В память об играх в древней олимпии подлежащее и сказуемое найти

Конспект урока диктант «Олимпийские игры»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

7 класс Русский язык дата:

Тема урока: Диктант «Олимпийские игры».

Цель урока: 1) проверить умение учащихся писать слова с изученными орфограммами

2) развивать логическое мышление, память, речь.

3) воспитывать аккуратности при работе

Тип урока: комбинированный

Оборудование: книга, рисунки.

Чтение текста учителем 3 раза

Объяснение значения и написания сложных и непонятных слов.

Древние греки установили хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные, ловкие и быстрые юноши Греции собирались около города Олимпия. Они соревновались в борьбе и беге, метали диск и молот.

Обычай был священным. Ради него греки забывали вражду. В день начала Олимпийских игр прекращались все войны. Объявлялась одна общая война — спортивная.

Славный обычай дошел до наших дней. Каждые четыре года лучшие спортсмены мира съезжаются на соревнования. Соревнования проходят в разных городах. То в Риме, то в Москве, то в Токио. Но называются они Олимпийскими играми. В память об играх в древней Олимпии.

— Есть ли в этом тексте части речи?

— Назовите имена существительные? .

— Назовите Имена числительные?

-В каком роде слово одна?

— Работа с раздаточными материалами

Домашнее задание: повторение.

Тәрбие сағатының тақырыбы: «25 – мамыр соңғы қонырау»

Мақсаты: оқушыларға «Алтын ұя мектебінің әрдайым ыстық екенін

оқушыларды патриот; сауатты сапалы білім беру.

А) оқушыларды тугелдеу

Б) құрал- жабдықтарын тексеру

2. Үй тапсырмасын сұрау

А) « Дені саудың – жаны сау » шығарма жазу

Бәрі есімде, мектепке алғаш барған күн,

Күлімдеп бір нұр жүзімізжанған күн

Сыңғыр қағып қуанышпен қоңырау,

Шақырғаны алға бізді арман мың.

Әсем бөлме терезелер жап- жарық,

Қойған дерсін шығарданнан шам жағып.

Қара тақта, ақ парта қаз-қатар

Отырдық біз сипап бәрін таңғалып.

Осы үш ай демалысқа шыққанша асыққанымен, достарынды, ұстаздардын ұрысын, оқушылардын шуын бадай сағынасын ау….

Жүруші едік біз кеше!

Үй жұмысын бермесе!

Бүгін міне үлкен болдық.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Нурмаханова Гулбану БауыржановнаНаписать 3802 13.01.2016

Номер материала: ДВ-335989

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    13.01.2016 410
    13.01.2016 6127
    13.01.2016 960
    13.01.2016 1939
    13.01.2016 1031
    13.01.2016 994
    13.01.2016 362

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

О чем эта статья:

1 класс, 2 класс

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);
  • вопросительное (вопрос, проблема);
  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

Кто переезжает? — Родня.

Когда переезжает? — Зимой.

Семья что делает? — Переезжает.

Откуда переезжает? — Из дома.

Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Главный член предложения: подлежащее

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».


Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

  • Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
  • Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.

Главный член предложения: сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

  • Луна ярко (что делает?) светит.
  • На улице (что делается?)светлеет.
  • Цветок (каков?) красив.
  • Фрейд — (кто он?) психолог.

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Простое глагольное сказуемое

Они работают стоя.

Он боится темноты.

Составное глагольное сказуемое

Они продолжают работать стоя.

Он стал бояться темноты недавно.

Составное именное сказуемое

Они стали ночными рабочими.

Он так и остался трусом.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.

Грамматическая основа – главные члены предложения

Предложение — это синтаксическая единица, содержащая мысль и состоящая из одного или нескольких слов. При помощи предложения можно выразить мысли и чувства, приказ, просьбу и т.д.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, которые являются грамматической основой предложения, его предикативным центром. Рассмотрим подробнее.

Признаки и грамматическая основа предложения

Предложение является минимальной единицей высказывания. В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов.

Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.

Отличительные признаки предложения:

  • Предложение — это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
  • Предложение — основная единица общения.
  • Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
  • Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
  • Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.

