В конце урока пятиклассники обсуждали новое правило правописание

Пора знать родителям: законы, которые нарушают учителя, а мы считаем это нормой

Современные учителя в школах каждый день нарушают запреты, установленные законом. Однако почему-то на это никто не обращает внимания и, более того, многие ученики и родители считают эти действия нормой.

Опоздание на урок

Опоздание учителя на урок — это серьезное нарушение трудового распорядка, как и для любого другого работника, но почему-то на это редко кто обращает внимание, полагая, что преподаватель может позволить себе подобное поведение. Не может. Об этом прямо говорится в ст. 21 Трудового кодекса.

Кстати, преподаватель должен соблюдать не только это требование Трудового кодекса, но и все остальные. К ним относится и контроль за собственным внешним видом, за речью и так далее. Кроме всего прочего, любой учитель должен исполнять обязанности, возложенные на него, а не просто присутствовать на уроке, как это позволяют себе сделать некоторые современные педагоги.

Оценивание поведения

«Вова, ставлю тебе двойку за поведение», — слыхали такую фразу от преподавателя? На самом деле она не может звучать на уроке, так как учитель не имеет права оценивать поведение ученика — он должен ставить оценки только за знания. Об этом прямо говорится в рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей» (п.65).

Домашнее задание на каникулы

Учителя не имеют права задавать тонны домашней работы на каникулы, так как это время выделено для отдыха детей, а не для учебы. Исключением является чтение художественной литературы — преподаватель действительно может предоставить список книг, рекомендуемых к прочтению в летний период.

Если ваш педагог любит нагрузить детей домашней работой под видом того, что весь необходимый материал не был своевременно усвоен в период, отведенный для учебы, он нарушает ст. 31 Конвенции о правах ребенка.

Психическое и физическое воздействие

Ни один учитель не имеет права оказывать на учащегося меры физического либо психического воздействия. Под эти действия можно отнести любые виды оскорблений школьника, назначение ученику наказания в виде пребывания в углу и другие подобные действия.

Хлопать, шлепать или толкать ученика ни один учитель также не имеет прав (ярким примером нарушения может стать затрещина от учителя физкультуры или грубое подталкивание к доске). Что касается оскорблений, то под таковыми могут подразумеваться фразы вроде «Петя, у тебя разве ума не хватает, чтобы правильно решить такую простую задачу?» или «Кто из тебя вырастет!».

О таком запрете прямо говорится в Законе «Об образовании» (ст.15, п.6), а также в Типовом положении об образовательном учреждении (п.57).

Изменение продолжительности урока

«Звонок для учителя» — любимое правило почти всех преподавателей в российских школах. Почему-то они уверены в том, что имеют право каким-либо образом изменять продолжительность занятий, задерживая учеников или позволяя себе прийти позже назначенного времени. Исключением может стать случай, когда преподаватель спросил мнение класса на этот счет, и дети дали свое согласие.

Изъятие личных вещей

Ни один учитель не наделен законным правом отбирать у учащегося его личные вещи. С появлением гаджетов многие преподаватели стали злоупотреблять своим положением и отбирать телефоны, наушники, игрушки у учащихся со словами «Мать в школу придет — отдам ей» или «После урока заберешь». Люди не имеют права брать чужие вещи без разрешения, учитель не исключение.

Лишение ученика возможности присутствовать на занятии

Ни один учитель не имеет права отказывать в допуске учащегося к занятию и тем более выгонять его. Даже по причине неудовлетворительного поведения учащегося или его ненадлежащего внешнего вида.

Учитель, который выгоняет ученика с урока или не допускает его, нарушает ст. 43 Конституции РФ, в которой говорится о законном праве человека на получение образования. Стоит отметить, что таким своим действием он нарушает ст.13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст.26 Всеобщей декларации прав человека. Кстати, именно в последних двух документах отмечается, что право на образование включает в себя возможность получения конкретной суммы знаний, профессиональной ориентации и навыков, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности в условиях общества.

