В какой строчке имеет слово обозначающее суффиксы флексии и основообразующие элементы

Флексии (окончание, формообразовательный суффикс)

п.1. Что такое флексии

Слово флексия образовано от латинского flexio «сгибание, изгиб».

К флексиям относятся окончания и формообразовательные суффиксы.

п.2. Окончание

Окончание представляет собой изменяемую часть слова (морфему), которая служит для образования форм слов и для связи слов в предложении и словосочетании: высок ого дерев а , автор у рассказ а , отвеча ешь на вопрос ы .

Окончание – формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. При этом лексическое значение слова не изменяется. Чтобы выделить окончание, нужно изменить слово (просклонять или проспрягать). Изменяющаяся часть будем окончанием: столб , столб а , столб у , столб ом ; мечт аю , мечта ем , мечта ешь , мечта ет .

Окончание не входит в основу слова, так как имеет только грамматическое значение. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица: маленьк ую (ед. ч., ж. р., В. п.) девочк у (ед. ч., В. п.), отдыха ешь (2-е л., ед .ч.), дума ем (1-е л., мн. ч.).

Окончание могут иметь только изменяющиеся части речи, у неизменяемых слов окончаний нет.

п.3. Формообразовательные суффиксы

Формообразовательные (формообразующие, словоизменительные) суффиксы представляют собой суффиксы, с помощью которых образуются не новые слова, а формы слова.

Формообразовательные суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова. Формообразовательные суффиксы, как и окончания, не входят в основу слова.

К формообразовательным относятся суффиксы:
— степеней сравнения прилагательных и наречий -ее, -ей, -е, -ше, -ейш, -айш: мудрый – мудр ее , высоко – выш е , краткий – кратч айш ий;
— глаголов в форме прошедшего времени и в условном наклонении -л- и нулевой: мечта л , мечта л бы; танцева л , танцева л бы;
— неопределённой формы глаголы (инфинитива) -ть, -ти, -чь: чит ать , нес ти , стере чь (чь входит и в корень, и в суффикс – наложение морфем);
— причастий: -ущ-, -ющ-, ащ-, -ящ-, -ем-, -им-, -ом-, -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т-: действу ющ ий, ман ящ ий, ударя ем ый, выши т ый, нарисова нн ый;
— деепричастий: -а-, -я-, -в-, -ши-, -вши-, -учи-, -ючи-: мечта я , увиде в , припева ючи , встрети вши сь, испек ши .

определите,в каких словоформах конечные -ей,-ой являются флексией,суффиксом или входят в состав корня. Обозначьте соответствующую морфему,подчеркнув конечные -ей,-ой. Назовите слова со связанными словами.

1. Воробей,гвоздей,грамотей,жокей,клей.коней,музей,муравей,ножей (в) передней,ручей, синей (ленты), суховей, улей,хоккей,шалашей, юбилей. 2. бой,бригадой,главной,голубой,дождевой,ездовой,живой,конвой,краевой,левкой,надой,отвагой,пищевой,покой,путевой,свой,службой,украдкой.

Служебные морфемы (флексия, суффикс, префикс).

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню аффиксы делятся на:

а) префиксы (от лат. praefixus – прикрепленный впереди), или приставки, – служебные морфемы, стоящие перед корнем (при-бегать) или другим префиксом (при-за-думаться) и служащие для образования новых слов или новых форм слова. Например, в словах бесшумный, передвижение, задвинуть, неловкий – приставки словообразовательные. Все эти слова образованы путём присоединения приставки к целому слову. При этом значение слова меняется, а грамматическая форма слова остаётся прежней. Иногда присоединение префикса к слову меняет не только его значение, но и грамматическую форму слова. Такие приставки выполняют одновременно две роли: словообразовательную и формообразующую. Так, парные глаголы рубить – вырубить, играть – подыграть, рисовать – срисовать, писать – списать различаются не только по смыслу, но и по форме (с присоединением приставки образовалось новое слово и изменился вид глагола: несовершенный стал совершенным).

б) Суффиксы (от лат. suffixus – прикреплённый) – служебные морфемы, находящиеся после корня (изда-тель) или другим суффиксом (изда-тель-ниц-а) и выражающие словообразовательные или грамматические значения. Например: Сравним слова учить – учил – учитель. От основы инфинитива учи- при помощи суффикса -л образована новая форма глагола – форма прошедшего времени. Значит, суффикс -л –формообразующий. От той же основы при помощи суффикса -тель образовано новое слово с новым значением. Следовательно, суффикс -тель – словообразующий.

