В приставке в корне в суффиксе

Удвоенные согласные в словах

Удвоенные соглас­ные пишут­ся в корне слов, в суф­фик­сах раз­ных частей речи, на сты­ке при­став­ки и кор­ня, кор­ня и суффикса.

Рассмотрим пра­ви­ла напи­са­ния удво­ен­ных соглас­ных в раз­ных мор­фе­мах слов.

Чтобы понять, в каких слу­ча­ях сле­ду­ет напи­сать удво­ен­ные соглас­ные, важ­но опре­де­лить часть речи, грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва и мор­фем­ный состав.

Удвоенные согласные в корне слова

  • дрож­жи, вож­жи, мож­же­вель­ник, жужжать;
  • жечь — жжёт, жжём, жжё­ный, жжён­ка, жжение;
  • ссо­ра, ссо­рить­ся, поссориться;
  • Россия, рос­сий­ский, рос­си­я­нин, рос­си­ян­ка, по-российски.

Во мно­гих заим­ство­ван­ных сло­вах напи­са­ние двой­ных соглас­ных сле­ду­ет запомнить:

  • аппа­рат, антен­на, аллея, аннотация;
  • бал­ласт, брил­ли­ант, бюллетень;
  • ван­на, вил­ла, ваттметр;
  • дис­со­нанс, дол­лар, дистил­ли­ро­ван­ный, депрессия;
  • имму­ни­тет, инкас­са­тор, ипподром

Удвоенные соглас­ные пишут­ся в соче­та­нии кор­ней слож­но­со­кра­щён­ных слов:

Но при сокра­ще­нии при­ла­га­тель­но­го с осно­вой на двой­ные соглас­ные и суще­стви­тель­но­го пишет­ся одна соглас­ная буква:

  • гра мм офон­ная пла­стин­ка — гра м пла­стин­ка;
  • вое нн ый врач — вое н врач;
  • те рр ори­сти­че­ский акт — те р акт.

Удвоенные согласные в сочетании морфем

Часто при­став­ка закан­чи­ва­ет­ся соглас­ным и с того же соглас­но­го начи­на­ет­ся корень слова:

Удвоенные соглас­ные пишут­ся в соче­та­нии кор­ня, закан­чи­ва­ю­ще­го­ся бук­вой «с», и суф­фик­са -ск- прилагательных:

  • Парнас — пар­нас ск ий;
  • Полесье — полес ск ий;
  • Русь — рус ск ий;
  • эски­мос — эски­мос ск ий;
  • тун­гус — тун­гус ск ий.

Написание «нн» в словах

Двойные бук­вы«нн» пишут­ся у при­ла­га­тель­ных и при­ча­стий в соче­та­нии соглас­но­го кор­ня и суф­фик­са или в суф­фик­се. Рассмотрим слу­чаи напи­са­ния «нн».

1. Две бук­вы «н» пишут­ся на сты­ке кор­ня и суф­фик­са -н- при­ла­га­тель­ных, если осно­ва про­из­во­дя­ще­го суще­стви­тель­но­го закан­чи­ва­ет­ся этим же согласным:

  • бал­кон — бал­кон н ая дверь;
  • фон­тан — фон­тан н ые струи;
  • вагон — вагон н ый шум;
  • окно — окон н ое стек­ло.

2. Прилагательные обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов -енн-/-онн-:

  • соло­ма — солом енн ое чуче­ло;
  • клюк­ва — клюкв енн ый морс;
  • стан­ция — стан­ци онн ый буфет;
  • лек­ция — лек­ци онн ый курс.

Напротив, при­ла­га­тель­ные с суф­фик­са­ми -ан-/ян-, -ин- (кожа­ный, жестя­ной, журав­ли­ный) пишут­ся с одной бук­вой «н», кро­ме слов-исключений:

3. В суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных, пишут­ся двой­ные соглас­ные «н»:

  • семя — сем ен н ой фонд;
  • пле­мя — плем ен н ой бык;
  • пла­мя — плам ен н ый при­вет.

5. Удвоенное «н» отме­тим в соста­ве слов с конеч­ным соче­та­ни­ем -ованный/-ёванный:

Отличаем отгла­голь­ные бес­при­ста­воч­ные при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие соче­та­ний -ованный/-ёванный, кото­рые пишут­ся с одной бук­вой «н»:

  • (что делать?) вялить — вяле­ное мясо;
  • сти­рать — сти­ра­ное бельё;
  • зла­то­тка­ный пояс.

5. В суф­фик­се пол­ной фор­мы при­ча­стия пишет­ся «нн»:

  • сушён­ные на чер­да­ке травы;
  • жарен­ная на мас­ле рыба;
  • ско­шен­ный утром луг;
  • отправ­лен­ное письмо.

Краткие фор­мы при­ча­стий пишут­ся с «н» в отли­чие от крат­ких форм при­ла­га­тель­ных с «нн».

Сравним:

Технические мате­ри­а­лы изыс­ка­ны на скла­де. — Её мане­ры весь­ма изысканны.

