В прямой речи подлежащее и сказуемое есть или нет

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.

Птицы осенью улетают на юг.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.

Береза стоит у ручья.

Три сестры любят играть в прятки.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:

Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.

Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:

Знание (что это такое?) – сила .

Сегодня закат (каков?) особенно красив .

Сегодня он (какой?) весёлый .

Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.

По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Что такое под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое в пред­ло­же­нии, начи­на­ют зна­ко­мить ребят со 2 класса.

Чтобы понять, какие чле­ны пред­ло­же­ния — это под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, опре­де­лим, как сло­ва состав­ля­ют предложение.

Подлежащее — главный член предложения

Предложение — это не про­сто набор слов, а опре­де­лен­ным обра­зом сгруп­пи­ро­ван­ные еди­ни­цы речи, кото­рые все вме­сте состав­ля­ют закон­чен­ное сооб­ще­ние о ком-то или о чем-то.

Это отдель­ные сло­ва, кото­рые каж­дое само по себе что-то обо­зна­ча­ют, но суще­ству­ют само­сто­я­тель­но, не свя­за­ны друг с другом.

А это уже орга­ни­зо­ван­ная систе­ма слов, кото­рая пере­да­ет нам све­де­ния о том, что на небе взо­шло солн­це. Эти сло­ва, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном поряд­ке и про­из­не­сен­ные с повест­во­ва­тель­ной инто­на­ци­ей, выра­жа­ют закон­чен­ную мысль. Это пред­ло­же­ние. Предложение может состо­ять из одно­го или несколь­ких слов.

Сравним:

Пришла зима. На дво­ре очень холодно.

Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся по опре­де­лен­ным зако­нам. В нем сло­ва свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. В пред­ло­же­нии име­ют­ся такие чле­ны пред­ло­же­ния, вокруг кото­рых груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные сло­ва. Такие сло­ва состав­ля­ют смыс­ло­вой центр пред­ло­же­ния. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Они име­ют свои названия:

Подлежащее назы­ва­ет то, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет пред­мет, кото­рый сам совер­ша­ет действие.

Предмет, кото­рый обо­зна­ча­ет­ся под­ле­жа­щим, может быть оду­шев­лен­ным и неоду­шев­лен­ным. Одушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос кто? Неодушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос что?

В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее под­чер­ки­ва­ет­ся одной пря­мой линией.

Отыщем и под­черк­нем под­ле­жа­щее в предложениях:

Что такое сказуемое?

Подлежащее обыч­но пояс­ня­ет­ся дру­гим глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся сло­вом «ска­зу­е­мое».

Сказуемое сооб­ща­ет то, что ска­за­но в пред­ло­же­нии о под­ле­жа­щем. Оно обо­зна­ча­ет, что дела­ет пред­мет, какое дей­ствие он про­из­во­дит или в каком состо­я­нии находится.

(Что?) Солнце (что сде­ла­ло?) вста­ло из-за леса.

(Кто?) Сестра (что с ней про­ис­хо­дит?) боле­ет .

Сказуемое в пред­ло­же­нии под­чер­ки­ва­ет­ся дву­мя пря­мы­ми линиями.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это осно­ва пред­ло­же­ния. Эти глав­ные чле­ны друж­ны меж­ду собой. Они рав­но­прав­ны и ино­гда сов­па­да­ют в неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских фор­мах (чис­ло, род).

(Кто?) Мальчик (что сде­лал?) сма­сте­рил само­лё­тик (ед. ч., м. р.)

(Кто?) Дети (что сде­ла­ли?) при­шли в зоо­парк (мн. ч.)

Подлежащее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют глав­ную мысль в пред­ло­же­нии. Остальные чле­ны пред­ло­же­ния толь­ко допол­ня­ют, уточ­ня­ют её.

Если в сооб­ще­нии толь­ко два глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, то это нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние.

Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся дру­гие чле­ны, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся распространенным.

Из-за леса надви­га­ет­ся гро­зо­вая туча .