в) Окончания, или флексии (от лат. flexio – сгибание, переход), – это служебные морфемы, находящиеся после корня (ид-у) или суффикса (толкн-у), выражающие различные грамматические значения и служащие для связи слов в словосочетании и предложении (нов-ая книг-а, нов-ой книг-и, нов-ые книг-и, нов-ым книг-ам и т. п.).

Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая будет изменяться, и будет его окончанием.

Служебные морфемы (постфикс, соединительная гласная, интерфикс).

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню аффиксы делятся на:

а) префиксы

б) Суффиксы

в) Окончания, или флексии

г) Постфиксы (от лат. post – после + fixus – прикреплённый) – служебные морфемы, которые выражают словообразовательное или грамматическое значение и располагаются, как правило, после окончания (учимся, какому-то и т. п.).

Постфиксальные морфемы выделены в особый вид аффиксов недавно. В современном языкознании по сложившейся традиции нередко называют их суффиксами. В русском языке выделяются такие постфиксы, как 1) глагольный возвратный постфикс -ся (-сь), выполняющий двоякую функцию: словообразовательную и формообразующую (мыть – мыться, увидеть – увидеться на первый план выступает формообразующая роль постфикса -ся – образование возвратной формы глагола; в словах рисовать – рисоваться, добить – добиться, давить – давиться при помощи постфикса -ся образованы новые слова и т. п.); 2) глагольный постфикс -те, образующий форму множественного числа повелительного наклонения (идите, читайте и т. п.); 3) постфиксы -то, -либо, -нибудь (кто-то, чей-нибудь, где-либо и т. п.); 4) постфиксы -таки, -ка, употребляющиеся в разговорной речи (опять-таки, дайте-ка и т. п.).

д) Интерфиксы (от лат. inter – между + fixus – прикреплённый) – структурные элементы, не выражающие в словах никакого значения, выполняющие соединительную и строевую функции и располагающиеся между двумя корнями (лесопарк, любвеобильный, пятилетний, двухэтажный и т. п.) или на границе корня и суффикса (петь – певец, шоссе – шоссейный; Ялта – ялтинский и т. п.).

Таким образом, в русском языке префиксы и интерфиксы никогда не бывают самостоятельными средствами словоизменения, окончания же всегда выполняют словоизменительную функцию. Суффиксы и постфиксы могут использоваться как в словоизменении, так и в словообразовании.

Формообразующие суффиксы и их грамматическое значение.

Суффикс – это морфема, стоящая в позиции после корня и служащая для образования новых слов в языке или их грамматических форм.

* В зависимости от выполняемых в языке функций суффиксы подразделяются на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). Словообразовательные суффиксы изменяют лексическое значение слова (исследовать – исследова-тель). В русском языке суффиксы преимущественно словообразовательные. Среди словообразовательных суффиксов особым богатством отличаются глагольные суффиксы со значением действия или процесса: -е- (старый – стр-е-ть), -и- (белый – бел –и — ть), -а- (сапожник – сапожнич – а – ть), -ка- (ау – ау – ка – ть), -ну- (крепкий – креп –ну — ть), -ича- (любезный – любез – нича – ть), -нича- (лодырь – лодыр – нича – ть), -ирова – (дебют – дебют – ирова –ть), -ова- (совет – совет – ова – ть), -изова- (мобильный – мобил- изова – ть), -изирова – (экран – экран –изирова – ть). Словоизменительные суффиксы служат для образования новых грамматических форм слова, не изменяя при этом лексического значения. К словоизменительным (формообразующим) суффиксам относятся:

1. суффикс прошедшего времени -л-;

2. суффикс повелительного наклонения -и-;

3. суффиксы причастий: -ущ-/-ющ, -ащ-/-ящ-; -вш-, -ш-, -ом/-ем-, -им-, — енн-, -т-;

4. суффиксы деепричастий: -в-, -а-,-я-;

5. суффиксы степеней сравнения имён прилагательных и наречий: -е-, — ее-, -ше-, -айш-, -ейш-.

Основа слова.

