В основе какого слова помимо корня выделяется суффикс тираж фантастика кабина земля

Повторение изученного в 5 классе

1-й вариант

1. В каких словах вместо группы согласных произносится только один согласный звук?

2. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

3. Отметьте фонетическую ошибку.

2) ё-жик — 2 слога

3) [ж] — согласный, непарный твёрдый, звонкий

4) [к] — согласный, твёрдый, глухой

4. Отметьте слово, в котором ь служит для обозначения мягкости согласного.

5. В основе какого слова, помимо корня, выделяется суффикс?

6. Укажите при помощи стрелочек, к каким частям речи относятся слова из левого столбика.

1) краснуха имя существительное

2) бежать имя прилагательное

3) желток глагол

Ответ: 1) сущ.; 2) глагол; 3) сущ.; 4) прилаг.

7. В каких словосочетаниях согласованные слова стоят в форме родительного падежа?

1) красным солнцем

2) над синей крышей

3) жёлтому подсолнуху

4) сладкого пирожочка

8. В окончании какого глагола пишется буква и?

1) видне..тся в ночи

2) смотр..шь на картину

4) скучно рассказыва..те

9. В каких словосочетаниях главным словом является прилагательное?

1) любоваться пейзажем

2) изредка стучать

3) осенними листьями

4) глухой из-за болезни

10. Какое слово неверно разделено на морфемы?

11. В каком слове в приставке пишется буква с?

12. В каком ряду во всех словах пропущена в окончании одна и та же гласная?

1) крайн..ми мерами, странн..й истори..й

2) приближа..тся праздник, ранн..го утра, со старым училищ..м

3) коровь..м молоком, печка гре..т, домашн..й запеканкой

4) врач..м, меж..й, куч..й

13. Подберите названия синтаксическим единицам из левой колонки и укажите их при помощи стрелочек.

1) прекрасно выглядеть словосочетание

2) Солнце встало. простое нераспространённое предложение

3) В сентябре рябина созрела и стала опадать. сложное предложение

4) Мы бегаем быстро, и нас не догонят. простое распространённое предложение

Ответ: 1) словосоч.; 2) пр. нераспр. предл.; 3) пр. распр. предл.; 4) сложн. предл.

14. В каком предложении следует поставить знаки препинания?

1) Унылые берега навевали грусть и мы захотели вернуться домой.

2) Соседи переехали в новый дом и справили новоселье.

3) Ромашки были крупные и с мохнатой серединкой.

4) Школьники радовались предстоящим каникулам и строили вместе с родителями планы на отдых.

15. В каком примере выделенные слова не являются дополнением?

1) Жизнь папоротников неразрывно связана с водой.

2) Из каждой споры вырастает небольшое растение.

3) Теперь можно приступать к посеву.

4) Войска индейцев наступали на европейцев.

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 17-й вопрос запишите, используя предоставленную для этого строку.

(1) Странные голоса, тяжёлое дыхание ветра в вершинах лиственниц, шорохи, почти человеческое бормотание воды наполняли тьму таинственностью и жутью.

(2) И вдруг всё стало тихо.

(3) Когда мы засыпали в палатке, мы совсем не думали, что в эту самую минуту в тайгу входила осень.

(4) Когда пришло время вставать, высунули мы головы, да так и замерли. (5) Сразу за нашей палаткой начиналось невероятное. (6) Нам показалось, что мы вдруг очутились на морском дне. (7) Воздух сгустился, стал ощутимым и зыбким.

(8) Чёрные стволы деревьев колыхались, плыли в нём и были похожи на гигантские водоросли.

(9) Над головой скудные жёлтые лучи дробились о волны волшебного моря и трепетали, покачивались.

(10) А напротив палатки алели заросли кораллов. (11) За ними круто уходила стена невидимого берега. (12) Выше тёмного обрыва не то лежал на суше, не то плавал кленовый лист.

(13) «Да это же осень! — мелькнуло вдруг в голове. — (14) Осень пришла! (15) Это она!» (По А. Дитриху.)

16. Определите тип речи текста.

1) повествование с элементами описания

2) описание с элементами рассуждения

17. Отметьте номера предложений, в которых содержится прямая речь.

18. Какое прилагательное пропущено в 12-м предложении?

2-й вариант

1. В каких словах вместо группы согласных произносится только один согласный звук?

2. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

3. Отметьте фонетическую ошибку.

2) [д’] — согласный, мягкий, звонкий

3) [в’] — согласный, мягкий, звонкий

4) [т’] — согласный, мягкий, глухой

4. Отметьте слово, в котором ь служит для обозначения мягкости согласного.

5. В основе какого слова, помимо корня, выделяется суффикс?