Привлечение к выполнению хозяйственных работ

В обязанности ребенка не входят такие действия, как мытье доски, проведение уборки в помещениях, перенос вещей и так далее. Посещая школу, ребенок должен посещать занятия, получать знания и делать домашние задания — больше он никому ничего не обязан, а все посторонние требования учителя являются необязательными к исполнению.

Стоит отметить, что некоторые запреты, указанные выше, не являются строгими, но учитель должен согласовывать их обход с родителями учеников. Например, он может договориться с родителями ребенка о его привлечении к действиям, связанным с поддержанием порядка в классе или уведомить о том, что школьник злоупотребляет использованием гаджетов на уроке — только с разрешения матери или отца он имеет право принимать меры по изъятию объектов развлечений, мешающих образовательному процессу.

Правила написания наречий

Наречие представляет собой самостоятельную часть речи, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Поэтому нужно однажды выучить правописание наречий, чтобы потом писать эти слова без ошибок.

Наречие – это часть речи, которая означает признак действия или предмета и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Когда? Откуда? Сколько? и другие. Рассмотрим особенности правописания наречий в русском языке.

Особенности правописания наречий

Гласные на конце наречий

В наречиях с приставками на‑, за‑, в-, образованных от кратких прилагательных, на конце пишется буква о (начисто, запросто, вправо), наречия такого же происхождения с приставками до‑, с‑, из- имеют на конце букву а (досыта, издавна, снова). У некоторых наречий с приставкой с- на конце пишется —у (смолоду, сослепу).

Правописание О и Е в суффиксах наречий после шипящих

Под ударением пишется о (свежо, горячо), без ударения — е (неуклюже, жгуче)

Мягкий знак Ь на конце наречий

После шипящих на конце пишется ь: вскачь, навзничь, наотмашь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

Правописание отрицательных наречий с частицами НЕ и НИ

с НЕ пишутся слитно с НЕ пишутся раздельно с НИ пишутся слитно с НИ пишутся раздельно
негдене к чемунигдени к чему, ни при чём, ни за что
некуданикудани за что, ни про что,
некогданикогдани в какую, ни в коем случае
незачемнипочём
нескольконисколько

Слитное написание наречий

Пишутся слитно:

  • Наречия, образованные соединением наречий с предлогами (покуда, навсегда, послезавтра), но пишутся раздельно сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляе­мыми в этих случаях в значении существительных (свести на нет, сдать на хорошо, пойти на ура), сравните: назавтра отправи­лись в путь (наречие в значении «на следующий день») — от­ложили отъезд на завтра (предложное сочетание в значении «на завтрашний день»).
  • Наречия, образованные соединением в- и на- с собирательными числительными (вдвое, надвое, вдвоём и т.д.), но: по двое и т.п.
  • Наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными (докрасна, сгоряча, вкратце).
  • Наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (подойти вплотную, искать вслепую) и местоимениями (вовсе, вничью), но пишутся раздельно соче­тания предлога в с полными прилагательными, начинающи­мися с гласной (играть в открытую), а также некоторые об­разования с предлогом на (на боковую, на мировую, на попятную).
  • Наречия, имеющие в своём составе такие существитель­ные или такие именные формы, которые в современном лите­ратурном языке не употребляются (вдоволь, взаперти, наяву, спозаранку и др.), за немногими исключениями: во всеоружии, во всеуслышание.
  • Наречия, если между предлогом-приставкой и суще­ствительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение (прила­гательное, местоимение, числительное) или если к сущест­вительному не может быть поставлен падежный вопрос, например: бежать вприпрыжку, говорить наперебой, от­казаться наотрез. Сравните: слитное написание наречий и раз­дельное написание предложно-падежных сочетаний: произ­носить врастяжку — отдать обувь в растяжку (ср.: в повторную растяжку), надеть фуражку набок — повер­нуться на бок (ср.: на правый бок); испугаться насмерть — бороться не на жизнь, а на смерть и т.п.
  • Наречия с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные: верх, низ, перед, зад, высь, даль, глубь, ширь, начало, век. Хотя перед некоторыми из них возможна постановка определяющего слова (вперед, назад, книзу, сверху, вдаль, сначала и т.д.). Раздельно эти слова пишутся обычно только при наличии в самом предложении пояснительных слов к указанным существи­тельным (в глубь веков, в даль туманную, в начале года, на веки вечные и т.п.).

