Основа слова и окончание
В морфемном составе слова можно выделить приставку, корень, суффикс и окончание. Основа слова включает в себя все эти морфемы, кроме окончания.
Чтобы понять, что такое основа слова, выясним, из каких частей она состоит, входит ли окончание в основу.
Состав слова
В изменяемых словах выделяются минимальные значимые части — морфемы:
Морфема — это термин греческого происхождения. В переводе с греческого языка это слово значит «форма».
Например, в слове «солнечный» выделим следующие морфемы:
солнеч н ый — корень/суффикс/окончание.
Исследованием морфем занимается морфемика.
Корень слова
Главной морфемой в слове является корень. Некоторые непроизводные слова состоят только из корня и окончания:
От значения корня зависит лексическое значение слова. Слова служат нам для называния предметов, признаков или действий. То, что обозначает отдельное слово, является его лексическим значением, например:
существует предмет «трава», и словом «трава» называется зеленый покров земли. Это лексическое значение этого слова, заключенное в корне.
В корне содержится общее значение, которое имеют все однокоренные слова:
дом , дом ик, дом ашний, без дом ный, о дом ашнить.
Все перечисленные однокоренные слова связаны общим лексическим значением с домом — «строением, где постоянно живет человек и его семья».
Вокруг корня группируются в слове все остальные значимые части:
Приставка
Приставка находится перед корнем. С помощью этой морфемы образуются новые слова:
- заголовок — под заголовок (дополнительный заголовок);
- модный — ультра модный (очень модный);
- плыть — пере плыть (преодолеть реку, оказаться на другом берегу).
Приставка вносит разные смысловые оттенки в исходное лексическое значение слова или меняет его лексическое значение.
Суффикс
Суффикс является значимой частью слова. Как и приставка, он образует новые слова:
- золотой — золот ист ый (слегка золотой цвет);
- гора — гор к а (маленькая гора);
- бабушка — бабушк ин (принадлежащий бабушке).
Суффикс, присоединяясь к корню, изменяет исходное значение слов.
Окончание
В отличие от приставки и суффикса, которые являются словообразовательными морфемами, окончание не образует новых слов.
Окончание изменяется и образует формы одного и того же слова, например:
- что? дорог а — ед. ч., им.падеж;
- обочина чего? дорог и — р. п. ед. ч.;
- иду к чему? к дорог е — д. п. ед. ч.;
- думаю о чём? о дорог ах — п. п. , мн. ч.
Окончание изменяет форму слова, но лексическое значение слова остается прежним.
С помощью окончаний слова оформляются в законченную мысль — предложение.
Сравним:
облак о , сер ый , выгляну ть , ярк ий , солнц е
Из-за сер ых облак ов выглянул о ярк ое солнц е .
Что такое основа слова
Все словообразовательные морфемы слова составляют его основу. В основу слова входят приставка, корень и суффикс. Основу слова получим, если не будем учитывать словоизменительную морфему — окончание, например:
- сол ён ый
- крас от а
- за брос и ть
В основе заключено лексическое значение конкретного слова:
красн ый, краснот а, красне ть, покрасне ть, докрасна .
Будем учитывать, что в основу слова не входят также некоторые формообразующие суффиксы.
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глаголов. Эта морфема, как и окончание, не включается в основу глагольных форм:
- подброси л а мяч;
- освети л о верхушки деревьев;
- заигра л и на гитаре.
Видеоурок
Как разбирать слова по составу
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые с уффиксы имен существительных
ан -(- ян -), — ани (- яни ), — анин (- янин ), — ач , — ени , — ет -,- ть -, — еств -(- ств -), — есть , — ец , — изм , — изн -, — ик (- ник ), — ин , — ист , — итель (- тель ), — их — иц -(- ниц -), — к -, — л -, — лк , — льник , — льщик (- льщиц -), — от -, — ость , ун , — чик (- чиц -, — щик )
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
- ик — образует лицо , обладающее качеством ( медик , старик )
- иц — лицо или животное женского пола ( девица , курица , тигрица )
- ист, щик, ач — лицо , принадлежащее к области деятельности ( парашютист , барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное ( всадник, плавник , хищник, ледник )
- ошк, ушк,чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно — ласкательную форму предмету .
