В следующих предложениях исправьте ошибки связанные с лексической сочетаемостью слов

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные

Практическое занятие № 3

Тема: ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ИХ НАРУШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК

Вопросы для обсуждения:

1.Что понимается под лексическими нормами и нормами словоупотребления?

2. Как реализуется лексическая нормативность в использовании паронимов, синонимов, антонимов?

3. К чему ведет лексическая недостаточность?

4. Какие речевые ошибки порождает лексическая избыточность?

5. Какие ошибки иногда появляются в речи современников при использовании заимствованных слов и почему?

6. Какие тенденции в употреблении крылатых слов и фразео­логизмов наметились в СМИ?

7. Знаете ли вы, сколько слов в русском литературном язы­ке? А в активном запасе образованного человека? Каким спосо­бом следует пополнять свой лексикон и за счет какой лексики?

Практические задания

1. Объясните, чем отличаются слова в парах. Составьте словосочетания с приведенными словами так, чтобы стали очевидны смысловые или грамматические различия между ними.Выставка – вернисаж, годовщина – юбилей, соперник – соратник, проблема – дилемма, мнение – впечатление, рынок – базар,го­лолед – гололедица, капает – каплет, двигается – движется, район – регион, невежа – невежда, лагери – лагеря, подвижник – сподвижник, эмигрант – иммигрант, вперемешку – вперемежку, форум – кворум, словарь – лексикон, округ – околоток, занять – одолжить, обессилить – обессилеть, рассмотреть – разглядеть, есть – кушать, венок – венец, враждебный – вражеский, туристский – туристический, патронат – патронаж, военный – воинский, горячий – горящий, практический – практичный, ложа – ложе – лоджия, холо­дать – холодеть, цифра – число, цветной – цветовой, трех – троих, директор – заведующий, статус – статут, профессия – специаль­ность, поступок – проступок, опять – обратно, нетерпимый – не­стерпимый, нарочно – нарочито, латвийский – латышский, лириче­ский – лиричный, кампания – компа­ния.

2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов: Спортсмены потерпели победу в соревнованиях; Наступило глубокое лето. Этот писатель заслужил известность. В таких обстоятельствах удача нам не грозит. Этот фильм обречен на успех. Нам слишком долго зажимали языки. В этом заплыве мы одержали поражение.

В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные

а) с речевой недостаточностью: Условия в городе не такие, как в деревне. На стене висела картина маслом. В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента. Каждый классный руководитель должен обеспечить явку сво­их родителей;

б) речевой избыточностью:Перед своей смертью он написал завещание. Продолжительность занятий длится в течение часа. Ваши требования основаны на необоснованных предположе­ниях. Величина монумента поразила нас своим величием. Он принял решительное решение. Толпа людей шла по улице. Каковы ваши планы на будущее. Люди должны взаимно уважать друг друга. Я написал свою автобиографию. Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

4. Объясните причину избыточности в следующих словосочета­ниях. В каких сочетаниях на самом деле нет речевой избыточности?Молодая девушка, главная суть, памятный сувенир, биогра­фия жизни, хронология времени, в августе месяце, в этот период времени, впервые познакомились, свободная вакансия, коренной абориген Севера, проливной ливень, пять рублей денег, каждая минута времени, старый ветеран, первая премьера, патриот родины, незаконное расхищение, криминальное преступление, ошибочное заблуждение, ландшафт мест­ности, очень громадный, народный фольклор, неожиданный сюрприз, мемориальный памятник, гу­манность и человечность, контактный телефон.

5. Выберите подходящие по смыслу паронимы из приведенных в скобках. Дорогу мне перебежал (соседний, соседский) кот. У него был (виновный, виноватый) вид. Он дал мне поистине (дипломатичный, ди­пломатический) ответ. Нельзя обманывать (доверие, доверчи­вость) друзей. Он преследовал (мелкие, мелочные) цели. Он бросил на меня (презренный, презрительный) взгляд. В журнале появилась (проблемная, проблематичная) статья. Мы перебирали (старые, старинные) фотографии. Он совершил (человеческий, чело­вечный) поступок.

6. Составьте возможные словосочетания, раскрыв скобки. Какие сочетания невозможны? Поче му? (Удешевить, снизить) себестоимость, (сделать, совершить) по­ступок, (сдерживать, удерживать) противника, (написать, нарисо­вать) картину, (дать, задать) вопрос, (при­влекать, брать) внимание, (делать, приносить) пользу, (играть, иметь) роль, (играть, иметь) значение, (надевать, одевать) платье, (надевать, одевать) куклу.

7. Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях:бережливый человек, высокие цены, обнаружить излишки, передовая технология, прогрессивные взгляды, праздничный день, пролог романа, со­стояние движения, мягкий приговор, закономерное явление, позитивное от­ношение, национализация промышленности, горизонтальные связи, полити­зация общества, конструктивный подход, интеграционные процессы.

9. Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов.1) Он застал воров, которые воровали у него дрова. 2) Все студенты своевременно выполнили заданное задание. 3)Ученик сочинил неплохое сочинение, в котором написал о случае, кото­рый случился с ним во время каникул. 4) Туристы быстро пошли по пыльной дороге, но неожиданно пошёл сильный дождь. 5) Присутствующие проголосовали за предложенное предложение. 6) Уже установлено, что взорвалось взрывчатое вещество. 7) Она вещала на радиовещании.

10. Определите значение заимствованных слов; подберите к ним синонимы, проверяя себя по словарю. Абориген, имитация, спонсор, адаптация, консенсус, легитимный, фальсификация, альтернатива, по­лемика, иммунитет, банальный, тривиальный, при­оритет, вандализм, полис, клонировать, пессимизм, корректный, дефекты, гуманизм, демократия, толерантность, анта­гонистический, индифферентный, гламурный, риторика, семантика, периферия, апеллировать, функционировать, менталитет.

11. Определите, подобрав синонимы, целесообразность использования следующих иноязычных слов в русской речи. Назови­те основные причины заимствований. Влияют ли заимствования на менталитет?Сервис, спонсор, прайс-лист, бой-френд, тинейджер, серти­фикация, рейтинг, офис, менеджер, киллер, криминал, социум, электорат, инцидент, ваучер, дилер, пиар, шоп, шоу, визажист, рэкет, инновационный, лимити­ровать, ординарный, лицензия, презентация, стагнация, резюме, реноме, мораторий, эксклюзивный, имидж, спикер, бренд, холдинг, лизинг, приватизация, мораторий, консалтинговый (центр), кутюрье, лейбл, экспо-курьер, поп-музыка, гала-концерт.

12. Составьте словосочетания или предложения со сле­дующими а) омофонами, б) омоформами, в) омографами, г) омо­нимами.

а) омофоны: старожил – сторожил, плод – плот, род – рот, рок – рог, туш – тушь, претворять – притворять, примерять – при­мирять, посветить – посвятить, развеваться – развиваться, посе­деть – посидеть, компания – кампания;

б) омоформы: засыпает, лечу, печь, стих, мой, три; в) омографы: духи – духи, полки – полки, хлопок – хлопок, замок – замок, мука – мука, атлас – атлас, проволочка – прово­лочка, трусы – трусы, дорогой – дорогой, орган – орган, видение – видение, парить – парить, миловать – миловать;

г) омонимы: фокус, мина, нота, бокс, патрон, клуб, корпус, топить, брак, ласка, наряд, выдержка, мир, среда.

13. Объясните разницу в значении словосочетаний:Освоить прочитанное – усвоить прочитанное, осудить действия – обсудить действия, демократический метод – демократичный метод, тактичные шаги – тактические шаги, техническое исполнение – техничное исполнение, найденные отпечатки – найденные опечатки, деловое предложение – дельное предложение.

14. Познакомьтесь с описанием словарей и справочников
(См.: 1) Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. —
С. 517-528, 2) Русский язык и культура речи / Под ред.
В.И. Максимова. — С. 296 и др.).

15. Ответьте на следующие вопросы:Какие разновидности словарей вам известны? Какой тип словаря является, пожалуй, основным? Каков объем современных толковых словарей?

16. К каким словарям вы обратитесь и почему, чтобы узнать:а) как произносится слово, б) какие значения оно имеет, в) како­ва история происхождения слова, г) какие у слова синонимы, д) есть ли у него антонимы и паронимы, е) какова морфемная структура слова, ж) с какими словами сочетается, з) входит ли слово в состав устойчивых сочетаний?

17. Запишите известные вам пословицы, поговорки, заго­ловки произведений, которые включают: а) антонимы, б) оксю­мороны.

18. Подберите несколько заголовков из современных газет,
в которых использованы антонимы (антитезы), определите их
функцию:
обозначить противоположность явлений, действий,
свойств, направлений, времени и т.п.; создать контраст, ост­роту; привлечь внимание; показать противоречия, подчеркнуть ориентиры и т.д.

19. Найдите в современных газетах или журналах крыла­тые слова и фразеологические обороты. Обратите внимание на особенности их использования в современной публицистике. Вы­пишите несколько примеров их оригинального, удачного исполь­зования и неудачного (если встретите).Например: Деньги есть – ума не надо! Настоящие меценаты вымерли, как Мамонтовы. А ларек просто открывался. – За что тебя выгнали из класса? – Я классовый враг. Не думай о копейке свысока. Доллар до Киева доведет.

20. Приведите примеры нарушений лексических норм из пе­чатных средств массовой информации, из рекламы или из тек­стов современных песен.

6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов

Упражнение 115. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.

Эти функции поручаются отделам рекламы.Эти функции возлагаются на отделы рекламы.
В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями.В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.
Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе.Сила Сибири – в её богатейшей минеральносырьевой базе.
Они работают как самые отъявленные специалисты.Они работают как самые опытные специалисты.
Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев.Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.
В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза.В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.
Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта.Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.
Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.
Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры.Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.
В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

Упражнение 116. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Античный, классический.Мифология, языки.
Врождённый, прирождённый.Талант, ум.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный.Приём, хозяин, человек.
Губительный, пагубный.Влияние, действие.
Единый, один.Миг, момент.
Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный.Воздействие, период, путь, сборы, кредит.
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить.Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.
Найти, обрести.Опора, поддержка.
Обнаружить, открыть.Закон, закономерность.
Доказать, обосновать.Теорема, теория.
Предвещать, предсказать.Поражение, успех.
Расширить, увеличить, повысить.Возможности, потенциал, уровень.