Дефис и раздельное написание наречий

Примечание 1. Приставка по- пишется слитно, если в состав наречия входит краткое прилагательное на у (подолгу, помаленьку) или сравнительная степень (побольше, почаще).

Примечание 2. В наречиях с приставкой по-, образованных от сложных прилагательных с дефисным написанием, дефис пишется только после приставки, например: по-социалдемократически, по-унтерофицерски.

  • Пишутся через дефис наречия с приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных, например: во-первых, в‑четвертых, в‑седьмых, в‑последних (последнее написание – по аналогии с такими, как предыдущие). Соединяются дефисами части таких образований, как в‑двадцать-пятых, в‑сто-тридцать-седьмых и т.п.
  • Пишутся через дефис неопределенные наречия с частицами -то, ‑либо, ‑нибудь, кое‑, ‑таки, например: когда-то, откуда-либо, как-нибудь, кое-где, все-таки.
  • Пишутся через дефис наречия, образованные повторением того же самого слова или той же основы, а также сочетанием двух синонимических или связанных по ассоциации слов, например: едва-едва, чуть-чуть, как-никак, крест-накрест, туго-натуго, мало-помалу, нежданно-негаданно, не сегодня-завтра, подобру-поздорову, с бухты-барахты, тихо-мирно, худо-бедно.
  • Пишется через дефис технический термин на-гора.

    1. Пишутся раздельно наречные выражения, состоящие из двух повторяющихся существительных с предлогом между ними, например: бок о бок, с глазу на глаз (по аналогии: один на один).

    2. Пишутся раздельно наречные выражения с усилительным значением, образованные сочетанием двух одинаковых существительных, из которых одно стоит в именительном падеже, другое – в творительном, например: дело делом, честь честью, чудак чудаком.

    3. Пишутся раздельно употребленные в наречном значении сочетания имен существительных с предлогами:

    • без, например: без ведома, без запроса, без обиняков, без оглядки, без отказа, без просвета, без просыпу, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали;
    • в, например: в дым, в лоск, в стельку (пьяный), в подбор, в придачу, в складчину, в старину, в стык, в тупик, в тупике;
    • до, например: до зарезу, до отвала, до отказа, до смерти, до упаду;
    • за, например: за полночь;
    • на, например: на бегу, на весу, на виду, на лету, на скаку, на ходу; на вес, на вид, на вкус, на глаз, на глазок, на грех, на диво, на зависть, на ощупь, на редкость, на славу, на смех;
    • от, например: от силы (три килограмма и т.п.);
    • по, например: по старинке;
    • под, например: под стать, под уклон, под хмельком, под шумок;
    • с, например: с ведома, с кондачка, с маху, с наскока, с панталыку (сбиться), с разбегу, с разгона, с размаху, с ходу.

    То же при предлогах в и на с существительными во множественном числе, например: в головах, в ногах, на днях, на радостях, на рысях, на сносях, на часах (стоять).

    Пишутся раздельно выступающие в функции наречий сочетания предлога на с неизменяемыми частями речи (частицами, междометиями): на авось, на нет (свести на нет), на ура, на фуфу; ср. также: на арапа, на шарап и др.

    4. Пишутся раздельно употребленные в роли наречия сочетания имен существительных с различными предлогами, если существительное в определенном значении сохранило хотя бы некоторые падежные формы, например: в насмешку, с насмешкой; за границу, за границей, из-за границы (но: торговля с заграницей – от существительного заграница), на дом, на дому; на карачки, на карачках; на корточки, на корточках; на цыпочки, на цыпочках; на запятки, на запятках; на поруки, на поруках; на память, по памяти; на руку, не с руки; на совесть, по совести; под мышку, под мышкой, под мышки, под мышками, из-под мышек (но: подмышки); под спуд, под спудом.

