В какой строке суффиксы придают словам разговорную окраску

10 класс Элективный курс Урок №19-20 Выразительные словообразовательные средства русского языка

Оснвные задачи урока:

  1. развивать умения и навыки нахождения в тексте основных выразительных средств морфемики и словообразования русского языка;
  2. развить аналитические, творческие способности, стилистическое чутье;
  3. воспитывать культуру речи, богатство и выразительность речи; потребность в дальнейшем самообразовании

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №19-20»

Выразительные словообразовательные средства русского языка

познакомить с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте; формировать навыки культуры речи; закрепить навыки правописания.

развивать умения и навыки нахождения в тексте основных выразительных средств морфемики и словообразования русского языка;

развить аналитические, творческие способности, стилистическое чутье;

воспитывать культуру речи, богатство и выразительность речи; потребность в дальнейшем самообразовании

учащиеся находят в тексте основные выразительные средства морфемики и словообразования русского языка, определяют значение и стилистическую принадлежность морфем, их стилистические возможности

РМ для индивидуальной работы и работы в парах, группах, словари

урок усвоения новых знаний.

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

— Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90% слов нашего языка являются производными, то есть 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки.

Поэтому цель урока – познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы.

Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1) Осложнённое списывание.

Демонстрация текста на слайде.

[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]

Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет у годно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская… Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

Задание к тексту.

– Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. (Выполнение работы.)

Самопроверка по восстановленному тексту. Демонстрация текста на слайде.

«– Вот я тебя как высеку…

– Как милости вашей будет у годно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская… Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?»

– Объяснить вставленные орфограммы.

– Какая разница в значении слов высечь и посечь ? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское «высечь» на своё «посечь».)

2) Работа со словарями.

– Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка по — образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Приставка вы — означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь.)

3) Наблюдение над использованием слов с суффиксами оценки.

Работа с раздаточным материалом.

– Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?

а) Фамусов – Скалозубу. «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее». (Расположение к собеседнику, желание угодить потенциальному жениху для Софьи.)

Молчалин . «Ваш шпиц – прелестный шпиц. Как шёлковая шёрстка ». (Заискивание.)

Чацкий . « Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком ». (Сатирическая направленность, отрицательная оценка.)

– Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция?

б) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.) (Насмешливо-ироническое отношение автора к герою.)

Работа на доске . Отработка навыка употребления слов с суффиксами оценки.

– Какие суффиксы можно добавить к существительному КОТ? (Кот|ик, кот ׀ ичек, кот|ок, кот|очек (ласковое), кот|яр|а, кот|ищ|е (увеличительно-неодобртельное), кот|ишк|а (ласково-ироничное, снисходительное).)

Вывод : суффиксы оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев.

Списывают текст, оформляя в виде диалога, комментируют орфограммы и пунктограммы.

Определяют разницу в значении слов «высечь» и «посечь» (можно воспользоваться словарями)

Работают с раздаточным материалом, определяя роль суффиксов оценки в характеристике литературных героев.

Подбирают суффиксы оценки к существительному КОТ

Делают вывод о роли суффиксов оценки

1. Семантизация морфем и словообразовательный повтор.

1) Фронтальная работа.

– Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу: добавьте приставки к глаголу бегать. (Добегаться (доведение действия до отрицательного состояния), убегаться (убавление), отбегаться (конец), избегаться (исчерпанность), выбегаться (полная исчерпанность действия).)

– Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем ?

2) Работа со стихотворением М. Цветаевой «Расстояние: версты, мили. ».

Стихотворение посвящено Б. Пастернаку, близкому другу М. Цветаевой. С отношениями, которые связывали двух великих поэтов, вы будете знакомиться в курсе литературы 11 класса.

Чтение стихотворения (учитель).

– Ваше впечатление от стихотворения? (Ощущение неимоверного горя, в то же время сдержанность и мужество в проявлении чувств при разлуке.)

– Назовите ключевые слова, обратите внимание на их состав.

– Каково же значение приставки раз(с)- ? (Значение потери, утраты.)

Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы. Семантизация морфем – это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова.

– Назовите словообразовательную модель ключевых слов. Сделайте вывод. (Все ключевые слова построены по одной словообразовательной модели со значением утраты: . )

Словообразовательный повтор – повтор слов, построенных по одной словообразовательной модели.

– Какова роль повтора в тексте? Обратите внимание, как графически подчёркнута боль утраты: разрывом приставки.

