В корне с чередующейся гласной пишется и если после корня следует суффикс а

Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне

Приведем при­ме­ры слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми «е», «и» в корне.

В корне неко­то­рых слов в без­удар­ной пози­ции пишет­ся то бук­ва «е», то «и», напри­мер:

  • заб е ру — заб и рать;
  • раст е реть в поро­шок — раст и раю ладо­ни;
  • отп е реть дверь — зап и рать на ключ.

Как пра­виль­но напи­сать эти сло­ва? В этих слу­ча­ях невоз­мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне слов с помо­щью уда­ре­ния, подо­брав род­ствен­ные сло­ва или изме­нив фор­му сло­ва. В корне подоб­ных слов отме­тим чере­до­ва­ние глас­ных е//и.

Правило написания е/и в корнях слов с чередованием гласных

Чтобы выбрать пра­виль­ное напи­са­ние слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е//и в корне, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Например:

  • зам и р а ть от испу­га — зам е р;
  • прид и р а ться — прид е русь.

Поможет в напи­са­нии таких слов стишок-запоминалка:

Соб ира ть, ст ира ть, зад ир а —
Повнимательней гляди!
Если в сло­ве имя Ира ,
Значит, в корне бук­ва «и» .
Если после кор­ня «а» ,
В корне будет «и» всегда.
Вот при­мер, запоминай:
— Ноги вытер? — выт и р а й!

Слова с чередующимися гласными е//и в корне

1. бер-/бир-

  • собе­ру гостей — пой­ду соби­рать травы;
  • забе­решь с собой — заби­рать вечером;
  • отбе­ре­те нуж­ное коли­че­ство — отби­рать немного;
  • набе­рем воды — наби­рай­те яблок;
  • при­бе­рет в ком­на­те — при­би­раю дом;
  • под­бе­ри­те воло­сы — под­би­раю камешек;
  • пол­ная неразбериха;

2. дер-/дир-

  • при­де­русь к нему — при­ди­рать­ся без конца;
  • про­де­русь сквозь зарос­ли — про­ди­рать­ся с трудом;
  • сде­рет наклей­ку — сди­ра­ет постоянно;
  • отде­решь мар­ку — отди­ра­ем глину;
  • наде­рет уши — нади­ра­ет вихры;
  • раз­де­рет ран­ку — раз­ди­ра­ет все время;
  • уде­рем­без огляд­ки — уди­ра­ет от нас;

3. мер-/мир-

  • замер­ло серд­це — зами­раю на месте;
  • отмер­ла вер­хуш­ка — отми­ра­ют корни;
  • умер­ли дав­но — уми­ра­ет надежда;
  • замер­ший — замирать;

4. пер-/пир-

  • отпе­реть дом — отпи­рать калитку;
  • отпе­реть­ся от обви­не­ний — отпи­рать­ся всегда;
  • запе­реть (ся) на ночь — запи­раю на засов;
  • запер надол­го — запи­ра­ем дверь;
  • сидеть вза­пер­ти;
  • напе­реть (ся) — напи­раю всем телом;
  • силь­но упе­реть­ся — упи­ра­юсь ногами;
  • выпе­реть — выпи­рать отовсюду;

5. тер-/тир-

  • сте­реть тряп­кой — сти­рать постоянно;
  • может сте­реть­ся — сти­ра­ет­ся регулярно;
  • рас­те­реть в поро­шок — рас­ти­рать в ступке;
  • обте­реть лицо — обти­ра­ешь малыша;
  • обте­реть­ся поло­тен­цем — обти­рать­ся с ног до головы;
  • нате­реть мас­лом — нати­рать мазью;
  • про­те­реть сто­леш­ни­цу — про­ти­рать посуду;
  • вте­реть крем — вти­рать очки;

6. блест-/блист-

  • бле­стеть на солн­це — бли­стать красноречием;
  • бли­ста­тель­ный ответ;
  • забле­сте­ло стек­лыш­ко — забли­ста­ли огни;
  • отбли­стать — отблес­ки молний;
  • про­блес­ки зари;
  • бле­стя­щие способности;
  • бли­ста­ю­щий издалека;

7. жег-/жиг-

  • раз­жёг костёр — раз­жи­га­ет печь;
  • пере­жёг про­вод — пережигать;
  • сжег дро­ва — сжи­га­ешь в печи;
  • зажег свеч­ку — зажи­гать топку;
  • про­жег рубаш­ку — про­жи­гать жизнь;
  • обжёг палец — обжи­га­ет край ленты;
  • зажи­гал­ка;
  • при­жёг — прижигание;
  • под­жег — поджигатель;