    То же, если существительное употреблено в переносном значении, например: крикнуть в сердцах (в гневе), ругать за глаза (заочно).

    5. Пишутся раздельно наречные сочетания, состоящие из предлога в и существительных, начинающихся с гласной буквы, например: в обмен, в обрез, в обхват, в упор, в одиночку; также: в открытую.

    Практические упражнения для закрепления

    В каком слове на конце пишется А?

    Обобщающий урок «В мире чередующихся гласных» по теме «Чередующиеся гласные в корне слова». 5-й класс

    Класс: 5

    Цели урока:

    • Образовательные:
      • повторить и систематизировать сведения о правописании слов с чередующимися гласными в корнях;
      • расширить лексический запас учащихся.
    • Развивающие:
      • развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
      • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
      • развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
    • Воспитательные:
      • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
      • воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку.

    Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, сигнальные карточки.

    1. Организационный момент

    Слово учителя.

    – Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных. И начнем работу спроверки домашнего задания.
    – Дома вы выполняли задание по тексту. Что нужно было сделать с ним? (Выразительно прочитать текст, выписать слова с безударными гласными, разделив их на разные группы, объяснить условия выбора орфограммы).

    Выразительное чтение учеником:

    У дома росла рябина. Её ветви касались нашего окна, и я мог наблюдать за деревом влюбое время года. Весной чудесное растение зацветало так пышно, что цветы покрывали его как белое облако, опустившееся на землю. Летом дерево было осыпано созревающими ягодами. Их можно было собирать поздней осенью, после того, как ударят первые морозы.
    А зимой… О! Зимой было самое интересное, потому что в это время года прилетали красногрудые снегири и располагались на рябине. (Н.Носов).

    Вопросы учителя:

    – Можно ли данный фрагмент назвать текстом? (Да)
    – Докажите это. (Все предложения написаны на одну тему и связаны между собой по смыслу и грамматически)
    – Определитетему текста. (Рассказ о рябине).
    – Какова основная мысль текста? (Красота рябины в разное время года)
    – Озаглавьте текст. (Рябина)
    – Определите стиль и тип речи. (Художественный, повествование)
    – Назовите средства художественной выразительности. (Эпитет – чудесное растение; сравнение – цветы, как белое облако; олицетворение – ударят морозы).
    – Прочитав текст, почувствовали ли вы настроение автора?
    – Каково оно? Какое предложение подсказывает это?
    – Сколько групп слов у вас получилось? (Три)
    1) Какие? (Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)
    2) Назовите слова первой группы (Деревом, созревающими, зимой). Какое правило вы применяли?
    3) Какие слова вошли во вторую группу? (Облаком, интересное, рябина). Как мы объясняем их написание ?
    Слова третьей группы? (Росла, растение, располагались, собирать). Как мы объясним правописание этих слов?

    Слово учителя. Итак, вспоминаем правила правописания корней с чередующимися гласными. Тема урока так и звучит «В мире чередующихся гласных».

    Теоретическая часть

    – Какие же гласные буквы могут чередоваться? (О//А, Е//И)
    – Кто «командует» корнями?(Суффикс А, ударение, согласные буквы, смысл слова).
    – Правописание каких корней зависит от суффикса А? (-КАС-/-КОС-, -БЕР-/-БИР-, -МЕР-/-МИР-, -ДЕР-/-ДИР-, -ТЕР-/-ТИР-,-ПЕР-/-ПИР-, -БЛЕСТ-/-БЛИСТ-,-СТЕЛ-/-СТИЛ-, -ЖЕГ-/-ЖИГ-, -ЧЕТ-/-ЧИТ-).
    – Расскажите правило. Какие примеры вы подобрали из произведений художественной литературы?
    – Приведите примеры. (Ученики читают предложения).