– Найдите глаголы, в которых приставка рас- имеет значение действия, доведённого до конца («рассорили», «расслоили»).

– Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя? (Аллитерация – [р] – резкий, разъединяющий звук; умолчание, синтаксический параллелизм, анафора словообразовательная; экспрессивная лексика, характеризующая участников драмы: «стена…, ров», «сплав вдохновений и сухожилий»; насыщение текста словами со значением пространства.)

3) Работа с раздаточным материалом.

– Прочитайте отрывки из художественных произведений. Выпишите слова, соответствующие словообразовательной модели (ся) . Какую роль играет повтор слов этой модели в данных текстах? (Завершение, прекращение действия.)

И вот из-за домов, пьяна,

В пустую комнату стучала

Ненужно ранняя весна.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

Вывод : семантизация морфем, словообразовательный повтор помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора.

2. Приём ложной этимологизации слов.

Демонстрация задания на слайде.

1) Творческая работа.

– Определите значение слов «безграмотный», «варвар», «жаргон». (Окончивший школу без грамоты, повар на две ставки, аспирин.) Это шутливый этимологический словарик, его можно продолжить – «баранка» – овца, «волнушка» – мама абитуриента и т. д.

Этимологизация (ложная) – намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла. Если писатели это делают намеренно, то у детей это получается случайно.

Например. Учитель . Как ты понимаешь выражение «троянский конь»? Ученик . Это когда в телегу запряжено трое коней.

2) Работа с раздаточным материалом.

– Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова?

«– Я тебя люблю, – говорил тысячный, – за то, что ты проходимец.

– Ничего себе комплимент, – ответил Скворцов.

– Не-ет, ты проходимец, – качая пальцем, настаивал тысячный. – Согласись, что ты проходимец.

– А что ты под этим понимаешь?

– Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек.

– Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно». (И. Грекова.)

(Ложная этимология как средство речевой характеристики, автор иронизирует над своим героем, который не знает значения слова «проходимец» – мошенник, негодяй.)

– Мы начали работу по словообразовательным средствам русского языка со знакомого приёма – «слова с суффиксами оценки» и заканчиваем урок тоже знакомым нам приёмом.

Творческая работа в группах.

Задание № 1 для 1-2 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью продуктивного суффикса –дром. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.

Вывод учащихся: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы (слова, созданные в противоречии с законами словообразования; авторские новообразования, не получившие широкого распространения). Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели.

Задание № 2 для 1-2 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы.

Задание № 1 для 3-4 групп. На доске написаны слова, образованные с помощью непродуктивного суффикса –есс. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках.

Вывод учащихся: В первом столбике слова книжные, во втором – окказионализмы. Окказионализмы выполняют выразительную функцию (чаще всего сатирическую) за счет нарушения стилистики словообразовательной модели.

Задание № 2 для 3-4 групп: По данной модели образуйте свои окказионализмы.

Взаимооценка. Группы оценивают результаты работы друг друга.

Работа с раздаточным материалом.

– Прочитайте подбор примеров, почему выделенные слова не вызывают у нас недоумения? (Они образованы по хорошо известным словообразовательным моделям.)

Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и всё время подмигивало. (М. Алексеев.)

Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница . (Ю. Нагибин.)

Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В. Шукшин.)

– По каким словообразовательным моделям образованы индивидуально-авторские слова? (Хитр/инк/а, со/бесед/ниц/а, вы/смотр/е/л.)

Доктор выслушал младенца,

А потом и говорит: « Инфлюэнца,

Симуленца, притворенца, лодырит ».

– С какой целью автор использует окказионализмы? (Окказионализмы используются для создания комического эффекта.)

– Приведите примеры окказионализмов из известных вам художественных произведений.

Вывод : авторские слова придают тексту яркость, выразительность, индивидуальность.

Учащиеся знакомятся с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, выполняя практические упражнения фронтально, индивидуально, в парах и группах с использованием раздаточного материала.

Рефлексия «Свободный микрофон»

– Какое средство выразительности вызвало наибольший интерес?

– Какова же роль художественных приёмов, основанных на словообразовательных возможностях русского языка?

– Запишите вывод ы в тетрадь.

Тест «Выразительные средства словообразования»

Делают выводы по теме урока.

Выполняют предложенный тест. Взаимопроверка

Этап информации о домашнем задании.

