В разделе фонетика изучается правописание слов постановка

Тест по фонетике 10 класс
тест по русскому языку (10 класс) на тему

Тесты по русскому языку являются эффективной формой тематического контроля при изучении курса русского языка. Они проводятся для проверки уровня освоения учащимися каждой изученной темы

Скачать:

ВложениеРазмер
test_po_fonetike_10klass.docx22.73 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тест по фонетике, орфографии, орфоэпии. 10класс

1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

а) морфология, в) графика,

б) орфография, г) фонетика,

2. Что такое транскрипция?

а) перевод слова на русский язык,

б) орфографическое письмо,

в) форма передачи звучащей речи графическими средствами,

г) разбор слова по составу,

д) морфемный анализ слова.

3. Какие буквы не участвуют в русской транскрипции?

а) ы, я, ю. в) ч, ж, х,

4. На какие группы делятся все звуки?

а) прописные и строчные; в) звонкие и глухие,

б) ударные и безударные, г) мягкие и твердые,

д) гласные и согласные.

5. На какие группы делятся согласные звуки?

а) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

в) ударные и безударные,

г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

д) прописные и строчные

6. На какие группы делятся гласные звуки?

а) прописные и строчные, в) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

б) звонкие/мягкие, глухие/твердые, г) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

д) ударные и безударные.

7. Что такое словесное ударение?

а) выделение одного слога в слове, в) акустические свойства звука,

б) минимальная звуковая единица, г) выделение одного слова в предложении,

д) максимальная звуковая единица.

8. Что изучает орфоэпия?

а) словарный состав языка, в) звуки и буквы,

б) звуковую сторону языка, г) способы образования слов,

д) части речи и их формы.

9. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька:

а) [‘йаблан’ка], в) [‘йаблон’ка],

б) [яблон’ка], г) [‘йаблонка],

10. Укажите верный вариант переноса слова:

а) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить, в) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,

б) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка, г) бегс-тво, е-динс-тво, су-дьба,

д бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить.

11. Выберите вариант с непроверяемой безударной гласной в корне слова:

а) башмак, человек, корабль, в) ворона, воробей, сорока,

б) неспроста, ослепительный, создавать, г) руководить, кап уста, знобит,

д) безразлично, лошадка, полотно.

12. Подумайте, какой вариант здесь лишний:

а) загар, изложение, заря, в) рядовой, рассказать, приласкать,

б) росток, постелить, обжигать, г) плавать, собирать, равнина,

д) вытер, прикоснуться, умереть.

13. Какую гласную и почему вы напишите в словах пр..брежный, пр..клеить, пр..встать?

а) –и, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

б) –е, т.к. можно заменить приставкой пере-,

в) –е, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

г) –и, т.к. приставки обозначают присоединение, неполное действие, близость к чему- либо,

д) –и, т.к. т.к. можно заменить приставкой пере-.

14. В каком слове Ь служит для обозначения формы слова?

а) мощь, в) возьми,

15. Выберите верный вариант написания слов:

а) конечный результат, папин плащ, настежь,

б) лес дремуч, намажьте маслом, много училищь,

в) замуж, портьера, пустош,

г) невтерпежь, испечь, хорош,

д) среди тучь, почки, сможешь

16. В каких словах есть Ъ?

а) п..еса, об..ект, с..узить,

б) пред..октябрьский, трех..этажный, без..аварийный

в) с..экономил, сверх..интересно, от..утюжить,

г) сверх..естественно, пред..январский, трех..ярусный,

д) пред..юбилейный, барел..еф, из..ясняться.

17. Укажите вариант с О после шипящих:

а) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

в) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ.

г) изж..га, лодч..нка, свеж. смеш..н,

д) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.

18. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

а) словес..ный, безопас..ный, в) горес..ный, радос..ный,

б) вкус..ный, прекрас..ный, г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный,

д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.

19. Выберите строку с приставкой без-:

а) бе..граничный, бе..заветный, в) бе..конечный, бе..толковый,

б) бе..крайний, бе..цельный, г) бе..правный, бе..совестный,

д) бе..словесный, бе..шумный.

