В переходном глаголе ii спряжения со значением лишить силы пишется суффикс

Суффиксы -е(ть), -и(ть), -ене(ть), -ени(ть)

Особенности написания отдельных суффиксов.

Различаются глаголы на −еть и −ить. Глаголы на −еть (в 1-м лице −ею) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким нибудь, приобрести признак’, напр.: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на −ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить. Ср. те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по)беле́ть и (по)бели́ть, (о)слабе́ть , (раз)весели́ть.

Приобретение какого нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на −ене́ть, в которых безударный гласный перед н передается буквой е: леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть. Соотносительные переходные глаголы II спряжения на −ени́ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

Примечание. Написание глаголов на −енеть и −енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.

Исключение: в глаголах багряне́ть и багряни́ть (вариант: багря́нить) пишется буква я, как в прилагательном багряный.

Русский язык. Литература

Рубрики

  • «Человек есть то, что он читает» (61)
  • 10 класс (347)
  • 11 класс (503)
  • 5 класс (568)
    • Литература (247)
    • Русский язык (184)
  • 6 класс (416)
  • 7 класс (427)
  • 8 класс (534)
  • 8. ОГЭ (2)
  • 8″В». Мы (5)
  • 9 класс (489)
  • 9в. Доп (29)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (8)
  • Говорим грамотно (4)
  • ЕГЭ (168)
  • Занимаемся летом В 9 класс (20)
  • Индивидуальные траектории (4)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (3)
  • Л. ря 7 (5)
  • Лично — разбор д.з. ЕГЭ (4)
  • М.П. (3)
  • Матвей (18)
  • Метод.сундук (18)
  • Москва (6)
  • МХК (355)
  • Научные исследования (5)
  • Нннн (10)
  • ОГЭ (56)
  • Олимпиады (14)
  • ПП (2)
  • Программы и КТП (7)
  • Проект Geroiskazok.ru (1)
  • Проект Тихона Войтенко (2)
  • Проект Фёдора Сопова (1)
  • Проект Ютуб-канал 8 в. Егор и Севастьян (1)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
  • Прочее (244)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
  • Разговор наедине 🙂 (родителям) (40)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (136)
  • Список для чтения (15)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Философия. Иван Ильин (1)
  • Цитата дня (25)
    • Слова, которые меняют (7)
  • Октябрь 2021
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Сен
    123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    Интенсив-2

    Размещено 9.05.21 в рубрике 9 класс

    1.Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

    (1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, поэтому стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.

    2Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

    1) является отрицание (предложение 1)

    2) нельзя согласиться (предложение 2)

    3) обобщение (предложение 3)

    4) наука не смогла бы развиваться (предложение 4)

    5) возможен разгул (предложение 5)

    3Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять запятые.
    Музей льна и берёсты в Костроме (1) один из тех музеев (2) которые можно найти только в таких старых городах. Примечательно (3) что берёста и лён кажутся не слишком родственными материалами (4) но (5) если вспомнить (6) что наши далёкие предки носили в основном льняную одежду (7) а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом лёгкой обуви (8) становится понятно (9) почему лён и берёста соседствуют в одном музее.

    4Синтаксический анализ. Замените словосочетание «смотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

    5Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

    1) В ПРОДОЛЖЕНИИ (книги) – в окончании формы предложного падежа имени существительного на -ИЕ пишется буква И.

    2) ИЗУМРУДНО-ЗЕЛЁНЫЙ – сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета, пишутся через дефис.

    3) ОБЕССИЛИТЬ (противника) – в переходном глаголе II спряжения со значением лишить силы пишется суффикс -И-.

    4) СВЕРХИЗЫСКАННЫЙ – после иноязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.

    5) ОЛОВЯННЫЙ – НН пишется на стыке корня и суффикса.Прочтите текст и выполните задания 6–9.

    (1)Дедушка спал. (2)Руки у дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые чёрные жилы, эти руки много земли испахали.

    – (3)Дедушка Тит, а ты всё знаешь?

    – (4)Всё, Афоня, я всё знаю.

    – (5)Проснись, дедушка, скажи мне про всё!

    – (6)Да уж проснулся уже, пойдём сейчас белый свет пытать, – ответил дед.

    (7)Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. (8)Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже. (9)Дед повёл Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, где колосились травы и цвели цветы. (10)Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.

