В предложении глагол является дополнением сказуемым определением

Синтаксическая роль глагола

Роль глагола в русском языке сложно переоценить. Он является одной из самых употребляемых частей речи, уступая только существительному. Важной особенностью глагола является то, что он может выступать в роли всех пяти членов предложения, как основных, так и второстепенных. Об этом и пойдет речь ниже.

Глагол как часть речи обозначает действие. Он отвечает на вопрос что делать? что сделать? Может изменяться по родам (только в прошедшем времени: кричал-кричала-кричало), числам (рисует-рисуют), временам (говорил-говорит-будет говорить).

Синтаксической ролью слова является функция, которую оно выполняет в составе предложения. Синтаксическую роль отдельного слова определить невозможно. На основании этой функции определяются члены предложения.

Глагол, как правило, входит в состав грамматической основы предложения и является сказуемым, но при определенных условиях он может выполнять и остальные четыре функции.

Итак, глагол в предложении может являться:

  1. Подлежащим (предмет). Оно отвечает на вопрос кто? что? Подчеркивается одной чертой. (что?) Жить – Родине служить. (что?) Любить – сложная задача. Многие подобные фразы стали устойчивыми словосочетаниями. Глагол, являющийся подлежащим, всегда находится в начале предложения.
  2. Сказуемым (действие). Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Подчеркивается двойной чертой. Например: Он (что делает?) читает книгу. Она (что делает?) пишет письмо. Они (что делают?) оформляют стенгазету. Глагольное сказуемое может быть простым и составным. Простое сказуемое состоит из одного слова (она говорит), составное – из двух: вспомогательного глагола и инфинитива (они начали петь). (Здесь и далее употреблено одинарное подчеркивание, так как это html-текст, но на письме подчеркивать нужно соответствующим образом).
  3. Определением (признак предмета). Отвечает на вопрос какой? Подчеркивается волнистой линией: Желание (какое?) уйти не оставляло меня ни на минуту. Мечта (какая?) попасть на спектакль толкала меня вперед. Страх (какой?) заблудиться заставил меня думать быстрее.
  4. Дополнением. Отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного). Выделяется пунктиром. Учитель попросил меня (о чем?) подойти. Он попросил меня (о чем?) приготовить ужин. Она научила меня (чему?) рисовать.
  5. Обстоятельством (условия совершения действия). Отвечающий на вопросы зачем? как? откуда? куда? когда? где? Подчеркивается точкой и тире: я вышел (зачем?) попить воды. Мы решили поехать в горы (зачем?) отдохнуть. Я сел (зачем?) почитать книгу.

Стоит отметить, что чаще всего глагол является именно сказуемым. Сказуемым может быть глагол любого рода, числа или времени, а подлежащим, определением, дополнением или обстоятельством может быть только неопределенная форма глагола, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? (также известная под названием инфинитив).

Для того чтобы определить, какую именно синтаксическую роль играет глагол в конкретном предложении, необходимо уметь правильно задавать вопрос. Для этого важно не зацикливаться на том, что он по определению отвечает на вопрос что делать?, но может являться абсолютно любым членом предложения. Определить роль конкретного глагола в предложении невозможно без определения грамматической основы. В первую очередь всегда определяется подлежащее и сказуемое.

Русский язык. Теория. Глагол. Синтаксическая роль.

Глагол. Синтаксическая роль.

Глагол является одной из самых употребляемых частей речи, уступая только существительному.

Синтаксическая роль глагола – это его функция в предложении, то есть каким членом предложения он является.

Глагол он может выступать в роли всех пяти членов предложения, как основных, так и второстепенных.

Синтаксическая роль глагола.

Отвечает на вопрос: о чём идёт речь в предложении?

Подчеркивается одной чертой.

Пример.

Жить – Родине служить.

  • Сказуемое.

Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что сказано о подлежащем?

Подчеркивается двойной чертой.

Дети читают книги.

Глагольное сказуемое может быть простым и составным.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного слова (она пишет), составное – из двух: вспомогательного глагола и инфинитива (она начала писать).

  • Определение.

Отвечает на вопрос какой?

Подчеркивается волнистой линией.

Примеры.

Решение (какое?) поступать в вуз.

Желание (какая?) поехать на море.

  • Дополнение.

Отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного).

Примеры.

Брат попросил меня (о чем?) помочь.

Мама научила меня (чему?) готовить.

  • Обстоятельство.

Отвечает на вопросы зачем? как? откуда? куда? когда? где?

Подчеркивается точкой и тире.

Примеры.

Я вышел (зачем?) посмотреть на звёздное небо.

Ребята решили поехать на море (зачем?) отдохнуть.

Обратите внимание!

  • Чаще всего глагол является сказуемым. Сказуемым может быть глагол любого рода, числа или времени.
  • Подлежащим, определением, дополнением или обстоятельством может быть только неопределенная форма глагола, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? (то есть инфинитив).

Каким членом предложения может быть инфинитив

В рус­ском син­так­си­се неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, или инфи­ни­тив, может быть любым чле­ном предложения.