6. Укажите при помощи стрелочек, к каким частям речи относятся слова из левого столбика.

1) зазеленеть имя существительное

2) слом имя прилагательное

3) играть глагол

Ответ: 1) глагол; 2) сущ.; 3) глагол; 4) прилаг.

7. В каких словосочетаниях согласованные слова стоят в форме родительного падежа?

1) в пригожей внешности

2) из маленькой деревушки

3) сильными крыльями

4) о странной истории

8. В окончании какого глагола пишется буква и?

1) он присяд..т на дорожку

2) мама расстро..тся из-за проступка сына

3) ускоря..м движение

4) жале..те о сделанном

9. В каких словосочетаниях главным словом является прилагательное?

1) броситься в воду

2) в клетчатом пиджаке

3) красный от стыда

4) заболеть из-за переохлаждения

10. Какое слово неверно разделено на морфемы?

11. В каком слове в приставке пишется буква с?

12. В каком ряду во всех словах пропущена в окончании одна и та же гласная?

1) манеж..м, товарищ..м, порожн..й ездой

2) се..ть, бле..ть, кле..ть

3) морж..м, душевн..й компани..й

4) удобн..му дивану, хорош..й девочке, мрачным лиц..м

13. Подберите названия синтаксическим единицам из левой колонки и укажите их при помощи стрелочек.

1) Сани мчались быстро с горки. простое распространённое предложение

2) в молочном коктейле простое нераспространённое предложение

3) Туча умчалась. сложное предложение

4) Я устал, но ещё много осталось работы. словосочетание

Ответ: 1) пр. распр. предл.; 2) словосоч.; 3) пр. нераспр. предл.; 4) сложн. предл.

14. В каком предложении следует поставить знаки препинания?

1) Птицы улетали на юг и уносили на крыльях лето.

2) Верёвка была коротка и не доставала до конца пола.

3) Клумбы перекопали рабочие и затем высадили на них красные тюльпаны.

4) Ёжик переворошил все листья и теперь они лежали кучами.

15. В каком примере выделенные слова не являются определением?

1) Ацтеки любое мясо не солили, а перчили.

2) Наше северное лето коротко.

3) Ваниль имеет горьковатый, но очень приятный вкус.

4) Очень аккуратно мы складываем пшеничную лепёшку конвертиком.

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 17-й вопрос напишите, используя предоставленную для этого строку.

(1) У меня есть брат, ему всего пять лет. (2) Как-то раз мы его взяли с собой в лес за грибами. (3) Это было для него настоящим событием. (4) Ещё бы! (5) Первый раз за грибами!

(6) Папа дал братишке корзинку и сказал:

(7) — Смотри внимательно, увидишь гриб, лисичку или маслёнок, клади в корзинку.

(8) Прошли мы рощу, вышли на поляну. (9) На поиски грибов ушло уже целых два часа. (10) Мы чуть приустали и решили отдохнуть, а заодно сравнить, кто больше собрал грибов. (11) Все что-то нашли, а у братишки в корзинке пусто.

(12) — Где же твои грибы? — спросил папа.

(13) А братишка отвечает:

(14) — А я решил вам лисичку принести, но ни одной не видел. (15) Если бы увидел, обязательно бы поймал.

(16) — Да, — сказал папа, — пожалуй, грибника из тебя не выйдет, разве что охотник.

(17) Нам было и невдомёк, что пятилетний малыш превратит лисичку в настоящую . и будет её добросовестно искать под каждым кустом.

16. Определите тип речи текста.

2) описание с элементами рассуждения

17. Выпишите из текста слова-омонимы.

Ответ: лисичка 1 , лисичка 2

18. Какое словосочетание пропущено в 17-м предложении?

2) лесную обманщицу

3) Лису Патрикеевну

3-й вариант

1. В каких словах вместо группы согласных произносится только один согласный звук?

2. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

3. Отметьте фонетическую ошибку.

2) клей-кий — 2 слога

3) [к] — согласный, твёрдый, глухой

4) [л’] — согласный, сонорный, мягкий, непарный звонкий

4. Отметьте слово, в котором пишется ь.

2) был(?)ём (поросло)

5. В основе какого слова, помимо корня, выделяется суффикс?

6. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи являются слова из левой колонки.

1) зелёненький имя существительное

2) желтизна имя прилагательное

3) золотиться глагол

Ответ: 1) прилаг.; 2) сущ.; 3) глагол; 4) сущ.

7. В каких словосочетаниях согласованные слова стоят в форме родительного падежа?

1) с высокого холма

2) в порожней бочке

3) ранним восходом

4) интересному рассказу

8. В окончании какого глагола пишется буква и?

1) дыш..шь спокойно

2) разогрева..шь на плите

3) меня..м холодильник

4) ветер разгоня..т тучи

9. В каких словосочетаниях главным словом является прилагательное?