    Лексическое значение предложения — это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.

    Грамматическое значение предложения — это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания.

    • Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие).
    • Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).

    По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)

    По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).

    По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными, например: В холодном зале таинственно дремлет ёлка (полное предложение). Стакан — копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит). (По И. Шмелеву)

    Предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. Грамматическая (предикативная) основа может включать как оба главных члена предложения, так и один из них — подлежащее или сказуемое.

    По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)

    По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)

    Отличие предложения от словосочетания

    Предложение — это всегда законченная мысль, в отличие от словосочетания, которое представляет собой лишь один какой-то фрагмент предложения и не является относительно законченным сообщением. Предложение:

    • имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов;
    • характеризуется интонационной и смысловой законченностью;
    • служит для сообщения, побуждения, вопроса, а также может быть восклицательным.

    Признаки подлежащего

    Подлежащее — главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

    Способы выражения подлежащего:

  • Имя существительное в именительном падеже или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного. Между тем небо (сущ.) продолжало расчищаться. Наши павшие (прич) — как часовые.
  • Местоимение в именительном падеже. Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих снов золотых, этой веры глубокой (А. Блок).
  • Неопределённая форма глагола. Работать было не трудно, а главное — весело (П. Павленко).
  • Фразеологизмы. Золотые руки были у этого мастера (П. Бажов).
  • Неделимое словосочетание. Мы с товарищем выехали до восхода солнца (М. Шолохов).

    Признаки сказуемого

    Сказуемое — главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).

    Грамматическое значение сказуемого выражается глаголом в форме одного из наклонений:

    • изъявительное: Лошадёнка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина (А. Чехов). Толпа напоминала тёмный вал океана (М. Горький).
    • условное: Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог (М. Лермонтов).
    • повелительное: Не биди того, что отмечталось, Не волний того, что не сбылось… (С. Есенин)

    Сказуемое может быть простым и составным.

    Простое глагольное сказуемое

    Сказуемое, выраженное глаголом в каком-либо наклонении, называется простым глагольным сказуемым. В нем лексическое и грамматическое значение выражается одним словом. Например:

    1) По утрам крыши обрастали блестящей бахромой из ледяных сосулек.

    2) С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков.

    3) Птички-синички будут петь о весне и счастье. (По Д. Мамину-Сибиряку)

    В этих предложениях глаголы-сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени.

    4) Старик вернулся бы в свою избушку — сказуемое выражено глаголом в условном наклонении.

    5) Ах, замолчите, мне дурно сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении. (По Д. Мамину-Сибиряку)

    Составное глагольное сказуемое

    Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении, и глагола в неопределенной форме, в котором заключено его лексическое значение. Например:

    Мальчик стал сбивчиво рассказывать о случившемся. Не могли бы вы помочь нам?

    Вспомогательные глаголы лишь указывают начало, конец, возможность, желательность, продолжительность действия, обозначенного глаголом в неопределённой форме.

    Схема составного глагольного сказуемого такова: вспомогательный глагол (начать, принимать, перестать, уметь, решать, собраться, стараться, стать, кончить, мочь, желать, хотеть, продолжить) + неопределённая форма глагола: Он старался казаться молодым. Мери перестала плакать.

    Сочетания некоторых кратких прилагательных (рад, должен, намерен, обязан, готов, способен и др.) и глагола-связки быть в форме одного из наклонений могут выступать в роли связки составного глагольного сказуемого:

    Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели. Печорин был бы рад изменить свою жизнь. Окружающие обязаны были понять мятежный характер героя.

    Составное именное сказуемое

    Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части.

    Необходимо отличать глагол-связку быть от глагола быть (в значении иметься, находиться, посещать, существовать и т.д.). Например: У меня был друг. Это были запасы нефти. Я был в США.

    В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется: День хорош. Он умница.

    Глаголы казаться, делаться, остаться, стать, являться, считаться, представляться могут быть глаголами-связками:

    Ребенок становится умнее день ото дня. Гостья делалась все веселее. Андрей считался лучшим в классе.