20. Найдите вариант слова с ударением на последнем слоге:

а) центнер, в) начал,

б) копировать, г) газопровод,

Тест по фонетике, орфографии, орфоэпии. 10класс

1.Назовите непарный по глухости – звонкости согласный

а) [ т ] б) [ к ] в) [ х ] г) [ с ] д) [ ф ]

2. В разделе «Фонетика» изучается:

а) правописание слов в) словарный состав языка

б) постановка знаков препинания г) состав слова

3. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) яблоки в) день Д) скворцы

б) пень г) соловьи

4. Раздел «Орфоэпия» изучает:

а) состав слова в) правописание слов

б) звуки речи г) словосочетание

д) произношение слов

5. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

а) пьёт в) ёлка д) полёт

6. Назовите основные средства графики.

а) звуки в) слоги д) произношение

б) буквы г) ударение

7. Звуком речи является:

а) минимальная звуковая единица, которая выделяется при звуковом членении слова,

б) специальный вид письма в) совокупность норм речи

г) система ударений д) фиксация речи

8. Что называется графикой?

а) акустические свойства в) классификация звуков

б) звуки человеческой речи г) способы образования звуков

д) совокупность средств письменности, используемых для фиксации речи

9 . Найдите вариант только со звонкими согласными:

а) р,й,з,г,ж в) м,ч,ш,щ,л д) н,б,ц,в,м

б) к,г,ж,д,в г) д,т,з,к,ф

10 . Какая буква обозначает два звука?

11. В каком сочетании предлог С произносится звонко?

а) с ошибкой в) с крылом д) с языком

б) с реки г) с горы

12. Укажите слово, в котором есть звук О:

а) отлив в) слепок д) кровля

б) огурец г) Москва

13. Назовите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

а) бетон в) трясина д) капуста

б) печаль г) портфель

14 .В каком слове ударение падает на второй слог?

а) квартал в) дозвонишься

б) каталог г) средства д) некролог

15.Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

а) лечить в) лень д) святое

б) ядерный г) стажёр

16. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

а) фуражка, грибков в) сбегать, сделать

б) сдача, сбить г) сгоряча, сдвинуть

17. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):

а) вороб…и в) ин…екция д) уст…

б) п…едестал г) бул…он

18. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

а) след в) ножик д) сварщик

19. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

Задание 8 § 1 Стили речи 9 класс Разумовская М.М.

Пипл, плиз, помогите определить термины?
Вслух прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию и нормативное произношение слов и вставляя вместо пропусков нужные термины.
1) Звуки речи изучаются в разделе « . ».
2) Правила произношения и ударения даются в разделе « . ».
3) Словарный состав языка описан в разделе « . ».
4) Фразеологизмы изучаются в разделе « . ».
5) Морфемы и морфемный состав слов изучаются в
разделе « . ».
6) Способы образования слов рассматриваются в разделе « . ».
7) Части речи изучаются в разделе « . ».
8) Словосочетание и предложение изучаются в разделе « . ».
9) Алфавит и соотношение между звуками и буквами представлены в разделе « . ».
10) Правила написания слов излагаются в разделе « . ».
11) Правила расстановки знаков препинания излагаются в разделе « . ».

Правила по русскому языку по разделу «Фонетика».

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

различие в двух и более звуках

Гласные звуки : [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные звуки бывают ударными и безударными .

Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Твёрдые и мягкие согласные бывают парными и непарными. Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, ко н ь [кон’] и ко н [кон]; л ук [лук] и л юк [л’ук].

Парные и непарные согласные по твёрдости/ мягкости.

по твёрдости / мягкости

Парные и непарные согласные по звонкости/глухости.

Чередование звуков – это мена звуков в одной и той же части слова, например: забросить – забрасывать, пеку – печёт, сохнуть – засыхать – сухой.

На месте ударных гласных [а`], [о`], [э`] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [во`ды] – [вада`], [во`с] – [ваз’и`т’], [л’э`с] – [л’исо`к]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (ду б [п], про б ка [п]).

Глухой парный согласный перед звонким согласным заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (про с ьба [ з ’] ).