    – (11)Это я сам знаю! – протяжно сказал Афоня. – (12)А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про всё! (13)А этот цвет растёт, он не всё!

    (14)Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.

    – (15)Тут самое главное тебе и есть. (16)Ты видишь: песок мёртвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего. (17)Камень не живёт и не дышит, он мёртвый прах. (18)Понял теперь?

    – (19)Нет, дедушка Тит, – уверенно сказал Афоня, – тут понятного нету.

    – (20)Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый.

    (21)А цветок жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мёртвого праха. (22)Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него самого чистым духом. (23)Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. (24)Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

    – (25)А трава и рожь тоже главное делают? – спросил Афоня.

    –(26)Одинаково, – сказал дедушка Тит.

    – (28)И мы с тобой, мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. (29)А этот вот жёлтый цвет на лекарство идёт, его и в аптеке берут. (30)Ты бы нарвал их да снёс. (31)Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.

    (32)Афоня задумался среди трав и цветов. (33)Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

    – (34)Теперь я сам знаю про всё! – сказал Афоня.

    (35)Дед Тит ничего не сказал. (36)Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку.

    (37)А маленький Афоня остался один в поле. (38)Он собрал жёлтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнёс в аптеку на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. (39)В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. (40)Он принёс его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком.

    – (41)Спасибо тебе, Афонюшка, – сказал дед.

    (42)Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.

    (По А. П. Платонову)*

    * Платонов Андрей Платонович (1899–1951) – известный русский советский писатель, драматург, поэт, публицист и сценарист.

    6 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    1) Дедушка повёл Афоню в поле, чтобы показать внуку будущий урожай.

    2) Дедушка хотел объяснить Афоне, что есть самое главное на земле.

    3) Отец Афони был на войне.

    4) Дедушка Тит вместе с Афоней собирал лекарственные цветы, чтобы отнести их в аптеку.

    5) Афоня купил железный гребешок на деньги, вырученные от продажи лекарственных цветов.

    7Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

    1) Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.

    2) Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу.

    3) Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

    4) Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку.

    5) Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

    8 Лексический анализ.В предложениях 23–28 найдите антоним к слову «жизнь». Выпишите этот антоним.

    Комментарии

    1. Кузина Ксения написал(а):

    2.24
    3.23456789
    4.смотрелтоскливо
    5.12
    6.23
    7.35
    8.смерть

    Кузьмина Катя написал(а):

    2.24
    3.23456789
    4.тоскливо смотрел
    5.123
    6.23
    7.35
    8.смерти(ь)

    Даша Прохорова написал(а):

    2. 24
    3. 23456789
    4. тоскливо смотрел
    5. 123
    6. 23
    7. 35
    8. Смерть

    Аня Бескинская написал(а):

    2 — 24
    3 — 2346789
    4 — тоскливо смотрел
    5 — 124
    6 — 123
    7 — 35
    8 — смерть

    ксюша давыдова написал(а):

    2. 2,4
    3. 2 3 4 5 6 7 8 9
    4. тоскливо смотрел
    5. 1,2
    6. 2,3
    7. 5,3
    8. смерть

    Алиса написал(а):

    1.24
    2.2346789
    3. тоскливо смотрел
    4. 24
    5. 23
    6. 35
    7. главное

    Лера Кузнецова написал(а):

    2. 24
    3. 23456789
    4. тоскливо смотрел
    5. 124
    6. 23
    7. 35
    8. смерть

    Пономарева Катя написал(а):

    2. 24
    3. 23456789
    4. Смотрел тоскливо
    5. 124
    6. 23
    7. 35
    8. Смерти

    Гуманова Дарья написал(а):

    2) 24
    3) 2346789
    4) смотрел тоскливо
    5) 123
    6) 235
    7) 35
    8) смерти

    Оля Волчкова написал(а):

    2. 24
    3. 23456789
    4. тоскливо смотрел
    5. 123
    6. 23
    7. 35
    8. смерть

    Арутюнян К.А. написал(а):

    2.24
    3.23456789
    4.Смотрел тоскливо
    5.123
    6.23
    7.35

    Правописание причастий

    В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

      -ущ- (-ющ-) , если причастия образованы от глаголов I спряжения: бор -ющ- ийся (борются), клокоч -ущ- ий (клокочут), колыш -ущ- ийся (колышутся), мел -ющ- ий (мелют), пол -ющ- ий (полют), стел -ющ- ийся (стелются), та -ющ- ий (тают).