Суффиксы прилагательных
— ал (- ел -), — ан (- ян -), — аст (- ат -), — ев (- ов ), — еват (- оват -), — ен , — енн (- онн -), — енск (- инск -), — ив (- лив ,- чив -), — ин , — ит (- овит -), — к , — л , — н (- шн -), — тельн -, — уч (- юч ,- яч -), — чат , — к ( а ), — ск , — тель , — ист —
Суффиксы глаголов
— а (- я , — ка ), — е , — ева (- ова , — ыва , — ива ), — и , — л , — ну , — ся , сь, — ть (- ти )
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время ( был , спал , плыл )
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола ( инфинитив ) ( нести , делать,беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый |
безобразный | жизнь | съеденный | белый |
донёс | пришкольный | водный | чёрный |
простота | домашний | цветик | ключи |
поворот | садик | свалка | рыба |
замёрз | сухая | куча | курица |
вышёл | дума | каменщик | смысл |
завёл | жаркий | рыбка | одежда |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
конь | лето | плакучий | мягкий |
подтянул | локоток | мясник | молодость |
вписать | проходить | зима | мяч |
прожить | водитель | книга | сады |
заяц | часы | кормовой | земляной |
срок | котёнок | мир | ножницы |
заря | школа | лесник | радость |
ссора | покрасить | низкий | лодка |
стул | сиреневый | погода | карандаш |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
В основу слова не входит ; приставка корень окончание суффикс?
Русский язык | 1 — 4 классы
В основу слова не входит ; приставка корень окончание суффикс.
Нет в основу не входит окончание.
Где приставка и суффикс и основа и корень и окончание в слове зашумела?
Где приставка и суффикс и основа и корень и окончание в слове зашумела?
Придумай и запиши слова чтобы в основу входили такие части : корень : корень и суффикс : корень, приставка и суффикс?
Придумай и запиши слова чтобы в основу входили такие части : корень : корень и суффикс : корень, приставка и суффикс.
Подберите слова, которые соответствуя данным схемам : приставка, корень, суффикс, окончание, основа?
Подберите слова, которые соответствуя данным схемам : приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Приставка, корень, окончание, основа.
Корень суффикс, окончание, основа.
Корень, окончание, основа.
Запишите слова и выделите в них значимые части.
Укажите, какой частью речи является каждое слово.
Здравствуйте?
Слово по схеме : приставка, корень, суффикс окончание.
(основа : приставка, корень и суффикс).
Окончание — ?
Придумай и запиши слова, чтобы в основу входили такие части ; корень ; корень и суффикс ; корень, приставка и суффикс?
Придумай и запиши слова, чтобы в основу входили такие части ; корень ; корень и суффикс ; корень, приставка и суффикс.
Где корень и основа и приставка и суффикс и окончание в слове тепый?
Где корень и основа и приставка и суффикс и окончание в слове тепый?
Запиши слова, что бы в основу входили такие части : корень, корень и суффикс, приставка и суффикс?
Запиши слова, что бы в основу входили такие части : корень, корень и суффикс, приставка и суффикс.
Составьте слова по схеме пожалуйста 1)Корень, суффикс, окончание, основа?
Составьте слова по схеме пожалуйста 1)Корень, суффикс, окончание, основа.
2)Приставка, корень, суффикс , суффикс, окончание, основа.
Драгоценных приставка суффикс корень окончания основа слова?
Драгоценных приставка суффикс корень окончания основа слова.
На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос В основу слова не входит ; приставка корень окончание суффикс?, относящийся к категории Русский язык. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 1 — 4 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.
Вы — приставка став — корень, к — суффикс а — окончание.
Потому что буква «и» находится в корне.
Кролик бегает ( по чему? ) по саду. Обезьяна прыгает ( по чему? ) по ветке. Лебеди летят ( по чему? ) по небу. Мальчик катается (по чему? ) по городу. Девочка гуляет ( по чему? ) по городу. Лодка плывет ( по чему? ) по озеру.
По саду, по ветке, по небу, по городу, по улице, по озёрам Везде вопрос «По чему? «.
1. в ней — местоимение (в ком? Или в чем? ) 2. Морфологические признаки Н. Ф. — она Постоянные : личное непостоянные : в пред. Падеже, в ед. Числе, в жен. Роде 3. (в ком? В чем? ) в ней — дополнение.
Неопределенная форма глагола ; что сделать — — погреться — — совершенный вид.
Виды спорта атлетика лодочный спорт скалолазание верховая езда катание на коньках, на лыжах гребля игры : гольф регби волейбол теннис на траве крикет баскетбол хоккей футбол.
Атлетика, лодочный спорт, скалолазанье, катание на коньках, катание на лыжах — вид спорта, все остальное виды игр (вроде).
Главные члены — подлежащее и сказуемое второстепленные члены — дополнение, определение, обстоятельство От главного члена задаеться вопрос.
1)у четырёхсот домов 2)правильно 3)около семи восьмых 4)к тридцати прибавить пять 5)от семиста отнять восемь 6)правильно 7)семьюстами семьюдесятью тремя карандашами 8)правильно 9)правильно.
http://naymenok.ru/kak-razobrat-slovo-po-sostavu/
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/686968_v-osnovu-slova-ne-vhodit-pristavka/