В предложениях с прямой речью есть подлежащее и сказуемое

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 183.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 183.

В школе часто дают задание выполнить синтаксический разбор предложений; встречаются среди них и предложения с прямой речью. О том, как правильно выполнить этот разбор, читайте в нашей статье.

Прямая речь

Прямой речью называют дословную передачу (в отличие от косвенной) высказывания какого-нибудь лица.

Чаще всего прямая речь используется для передачи не говорения, а внутреннего монолога, мыслей; обычная же речь, даже монологическая, оформляется как реплика диалога. Также прямой речью чаще всего оформляются цитаты.

Прямая речь заключается в кавычки; при ней имеются слова автора – комментирующая часть. Они сообщают, кто, кому, как сказал это.

Порядок синтаксического разбора предложения с прямой речью

Синтаксический разбор предложения с прямой речью принято начинать не так, как разборы других предложений.

Необходимо сначала определить, что является прямой речью, а что – комментирующей частью – словами автора. Затем надо оценить расположение прямой речи относительно слов автора и можно сразу же составить схему прямой речи.

Продолжать синтаксический разбор предложения с прямой речью надо так же, как разбор сложного предложения, то есть разбирать по частям.

Нужно подчеркнуть члены предложения, надписать части речи в прямой речи и дать характеристику этой части как отдельному предложения. Затем то же самое сделать для комментирующей части.

Как составить схему

Сначала надо определить, где в предложении находится прямая речь относительно слов автора, и найти ее границы.

Если знаки не расставлены, прямую речь надо найти. Для этого нужно разграничить части по смыслу.

В комментирующей части обычно есть глагол «говорения» или «размышления» («сказал», «крикнул», «пробормотал», «сообразил» и т.д.)

Обычно в схеме прямую речь обозначают буквой «П», а слова автора – буквой «А»; если часть начинается с заглавной буквы, буква в схеме тоже большая, если начинается со строчной буквы, то и в схеме буква строчная.

Если прямая речь состоит из нескольких предложений

Иногда внутри кавычек не одно предложение, а несколько. Это может быть, например, так: А: «П? П.»

Разбор такого предложения не труднее, а всего лишь длиннее, так как каждое предложение внутри кавычек надо разобрать отдельно, а в полной характеристике указать: «Прямая речь состоит из двух предложений».

Как дать характеристику

Сначала даем общую характеристику: по цели высказывания, интонации. Затем указываем, что предложение с прямой речью и даем отдельно характеристику каждой из частей.

Собственно прямая речь может быть выражена предложением, отличным по интонации и цели высказывания от всего предложения; это надо указать (например, все предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь – это побудительное восклицательное предложение:

Предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь – побудительное восклицательное предложение).

Характеристика всего предложения по цели высказывания и интонации совпадает с характеристикой комментирующей части по тем же пунктам; то есть если слова автора – повествовательное невосклицательное предложение (что чаще всего и бывает), то и все предложение повествовательное невосклицательное.

Пример синтаксического разбора предложения с прямой речью

нар. глаг. сущ. нар. глаг. сущ.

Предложение повествовательное, невосклицательное, осложнено прямой речью, которая стоит перед словами автора. Прямая речь выражена вопросительным невосклицательным предложением, простым, односоставным определенно-личным, распространенным; осложнена обращением. Комментирующая часть выражена простым двусоставным распространенным предложением.

Что мы узнали?

Разбор предложения с прямой речью надо начинать с разграничения прямой речи и слов автора и составления схемы. Затем надо подчеркнуть члены предложения (начиная с грамматической основы и не забывая ставить вопросы к второстепенным членам) и надписать части речи. После всего этого можно дать характеристику предложению в целом по цели высказывания и по интонации, а затем охарактеризовать каждую из частей отдельно.

Разбор № 4. Синтаксический разбор предложения с прямой речью.

Порядок разбора.

Пояснения.

1.Выделить прямую речь и слова автора.

2.Опредлить, где находится прямая речь по отношению к словам автора.

1.Прямая речь – это чья-либо речь, переданная без изменения.

Слова автора – это слова, комментирующие то, кем и каким образом была произнесена прямая речь.

2.Прямая речь может находиться ДО, ПОСЛЕ слов автора или разрываться словами автора.

II.Составить схему предложения с прямой речью.

«П» – прямая речь.

А, а – слова автора.

III. Произвести синтаксический разбор прямой речи и слов автора как предложений.

См. разбор № 4 простого предложения.

IV.Объяснить постановку знаков препинания.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

«П, — а.-П»

Образцы синтаксического разбора предложения с прямой речью.

Образец письменного разбора.

Образец устного разбора.

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор.

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор.

1.«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделена прямая речь).

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделены слова автора).

Примечание: при письменном разборе надо надписать, где прямая речь, где слова автора.

1.«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделена прямая речью).

Это прямая речь, так как является речью учителя и передаётся без изменения.

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!» — торжественно произнёс директор. (Выделены слова автора).

Это слова автора, комментирующие то, кем и каким образом была произнесена прямая речь.

«П!» — а.

«Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года!»

Повеств., восклиц., простое, двусост., распростр, осложнено обращением.

Примечание: подчеркнуть члены предложения, надписать, какой частью речи они выражены.

Повествовательное, так как в нём повествуется о чём-либо; восклицательное, так как произносится с интонацией восклицания; простое, так как в нём одна грамматическая основа: поздравляю; односоставное, так как есть только сказуемое, определённо-личное; распространённое, есть второстепенные члены:

(кого?) вас – дополнение,

(с чем?) – с началом, дополнение,

с началом (чего?) года – дополнение,

(года какого?)- нового учебного – определения.

Члены предложения выражены частями речи:

Полное, так как в нём не пропущен ни один член предложения.

Осложнено обращением ребята, которое не является членом предложения.

…торжественно произнёс директор.

Повеств., невосклиц., простое, двусост., распростр, не осложнено.

Примечание: подчеркнуть члены предложения, надписать, какой частью речи они выражены.

Повествовательное, так как в нём повествуется о чём-либо; невосклицательное, так как не произносится с интонацией восклицания; простое, так как в нём одна грамматическая основа: директор произнёс); двусоставное, так как есть оба главных члена предложения; распространённое, есть второстепенный член -обстоятельство торжественно;

не осложнено.

Члены предложения выражены частями речи:

директор – сущ.

4.Так как прямая речь находится перед словами автора, то после неё ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы. Прямая речь берётся в кавычки.

Прямая речь — восклицательное предложение, поэтому после неё ставится восклицательный знак.

В конце всего предложения – точка, заканчивается повествование.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.

Птицы осенью улетают на юг.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.

Береза стоит у ручья.

Три сестры любят играть в прятки.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:

Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.

Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:

Знание (что это такое?) – сила .

Сегодня закат (каков?) особенно красив .

Сегодня он (какой?) весёлый .

Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.

По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).

Поделись с друзьями в социальных сетях:


источники:

http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1409-razbor-4-sintaksicheskij-razbor-predlozheniya-s-pryamoj-rechyu

http://budu5.com/manual/chapter/16