Веселое правило о правописании

Весёлая орфография. Учителю-словеснику

Орфографические «запоминалки» и «упражнялки».
Занимательный материал для 5-6 кл.

Вот лежит в архиве. А может, молодым учителям-словесникам пригодится.

В 5-6 классе учащимся приходится освоить 48 орфограмм, которые составляют основу грамотного письма. Наряду с упражнениями учебников для выработки орфографических навыков можно использовать занимательный материал в виде «запоминалок» и «упражнялок».
Зарифмованные правила, конечно, не должны подменять научный стиль учебника, учащиеся в обязательном порядке должны заучивать орфографические правила в том виде, в котором они даны в учебнике. Однако с целью «оживления» сухого академического материала полезно разнообразить упражнения.
Среди предложенных «запоминалок» и «упражнялок» можно выделить несколько типов упражнений: для запоминания правила, для закрепления навыка нахождения орфограммы, для самостоятельного поиска примеров.

1.
Безударные проверяемые гласные в корне слова.
Ударение над гласной
Может букву сделать ясной,
Только слово измени
Иль другое подбери.

2.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Гласным и согласным
На слух не доверяй.
Не хочешь ошибаться –
Словарик открывай!

3.
Проверяемые согласные в корне слова.
Если согласный в корне неясный,
Пусть за согласным становится гласный.
Правильно как написать «носорог»,
Гласный нам звук разобраться помог.
Был носорог, а к нему на подмогу
Вышли собратья его – носороги.

4.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Собрание согласных для нас всегда опасно:
Один не произносится, не слышится – ужасно!
Проверочное слово нас выручает честно:
Звук непроизносимый в нём слышится чудесно.

5.
Буквы И, У, А после шипящих.
Суров у шипящих закон:
Ы, Ю, Я вход воспрещён!

6.
Разделительные Ъ и Ь.
Похожи эти знаки, а путать их опасно.
Но мы найдём приставку, и сразу станет ясно:
Приставка на согласный, а дальше – Е, Ё, Ю, Я –
И твёрдый разделительный по правилу пишу я.

7.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Людей напрасно не смеши –
Предлог отдельно напиши.
Приставки же не обижай,
От слова их не отделяй!

8.
Употребление Ь на конце существительных после шипящих.
Мягкий знак на конце существительных после шипящих
Только в третьем склонении друг настоящий!

9.
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
Буквы Ч и Щ стоят –
Обмануть тебя хотят.
К этим буквам мягкий знак
Подпускать нельзя никак!
Ручка, девочка и кочка –
Мягкий знак гони – и точка!
Овощной, печной, столичный –
Знаем правило отлично!

10.
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з и –с.
Ошибок чтоб не допускать,
Приказ: приставки не менять!
Кроме тех, где на конце
Две подружки: -с и –з.

11.
Буквы З и С на конце приставок.
На конце приставки
С перед глухими ставьте!
З — перед звонкими.
Правило запомни-ка!

12.
Буквы А-О в корне -лаг-( -лож-).
В корне лаг(лож)
О перед Ж найдёшь!
А перед Г встретишь,
Если корень заметишь!

13.
Буквы О-А в корне раст(ращ) – рос.
Корень раст – рос
Удивительно прост!
Перед СТ и Щ
Пишется только А!

14.
Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.
В корне слова после шипящих
Под ударением Ё чаще!
Исключения с буквой О:
Крыжовник, шорох, шов, капюшон.

15.
Буквы Ы-И после Ц.
В корне после Ц
И в словах на -ЦИЯ,
Чтоб не ошибиться,
Напишу лишь И я.
А суффикс, окончание
И корни-исключения
Пишу я с буквой И.
Зубрю без всякой лени я:
На цыпочках цыган
Так цыкнул на цыплёнка,
Что бедный от испуга
Заплакал громко-громко.

16.
Большая буква и кавычки в именах собственных.
Правило строго соблюдайте:
Имя собственное уважайте,
С большой буквы его пишите,
А где надо, кавычками оградите.

17.
Буквы Е-И в падежных окончаниях имён существительных.
Внимательно посмотри:
У существительных окончание И
В родительном падеже первого склонения:
Нет площадки — вот подтверждение!
В третьем склонении везде И:
На площади, в области – затверди!
На букву И также имеют права
На –ий, -ие, -ия слова!
В комментарии, в сочинении, в резолюции
Не забудь об этой инструкции!

18,35,37.
О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях
имён существительных и прилагательных.
В окончаниях и суффиксах
существительных и прилагательных
после шипящих и Ц
надо быть внимательным:
пишем О мы под ударением –
в этом правиле нет исключения!
Без ударения Е напишем.
Запомни: большой крышей!
Медвежонок, зайчонок, доченька –
не забудь о таких хорошеньких!