Упражнение 117. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

1. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. 2. Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох. 3. Этой проблеме мы придаём особое внимание. 4. В Токио примут старт спортсмены из многих стран. 5. Большое внимание было оказано благоустройству города. 6. Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр. 7. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. 8. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 9. Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами. 10. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи. 11. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Упражнение 118. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. 18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью?

Русский язык | 10 — 11 классы

Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью.

Улучшить уровень обслуживания ; одерживать первенство ; писатель русской классики ; кануть в историю ; одержать успехи ; делать привилегии кому — либо ; играть первостепенное значение ; занять точку зрения подчинённого ; оказать пользу ; терпение переполнилось ; в апреле месяце ; подростки занимаются преступлениями ; давать сопротивление.

Повысить уровень обслуживания ; одерживать победу ; русский классик ; кануть в лету ; добиться успехов ; играть первостепенную роль ; поддержать точку зрения подчиненного ; оказать помощь ; терпение кончилось ; в апреле ; подростки совершают преступления ; оказать сопротивление.

Помогите с заданием, пожалуйста?

Помогите с заданием, пожалуйста.

Найдите словосочетания, в которых нарушена сочетаемость слов или слово употреблено в несвойственном ему значении.

Сильная очередь за билетами, высокое атмосферное давление, проливной дождь, оказать вред, произвести впечатление, делать жертвы во имя прогресса, получить фиаско, одержать успехи, делать привилегии кому — либо, нетерпимая мука, не скрывать сатиры, критичный человек, одеть новые туфли, проводить выборную кампанию, деловое предложение, надеть на палец кольцо, придворный переворот, уплатить билет, основать выводы, усвоить капиталовложения.

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) смотреть в глаза фактов 2) произнести тост 3) играть главную скрипку 4) жаловаться на жизнь 5) одержать первенство 6) привлечь внимание 7) оказат?

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании : 1) смотреть в глаза фактов 2) произнести тост 3) играть главную скрипку 4) жаловаться на жизнь 5) одержать первенство 6) привлечь внимание 7) оказать внимание на вопрос 8) занимать значительную роль 9) взаимные переговоры 10) уверенность в победе.

Найдите в предложении лексическую ошибку?

Найдите в предложении лексическую ошибку!

Большое значение в этой истории сыграл счастливый случай.

Исправьте лексические ошибки в предложениях и обьясните : этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление?

Исправьте лексические ошибки в предложениях и обьясните : этот фильм оказал на нее просто неизгладимое впечатление.

Речевые ошибки : играть значение не имеет роли оказать заботу повысить кругозор оказать впечатление дать поддержку оплатить штраф заплатить расходы заплатить проезд повысить выпуск продукции причинить?

Речевые ошибки : играть значение не имеет роли оказать заботу повысить кругозор оказать впечатление дать поддержку оплатить штраф заплатить расходы заплатить проезд повысить выпуск продукции причинить удовольствие пристально слушать петь фимиам рассыпать дифирамбы дорогие(дешевые)цены одержать первенство причинять пользу поднять тост.

Найдите и исправьте лексические ошибки?

Найдите и исправьте лексические ошибки.

А) Каковы ваши планы на будущее.

Б) В этом заплыве мы одержали поражение.

В) Но чтобы жертва её была действительна, она должна быть полной жертвой.

Найдите в предложениях лексические ошибки : 1) Он сможет оказать существенную пользу правительству?

Найдите в предложениях лексические ошибки : 1) Он сможет оказать существенную пользу правительству.

2) Я поступил бы на более привилегированный факультет.

ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ ?

Найдите ошибки , объясните и исправьте их .

Играть значение, иметь роль, львиная часть, одержать успехи, носить значение, тратить нервы, играть главную скрипку, заварился сыр — бор.

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (изменение фразеологизма, контаминация)?

Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, укажите тип ошибки (изменение фразеологизма, контаминация).

1. Благодаря войне, дешёвые цены, изъявить согласие, одержать успех, оказать вред, повысить кругозор, завершить обязательства, оказать впечатление, потерпеть потери, уделять значение, допустить неосведомлённость, предвещать погоду, усилить потенциал, придерживаться того же отношения.

Устраните лексические ошибки?

Устраните лексические ошибки.

Следственные органы расследовали преступление, связанное с нелегальным бизнесом.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Найдите и исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

15) 2 16) 2 после «. Снегом» должна стоять запятая 17)1 18)3.


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/42-kurs_russkogo_yazyka_uprazhneniya/stages/954-65_oshibki__svyazannye_s_leksicheskoi_sochetaemostyu_slov.html

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/377487_najdite-i-ispravte-osibki-svazannye-s/