В народной медицине яблоки используются для лечения простуды и лихорадки, натёртые — как средство, снимающее воспаление глаз и ушибы, печёные же — применяются при бессоннице.

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Итак, магнитное поле Земли в огромной степени влияет на птиц, насекомых (и, возможно, микрофлору), то есть на тех, у кого повышенный жизнеоборот. (2) Являясь самоорганизующимися системами, данные сообщества живых существ подстраиваются под любые самые незначительные вариации поля, чтобы таким образом выжить, устоять, защитить себя. (3) При этом нужно учитывать также встречные внутренние процессы, происходящие в организмах. (4) Мы имеем дело с глобальной ре-

акцией самосохранения. (5) Именно она позволяет эффективно противостоять неблагоприятным геомагнитным, геофизическим, атмосферным и климатическим явлениям, а также естественным биологическим спадам. (6) Считается, что всё поведение этих живых существ определяют лишь сезонные колебания температуры воздуха и почвы, что, в свою очередь, является следствием происходящих. процессов.

(7) Реакция живых организмов на изменение окружающей среды — подстройка под эти изменения, а также внутреннее саморазвитие есть движение. (8) И последнее не имеет ничего общего с инстинктами.

(9) Таким образом, вся жизнь птиц представляет собой непрекращающееся, бесконечное движение, непрестанную деятельность, постоянное стремление к оптимальности, бесконечную погоню за лучшими условиями жизни. (10) В этом заключён глубокий смысл природы. (11) Живое, которое перестаёт двигаться и проявлять активность в неоптимальной для него среде, по существу «сходит со сцены». (О. Бондаренко.)

11. Определите тип речи текста.

2) повествование с элементами описания

12. В каком предложении раскрывается основная мысль текста?

13. Из какого предложения мы узнаём о том, в чём сущность саморазвития?

14. Какое прилагательное пропущено в 6-м предложении?

15. Укажите номер предложения, в котором есть вставная конструкция.

16. Укажите номера предложений, в которых употребляются вводные слова и сочетания слов.

17. Укажите номер предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже.

18. Укажите номер простого односоставного безличного предложения, осложнённого обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1. Укажите односоставное неопределённо-личное предложение.

1) Лошади с привязанными мешками овса у морд.

2) Визгливые поросята.

3) Хлопают по рукам, торгуются, зазывают звонко.

4) Скрипят телеги.

2. Укажите словосочетание, в котором есть подчинительная связь — управление.

1) ведёт себя интригующе

2) доволен вечером

3) красивейшего цвета

4) стоять смирно

3. Отметьте слово, которое не пишется через дефис.

4. В какой схеме допущена ошибка в пунктуации между подлежащим и сказуемым?

5. Укажите наречие, которое пишется раздельно.

6. Отметьте предложение с обособленным уточняющим членом. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.

1) На самой вершине могущественного дуба восседал гордо орёл пернатый повелитель этих мест.

2) Возле речки в густой траве потерялся маленький утёнок и оттого громко пищал и звал на помощь.

3) Мальчик бежал почти падал торопясь догнать быстро идущего по улице отца.

4) Далеко внизу у самого подножья вулкана ютилось маленькое селение.

7. В каком предложении определение выражено инфинитивом?

1) Мы пришли учиться рисовать.

2) Учитель попросил всех открыть тетради.

3) В воскресенье бабушка отправилась на рынок покупать свежие овощи.

4) Желание утолить голод мешало трезво мыслить.

8. Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Укажите предложение, где не требуется постановка запятых.

1) Курчавый пудель громко и заливисто лая бежал по улице смешно вскидывая лапы.

2) Неподвижная фигура застыла у открытого настежь огромного окна.

3) Подступая и подступая слёзы наконец брызнули из глаз ребёнка и потекли по лицу капая крупными каплями на рубашку малыша.

4) Согнувшись от тяжёлой ноши мужчина еле добрался до крыльца не переставая причитать и охать.

9. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Яблоки, имеющие разнообразную форму, окраску, вкус и время созревания, — настоящая кладовая витаминов и питательных веществ.

2) Спелые яблоки способствуют усвоению организмом кальция, укрепляя тем самым костную ткань.

3) Больше всего витаминов находится в кожуре яблок и, в прилегающей к ней, мякоти.

4) Недаром старая английская поговорка гласит: «Кто в день по яблоку съедает — у того и врач не бывает».

10. Укажите предложение с неправильно оформленной чужой речью.

1) Глава федерации сумо заявил: «На сегодняшний день в Японии насчитывается 800 женщин-сумоисток, в то время как в 1996 году только что созданная любительская федерация состояла из 80 членов, носивших трико».

2) «Эту задачу можно решить двумя способами, — сказал приятель. — Первый из них предполагает составление пропорции».

3) Капитан рассказал нам, что: «все рыбаки очень суеверны и у них существуют определённые приметы».

4) — Когда же мы сможем всё-таки приступить к тренировкам? — спросили спортсмены у директора закрывшегося на ремонт стадиона.

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) В те предзимние дни положение на фронтах складывалось таким . для нас образом, что с 20 октября Москва была объявлена на осадном положении.

(2) В интернате об этом знали далеко не все, а если и знали некоторые, то не совсем ясно представляли себе, что означало это «осадное положение». (3) Но состояние общей тревоги, предчувствие какой-то ужасной и непоправимой беды коснулось всех от мала до велика.

(4) Под Тулой наши войска, сдерживая натиск танковой армии Гудериана, в конце концов остановили в октябре её наступательное движение, создав тем самым устойчивое положение на левом крыле Западного фронта. (5) Но армия Гудериана представляла собой наиболее агрессивную и мобильную ударную группировку, поэтому была ещё сильна и готовилась к ноябрьскому наступлению.

(6) Трудно сказать, бойцы какой именно армии, корпуса или дивизии были дислоцированы в те осенние дни в Незнанове. (7) Да и не в этом дело. (8) Дело в том, что, когда наступила октябрьская непогода, все ребята и женщины из интерната, проснувшись однажды утром, не увидели ставших уже привычными бойцов, словно их никогда и не было в селе.

(9) Бойцы исчезли бесследно, а в души оставшихся там людей закралась незнакомая доселе тревога, будто бы вдруг потеряна была какая- то надежда, утрачена связь с внешним миром, будто пустынно стало вокруг и подозрительно тихо. (10) Хотя теперь все знали отлично, что там, на западе, за равнинами, совсем уже близко творилось что-то жуткое и страшное.

(11) И в эту неведомую жуть ушли мужчины, оставив детей и женщин среди равнин, под дождями и холодным ветром. (По Г. Семёнову.)

11. Определите тип речи текста.

2) повествование с элементами описания

12. В каких предложениях раскрываются ощущения людей, оставшихся в тылу?

13. Из какого предложения мы узнаём о причине тревожных ощущений?

14. Какое прилагательное пропущено в 1-м предложении?

15. Укажите номер предложения, в котором употреблён фразеологический оборот.

16. Укажите номер предложения, в котором использованы два обособленных обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

17. Выпишите неоднородные определения вместе с определяемым словом.

Ответ: мобильной ударной группировкой

18. Укажите номер предложения, в котором употребляются уточняющие обстоятельства.


источники:

http://poznaemvmeste.ru/index.php/teoriya-ist/kievskaya-rus/9-pervyj-poslednij/1223-ege-russkij-yazyk-ekspress-podgotovka-zadanie-7-sintaksicheskie-normy-narushenie-svyazi-mezhdu-podlezhashchim-i-skazuemym

http://grammarian.ru/teaching/8control_1/8.html