1) по-весеннему тёплый

2) из алюминиевой кастрюли

3) думать о прекрасном

4) на цветастой скатерти

10. Какое слово неверно разделено на морфемы?

11. В каком слове пишется буква с?

12. В каком ряду во всех словах пропущена в окончании одна и та же гласная?

1) крут..тся шар, притворя..тся волком, над круч..й

2) молодецк..й удалью, вонюч..й луж..й

3) красивыми туфл..ми, (они) смотр..тся в зеркало, (они) терп..т боль

4) кирпич..м, стройн..м мальчик..м

13. Подберите названия синтаксическим единицам из левой колонки и укажите их при помощи стрелочек.

1) Река протекала в ущелье быстрая и глубокая. простое распространённое предложение

2) Крыша протекла. словосочетание

3) встретили с удивлением простое нераспространённое предложение

4) Платье новое, поэтому ты его наденешь. сложное предложение

Ответ: 1) пр. распр. предл.; 2) пр. нераспр. предл.; 3) словосоч.; 4) сложн. предл.

14. В каком предложении следует поставить знаки препинания?

1) Днём и ночью пианист нам не давал покоя.

2) Деревья заледенели от сильного мороза и то тут то там раздавался треск коры.

3) Стремительно пролетало лето и не оставляло времени на задуманное.

4) Синицы были городские и отличались от своих загородных собратьев размерами.

15. В каком примере выделенные слова не являются обстоятельством?

1) Красный спелый томат просто так в корзину не бросишь.

2) Ёлочные игрушки мы будем вешать завтра.

3) Салфетку сложите конусом и поставьте рядом с тарелкой.

4) В каждой семье старательно готовятся к празднику.

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 17-й вопрос напишите, используя предоставленную для этого строку.

(1) Художник Никитин очень торопился на север. (2) Он задумал написать картину «Весна у Белого моря». (3) Ему хотелось показать природу, которая проснулась от долгого зимнего сна.

(4) Свет и тепло тревожат, будят всё живое. (5) В залитых солнцем вершинах деревьев уже зазвенела первая песня синицы, затрещал лесной барабанщик — дятел. (6) Пройдёт неделя, и по зорькам на открытых полянах забормочут тетерева.

(7) Никитин успел приехать на место как раз вовремя. (8) На севере уже начиналась весна.

(9) Заскрипели, загрохотали тяжёлые льдины. (10) В просветах между ними показалась вода. (11) Солнце и ветер взялись за дело: начали ломать и крушить ледяные оковы зимы.

(12) Художник старался ничего не пропустить в ходе весны. (13) С утра он забирал ящик с красами и отправлялся на берег моря. (14) Там он . всё, что замечал нового в природе. (15) Он следил за тем, как оживает земля, как море очищается ото льда, как возвращаются на места гнездовий перелётные птицы.

(16) Утки, чайки, всевозможные кулики — сколько жизни вносили они в общую радостную картину весны!

(17) Поэтому Никитин так любил наблюдать за птицами.

(По Г. Скребицкому.)

16. Определите, о чём этот текст.

2) о жизни художника Никитина

4) о создании картины

17. Отметьте номера предложений, в которых употреблены имена собственные.

18. Какой глагол пропущен в 14-м предложении?

КИМ по русскому языку. Входная диагностика. 6 кл.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

с.Чириково имени Героя Советского Союза Кузоватовского района Ульяновской области

(МОУ ОШ с.Чириково имени Героя Советского Союза Кузоватовского района Ульяновской области)

Еремина Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт

Муниципальное общеобразовательное учреждение

с.Чириково имени Героя Советского Союза Кузоватовского района Ульяновской области

(МОУ ОШ с.Чириково имени Героя Советского Союза Кузоватовского района Ульяновской области)

Еремина Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

Русский язык. 6 класс. ФГОС

контрольных измерительных материалов

для проведения мониторинга входного контроля

Назначение контрольных измерительных материалов

Контрольные измерительные материалы позволяют оценить уровень образовательной подготовки по русскому языку обучающихся 6 класса. КИМ предназначены для входного контроля планируемых предметных и метапредметных результатов.

2. Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов

Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

3. Подходы к отбору содержания, разработке

Представленная модель контрольной работы по русскому языку (кодификаторы элементов содержания и требований для составления контрольных измерительных материалов, демонстрационный вариант, система оценивания контрольной работы) предназначена для использования в качестве комплекта нормативных документов, регламентирующих разработку контрольных измерительных материалов контрольной работы по русскому языку.

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закреплённые в соответствующих документах (См. п.2). Это, в первую очередь, предметные умения и знания о системе языка и его функциях.