19.
Безударные гласные в окончаниях прилагательных.
Спрос не допрос – не ударит в нос!
К прилагательному поставь вопрос –
Правильное окончание услышишь,
Прилагательное без ошибки напишешь!

20.
Краткие прилагательные с основой на шипящую.
У кратких прилагательных порядок очень строг:
Мягкий знак не пустят даже на порог!
Могуч, линюч, блестящ, пригож –
Ты мягкий знак здесь не найдёшь!

21.
Не с глаголами.
Пиши раздельно глагол с частицей,
Глагол ужасно её боится!
Он с ней тогда лишь соединяется,
Когда без НЕ не употребляется:
Неволить, негодовать,
Ненавидеть, недоумевать,
Неистовствовать, недомогать,
Нездоровится, неймётся,
Вряд ли кто-то ошибётся!

22.
Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме и во втором лице единственного числа глаголов.
У глагола в единственном числе во 2-м лице
Мягкий знак всегда на конце!
Выучишь, запомнишь, напишешь,
Если увидишь и услышишь!
О неопределённой форме пойдёт речь –
Тоже к ней надо мягкий знак привлечь,
А потом его стеречь и беречь!

23.
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.
У папы Глагола два сына было,
Их папа сам с трудом различал.
Братишки всегда обмануть норовили
Всех тех, кто в гостях у папы бывал.
Но чтобы не остаться с носом,
Прислушайся ты к их вопросам:
Когда вопросы задают,
Они себя и выдают.
«Что делает?» — вас спросит -ТСЯ,
Допытываться будет –ТЬСЯ: «Что делать?»
Чтоб различал ты -ться и -тся ,
Вопросом проверяй глаголы смело!

24.
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
-Тер-, -тир-, -пер-, -пир-, -мер-, -мир-, -дер-, -дир-,
У них есть суффикс-командир:
Когда за корнем -А- встаёт,
То в корне буква –И- живёт!

25.
Буквы Е-И в окончаниях глаголов первого и второго спряжения.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть,
И глаголы, что на –ить,
Кроме двух: стелить и брить,
Их спрягаем с буквой И…
Чтоб запомнить, повтори…

26.
Буквы О и А в корне -кос- — -кас-.
Давным-давно пришёл указ
О безударных –кос- и –кас-:
А в корне пишем мы тогда,
Когда за корнем тоже А!
Касательно того указа
Не ошибёшься ты ни разу.
К нему серьёзно прикоснись –
Тебя касается всю жизнь!

27.
Буквы О-А в корне –гор- — -гар-.
Букву О без хлопот и драк
Напугал ударения знак!
Спотыкаясь, бежит она от него:
Значит, в корне –гар- — -гор- безударная О!

28.
Буквы Ы-И после приставок.
Приставки на согласный
Не любят букву И,
Её в начале корня замучили они,
Отправили в отставку –
Ы служит тем приставкам!
Лишь сверх- боится ссоры
И с буквой И не вздорит.
Сверхинтересно подытожить:
Без правил жить совсем негоже!

29.
Гласные в приставках пре- и при-.
Приставок много есть на свете.
Но если при- и пре- ты встретил,
То надо их значенье знать,
Чтоб слово правильно писать!
Значенье пре- — приставка пере-,
А также признак мы измерим:
Презлой, предобрый, прехороший:
Здесь «пре» и «очень» так похожи!
Приставке пре ПРИ- не чета!
Значенье при-: неполнота,
А также близость, приближенье,
Прибавка, присоединенье:
Примчись, присядь, пристрой, приделай,
Тверди, пока не надоело…( и т. д.).

30.
Соединительные О и Е в сложных словах.
После мягких согласных , шипящих и Ц
В сложных словах пусть всегда будет Е!
А после твёрдых пусть будет О –
Не перепутает их никто!

31.
Буква Е в суффиксе -ен- существительных на –мя.
Знакомьтесь: дружная семья.
Десяток братьев, все на –мя.
Ты, не теряя времени,
Займись-ка этим племенем:
Приставлен суффикс –ен- к семье –
Звук безударный пишем – Е!

32,36.
НЕ с прилагательными и существительными.
Запомнить твёрдо нужно мне,
Как пишется частица НЕ.
Без НЕ нельзя употребить –
С частицей слово надо слить!
Синоним для проверки гож:
Неправда слитно – это ложь.
Нелжив он – значит, он правдив,
А путь непрям – так значит крив.
Но если путь не прям, а крив,
Тогда ты с НЕ соединив
Слова, ошибку допускаешь:
Противопоставленье забываешь.
А если далеко не модный
И вовсе даже не свободный,
Нисколько не здоровый,
Ничуть не сильный и не новый,
Напишем их раздельно с НЕ –
Запомнить твёрдо нужно мне… ( и т. д.)