    Полные и неполные предложения

    По наличию или отсутствию необходимых членов предложения различают полные и неполные простые предложения.

    Полные предложения — это такие простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.

    Неполные предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации.

    Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Сравните: … а человек освещается знанием.

    Неполные двусоставные предложения следует отличать от односоставных полных, в которых только один главный член предложения, а второго нет и не может быть в структуре.

    Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Неполными часто являются предложения в диалоге.

    Неполным предложением может быть вторая часть сложного предложения. Алёша смотрел на них, а они — на него. Опущено сказуемое во второй части сложного предложения. Вы получили письма, а я не получил. Опущено дополнение.

    Пропуск членов предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Летом светает рано, а зимой — поздно.

    В так называемых ситуативных неполных предложениях пропущенные члены не восстанавливаются. Они в тексте словами нигде не названы, а додумываются из речевой ситуации, т. е. их смысл раскрывается внеречевыми обстоятельствами, жестами, мимикой. За мной! На здоровье! Счастливого пути!

    Односоставные предложения

    По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

    Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.

    Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.

    Трудность в определении грамматической основы представляют неполные предложения — предложения, в которых может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста. При этом неполные предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными.

    1) Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.

    2) В воскресенье утром иду на стадион. Вечером — на концерт. Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.

    Неполными предложения могут быть только по составу членов предложения, но не по смыслу. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (контексту) или соответствующей внеязыковой ситуации.

    Назывные предложения

    Назывные предложения — это односоставные простые предложения с главным членом — подлежащим. В назывных предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении и утверждается, что этот предмет или это явление есть в настоящем.

    • Скорый поезд. Он гремит лесами, стелет дым на жёлтое жнивьё.

    Назывные предложения произносятся с интонацией сообщения. Назывные предложения чаще всего употребляются в публицистическом и художественном стилях.

    Глагольные односоставные простые предложения

    В глагольных односоставных простых предложениях главный член — сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные.

    1. Определённо-личные предложения

    Определённо-личными называются односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1‑го или 2‑го лица. Плывём пустынной Ладогой под яркой аркой-радугой.

    В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени и в форме 3‑го лица единственного числа: 3‑е лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо.

    Определённо-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям и нередко используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова.

    2. Неопределённо-личные предложения

    В неопределённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголами 3‑го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени. Скоро объявят о результатах выборов.

    3. Обобщённо-личные предложения

    Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое называет действие, относящееся к любому лицу. Группа обобщённо-личных предложений выделяется по смыслу. Грамматически обобщённое значение передаётся обычно глаголом в форме 2‑го лица единственного числа. Обобщённо-личные предложения типичны для пословиц и афористичных высказываний. Учи других — и сам научишься.

    Обобщённое значение может иметь и форма 3‑го лица множественного числа. Спустя лето по малину не ходят.

    Определённо-личные и неопределённо-личные предложения приобретают обобщённое значение (т. е. переходят в разряд обобщённо-личных), если называют действие, которое может быть отнесено ко всем и к каждому в отдельности. Добро поощряй, а зло порицай.

    4. Безличные предложения

    Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышем.

    Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко используются и личные глаголы в значении безличных. Дымкой синей серый снег заволокло.

    В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также слова категории состояния. Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин.

    Итак, что такое подлежащее и сказуемое? Подлежащее – это главный член в предложении, обозначающий предмет или лицо, о котором в нем говорится. Выражается чаще всего именем существительным. А вот сказуемое – это тоже главный член предложения, но оно обозначает действие, которое происходит с подлежащим и выражается глаголом.

    Часто бывает так, что между подлежащим и сказуемым пропущен еще один глагол – связка. В таком случае между ними нужно поставить тире: Цель жизни – приносить пользу.

    При разборе подлежащее подчеркивается одной длинной чертой, а сказуемое – двумя параллельными.


    источники:

    http://skysmart.ru/articles/russian/glavnye-chleny-predlozheniya

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/punktuacija/266592-grammaticheskaya-osnova-glavnye-chleny-predlozheniya.html