Задания КИМ различаются по форме и трудности, который определяется характером проверяемого знания, уровнем умения и способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.

Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний. Задания повышенного уровня сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

4. Характеристика структуры КИМ

Контрольная работа состоит из двух частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности: часть А и часть В

В часть А входит 15 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных.

Часть В начинается текстом, на основе которого формируются последующие задания. Чтения текста и задания к нему направлены на выявление умения адекватно понимать прочитанное, определять тему и основную мысль текста, каков тип речи. Среди трёх заданий части В есть задания, требующие краткого ответа, а также выбора одного правильного ответа из четырёх предложенных. О характере ответов сообщается в комментарии, предваряющем текст, который расположен в части В.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла для каждой части

Морфемика. Словообразование. Вопросы «Проверь себя»

1.В чем особенность корней в словах «исказить — искаженный», «отвергать — опровержение»?

2.Какой морфемой являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?

3.Есть ли родственные слова в следующих группах слов: еда, едет, единый; горячий, горянка, горчица; хромой, хромовый; косматый, космический?

4.Обычно словообразовательные аф­фиксы используются для образования не одного, а многих слов, однако в русском язы­ке есть аффиксы, употребляющиеся только в одном слове. Они носят название уникаль­ных аффиксов. Найдите и выделите уни­кальные аффиксы в следующих словах: жених, рукав, белокурый, детвора, попа­дья, молодежь, конюх, радуга, годовалый, по­чтамт, курносый, королева, рисунок.

5.Можно ли без контекста определить корни в словах пили, спеть, простой? Как называются такие слова?

6.Каким частям речи свойственны окончания:
А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;
Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;
В) -ем, -ете, -ут?

7.Назовите части речи и их формы с окончанием -у.

8.Если есть омонимические окончания, то как назвать окончания в таких вариантах форм: (кусок) сыра — сыру, в оˊтпуске — в отпускуˊ, учиˊтели — учителяˊ, меˊхи — мехаˊ, поˊясы- поясаˊ?

9.Одинаковы ли по словообразовательной структуре слова грамотей, книгочей и злодей?

10.Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня.

11.Является ли глагол уныть производным от глагола ныть?

12.Какие окончания являются общими для всех имен существительных независимо от склонения?

13.Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:
— домов, столов, коров, ковров, голов, основ;
— степей, ножей, батарей, шей (от шея), ушей, юношей.

14.Какой частью слова является -ий в словах медвежий (рев), синий, волжский, санаторий, (много) станций?

15.Каков состав слов двумястами, тремястами?

16.Являются ли однокоренными в современном русском языке слова побывать, забывать, добывать?

17.Являются ли глаголы увядать, увянуть, завял однокоренными?

18.Каков морфемный состав слов президиум, президент, префикс, препозиция?

19.Во всех ли словах конина, буженина, свинина, осетрина, лососина есть суффикс -ин-?

20.В чем состоит «неправильность» построения сложных слов: знаменосец, минералогия, трагикомедия, дикобраз, военачальник?

21.Одинаково ли значение приставки о- в словах огарок, опушка, описка, осколок, опенки, ошибка, опечатка, оплошность, огрызок? Сгруппируйте слова по значению приставки о-.

22.Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-, которая входит в состав следующих слов: русских — падчерица, пашибок (осколок); словацких — pakluc (отмычка), pazvuk (призвук). Проанализируйте значения слов и определите первоначальное значение этой приставки.

23.В «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера написано, что слово вынуть «замечательно полным исчезновением корня». Может ли в русском языке существовать слово без корня? Аргументируйте ваш ответ.

24.От каких слов и при помощи каких средств образованы слова лежание и лежанка, белизна и белок, зубной и зубастый? Сопоставьте однокоренные слова по значению. Разделите производные слова на группы в зависимости от соотношения их значений со значениями производящих слов. Объясните свое решение.

25.В существительных мужского рода с основой на -ок гласный о обычно бывает беглым (затылок- затылка), но иногда сохраняется во всех формах слова (знаток-знатока, знатоку и т.д.) Проанализируйте приведенные ниже слова и попробуйте сформулировать закономерности, позволяющие по начальной форме слова узнать, является ли в нем гласный о беглым. Используйте обнаруженные закономерности, чтобы определить, беглое ли о в слове брелок. Артишок, волок, восток, гудок, дружок, едок, ездок, заголовок, игрок, обморок, одногодок, островок, поток, предок, пророк, рисунок, родничок, сверчок, слоненок, старичок, шлафрок, экивок.


источники:

http://infourok.ru/kim-po-russkomu-yaziku-vhodnaya-diagnostika-kl-3330437.html

http://rusolimp.kopeisk.ru/morfemika/?file=3