Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание окончаний имен существительных
Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.
При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.
Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.
У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).
КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.
2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ , БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.
3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.
4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. — Зульфия, Алия).
Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал _ ? (А. Пушкин)
«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк — от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ _ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)
Опять я на большой дорог _ , стихи _ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог _ я думу думаю один. (П. Вяземский)
Нет жалост _ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).
В памят _ моей уж не было подруг _ прежних дней. (Е. Баратынский)
Он медленно поднялся по лестниц _ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик _ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)
«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали _ », — еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)
Счастлив тот, в ком жизн _ цвет холод жизн _ не погубит. (И.Клюшников)
Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол _ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)
— Нельзя, милостивый государь, — помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк _ вышьем, — сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)
Темперамент, любопытство, силищ _ — все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур _ весело играя. (М. Лермонтов).
Софь _ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)
Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи _ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)
Будь же ты в стихи _ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).
В этом волнени _ , в этом сиянь _ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь _ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).
А винищ _ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)
Мне наскучило, девиц _ , одинешенькой в светлиц _ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)
В доме и в соседств _ , все, от дворовой девк _ до дворовой собак _ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)
Замелькали пожарищ _ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)
И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен _ алкал, в пустын _ блуждая три дня и три ноч _ …(А.Пушкин).
За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини _ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)
Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк _ . (Ф. Достоевский, Ползунков)
В задумчивост _ и в каком-то бессмысленном рассуждени _ о странност _ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).
На самом деле это был Скворушк _ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)
Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Школа России. «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»
Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»
Тип урока: закрепление изученного материала
Цель урока: закрепить знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных.
Образовательные: создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний по проверке и написанию безударных падежных окончаний имён прилагательных;
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, совершенствовать навыки грамотного письма, применяя изученные правила;
Воспитательные: воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж и безударное падежное окончание имени прилагательного.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – устанавливают место и тип орфограммы в слове, фиксируют (графически обозначают) место орфограммы в слове, находят слова по заданному основанию.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – учащиеся учатся принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату ; анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.
КОММУНИКАТИВНЫЕ – учащиеся учатся выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; осуществлять контроль за своей деятельностью и деятельностью одноклассников.
ЛИЧНОСТНЫЕ — умение слушать учителя и товарищей; ставить учебные задачи, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может справиться самостоятельно.
Средства обучения: учебник, презентация.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обучающихся
1. Мотивация к учебной деятельности
«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».
Конфуций
-Как вы понимаете данное высказывание?
— Надеюсь, что вы готовы получать новые знания, а я вам в этом сегодня помогу.
Учиться необходимо старательно, с желанием, стремиться к знаниями. Пытаться усвоить полученные знания настолько хорошо, чтобы не растерять их в будущем.
2. Актуализация знаний
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
— Посмотрите на доску.
-Запишите в тетрадь.
-Прочитайте предложение, спишите его в тетрадь.
В синем небе мерцают звёзды, и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.
-Сделайте синтаксический разбор предложения и дайте ему характеристику. (один человек комментирует с места).
-Вы изучали тему «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».
-Как проверить правописание окончания прилагательного ?
(после ответа детей на слайд выводится алгоритм определения падежного окончания прилагательных).
-Какую орфограмму мы будем повторять на уроке?
(на слайде тема урока)
-Теперь определим, какие задачи нам необходимо решить. Продолжите предложения.
Закрепить…(знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных)
Упражняться… (в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных)
В предл синем прил небе сущ мерцают гл звёзды сущ , и с на предл белом прил инее сущ радужно н искрятся гл нежные прил пушинки сущ .
(повест., невоскл., сложное, состоит из двух простых распространённых предложений, союзное).
Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано.
Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо: 1)найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж; 2)затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже; 3)далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
3. Систематизация и обобщение
-В словарных словах выделите орфограммы и поставьте ударение. В имени прилагательном определите род, падеж, выделите окончание.
Для уставшего шофёра, большое расстояние, вечному герою, летний лагерь, из зелёного щавеля, дикое животное, малая родина, о весёлом празднике, дружным коллективом, сильным морозом.
(один человек выполняет задание около доски, один человек комментирует с места)
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
-Откройте учебник на странице 37. Прочитайте задание упражнения 78.
1. Рыба-ремень дли нн ая и плоск ая . 2.Иной раз достигает девяти метр ов . 3.Ну и ремешок! 4.Эту с е р е бристо-розовую рыбу с ал ой короной на голове ещ ё называют с е льдяным кор о лём. 5.А уж так т я жёл- п я терым не поднять! 6.Она любит плавать во главе к о с я ков сел ь ди.
Составьте из предложений текст. Придумайте к нему заголовок.
Объясните написание выделенных орфограмм.
Запишите заголовок и составленный текст.
-Какова тема текста?
-Какие предложения раскрывают основную мысль текста?
-Какое предложение будет заключительным?
-Прочитайте текст, который у нас получился.
-Как можно озаглавить текст, используя слова из текста?
-Запишите текст и заголовок в тетрадь.
-Объясните написание слов с выделенными орфограммами.
-Найдите в тексте упражнения имена прилагательные. Укажите их падеж и окончание.
-Выполните разбор слова сельдяным как части речи.
-Прочитайте слова из словаря внизу страницы.
Кастрюля, тарелка, стакан, графин.(на слайде)
— К какой тематической группе они относятся? (посуда)
-Запишите их в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Для уставш его (м.р., р.п.) шофёра
больш ое (ср.р., им.п.) расстояние
Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
§ 4. Правописание окончаний
Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.
4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных
Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.
В Кита. в Коре. в Германи. в Заполярь. в изумлени..
Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).
Особая группа существительных*
время
партия
знание
гений
Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)
1 склонение
(кроме слов на -ия)
-а (м. р. / ж. р.)
страна
папа
земля
дядя
Стена
(проверочное слово)
2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)
Нулевое оконч. (м. р.)
-о (ср. р.)
-е (ср. р.)
конь
село
поле
Стол
(проверочное слово)
3 склонение
-ь (ж. р.)
мать
мышь
Степь
(проверочное слово)
*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).
Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).
Помните, что существительные типа сомнение и сомненье, Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).
Помните, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).
4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий
Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.
В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.
Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им) с меняющИМся;
беспокоящ. йся матери (какой? — окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем) на тонущЕМ.
Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.
Запомни!
1) В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч. м., перед окончанием пишется Ь:
лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.
2) В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
апрель — апрельский
июль — июльский
сентябрь — сентябрьский
Исключение: январь — январский
4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола
Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.
Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.
Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).
Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
Клеить; верить; поставить.
Исключения:
брить
стелить
(они относятся к I спряжению)
Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению.
Таять; надеяться; лаять.
Исключения:
гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а еще вертеть, терпеть,
ненавидеть и смотреть.
(они относятся ко II спряжению)
Проверочный глагол:
говорить.
Проверочный глагол:
брать.
Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся
Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.
При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).
Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).
Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов — исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).
В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-klass-shkola-rossii-pravopisanie-padezhnih-okonchaniy-imyon-prilagatelnih-1984337.html
http://ya-znau.ru/znaniya/zn/9