1) Попробуйте составить шутливый словарик, используя слова зубочистка , изверг , заморыш , гастрит , известняк (по выбору);

2) если вы подберёте по 5–6 родственных слов с различными суффиксами и приставками к словам дом, берег, ветер, жена, голос, мальчик, дед, бабка, говорить, гулять, смеяться, близко, хорошо – значит, вы неплохо владеете русским языком.

Задание для почитателей русского языка.

– Выразительно прочитайте стихотворение, объясните его название.

– Какова роль повтора слов одной модели в этом тексте? Выпишите эти слова. Какие из них являются авторскими образованиями? Что обозначают эти слова и для чего, по-вашему, их создал поэт?

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаённой печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора, –

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далёко-далёко.

Во всём утомленье, глухое, немое.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Просмотр содержимого документа
«РМ — Выразительные словообразовательные средства русского языка»

Выразительные словообразовательные средства русского языка

Этап актуализации субъектного опыта.

1) Осложнённое списывание.

[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]

Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет у годно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская… Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

Задание к тексту.

– Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания.

– Объяснить вставленные орфограммы.

– Какая разница в значении слов высечь и посечь ?

2) Работа со словарями.

– Благодаря чему изменилось значение слова?

3) Наблюдение над использованием слов с суффиксами оценки.

– Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?

а) Фамусов – Скалозубу. «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее».

Молчалин . «Ваш шпиц – прелестный шпиц. Как шёлковая шёрстка ».

Чацкий . « Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком ».

– Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция?

б) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.)

– Какие суффиксы можно добавить к существительному КОТ?

1. Семантизация морфем и словообразовательный повтор.

1) Фронтальная работа.

– Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу: добавьте приставки к глаголу бегать.

– Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем ?

2) Работа со стихотворением М. Цветаевой «Расстояние: версты, мили. ».

– Ваше впечатление от стихотворения?

– Назовите ключевые слова, обратите внимание на их состав.

– Каково же значение приставки раз(с)- ?

– Назовите словообразовательную модель ключевых слов. Сделайте вывод.

– Какова роль повтора в тексте?

– Найдите глаголы, в которых приставка рас- имеет значение действия, доведённого до конца

– Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя?

3) Работа с раздаточным материалом.

– Прочитайте отрывки из художественных произведений. Выпишите слова, соответствующие словообразовательной модели (ся) . Какую роль играет повтор слов этой модели в данных текстах?

И вот из-за домов, пьяна,

В пустую комнату стучала

Ненужно ранняя весна.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет.

2. Приём ложной этимологизации слов.

1) Творческая работа.

– Определите значение слов «безграмотный», «варвар», «жаргон».

2) Работа с раздаточным материалом.

– Прочитайте текст. С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова?

«– Я тебя люблю, – говорил тысячный, – за то, что ты проходимец.

– Ничего себе комплимент, – ответил Скворцов.

– Не-ет, ты проходимец, – качая пальцем, настаивал тысячный. – Согласись, что ты проходимец.

– А что ты под этим понимаешь?

– Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек.

– Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно». (И. Грекова.)

Творческая работа в группах.

Задание № 1 для 1-2 групп. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках. По данной модели образуйте свои окказионализмы.

Задание № 1 для 3-4 групп. Укажите значение суффикса. Определите, в чем состоит различие слов в первом и во втором столбиках. По данной модели образуйте свои окказионализмы.

Работа с раздаточным материалом.

– Прочитайте подбор примеров, почему выделенные слова не вызывают у нас недоумения?

Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и всё время подмигивало. (М. Алексеев.)

Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница . (Ю. Нагибин.)

Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В. Шукшин.)

– По каким словообразовательным моделям образованы индивидуально-авторские слова?

Доктор выслушал младенца,

А потом и говорит: « Инфлюэнца,

Симуленца, притворенца, лодырит ».

– С какой целью автор использует окказионализмы?

– Приведите примеры окказионализмов из известных вам художественных произведений.

Рефлексия «Свободный микрофон»

– Какое средство выразительности вызвало наибольший интерес?

– Какова же роль художественных приёмов, основанных на словообразовательных возможностях русского языка?

– Запишите вывод ы в тетрадь.

Тест «Выразительные средства словообразования»

Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ ПО ТЕМЕ»

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ»

1. В какой строке суффиксы придают словам разговорную окраску?

1) скульптура, архитектура

2) столовка, спецовка

3) гладильня, коптильня

4) вклейка, верстка

2. В какой строке суффиксы придают словам шутливую окраску?

