В предложении наречие обычно является сказуемым

Синтаксическая роль наречия

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 320.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 320.

В русском языке наречие может примыкать к существительным, глаголам, прилагательным, другим наречиям. В данной статье описана основная синтаксическая роль наречия, приведена удобная таблица с примерами и важные моменты, на которые стоит обратить внимание.

Каким членом предложения является наречие?

В русском языке наречия обозначают признак, в словосочетаниях и предложениях могут примыкать к глаголам, наречиям, прилагательным или существительным.
Основная синтаксическая роль наречия – обстоятельство, однако в некоторых случаях оно может употребляться в качестве несогласованного определения.

Роль в предложении

Примеры

Обстоятельство

Девочки вернулись (когда?) рано.

Петя прочел книгу (как?) внимательно.

Мы нашли (в какой мере?) слишком простое решение.

Определение (только если наречие примыкает к существительному)

Женщина заказала рис (какой?) по-китайски.

Он услышал спокойные шаги (какие?) вниз.

Лена любит чтение (какое?) вслух.

Может ли наречие быть сказуемым?

Наречия не могут выступать в роли сказуемого.

Синтаксическая роль наречий

Синтаксическая роль наре­чий зави­сит от того, сло­во какой части речи они пояс­ня­ют в пред­ло­же­нии. Наречие явля­ет­ся обсто­я­тель­ством, если при­мы­ка­ет к гла­го­лу, при­ла­га­тель­но­му, дру­го­му наре­чию. Наречия выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния, если пояс­ня­ют существительное.

Роль в предложенииПримеры
ОбстоятельствоДети заиг­ра­лись (до каких пор?) допоздна.

Миша смот­рит люби­мую пере­да­чу (как?) сосредоточенно.

Это была (в какой мере?) черес­чур слож­ная задача.

Определение (если наре­чие при­мы­ка­ет к существительному)Андрей любит кофе (какой?) по-ирландски.

Улица (какая?) сле­ва вела к реке.

Его взгляд (какой?) иско­са встре­во­жил Надю.

Объясним с при­ме­ра­ми, каким чле­ном пред­ло­же­ния может быть наречие.

Какой член предложения наречие?

Чтобы понять, какой член пред­ло­же­ния наре­чие, исхо­дим из того что наре­чие как часть речи обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия или состо­я­ния, дру­го­го при­зна­ка или предмета.

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи при­со­еди­ня­ют­ся по смыс­лу к гла­го­лам, при­ла­га­тель­ным, к кате­го­рии состо­я­ния. Тогда наре­чия обо­зна­ча­ют усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия, выра­жа­ют каче­ствен­ный или коли­че­ствен­ный при­знак дру­го­го при­зна­ка, его интенсивность.

Наречие — это обстоятельство

В соот­вет­ствии с этой спо­соб­но­стью наре­чия выпол­ня­ют роль вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния — обсто­я­тель­ства. В каче­стве обсто­я­тель­ства сло­ва этой части речи отве­ча­ют на вопросы:

как? где? куда? отку­да? в какой мере? зачем? и пр.

Примеры

На бере­гу реки спо­за­ран­ку (когда?) сидят рыба­ки с удочками.

Яркое солн­це мед­лен­но (как?) вста­ет из-за леса.

Этот макет доми­ка выпол­нен (в какой сте­пе­ни?) совер­шен­но (как?) неуме­ло .

С само­го утра его лицо (в какой мере?) очень хму­ро .

Синтаксическая роль наречий на -о

Не пута­ем син­так­си­че­скую роль наре­чий с суф­фик­сом с омо­ни­мич­ны­ми им фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных сред­не­го рода и слов кате­го­рии состо­я­ния. В пред­ло­же­нии наре­чия на зави­сят от глагола-сказуемого и все­гда явля­ют­ся обстоятельствами.

Вертолет низ­ко кру­жит над лесом.

Наречия на могут иметь сте­пень срав­не­ния. Но и в этой грам­ма­ти­че­ской фор­ме они высту­па­ют в роли обстоятельства.

Вертолет спус­ка­ет­ся ниже над лесом.

Прилагательные в крат­кой фор­ме сред­не­го рода и сло­ва кате­го­рии состо­я­ния выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль состав­но­го имен­но­го сказуемого.

Понаблюдаем:

Грустно зву­чит неж­ная мело­дия (наре­чие)

Лицо девуш­ки (како­во?) груст­но и сосре­до­то­чен­но (при­ла­га­тель­ное)

Сегодня почему-то груст­но у меня на душе (кате­го­рия состояния).

Наречие — это определение

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи могут непо­сред­ствен­но пояс­нять име­на суще­стви­тель­ные. Тогда наре­чие явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния определением.

От суще­стви­тель­но­го неза­ви­си­мо от того, в роли како­го чле­на пред­ло­же­ния оно высту­па­ет (под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния, обсто­я­тель­ства), зада­дим к наре­чи­ям вопро­сы определений:

какой? какая? какое? какие?