8. стел-/стил-

  • сте­лить постель;
  • рас­сте­лить ска­терть — рас­сти­лать кровать;
  • посте­лить простыню;
  • насте­лить пол — насти­лать доски;
  • усте­лить тра­вой — усти­лать ковром;
  • пере­сте­лить — перестилать;
  • под­сти­лать соло­му — под­сте­лить сено;

9. чет-/чит-

  • счет — счи­тать до десяти;
  • пере­счет дохо­дов — пере­счи­тать овец;
  • отсчет вре­ме­ни — отсчи­тать немного;
  • вычесть — вычи­тать одно чис­ло из другого;
  • выче­ты из зарплаты;
  • выпол­нить вычитание;
  • зачесть — полу­чить зачёт;
  • при­чи­та­ю­щий­ся ему.

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг _ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл _ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл _ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн _ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб _ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк _ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р _ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп _ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум _ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз _ рило конец этого возр _ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм _ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар _ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз _ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл _ стит мокрой землею и зеленью и расст _ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны — осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл _ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств _ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р _ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап _ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз _ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р _ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р _ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп _ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп _ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г _ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром _ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р _ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр _ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг _ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр _ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл _ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск _ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск _ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к _ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг _ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол _ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр _ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар _ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з _ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв _ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср _ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал _ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З _ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут _ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр _ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик _ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск _ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг _ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р _ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм _ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Динамо»!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск _ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол _ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р _ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к _ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск _ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл _ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

В корне с чередующейся гласной пишется и если после корня следует суффикс а

Чередование гласных в корне

Вспомните правила правописания чередующихся гласных в корне. В корнях с чередующимися гласными выбор гласной может зависеть от наличия суффикса –а- , или от сочетания согласных в корне, или от ударения, или от лексического значения слова.

1. если после корня стоит суффикс –а- , то в корнях –бер-/бир-, -блест-/-блист-, дер-/-дир-, -жег-/-жиг-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -стел-/-стил-, -тер-/-тир-, -чет-/-чит- пишется –и- , а в корнях –кос-/-кас- пишется –а- .

Например: выберу/выбираю, блестевший/блистающий, выдернуть/выдирать, сжигать/сжечь, замереть/замирать, запереть/запирать, застелить/застилать, стереть/стирающий, почитание/почетный, коснуться/касаться.

Исключение составляют глагол сочетать и производные от него.

Этим же правилом следует руководствоваться и при написании таких слов, как отнимать, понимать, приминать ; если после корня следует – а-, то в корне пишется –им-, -ин-. Например: внимать, внимательный; приминать, приминающий.

2. в корнях –клон-/-клан-, -гор-/-гар-, -твор-/-твар- в безударном положении пишется –о- ; а в корнях –зор-/-зар- в безударном положении пишется –а- .

Например: поклоняться, загорать, сотворить, заря, озаренный.

Исключение составляют слова: утварь, пригарь, изгарь, выгарки, зоревать.

3. в корнях — раст-, -ращ- /-рос- в безударном положении только перед –ст- или -щ- пишется –а- ; в остальных случаях пишется –о- .

Например: расти, выращенный, поросль.

Исключение составляют слова: росток (и производные от него – подростковый, на вырост и т.п.), ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль, отраслевой, отраслевик;

4. в корнях -лаг-/-лож- перед –г- пишется –а- , перед –ж- пишется –о- .

Например: полагать, положение, слагаемое.

5. в корнях -скак-/-скоч- в безударном положении перед –к- пишется –а- , перед – ч- пишется –о- .

Например: скакать, подскочить, скакун.

Исключение составляют производные от глагола скакать – скачу, скачок, скачкообразный и т.п.

В зависимости от лексического значения чередуются корни -равн-/-ровн- и -мак- /-мок-.

6. корень –равн- образует слова со значением “равный, одинаковый, похожий, такой же, на одном уровне с кем-либо, чем-либо”. Например: поравняться, сравнение, равняйсь, приравнять, уравнение.

7. корень –ровн- образует слова со значением “ровный, прямой, гладкий, стройный, стабильный, постоянный”. Например: ровнять, выровняться, подровнять, уровень, заровнять.

8. корень –мак- образует слова со значением “макать, погружать в воду, опускать в жидкость”. Например: макать, обмакнуть, вымакать.

9. корень –мок- образует слова со значением “способный быть мокрым, впитывать либо пропускать жидкость”. Например: непромокаемый, промокнуть, вымокнуть.

10. обратите внимание на написание слов с корнем –плав- . Все слова со значением “плавать” пишутся с буквой -а- в корне.

Например: поплавок, плавучий, жук-плавунец, плавник.

Исключение составляют слово пловец и производные от него.


источники:

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_93

http://sdo.rea.ru/cde/rus/1/eumk/1/11_002.htm