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Иногда только ударение различает слова, например: па`рить и пари`ть. Ударение всегда падает на гласный звук в слоге. Ударение в слове может занимать всегда одно и то же место (ба`сня, ба`снями) , но может переходить с одного слога на другой (вода` – во`ды).

Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги), либо на согласный (это закрытые слоги).

Буквы русского письма.

Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки – буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.

Русский алфавит и названия букв.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл

«а» «бэ» «вэ» «гэ» «дэ» «е» «ё» «жэ» «зэ» «и» «и краткое» «ка» «эль»

Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш

«эм» «эн» «о» «пэ» «эр» «эс» «э» «у» «эф» «ха» «цэ» «че» «ша»

Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя

«ща» «твёрдый знак» «ы» «мягкий знак» «э» «ю» «я»

Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этих звуков : [л] – звук, «эль» — буква. Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).

Мягкий согласный [й’] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями.

На конце слова и

перед другими согласными

Перед гласными в начале слова

После согласных перед гласными

ъе – съезд ье — ателье

ъё – съёмка ьё — шьём

ъю – адъютант ью — льют

ъя – объявление ья – семья

Фонетический разбор слова.

Образец разбора : е`ль-ник – 2 слога

е – [й’] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный — «е»

[э] – гласный, ударный

л – [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный — «эль»

ь — [-] — «мягкий знак»

н — [н’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный — «эн»

и — [и] – гласный, безударный — «и»

к — [к] – согласный, глухой парный, твёрдый парный — «ка»

6 букв, 6 звуков

При сокращении слов обязательно ставим точку: звон. парн., мягк. непарн., глух. непарн., тв. парн., согл., гласн..

Гласные «Хитрые»

буквы – звуки гласные буквы

о – о 1. в начале слова – я корь

ё – о 2. в середине слова после

у – у разделительных ъ и ь знаков – подъ ё м, семь ю

ю – у 3. в середине слова после гласной буквы – весёла я , по ё м

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж — [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного : пел — [п΄эл];

[ ־ ] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].

Способы обозначения звука [щ ΄ ]:

щавель — [щ΄ив΄эл΄]; щ

счёты — [щ΄оты]; сч [щ ΄ ]

возчик — [вощ΄ик΄]; зч

мужчина — [мущ΄ина]. жч

Способы обозначения звука [ц]:

купаться — [купаца]; тьс [ц]

дерётся — [д΄ир΄оца]. тс

Возьмите на заметку!

1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб — [гр΄ип], сказка — [скаска].

2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить — [зб΄ит΄].

3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский — [с΄эл΄ск΄ий΄].

4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [ в], [д], [л], [т ] не произносятся: чувство — [ч΄уства], сердце — [с΄эрцэ], солнце — [сонцэ], властный — [власный΄].

Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень, суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание – части слова (или морфемы).

Основа – это часть изменяемого слова без окончания. Например: мор е – мор я – мор ю. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: конь — коня – коню.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный – подводный – водяной – водник – водянистый . Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них входит корень вод-. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. В слове может быть один корень ( водный ) или два корня ( сложные слова : водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище ).

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением, например: бежать – вбежать, выбежать, забежать, перебежать, сбежать, подбежать, отбежать, пробежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: вы-ход, без-вы-ходное (положение).

Способы образования слов.

Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Так образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.

Приставочно – суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.

План разбора слова по составу.

Определить, к какой части речи относится анализируемое слово.

Выделить окончание и основу. Для этого слово следует изменить (например, ранним – ранний – раннего – раннему; утром – утро – утра – утру).

Определить, состоит ли основа только из корня или в ней есть приставка и суффиксы. Для этого сопоставить однокоренные слова.

Выделить корень, приставку (если есть), суффикс (если есть).

Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для этого подбираются аналогичные слова.


источники:

http://class.rambler.ru/temy-gdz/zadanie-8-1-stili-rechi-9-klass-razumovskaya-m-m-21669.htm

http://infourok.ru/pravila-po-russkomu-yaziku-po-razdelu-fonetika-2623887.html