Стрижка (какая?) по-мальчишечьи дела­ла её зна­чи­тель­но моло­же .

Наречие как неиз­ме­ня­е­мая часть речи не может согла­со­вы­вать­ся с суще­стви­тель­ным в роде, чис­ле и паде­же. Оно при­мы­ка­ет к суще­стви­тель­но­му толь­ко по смыс­лу. По этой при­чине опре­де­ле­ния, выра­жен­ные наре­чи­я­ми, явля­ют­ся несо­гла­со­ван­ны­ми.

Примеры

На лет­ней веран­де мы пьем чай (какой?) впри­кус­ку .

В кон­це дого­во­ра сто­ит под­пись (какая?) по-английски .

Многим нра­вит­ся интен­сив­ная ходь­ба (какая?) шагом .

Секретер (какой?) спра­ва сде­лан неиз­вест­ным масте­ром в XVIII веке.

Если наре­чие исполь­зу­ет­ся в роли суще­стви­тель­но­го, то оно может быть под­ле­жа­щим или дополнением.

Иногда наре­чие быва­ет имен­ной частью сказуемого.

Все наши ста­ра­ния о каза­лись впу­стую .

Тест-пятиминутка по теме «Наречие»

Тест в 7 классе «Наречие» Вариант 1

Укажите неверное утверждение.

Наречие обозначает признак действия или признак другого признака.

В предложении наречие обычно является обстоятельством.

Неизменяемость — главный морфологический признак на­речия.

Чаще всего наречие относится к существительному.

В каком ряду все выделенные слова являются наречиями?

в пустую комнату, в пустой комнате

по весеннему лесу, в весенний день

разговаривать впустую , теплый по-весеннему , шел медленн о

медленный полет, по медленному поезду

Найдите наречия в предложении:

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

говорила, теплый, бабушка

представлял, этот, себе

певуче, ясно, по-летнему

На какие вопросы отвечают наречия меры и степени?

а) где, куда, откуда

сколько, в какой степени, насколько

в) как, каким образом

г) почему, отчего, по какой причине

В каком ряду все наречия являются наречиями причины или цели?

вовремя, навстречу, издалека,

втрое, поодиночке, назло

сгоряча, сослепу, напоказ

вниз, слева, невдалеке

В каком ряду все слова являются словами категории состояния?

быстро, медленно, слишком

радостно, впереди, налево

душно, грустно, нельзя

вблизи, кое-где, хорошо

Найдите наречие, образованное сложением слов .

Какое наречие состоит из приставки, корня, суффикса?

Найдите наречие в сравнительной степени.

бежал быстрее всех

прыгнул выше всех

крикнуть громче всех

Найдите наречия, образованные от причастий .

    Тест в 7 классе «Наречие» Вариант 2

    Укажите правильное утверждение.

    В предложении наречие обычно является сказуемым.

    Наречие — неизменяемая часть речи.

    Наречие обозначает признак предмета по действию.

    Наречие никогда не относится к существительному.

    В каком ряду все выделенные слова являются наречиями?

    по осенней дороге, в осеннем лесу

    беззаботно напевал, по-осеннему оделся

    беззаботный вид, жить без забот

    припрыгнуть от радости, шел вприпрыжку

    Найдите наречия в предложении:

    Я докрепка запомнил и усвоил те уроки, которые часто и сурово преподносила мне жизнь.

    запомнил, преподносила, я

    уроки, которые, мне

    те, жизнь, усвоил

    докрепка, часто, сурово

    На какие вопросы отвечают наречия образа и способа действия?

    а) где, куда,откуда

    зачем, для чего, с какой целью

    как, каким образом

    когда, как долго

    В каком ряду все наречия являются наречиями причины или цели?

    вбок, вправо, вниз

    потому, напоказ, поневоле

    исподтишка, исподлобья, тихо

    вдребезги, на ощупь, вполголоса

    В каком ряду все слова являются словами категории состояния?

    темно, сыро, холодно

    вдалеке, наперегонки, вплотную

    по-старому, заразительно, сверху

    вдали, навеки, вдвоем

    Найдите наречие, образованное приставочным способом.

    Какое наречие состоит из корня и суффикса?

    Найдите наречие в превосходной степени.

    учился лучше всех

    Найдите наречия, образованные от прилагательных.

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    Курс профессиональной переподготовки

    Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Серебрякова Наталья ВикторовнаНаписать 424 06.12.2020

    Номер материала: ДБ-1548428

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

      05.12.2020 0
      05.12.2020 0
      30.11.2020 0
      29.11.2020 0
      28.11.2020 0
      26.11.2020 0
      24.11.2020 0
      24.11.2020 0

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    В школе в Пермском крае произошла стрельба

    Время чтения: 1 минута

    Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

    Время чтения: 2 минуты

    В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

    Время чтения: 1 минута

    Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

    Время чтения: 1 минута

    55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

    Время чтения: 0 минут

    Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


    источники:

    http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/narechie/sintaksicheskaya-rol-narechiy.html

    http://infourok.ru/test-pyatiminutka-po-teme-narechie-4638126.html