      -ащ- (-ящ-) , если причастия образованы от глаголов II спряжения: дыш -ащ- ий (дышат), жал -ящ- ий (жалят), завис -ящ- ий (зависят), кле -ящ- ий (клеят), мол -ящ- ий (молят), хвал -ящ- ий (хвалят).

      Примечание 1. Глаголы брезжить и зиждиться имеют причастия брезжущий и зиждущийся .

      Примечание 2. От глаголов мучить и мерить образуются две формы: мучащий, мерящий (нейтр.) и мучающий, меряющий (разг.) (подробнее см. «Личные окончания глаголов», прим. 6)

      -ем- (реже -ом- ), если причастия образованы от глаголов I спряжения: организу -ем- ый (организуют), колебл -ем- ый (колеблют), проверя -ем- ый (проверяют), вед -ом- ый (ведут), влек -ом- ый (влекут), нес -ом- ый (несут);

      -им- , если причастия образованы от глаголов II спряжения: вид -им- ый (видят), завис -им- ый (зависят), кле -им- ый (клеят), слыш -им- ый (слышат)

      Примечание. Причастие движимый образовано от устаревшего глагола движити .

      В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени (или перед суффиксом -ть в инфинитиве): кле и-вш- ий (клеи -л , клеи -ть ), леле я вший (леле я л, леле я ть), наде я вшийся (наде я лся, наде я ться) .

      Примечание 1. Причастия от глаголов типа обессилеть — обессилить отличаются гласными е , и перед суффиксом -вш- ; ср.: обессил е вший (‘потерявший силы’) и обессил и вший (‘лишивший кого-либо силы’) (подробнее см. «Суффиксы глаголов», прим. 4).

      Примечание 2. В деепричастиях перед суффиксами -е- , -вш- также сохраняется та гласная, которая стоит в глаголе прошедшего времени перед -л- (или в неопределенной форме перед -ть ); ср.: выздоров е-в (выздоров е-л , выздоров е-ть ), услыш а в (услыш а л, услыш а ть), подбочен и вшись (подбочен и лся, подбочен и ться).

      В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся суффиксы:

        -нн- , если в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- (или в неопределенной форме перед -ть ) есть гласные а , я , е : разрисова -нн- ый (разрисов а-л , разрисов а-ть ), вываля -нн- ый (вывал ял , вывал ять ), настая -нн- ый (насто ял , насто ять ), посея -нн- ый (посе ял , посе ять ), разменя -нн- ый (размен ял , размен ять ), обиже -нн- ый (обид ел , обид еть ), увиде -нн- ый (увид ел , увид еть );

        -енн- , -ённ- , если в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- (или в неопределенной форме перед -ть ) есть гласная и : выезж -енн- ый (выезд и-л , выезд и-ть ), выращ -енн- ый (выраст ил , выраст ить ), выхол -енн- ый (выхол ил , выхол ить ), напо -енн- ый (напо ил , напо ить ) ; если причастия образованы от глагола на -чь : испеч -ённ- ый (испе чь ), прибереж -ённ- ый (прибере чь ), увлеч -ённ- ый (увле чь ) ; если причастия образованы от глаголов, у которых перед суффиксом неопределенной формы -ти стоит согласная: привез -ённ- ый (привез -ти ), принес -ённ- ый (принес ти ), вымет -енн- ый (вымес ти ).

        Примечание 1. Причастия с суффиксом -енн- (-ённ-) образуются от немногих, древнейших по происхождению, глаголов на — чь и на — зти , -сти . Что касается глаголов на -ить , то от них, с исторической точки зрения, страдательные причастия производятся с помощью того же суффикса -нн- , что и от глаголов на -амь , -ять , — ешь . В древнерусском языке при образовании причастий от глаголов на -ить перед гласным и появлялось сочетание jэ , при этом j вызывал соответствующие изменения стоящих перед ним согласных. В результате возникли чередования д — ж ( хо д ить -хо ж енный ), с — ш ( но с ить — но ш енный ), з — ж ( моро з ить — моро ж енный ), в — вл ( выло в ить — выло вл енный ), б — бл ( дол б ить — дол бл ённый ), п — пл ( ку п ить — ку пл енный ), м — мл ( выло м ить — выло мл енный ) и др. Под действием этого же согласного ( j ) и изменилось в е . В результате переразложения (т. е. изменения границ между морфемами) в современном русском языке у причастий от глаголов на -ить выделяют вместо двух исконных суффиксов ( -е- — суффикс неопределенной формы и -нн- — суффикс причастия) один — -енн- .