Выясним, каким чле­ном пред­ло­же­ния может быть инфи­ни­тив в предложении.

Инфинитив в роли подлежащего

В таком слу­чае в пред­ло­же­нии в каче­стве ска­зу­е­мо­го высту­па­ет суще­стви­тель­ное, пре­ди­ка­тив­ное наре­чие, дру­гой инфи­ни­тив или при­ла­га­тель­ное в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой.

Примеры пред­ло­же­ний:

Радоваться жиз­ни — огром­ный талант.

Выбрать хоро­шую кни­гу — это зна­чит най­ти себе друга.

Ходить сюда теперь ста­но­ви­лось опасным.

Найти гри­бы в пест­рой моза­и­ке из опав­ших листьев — дело нелег­кое (Е. Носов).

Компонент составного глагольного сказуемого

Примеры пред­ло­же­ний:

Я дол­жен рас­ска­зать обо всем откровенно.

Друзья искренне хоте­ли помочь ему.

Она дав­но стре­ми­лась уехать в деревню.

Вскоре дети осво­и­лись и пере­ста­ли меня стес­нять­ся .

Ольга про­дол­жа­ла в вол­не­нии ходить по комнате.

Простое глагольное сказуемое

Примеры пред­ло­же­ний:

Ну как не пора­деть род­но­му чело­веч­ку! (А.Грибоедов)

Нам не видать таких сра­же­ний! (М. Лермонтов)

Уж не меч­тать о неж­но­сти, о сла­ве (А. Блок).

Несогласованное определение

Примеры пред­ло­же­ний:

Всякий охот­ник пой­мет мое жела­ние (какое?) схва­тить зве­ря и сде­лать его сво­им .

Ее мане­ра (какая?) гово­рить полу­шё­по­том раз­дра­жа­ла меня.

Стремление (какое?) выжить в этих экс­тре­маль­ных усло­ви­ях не поки­да­ло нас.

Умение (какое?) фан­та­зи­ро­вать было у неё с само­го детства.

Знаешь мане­ру нашей мамы уте­шать всех?

Её готов­ность помочь нам была весь­ма кстати.

Обратим вни­ма­ние, что под­ле­жа­щи­ми в пред­ло­же­ни­ях, где неопре­де­лён­ная фор­ма гла­го­ла высту­па­ет в син­так­си­че­ской роли несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния, явля­ют­ся абстракт­ные существительные:

Обстоятельство цели

В таком слу­чае после глагола-сказуемого мож­но вста­вить союз цели «что­бы», и пред­ло­же­ние пре­вра­тит­ся в слож­но­под­чи­нен­ное с при­да­точ­ной цели.

Примеры пред­ло­же­ний:

Ранним утром мы отпра­ви­лись в лес (с какой целью?) (что­бы) собрать гри­бы после вче­раш­не­го дождя.

Поздно ночью я вышел к колод­цу (с какой целью?) (что­бы) напить­ся воды из колодца.

Со все­го мира люди при­ез­жа­ют (с какой целью?) полю­бо­вать­ся кра­со­той Янтарной комнаты.

На одной из стан­ций мы вышли из ваго­на (с какой целью?) (что­бы) про­гу­лять­ся по платформе.

Я бегу вниз (с какой целью?) узнать , что за на шум доно­сит­ся из кухни.

Я при­е­хал сюда (с какой целью?) рабо­тать , а не развлекаться.

Инфинитив в роли дополнения

Пример:

Витя попро­сил сест­ру помочь ему.

Витя — субъ­ект, он попро­сил кого? сест­ру — это объ­ект дей­ствия. Попросил о чем? — помочь.

Инфинитив «помочь» явля­ет­ся допол­не­ни­ем. Примечательно, что гла­гол «попро­сил» отно­сит­ся к под­ле­жа­ще­му. Это про­стое гла­голь­ное сказуемое.

Инфинитив обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое будет выпол­нять лицо, обо­зна­чен­ное суще­стви­тель­ным «сест­ра» в роли пря­мо­го допол­не­ния. Два гла­го­ла отно­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния. Этим отли­ча­ет­ся такая син­так­си­че­ская ситу­а­ция от пред­ло­же­ний с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, кото­рое отно­сит­ся толь­ко к подлежащему.

Витя хотел помочь сест­ре в учё­бе .

Еще при­ме­ры пред­ло­же­ний с инфинитивом-дополнением:

Друг уго­во­рил меня (о чем?) поехать с ним на футбол.

Геологи попро­си­ли мест­но­го жите­ля (о чем?) довез­ти их до рудника.

Нас про­си­ли (о чём?) подой­ти к режис­се­ру спек­так­ля тотчас.

Видеоурок «Синтаксическая роль инфинитива»


источники:

http://poznaemvmeste.ru/index.php/ege-chelovek/9-pervyj-poslednij/2525-russkij-yazyk-teoriya-glagol-sintaksicheskaya-rol

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/kakoi-chlen-predlozheniya-infinitiv.html