    • Ворона хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. (К.Паустовский).
    • Петя стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щеки. (К.Паустовский).
    • Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. (А.Пушкин).
    • В полях блистает май веселый. (К.Батюшков).
    • В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы. (К.Паустовский).
    • Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде. (Ф. Тютчев).
    • Разнеслась вдруг в том царстве – государстве дурная весть: собирается Чудо-Юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить. (Сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»).
    • Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол неба соприкасается с краем земли. (Л. Лагин).
    • Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. (Л. Лагин).

    Лингвистическая сказка (рассказывает подготовленный ученик)

    «Братья – близнецы КАС и КОС»

    У королевы Орфографии братья-близнецы -КАС–КОС- жили в мире и согласии. Но вот однажды их мирная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах косарь и косичка спокойствию братьев и решили разрушить его. «Мы твои истинные братья, – шептали они корню -КОС- Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень -КАС- гони подальше». Засомневался корень -КОС-. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!)
    – Как быть корню -КОС-? Помогите ему. Можем ли мы назвать слова косарь и косичка однокоренными к словам с чередованием корней -КОС–КАС-? Почему?
    – Такие корни называются омонимичными. (Одинаково звучат, но имеют разное значение).

    Слово учителя. А теперь вспомним корни, которыми командует ударение? (-ГАР—ГОР-, -ЗАР—ЗОР-, -КЛАН—КЛОН-, -ТВАР—ТВОР-, -ПЛАВ—ПЛОВ-)

    Алгоритм решения этой лингвистической задачи:

    1) Определяю, в какой позиции гласный звук.
    2) В сильной позиции(под ударением) пишу, как слышу.
    3) В слабой позиции (без ударения) пишу -ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-, но -ЗАР-, -ПЛАВ-.

    – Есть ли в этой группе слова исключения? тварь, пловец, пловчиха)
    – Послушаем, какие вы подобрали предложения с этими корнями. (Ученики читают предложения)

    • Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле мошек. (К.Паустовский).
    • Заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли. (К.Паустовский).
    • Северные белые ночи – это непрерывная вечерняя заря, или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней. (К.Паустовский).
    • Мама наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. (В. Драгунский).
    • Плот наклонился, и Элли закричала от страха.(А. Волков).
    • Воля и труд человека дивные дива творят. (Н. Некрасов).
    • Погиб и кормщик и пловец. (А. Пушкин).
    • Что без рук стучит, без огня горит? (Гром и молния).

    Слово учителя. Есть корни, в которых согласные командуют гласными и заставляют их тоже чередоваться. Это корни -РАСТ—РАЩ—РОС-, -СКАК—СКОЧ-, -ЛАГ –ЛОЖ-. Исключения: РОСТОВЩИК в РОСТВЕ жил, РОСТИСЛАВОМ звали. Он РОСТОК себе купил прямо на базаре.+ ОТРАСЛЬ, скачок.

    «Справочное бюро» – работа с этимологическим словарем.

    Задание: найти в словаре статью об образовании слова «ростовщик».

    Ростовщик – собственно русское. Образовано от суффикса -ЩИК- от ростовый – «накопленный отдачей под проценты».
    – А теперь расскажите алгоритм выполнения этой задачи. Ваши предложения на это правило. (Ученики читают предложения).

    • Растем от года к году мы. (В. Маяковский).
    • Озеро чуть не на версту заросло камышами. (М.Пришвин).
    • Не беречь поросли – не видать дерева. (Пословица).
    • Казбич толкнул лошадь, и она дала скачок в сторону. (М Лермонтов).
    • Выстрела не получилось, зато кошка поскакала на сцену. (В. Драгунский).
    • На каких поля трава не растет? (На полях шляпы).
    • Растет кустик мимо себя не пустит?(Шиповник).
    • В ягодах брусники на зелёной кочке вырос гриб-грибочек в красненьком платочке.(Трутнева).
    • Мы увидели город, расположенный у самого подножия гор. (К. Домбровский).
    • Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. (Л. Лагин).
    • Ранняя зимняя ночь укрыла селение темным пологом. (В. Ажаев).
    • Сцены кино снимаются по отдельности и только потом располагаются режиссером в нужной последовательности. (К. Домбровский).
    • Положил каравай на золотое блюдо и понес к царю. (Сказка «Царевна-Лягушка»).