        Примечание 2. От глагола жечь и его производных образуются причастия с помощью суффикса -енн- ; ср.: жж ённ ый, зажж ённ ый, нажж ённ ый, обожж ённ ый, пожж ённ ый, подожж ённ ый, прижж ённ ый, разожж ённ ый, сожж ённ ый (но: выжж енн ый ) .

        Примечание 3. Различаются в написании причастия от приставочных образований глаголов весить — вешать , месить — мешать , катить — качать и под. От глаголов на — ить образуются причастия с помощью суффикса -енн- , а от глаголов на -ать (-ять) — причастия с суффиксом -нн- (при этом глагольные суффиксы -а- , -я- сохраняются); ср.: завеш енн ый, навеш енн ый, обвеш енн ый, развеш енн ый и др. образованы от соответствующих глаголов на — ить : завес ить — ‘закрыть занавеской’ ( Плотно завешенное окно не пропускало света ); навес ить — ‘повесить, надеть на что-либо’ ( навешенная дверь ); обвес ить — ‘обмануть при покупке, недовесить’; развес ить — ‘разделить по весу’; завеш анн ый, навеш анн ый, обвеш анн ый, развеш анн ый и др. образованы от глаголов на -ать : завеш ать — ‘повесить на всем пространстве’ ( Все стены были завешаны пучками трав ); навеш ать — ‘повесить в большом количестве’ ( В коридорах были навешаны разнообразные плакаты ); обвеш ать -‘увешать со всех сторон, повесить всюду’ ( Празднично выглядят корабли, обвешанные разноцветными флажками ); развеш ать — ‘повесить по разным местам’ ( Летом хорошо развешанное белье быстро сохнет — иногда в сочетании со словом белье встречается и причастие развешенное , но первый вариант предпочтительнее). Причастия на -анный имеют значение ‘размещенный в большом количестве по всему пространству’, в остальных случаях причастия оканчиваются на -енный : замеш енн ый , перемеш енн ый , помеш енн ый , смеш енный и под. — причастия от приставочных образований глагола месить — ‘мять, перемешивая’ ( месить тесто ) — замес ить , перемес ить , помес ить , смес ить ; замеш анн ый, перемеш анн ый, помеш анн ый, смеш анн ый и под. — причастия от приставочных образований глагола мешать — ‘переворачивать, взбалтывать круговыми движениями с помощью чего-либо’ ( мешать ложечкой чай ) — замеш ать , перемеш ать , помеш ать , смеш ать ; ср.: Хорошо замешенный цементный раствор обладает высокой прочностью; В эту неприятную историю оказался замешанным мой друг ; выкач енн ый, выкач анн ый — причастия от соответствующих глаголов выкат ить ( из сарая велосипед ) и выкач ать ( из цистерны нефть ); выстрел енн ый, застрел енн ый, пристрел енн ый, подстрел енн ый, прострел енн ый и др. — причастия от соответствующих глаголов на -ить : выстрел ить , застрел ить , пристрел ить , подстрел ить , прострел ить ; настрел янн ый, обстрел янн ый, отстрел янн ый, перестрел янн ый, пристрел янн ый (автомат), расстрел янн ый — причастия от соответствующих глаголов на -ять : настрел ять , обстрел ять , отстрел ять , перестрел ять , пристрел ять (‘настроить прицельно’), расстрел ять ; ср.: Внезапно обстрелянному противником десанту удалось выбраться на берег; Настрелянные вокруг гильзы свидетельствовали о жаркой схватке; Пристрелянное ружье не дает осечки; Пристреленный хищник был уже не страшен.

        Примечание 4. В устойчивом сочетании стреляный воробей прилагательное пишется с одной н (см. «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»).


        источники:

        http://rusq.ru/?p=25621

        http://gramma.ru/RUS/?id=4.34