Весела весна в лесу где сказуемое

Урок по русскому языку в 5 классе

Урок в 5 классе по теме «Сказуемое».

Цели урока: знакомство со способами выражения сказуемого; формирование умения находить грамматическую основу предложения, определять сказуемые, выраженные глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным; развитие логического мышления; воспитание внимательности, последовательности в работе.

— Сегодня нам предстоит продолжить работу над грамматической основой предложения. Поэтому давайте вспомним, что такое грамматическая основа предложения, из чего она состоит, какими частями речи могут быть выражены её члены.

2. Синтаксическая пятиминутка (устная)

1. Старый мостик смыли потоки дождя. 2. Сказки Пушкина читают все. 3. Город украшает парк. 4. Игрушечный танк мне подарил брат.

Задание: назовите грамматическую основу предложения, способы её выражения.

— Но прежде вспомним, если есть затруднения в поиске подлежащего, что делать?

(Сначала найти сказуемое)

Сообщение темы, целей урока.

— На прошлом уроке мы работали с подлежащим. Сегодня же нам предстоит узнать много нового о сказуемом. Запишем тему урока: «Сказуемое». /Слайд 1/

— Сегодня мы познакомимся с новыми способами выражения сказуемого и научимся находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным. / Слайд 2/

— Посмотрите, с какими способами выражения сказуемого вы не знакомы?

— Со всем этим нам поможет разобраться алгоритм, при работе с которым нужно быть очень внимательным.

— Кто знает, что называется алгоритмом? /Слайд 4/

Запись в тетради: Алгоритм – обобщенная схема действия для решения той или иной задачи.

— Начнем знакомство с алгоритмом «Как найти сказуемое в предложении». /Слайд 5, по этапам/

На доске предложения, на этих примерах мы и начнем отрабатывать алгоритм: подчеркиваем подлежащее и ищем сказуемое.

Далее идет работа над алгоритмом по этапам. У каждого ученика карточка с предложениями, в которой ему предстоит работать. Эти же примеры на доске у учителя, при ответах учащихся он будет выполнять те же действия, что и они на своих карточках.

1.Гроза постепенно удалялась. 2. Этот край очень скромен. 3. Птицы – наши друзья. 4. Первые листики зелёные. 5. В декабре деревья в серебре.

1 этап. Ищем в предложении подлежащее, глагол-сказуемое, надписываем часть речи, подчеркиваем как член предложения.

Гроза постепенно удалялась.

2 этап. Смотрим на другое предложение: есть ли в предложении глагол? Идем дальше, смотрим п.2 алгоритма, ищем краткое прилагательное в предложении, надписываем часть речи, подчеркиваем сказуемое.

Этот край очень скромен.

3 этап. Смотрим следующее предложение, выделяем подлежащее, идем по алгоритму сначала, доходим до способа выражения сказуемого существительным в именительном падеже, надписываем, подчеркиваем.

Птицы – наши друзья.

4 этап. Повторяем все действия со следующим предложением. Выясняем, что в нем сказуемое выражено полным прилагательным, делаем графические объяснения.

Первые листики зеленые.

5 этап. Смотрим следующее предложение, выделяем подлежащее, работаем по алгоритму.

В декабре деревья в серебре.

Вывод: Сказуемого нет, оно «ушло» из-за ненадобности: без него все понятно, предложение стало неполным.

Учитель: Этот алгоритм помогает нам понять сказуемое, но с приобретением новых знаний о нем, этот алгоритм вы должны будете усовершенствовать.

— Назовем цепочку частей речи, по которой мы будем определять сказуемое.

1. Комментированное письмо.

Задание 1: объясните правописание безударной гласной в корне слова (предварительно вспомним правило).

Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса кругом только хвойные. В одном месте встретился бугорочек с ягодой. Вкусна черника!

Задание 2: выделите грамматическую основу предложений, надпишите способ выражения, при поиске сказуемого используйте алгоритм.

— Какого способа выражения сказуемого нет в тексте? (Существительного в именительном падеже)

— Об этом способе выражения сказуемого мы будем говорить на следующем уроке.

Подведение итогов урока.

Возвращаемся ко второму слайду и говорим о выполнении поставленных задач.

Затем выполняем небольшой тест (карточки на 2 варианта) с последующей взаимопроверкой по ответам, которые вывешиваются на доске. Оценивание работы товарища осуществляется очень просто: количество правильных ответов (в идеале их пять) соответствует оценке. Ребята, которые довольны своей оценкой, сдают тетради учителю для выставления оценок в журнал. Каждый может сделать выводы о степени овладения темой, а учитель легко может составить программу своих действий на ближайшие уроки.