1) бумаженция, книженция, старушенция;

2) солдатня, матросня, пацаньё

3) спанье, суетня, кислятина

4) скулеж, скукота, смехота

3. В какой строке суффиксы придают словам разговорно-просторечный характер?

1) активничать, дипломатничать

2) подзаработать, прихватить

3) тормознуть, спекульнуть

4) добегаться, забегаться

4. В каком ряду во всех словах суффикс -ЕЦ имеет одно и то же значение?

1) боец, мудрец, характерец;

2) испанец, немец, иностранец;

3) старец, хлебец, братец;

4) морозец, хитрец, борец.

5. В каком ряду во всех словах суффикс -ИЩ имеет положительную оценку?

1) От вашего табачища

2) Вон какая квартирища

3) Важнецкий диванище

4) Распустили язычищи

6. В каком ряду обращение к формам субъективной оценки стилистически не мотивировано и сказываются черты «речевого мещанства»?

1) Дай маме ручку;

2) Выпишем пустырничек, валерьяночку

3) Машенька, возьми куколку

4) В понедельничек позвоните

7. В каких предложениях используются окказионализмы?

1) И, как судьба меня ни хлопай, Я устремлен душою всей К тебе, о синий Енисей! (И. Северянин)

2) Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. (Ф. М. Достоевский)

3) По морям, играя, носится С миноносцем миноносица. Льнет, как будто к меду осочка, К миноносцу миноносица. (В.Маяковский).

4) За ужином объелся я Да Яков запер дверь оплошно И стало мне, мои друзья, И кюхельбекерно и тошно. (А.С.Пушкин)

Презентация «Словообразовательные изобразительно-выразительные средства» 10 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

августовский, агент, алкоголь, алфавит, аэропорты, балованный,

баловать, балуясь, банты, бороду,

брала, бралась, бухгалтеров, верба, верна, вероисповедание, взяла, взялась, включен, включенный.

августовский, агент, алкоголь, алфавит, аэропорты, балованный,

баловать, балуясь, банты, бороду,

брала, бралась, бухгалтеров, верба, верна, вероисповедание, взяла, взялась, включён, включённый.

Вспомните, какие лексические и фонетические средства выразительности вы знаете?

Определите, какие фонетические ИВС использованы в отрывках:

    Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…

2. Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную…

Определите, какие ТРОПЫ (?) использованы в отрывках:

  • Есть тоска весёлая в алостях зари…
  • Ликует буйный Рим…
  • Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива…
  • Я бывал в Японии не раз. Страна восходящего солнца не перестает удивлять по-прежнему.
  • Гаснут красные крылья заката…

1. оксюморон, окказионализм

«В самом деле, какое богатство для изображения явлений действительности заключается только в одних глаголах русских, имеющих виды. Плавать, плыть, приплывать, приплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться: это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия».

Виссарион Григорьевич Белинский

Сергей Петрович Обнорский

«Благодаря морфологической природе русского языка, имеющего возможность образования основных групп знаменательных слов с помощью суффиксов и префиксов, русский язык обладал, обладает неиссякаемыми силами роста»

Помещик был румяненький,

Он пистолетик выхватил,

Как сам, такой же толстенький…

Какое словообразовательное средство служит в отрывке средством иронии, насмешки?

Помещик был румяненький,

Он пистолетик выхватил,

Как сам, такой же толстенький…

Слова, различающиеся суффиксами или приставками, различаются и смысловой, а иногда и стилистической окраской (умный – стилистически нейтральное, умнейший – книжное, умничать – разговорное).

Словообразовательные выразительные средства языка

1. Морфемный повтор.

Спрашиваю: «Кто там?»

Отвечает: «Тьма ночная».

2. Суффиксы субъективной оценки.

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском

звании родились? А все оттого, что милость божья

к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в

избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а

уж чайку да кофейку — об этом и думать бы не смели!

Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец

там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

3. Эмоционально окрашенные префиксы.

Пооткормили меня, поотлежался, да и вдругорядь

4. Аффиксация, сужающая сферу

употребления слова (придающая

социально-территориальную окраску слову).

1) – Гришка, рыбалить поедешь.

2) Бабы плачут, председатель плачет – тоже баба.

У меня и получилось раскисание да благодушие.

5. Обыгрывание внутренней формы слова.

Остепенившийся человек – человек, живущий в степи.

6. Окказионализмы, созданные по известным

Вдоль по этой трассе трассушке… ох ты, трасса

1. Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция? Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?