Сказка о подлежащем и сказуемом

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 183.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 183.

В школе часто дают задание выполнить синтаксический разбор предложений; встречаются среди них и предложения с прямой речью. О том, как правильно выполнить этот разбор, читайте в нашей статье.

Прямая речь

Прямой речью называют дословную передачу (в отличие от косвенной) высказывания какого-нибудь лица.

Чаще всего прямая речь используется для передачи не говорения, а внутреннего монолога, мыслей; обычная же речь, даже монологическая, оформляется как реплика диалога. Также прямой речью чаще всего оформляются цитаты.

Прямая речь заключается в кавычки; при ней имеются слова автора – комментирующая часть. Они сообщают, кто, кому, как сказал это.

Порядок синтаксического разбора предложения с прямой речью

Синтаксический разбор предложения с прямой речью принято начинать не так, как разборы других предложений.

Необходимо сначала определить, что является прямой речью, а что – комментирующей частью – словами автора. Затем надо оценить расположение прямой речи относительно слов автора и можно сразу же составить схему прямой речи.

Продолжать синтаксический разбор предложения с прямой речью надо так же, как разбор сложного предложения, то есть разбирать по частям.

Нужно подчеркнуть члены предложения, надписать части речи в прямой речи и дать характеристику этой части как отдельному предложения. Затем то же самое сделать для комментирующей части.

Как составить схему

Сначала надо определить, где в предложении находится прямая речь относительно слов автора, и найти ее границы.

Если знаки не расставлены, прямую речь надо найти. Для этого нужно разграничить части по смыслу.

В комментирующей части обычно есть глагол «говорения» или «размышления» («сказал», «крикнул», «пробормотал», «сообразил» и т.д.)

Обычно в схеме прямую речь обозначают буквой «П», а слова автора – буквой «А»; если часть начинается с заглавной буквы, буква в схеме тоже большая, если начинается со строчной буквы, то и в схеме буква строчная.

Если прямая речь состоит из нескольких предложений

Иногда внутри кавычек не одно предложение, а несколько. Это может быть, например, так: А: «П? П.»

Разбор такого предложения не труднее, а всего лишь длиннее, так как каждое предложение внутри кавычек надо разобрать отдельно, а в полной характеристике указать: «Прямая речь состоит из двух предложений».

Как дать характеристику

Сначала даем общую характеристику: по цели высказывания, интонации. Затем указываем, что предложение с прямой речью и даем отдельно характеристику каждой из частей.

Собственно прямая речь может быть выражена предложением, отличным по интонации и цели высказывания от всего предложения; это надо указать (например, все предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь – это побудительное восклицательное предложение:

Предложение повествовательное невосклицательное, а прямая речь – побудительное восклицательное предложение).

Характеристика всего предложения по цели высказывания и интонации совпадает с характеристикой комментирующей части по тем же пунктам; то есть если слова автора – повествовательное невосклицательное предложение (что чаще всего и бывает), то и все предложение повествовательное невосклицательное.

Пример синтаксического разбора предложения с прямой речью

нар. глаг. сущ. нар. глаг. сущ.

Предложение повествовательное, невосклицательное, осложнено прямой речью, которая стоит перед словами автора. Прямая речь выражена вопросительным невосклицательным предложением, простым, односоставным определенно-личным, распространенным; осложнена обращением. Комментирующая часть выражена простым двусоставным распространенным предложением.

Что мы узнали?

Разбор предложения с прямой речью надо начинать с разграничения прямой речи и слов автора и составления схемы. Затем надо подчеркнуть члены предложения (начиная с грамматической основы и не забывая ставить вопросы к второстепенным членам) и надписать части речи. После всего этого можно дать характеристику предложению в целом по цели высказывания и по интонации, а затем охарактеризовать каждую из частей отдельно.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/podlezhaschee-i-skazuemoe.html

http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/sintaksicheskiy-razbor-predlozheniya-s-pryamoy-rechyu.html