Тест по теме «Сказуемое»

Найдите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.

1) Гранит – прочный камень. 3) Я люблю свой родной край.

2) Спит черёмуха в белой накидке. 4) Радостна, шумна и пахуча весна.

Найдите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным (каков? и т. п.).

1) Небо высоко и прозрачно. 3) Вечером прошла гроза.

2) Хороши глазастые ромашки. 4) Весела весна в лесу.

Тест по теме «Сказуемое»

Найдите предложения, в которых сказуемое выражено полным прилагательным (какой? и т. п.).

1) Небо высокое и прозрачное. 3) Вдруг из густых кустов вышел заяц.

2) В зарослях ивняка закричала птица. 4) У нас дружба крепкая.

Найдите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.

1) Литература – учебник жизни. 3) Полный месяц встал над лугом.

2) Опять бушует непогода. 4) Героя в бой водила песня.

1 вариант. 1. 2) 3) 2 вариант. 1. 1) 4)

2. 1) 2) 4) 2. 2) 3) 4)

Есть ли существительное в И. п., кроме подлежащего?

ГДЗ учебник по русскому языку 4 класс Канакина. Предложение. Проверь себя. Упражнение №1

Прочитайте. Запишите текст, правильно обозначая начало и конец предложений и ставя, где нужно, запятые.
Скрылось вечернее солнце. Птицы в лесу ещё не спят кормятся перелетают с ветки на ветку. Далеко слышен в вечернем лесу стук дятла. Вертятся возле него шустрые синички подбирают жучков и личинок. Скоро наступит в лесу тёмная непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птички и звери.
И. Соколов−Микитов
− Найдите предложение с однородными подлежащими и сказуемыми. Подчеркните в нём грамматическую основу.

Решение

Скрылось вечернее солнце. Птицы в лесу ещё не спят, кормятся, перелетают с ветки на ветку. Далеко слышен в вечернем лесу стук дятла. Вертятся возле него шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Скоро наступит в лесу тёмная непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птички и звери .
ночь [ ноч ’] − 1 слог.
н [ н ] − согл. звонк. непарн., твёрд. парн.
о [ о ] − гласн., ударн.
ч [ ч ’] − согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ь [−]

Канакина. 4 класс. Проверь себя с. 40

Июн 18

Канакина. 4 класс. Проверь себя с. 40

1. Прочитайте. Запишите текст, правильно обозначая начало и конец предложений и ставя, где нужно, запятые.

Скрылось вечернее солнце. Птицы в лесу ещё не спят, кормятся, перелетают с ветки на ветку. Далеко слышен в вечернем лесу стук дятла. Вертятся возле него шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Скоро наступит в лесу тёмная непроглядная ночь 1 . Замолкнут и заснут дневные птички и звери .

  • Найдите предложение с однородными подлежащими и сказуемыми. Подчеркните в нём грамматическую основу.

н [н] — согл. звонк. непарн., твёрд. парн.

о [о] — гласн., ударн.

ч [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.

2. Составьте предложение с однородными второстепенными членами. Запишите его.

На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья.

3. Прочитайте. Какой недочёт есть в каждой паре предложений? Как его устранить с помощью однородных членов предложения?

1. Ива склонилась над рекой. Ива опустила ветви в воду.
2. Осень была поздняя. Осень была холодная.

Ива склонилась над рекой, опустила ветви в воду.

Осень была поздняя и холодная.

4. Прочитайте. Где пропущены запятые?

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей.

  • Объясните, какую «работу» должны выполнить пропущенные запятые.

Была тихая погода, весь народ был на палубе. (части сложного предложения разделяются запятой)
Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. (запятая разделяет однородные члены предложения)

  • Спишите. Ставьте, где нужно, запятые.
  • Дайте характеристику каждому предложению: предложение сложное или простое, есть ли однородные члены.

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. (простое с однородными сказуемыми)

Была тихая погода, весь народ был на палубе. (сложное)

Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. (простое с однородными сказуемыми)

Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. (простое с однородными второстепенными членами)


источники:

http://reshalka.com/uchebniki/4-klass/russkii_yazik/kanakina/62

http://razviwaika.ru/kanakina-4-klass-prover-sebya-s-40/