    Кто такие ЛАГ и ЛОЖ ?

    Лингвистическая сказка (рассказывает подготовленный ученик)

    Жили-были -ЛАГ- и -ЛОЖ-…
    Кто такие? Как поймешь?
    Королевич Елисей
    За ответом поскорей
    Поскакал в далекий путь
    Разузнать хоть что-нибудь.
    У кого ни спросит он,
    Всем вопрос его мудрен;
    К красну солнцу наконец
    Обратился молодец:
    – Свет наш солнышко, скажи
    И вопрос-то разреши:
    Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
    Кто такие? Как поймешь?
    Красно солнце отвечало:
    – Про такое не слыхало.
    Ты у месяца спроси.
    Доброго тебе пути!
    Темной ночки Елисей
    Дождался в тоске своей.
    Только месяц показался,
    Он с мольбой за ним погнался:
    – Месяц, мой дружок, скажи
    И вопрос мой разреши:
    Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
    Кто такие? Как поймешь?
    Отвечает месяц ясный:
    – Ты задал вопрос опасный.
    И боюсь я ошибиться –
    Лучше к ветру обратиться!
    Елисей, не унывая,
    К ветру кинулся, взывая:
    – Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч.
    Аль откажешь мне в ответе?
    – Что такое? – взвыл тут ветер.
    – Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
    Кто такие? Как поймешь?
    И признался сильный ветер:
    – Знаю я про все на свете,
    Только корни -ЛАГ- и -ЛОЖ-
    Не известны мне. Пойдешь
    Ты к Грамматике. Она
    Корни ведает одна.
    Ветер дале побежал.
    Королевич зарыдал…
    А рыдать-то ни к чему.
    Мы ведь знаем, почему
    Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
    Друг на дружку не похож.
    И ответим мы все дружно:
    – Правило на это нужно
    Выучить. И будет толк.
    Перед Г мы пишем А,
    Перед Ж мы пишем О.
    Все! И больше ничего!

    Слово учителя. Есть пары корней, в которых чередованием О-А командует смысл слова. Это -РОВН—РАВН- и -МОК—МАК-.
    Рассмотрим первую пару. Предметы вокруг нас могут быть ровными, а могут быть равными. Как по-вашему, это одно и то же или нет? Ровным мы называем все прямое и гладкое. Если надо сделать что-то прямым или гладким, мы говорим: подровнять, сровнять, выровнять.
    Предметы могут быть в чем-то одинаковыми. Например, по весу, по форме и т. д. Тогда мы говорим: «Они равны по весу». О тех, у кого одинаковые права, говорим: «Они равноправны».
    – О чем же нужно помнить, чтобы не ошибиться в написании этих корней?
    –Слова, обозначающие все ровное, мы пишем с корнем -РОВН-. Слова, обозначающие что-то одинаковое, мы пишем с корнем -РАВН-.

    – Есть ли слова исключения из этого правила? (Равнина)
    – Ваши примеры предложений и словосочетаний.

    • Железный Дровосек и Страшила погнали плот через реку, за которой начиналась чудесная равнина. (А.Волков).
    • Держать равнение в рядах, сравнить два числа, подровнять кусты сирени, увеличить уровень производства, заровнять канаву, великолепная равнина.

    Слово учителя. А теперь обратимся к корням -МАК—МОК-. Расскажите правило, которому подчиняется написание этих корней. Оба они употребляются тогда, когда говорится, что кто-то или что-то становится мокрым. Корень -МАК- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость. Корень -МОК- пишется в словах со значением «пропускать жидкость».
    Ваши примеры. (Ученики читают предложения и словосочетания).

    Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было. (Н.Гончаров). Промокательная бумага, макать хлеб в молоко, обмакнуть кисть в краску, непромокаемый плащ, вымокнуть под дождем, новая промокашка.