Основа слова – часть слова или словоформы без окончания (с другой точки зрения – без формообразующих аффиксов)

Непроизводная основа (немотивированная) — это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) — составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Противопоставление производной и непроизводной основ выражается в том, что

производная основа:

1) расчленяется на отдельные морфемы,

2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная,

3) обозначает предметы действительности опосредствованно;

непроизводная основа:

1) морфологически не расчленяется,

2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть).

Для отнесения основы к производным основам достаточно наличия в современном языке хотя бы одного родственного слова, которое имеет соотнесенную основу в чистом или связанном виде (ср.: павлин — пава, палец — шестипалый, ветка — ветвь). Основа считается производной и в том случае, если суффикс, выделяющийся при соотнесении основ, является непродуктивным и не встречается в других основах (ср.: молодой — молодежь, тлеть — тлен).

Различие между основами непроизводной и производной не исчерпывается их морфологическими свойствами. Это различие распространяется и на лексическое значение основ.

Непроизводная основа слов вал, стакан, город, море не дает возможности ответить на вопрос, почему данные предметы в действительности именно так называются. Значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, является немотивированным. Значения производных основ слов валик, подстаканник, городище, приморский в некоторой степени осмысленны и мотивированны. Значения таких основ складываются из значений отдельных морфем, входящих в основу: валик мы осмысливаем как «небольшой вал», подстаканник — как «подставка, в которую вставляется стакан», городище — как «громадный город», приморский — как «расположенный на берегу моря».

Таким образом, производная основа обозначает предмет действительности путем установления связи этого предмета с другими предметами опосредствованно, а непроизводная основа — непосредственно, чисто условно. Указанное различие в значении непроизводной и производной основы не является всеобщим; ср.: ножик — нож, зонтик — зонт.

Термин производящая (или образующая) основа указывает на словообразовательную роль основы, а не на морфологические ее свойства.

Производящей называется основа (производная и непроизводная), на базе которой при помощи того или иного приема образовано слово, т.е. производящая (мотивирующая) — та основа, от которой образовано производное (мотивированное) слово.

В родственных словах хворост, хворостина, хворостинка основы морфологически прозрачны: в первом слове основа — непроизводная, во втором и третьем — производная. Для производных основ хворостин- и хворостинк- производящими основами соответственно являются: хворост- (непроизводная) и хворостин- (производная).

Для словообразования используются не только корневые, непроизводные основы, но и основы производные. Следовательно, производящей основой может быть и непроизводная основа, и производная.

У каждой производной основы есть своя производящая основа. Производящей основой для данного слова служит основа того слова, от которого данное слово образовано.

Например, для слова муж-еств-о производящей основой будет основа слова муж; для слова мужеств-енн-ый производящей основой служит основа слова мужеств-о; для слова мужест венн-ость производящей основой является основа слова мужест-венн-ый.

К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится данное слово.

Различают также основы

простые – в их составе один корень

сложные – включают два и более корня

свободные – имеют корень, который может встречаться в составе непроизводных основ

связанные – имеют корень, который встречается только в составе производной основы

прерывистые – прерываются не входящими в основу флексиями и формообразующими аффиксами

непрерывистые – обычные

Виды морфемного шва.

Явления морфемного шва: чередование согласных и гласных звуков, усечение производящей основы, наложение морфем (аппликация), интерфиксация, изменение места ударения.

Морфе́мный шов (стык морфе́м) — граница между двумя соседними морфами.

Чередования звуков могут наблюдаться на стыке морфем (на морфемном шве) или внутри морфемы. Например: друг – друж-ить, лён – льн-ян-ой, раздева-лк-а – раздева-лоч-ка.

Усечение производящей основы – морфонологическое явление, заключающееся в неиспользовании при образовании производного слова конечной части (фонемы или группы фонем) производящей основы.

Наложение (интерференция, аппликация) морфов – морфонологическое явление, состоящее в совмещении тождественных отрезков расположенных контактно морфов. Например:

Интерфиксация – морфонологическое явление, заключающееся в том, что между двумя морфами вставляется незначимый отрезок, устраняющий нежелательные сочетания звуков. Например:

Подобные межморфемные вставки называются интерфиксами.


источники:

http://znanija.site/russkii-yazyk/12560310.html

http://lektsia.com/1×6682.html