Врачи оза­бо­че­ны состо­я­ни­ем боль­но­го. — Лица шах­тё­ров озабоченны.

Медаль вполне заслу­же­на спортс­ме­ном. — Победа коман­ды бес­спор­на и заслуженна.

6. Наречия с суф­фик­сом и одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные пишут­ся с «нн», если обра­зо­ва­ны от при­ча­стий и при­ла­га­тель­ных с удво­ен­ны­ми согласными:

  • мед­лен­ный — медленно;
  • отча­ян­ный — отча­ян­но, отчаянность;
  • вос­пи­тан­ный — вос­пи­тан­но, вос­пи­тан­ность, вос­пи­тан­ник, воспитанница;
  • отре­шён­ный — отре­шён­но, отрешённость.

Имеем в виду, что про­из­вод­ные сло­ва пишут­ся с бук­вой «н», если обра­зо­ва­ны от при­ла­га­тель­ных с одной соглас­ной «н» в суффиксе:

  • беше­ный — беше­но вер­теть­ся, бешеность;
  • вет­ре­ный — вет­ре­но, вет­ре­ность, ветреница;
  • пута­ный — пута­но, путаница;
  • гости­ный — гостиница.

Видеоурок

Как разбирать слова по составу

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

Основа слова – это часть слова без окончания.

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

  1. Определи слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
  3. Укажи основу слова.
  4. Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5. Выдели приставку.
  6. Выдели суффикс.

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа — ПОКУПК-

пришкольный

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа — РАСЦВЕТА-

Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые с уффиксы имен существительных

ан -(- ян -), — ани (- яни ), — анин (- янин ), — ач , — ени , — ет -,- ть -, — еств -(- ств -), — есть , — ец , — изм , — изн -, — ик (- ник ), — ин , — ист , — итель (- тель ), — их — иц -(- ниц -), — к -, — л -, — лк , — льник , — льщик (- льщиц -), — от -, — ость , ун , — чик (- чиц -, — щик )

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

  • ик — образует лицо , обладающее качеством ( медик , старик )
  • иц — лицо или животное женского пола ( девица , курица , тигрица )
  • ист, щик, ач — лицо , принадлежащее к области деятельности ( парашютист , барабанщик, скрипач)
  • ник — лицо, предмет, место, животное ( всадник, плавник , хищник, ледник )
  • ошк, ушк,чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно — ласкательную форму предмету .

Суффиксы прилагательных

— ал (- ел -), — ан (- ян -), — аст (- ат -), — ев (- ов ), — еват (- оват -), — ен , — енн (- онн -), — енск (- инск -), — ив (- лив ,- чив -), — ин , — ит (- овит -), — к , — л , — н (- шн -), — тельн -, — уч (- юч ,- яч -), — чат , — к ( а ), — ск , — тель , — ист —

Суффиксы глаголов

— а (- я , — ка ), — е , — ева (- ова , — ыва , — ива ), — и , — л , — ну , — ся , сь, — ть (- ти )

Полезно помнить:

  • л — образует прошедшее время ( был , спал , плыл )
  • ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола ( инфинитив ) ( нести , делать,беречь)

Пятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

1 вариант

1.Разбери слова по составу:

Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
беззащитныйдаритьвкусныйдобрый
подъехатьводасводныйтяжёлый
безобразныйжизньсъеденныйбелый
донёспришкольныйводныйчёрный
простотадомашнийцветикключи
поворотсадиксвалкарыба
замёрзсухаякучакурица
вышёлдумакаменщиксмысл
завёлжаркийрыбкаодежда
подходзаставалавкасорока

2 вариант

1)Разбери по составу:

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
коньлетоплакучиймягкий
подтянуллокотокмясникмолодость
вписатьпроходитьзимамяч
прожитьводителькнигасады
заяцчасыкормовойземляной
сроккотёнокмирножницы
заряшколалесникрадость
ссорапокраситьнизкийлодка
стулсиреневыйпогодакарандаш
подъездполекрышаполк

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Правописание приставок

Теория к заданию 10 из ЕГЭ по русскому языку

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, — с, их ровно шесть:

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при-.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

б) Значения приставки при:

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

5) «близость к чему-либо», то есть «около»

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания —з/-с.

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением. — под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

Исключения: русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.

! Обратите внимание, речь идет о происхождении приставки, а не корня.

2. Выбор Ъ после приставок.

Ъ также пишется в иноязычных словах после иноязычных приставок (как правило, в современном русском языке эти приставки уже не осознаются и не выделяются) аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-

! Не путать со словами, в корнях которых пишется Ь: обезЬяна, пЬедестал, пЬезозажигалка, арЬергард и т.п.

! Не пишутся ни Ъ, ни Ь после приставки перед корнем, начинающимся с нейотированных гласных, например Э, У: сэкономить, разудалый и т.п


источники:

http://naymenok.ru/kak-razobrat-slovo-po-sostavu/

http://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya/pravopisanie_pristavok