    Фамусов — Скалозубу: «Прозябли вы — согреем вас; отдушничек откроем поскорее». Молчалин: «Ваш шпиц — прелестный шпиц. Какая шёлковая шёрстка». Чацкий: «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком». (А.Гриб.)

2) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.)

2. Прочитайте отрывок из рассказа М.Шолохова. Определите, при помощи каких языковых средств М. Шолохов передаёт отношение матери, отца, деда и других героев рассказа к Мишке Коршунову.

Для отца он – Минька. Для матери – Минюшка. Для деда – в ласковую минуту – пострелёныш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза, – «Эй, Михаиле Фомич!» А для всех остальных: для соседок – пересудок, для ребятишек, для всей станицы – Мишка.

3. Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Какая разница в значении слов высечь и посечь? Благодаря чему изменилось значение слова?

[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]

Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет угодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская…Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

4. Прочитайте текст. Какая разница в значении выделенных слов? Благодаря чему изменилось значение слова? Выпишите слова с суффиксами оценки.

— Я пр…обрел книжонку, — сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика.

— Почему Вы говорите так пр…небрежительно, — возмутился я.

— Но ведь она тоненькая, да и формат (не)большой, — ответил собеседник.

Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…

5. Прочитайте фрагменты из стихотворений Марины Цветаевой, укажите, какие приставки используются в том или ином тексте, определите их значение. Какую стилистическую и экспрессивную роль выполняет прием концентрации определенного префикса в одном тексте?

Презентация по русскому языку «Словообразовательные изобразительно-выразительные средства»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Словообразовательные изобразительно-выразительные средства

Словарная работа Расставьте ударения: августовский, агент, алкоголь, алфавит, аэропорты, балованный, баловать, балуясь, банты, бороду, брала, бралась, бухгалтеров, верба, верна, вероисповедание, взяла, взялась, включен, включенный. Расставьте ударения: августовский, агент, алкоголь, алфавит, аэропорты, балованный, баловать, балуясь, банты, бороду, брала, бралась, бухгалтеров, верба, верна, вероисповедание, взяла, взялась, включён, включённый.

Повторим Вспомните, какие лексические и фонетические средства выразительности вы знаете? Определите, какие фонетические ИВС использованы в отрывках: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши… 2. Люблю березу русскую, То светлую, то грустную… аллитерация ассонанс

Определите, какие ТРОПЫ (?) использованы в отрывках: Есть тоска весёлая в алостях зари… Ликует буйный Рим… Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива… Я бывал в Японии не раз. Страна восходящего солнца не перестает удивлять по-прежнему. Гаснут красные крылья заката… 1. оксюморон, окказионализм 2. метонимия 3. гипербола 4. перифраза 5. метафора

«В самом деле, какое богатство для изображения явлений действительности заключается только в одних глаголах русских, имеющих виды. Плавать, плыть, приплывать, приплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться: это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия». Виссарион Григорьевич Белинский Сергей Петрович Обнорский «Благодаря морфологической природе русского языка, имеющего возможность образования основных групп знаменательных слов с помощью суффиксов и префиксов, русский язык обладал, обладает неиссякаемыми силами роста»

Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый Шестидесяти лет; Он пистолетик выхватил, Как сам, такой же толстенький… (Н. Некрасов) Какое словообразовательное средство служит в отрывке средством иронии, насмешки? Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый Шестидесяти лет; Он пистолетик выхватил, Как сам, такой же толстенький… (Н. Некрасов)

Слова, различающиеся суффиксами или приставками, различаются и смысловой, а иногда и стилистической окраской (умный – стилистически нейтральное, умнейший – книжное, умничать – разговорное).

Словообразовательные выразительные средства языка 1. Морфемный повтор. Приехала, притопала, Прибежала, прискакала. Спрашиваю: «Кто там?» Отвечает: «Тьма ночная». 2. Суффиксы субъективной оценки. А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку — об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

3. Эмоционально окрашенные префиксы. Пооткормили меня, поотлежался, да и вдругорядь на фронт. 4. Аффиксация, сужающая сферу употребления слова (придающая функционально-стилистическую или социально-территориальную окраску слову). 1) – Гришка, рыбалить поедешь. 2) Бабы плачут, председатель плачет – тоже баба. У меня и получилось раскисание да благодушие. 5. Обыгрывание внутренней формы слова. Остепенившийся человек – человек, живущий в степи. 6. Окказионализмы, созданные по известным словообразовательным моделям. Вдоль по этой трассе трассушке… ох ты, трасса моя, трассина.

1. Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция? Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки? Фамусов — Скалозубу: «Прозябли вы — согреем вас; отдушничек откроем поскорее». Молчалин: «Ваш шпиц — прелестный шпиц. Какая шёлковая шёрстка». Чацкий: «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком». (А.Гриб.) 2) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.) Упражнения

2. Прочитайте отрывок из рассказа М.Шолохова. Определите, при помощи каких языковых средств М. Шолохов передаёт отношение матери, отца, деда и других героев рассказа к Мишке Коршунову. Для отца он – Минька. Для матери – Минюшка. Для деда – в ласковую минуту – пострелёныш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза, – «Эй, Михаиле Фомич!» А для всех остальных: для соседок – пересудок, для ребятишек, для всей станицы – Мишка.

3. Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Какая разница в значении слов высечь и посечь? Благодаря чему изменилось значение слова? [Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.] Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет угодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская…Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

4. Прочитайте текст. Какая разница в значении выделенных слов? Благодаря чему изменилось значение слова? Выпишите слова с суффиксами оценки. — Я пр…обрел книжонку, — сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. — Почему Вы говорите так пр…небрежительно, — возмутился я. — Но ведь она тоненькая, да и формат (не)большой, — ответил собеседник. Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…

5. Прочитайте фрагменты из стихотворений Марины Цветаевой, укажите, какие приставки используются в том или ином тексте, определите их значение. Какую стилистическую и экспрессивную роль выполняет прием концентрации определенного префикса в одном тексте? * * * Золото моих волос Тихо переходит в седость. – Не жалейте! Все сбылось, Все в груди слилось и спелось. Спелось – как вся даль слилась В стонущей трубе окрайны. Господи! Душа сбылась: Умысел твой самый тайный. * * * Смерть – это так: Недостроенный дом, Недовзращенный сын, Недовязанный сноп, Недодышанный вздох, Недокрикнутый крик.

Тест «Словообразовательные выразительные средства языка» В какой строке суффиксы придают словам разговорную окраску? 1) скульптура, архитектура 2) столовка, спецовка 3) гладильня, коптильня 4) вклейка, верстка 2. В какой строке суффиксы придают словам шутливую окраску? 1) бумаженция, книженция, старушенция; 2) солдатня, матросня, пацаньё 3) спанье, суетня, кислятина 4) скулеж, скукота, смехота

3. В каких предложениях используются окказионализмы? 1) И, как судьба меня ни хлопай, Я устремлен душою всей К тебе, о синий Енисей! (И. Северянин) 2) Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки… (Ф. М. Достоевский) 3) По морям, играя, носится С миноносцем миноносица. Льнет, как будто к меду осочка, К миноносцу миноносица. (В.Маяковский). 4) За ужином объелся я Да Яков запер дверь оплошно И стало мне, мои друзья, И кюхельбекерно и тошно. (А.С.Пушкин)

4. В какой строке суффиксы придают словам разговорно-просторечный характер? 1) раздумывать, наигрывать 2) подзаработать, прихватить 3) тормознуть, спекульнуть 4) добегаться, забегаться

5. В каком предложении употреблен словообразовательный диалектизм? Гутарили про него на хуторе чудное. Вечером под воскресенье загнал Григорий табун на баз. Не подумал Алёша, обрадовался работе и хлебу, напрямки брякнул. Отец его, как известно вам, чеботарь был.

Ответы 2 1 3, 4 3 3

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Презентация может использоваться на уроке по данной теме (программа под ред. Гольцовой), а также при изучении темы «Изобразительно-выразительные средства» в рамках любой программы. Презентация содержит повторение изученного (орфоэпия, лексические и фонетические средства выразительности), введение нового материала, практическую работу на закрепление темы, тест.

  • Ковалёва Елена ВалериевнаНаписать 1484 20.11.2017

Номер материала: ДБ-885515

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    20.11.2017 336
    20.11.2017 950
    20.11.2017 3068
    20.11.2017 201
    20.11.2017 463
    20.11.2017 3434
    20.11.2017 284
    20.11.2017 495

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Решение по формату сдачи ЕГЭ в 2022 году будет принято в ближайшее время

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Учительница придумала соцсеть, где школьники помогают друг другу с уроками

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/48159-prezentaciya-slovoobrazovatelnye-izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-10-klass.html

http://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-slovoobrazovatelnie-izobrazitelnovirazitelnie-sredstva-2307427.html