    Практическая часть. Закрепление знаний

    Объяснительный диктант

    Под диктовку учениками на доске записываются слова и словосочетания, устно кратко поясняются Каждый работает в тетради, к доске ученики выходят по цепочке .

    Сложение и вычитание, запрягать лошадей, играть в горелки, вошёл к смотрителю, спешил отправиться, вскочить на ходу, степные скакуны, преклоняться перед кем-нибудь, увертюра, реликвия, чудесное творение, поплавок, обмакнул в чернильницу, оптимистический, опираясь на перила, отраслевой , уровень производства, великолепная равнина, поросло мхом, озарились румянцем, непромокаемое пальто, поднимется медленно, запирали крепко, блистал на сцене, динамичный.

    Игра «Корректор

    Задание. Запишите текст в тетрадь, исправив ошибки, найдите слово(а) с чередующейся гласной в корне.

    Вершины огромных страевых сосен еще алеют нежным отблеском догаравшей зари. Роздалась в предрассветной мгле лисная песенка. Вазникла и полилась тихо, полная ропкой радости и светлой висенней грусти.

    Творческое задание

    В данных предложениях выделенные глаголы замените другими глаголами (синонимами), сходными по значению с чередующимися гласными в корне (с любыми).

    Наступил вечер. Туристыустроились на отдых у реки. Быстроподнялись расположились на берегу палатки. Последние лучи солнцатрогали касались вершин деревьев. По оврагамрасходился туман. Путники сталиискать сучья для костра.

    Тест. (Слова записываем в тетрадь).

    1. В каком слове написание чередующейся гласной зависит отзначения?

    • Прискакал 3. выровнять
    • подложу 4. опоздание

    2. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от ударения?

    • растение
    • обмакнуть
    • пригорел
    • касается

    3. В каком слове написание чередующейся гласной зависит от суффикса?

    • Проберусь 3. заря
    • наклонился 4. Уравнение

    4. В какой строчке все слова с чередующейся гласной в корне?

    • р.сли, подг.рела, обж.гать
    • уд.вительный, з.ревать, обм.кнуть
    • подск.чил, бл.стательный, д.лина

    5. В какой строке пропущена одна и та же буква?

    • з.рница, к.сается, сл.гаемое
    • отп.реть, зам.реть, пом.риться
    • Р.стов, выр.щенный, тв.рение

    Игра «Третий лишний»

    1. Прорастать, угасать, избиратель.
    2. Роскошный, заблестел, озарять.
    3. Полагается, соединение, простираться.

    Назови одним словом, объясняя написание слова

    1. Прибавлять одно число к другому. лагать)
    2. Предварительное суждение, догадка. (Предположение)
    3. Название одного из чисел при сложении. лагаемое)
    4. Увеличиваться в росте. (Расти)
    5. Специалист по выращиванию растений. (Растениевод)
    6. Количество лет кому- либо. (Возраст)
    7. Густо разросшиеся кустарники, деревья. (Заросли)

    Итоги урока. Беседа

    – Назовите гласные, которые могут чередоваться.
    – Перечислите условия написания чередующихся гласных в корне.
    – Какие трудности могут подстерегать вас при написании безударных гласных, проверяемых ударением?

    Выставление оценок за работу на уроке.

    Домашнее задание: Составить связный текст, используя слова с чередующимися гласными в корне.

    Рефлексия: Выберите условные знаки, которые соответствуют вашей работе на уроке

    ! У меня все получилось. Я все усвоил.
    ? У меня есть вопрос.
    – Мне надо еще раз все повторить.

    Слово учителя. Таким образом, нужно очень хорошо знать все корни с чередующимися гласными. Если корень не узнаешь, то и не догадаешься, что надо применять какое-либо правило. Все как в обычной жизни: знакомого человека узнал – поздоровался, а мимо незнакомого пройдешь и не обратишь на него внимания.


    источники:

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kak-pravilno-pishetsja/265849-pravila-napisaniya-narechij.html

    http://urok.1sept.ru/articles/655750