33.
Буквы Щ и Ч в суффиксе –чик, -щик.
Труден и сложен русский язык,
Есть в нём рабочий суффикс -чик(-щик).
Любит трудиться, но очень раним,
Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
Грузчик, разносчик, водопроводчик –
Суффикс-трудяга, суффикс-рабочий!

34.
Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик.
Знай, прилежный ученик:
Встретил суффиксы –ек,-ик,
Строго их проверь склоненьем,
Е уходит от смущенья!
Коврик – ковриком, занятно?
Листик – листиком – понятно?
Но листочка – так листочек,
Повтори хоть пару строчек…

38.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Буква Н одна лишь там,
Где живут –ин, -ан и –ян.
Но стеклянный, оловянный
И, конечно, деревянный
Правил не хотят учить.
Всех их просят исключить.
Встреча суффикса с основой –
Ради случая такого
Напиши две буквы Н,
Не забудь про –онн и –енн!
Только ветреным не верь,
Им одну лишь Н отмерь!

39.
Различение на письме суффиксов прилагательных –к и –ск.
Суффикс –к не -ск,
Ты поймёшь наверняка!
Затверди-ка ты старательно
Правило о прилагательных!
Могут быть и в форме краткой –
Суффикс –к пиши в тетрадку!
Не забудь сказать в конце
Про основы с К-Ч-Ц.

40. Дефис в сложных прилагательных.
Прилагательные сложными бывают.
Правила тебе напоминают:
Сложены два равноправных слова –
Для дефиса место здесь готово;
Обозначены оттенки цвета –
Вновь дефиса явная примета;
Образованы от слов, где есть дефис –
Снова без него не обойтись!

41.
Мягкий знак в середине числительных.
Легко проверить мягкий знак, числительное встретив.
Нет на конце – так в середине его пишите, дети!

42.
Буква И в окончаниях количественных числительных.
В окончаниях количественных числительных
Букву Е писать непростительно!

43.
НЕ в неопределённых местоимениях.
Некто однажды вышел гулять,
Нечто забыл он на улицу взять,
Несколько даже некто промок,
Важный урок из всего он извлёк:
Слитно он пишет некто и нечто,
Несколько тоже слитно, конечно.
Строго всегда проверяет приставку,
К правилу есть ведь ещё и добавка:
Под ударением Е напиши.
Чтоб не забыть, повторяй, не спеши…( и т. д.)

44.
Дефис в неопределённых местоимениях.
Местоимения неопределённые
Прибежали возмущённые:
«Ты, малюсенький дефис,
Просто нам испортил жизнь.
Никогда нам не понять,
Где и как тебя писать!»
Но дефис не рассердился,
С ними тут же объяснился:
«С суффиксами –то, -либо, -нибудь
Не скучаю я ничуть.
Также я люблю, не скрою,
Рядом быть с приставкой кое-,
Но предлога я боюсь,
Он придёт – я удалюсь!»

45.
Различение на письме приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях.
Встретил отрицательное местоимение,
Вспомни правило-наставление:
Без ударения в приставке — И,
Никого ошибками не смеши!

46.Слитное и раздельное написание НЕ и НИ
в отрицательных местоимениях.
Ни с кем не говорил я на уроке,
Мне просто не с кем было говорить,
Ведь должен был, хоть мало было сроку.
Я правило такое заучить:
Предлогом отделяют от местоимения
Приставки-спорщицы — и не-, и ни-,
Тогда и пишутся они раздельно.
Пример в «запоминалке» ты найди.

47.
Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
С повелительным наклонением
Мягкий знак дружен.
После мягких согласных и шипящих
Он всегда нужен.
Перед –ся и –те его сохраните:
Познакомьтесь, спрячьте, полюбите.

48.
Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-)
и -ыва-( -ива-).
Не командую, а просто я советую
Орфограмму твёрже заучить,
Как –ыва-(-ива-) от –ова- (-ева-)
На письме точнее отличить.
Хвостик -ую(-юю) означает,
Что в глаголе -ова-(-ева-) проживают.
Правил никогда не забываю,
Потому что снова повторяю ( и т.д.)

Стихи и запоминалки по русской грамматике

В подборку вошли запоминалки и стихи про основные правила русской грамматики: правописание гласных в словах, непроизносимых согласных, частиц, а также стихи про части речи и другие полезные материалы.

ЧУ пиши с буквой У

Я грамотно писать хочу.
Слова на «чу» учу, учу;
Чулок, и чудо, и чугун,
Чумазый, чучело, ворчун.
Я не кричу и не ворчу.
Всех их пишу я с буквой «У».

ЧА пиши с буквой А

Мы все пишем «ча-ча-ча»:
Чаща, туча, саранча,
Дача, куча и свеча,
Чайник, чай и каланча.
Мы запомним навсегда:
Пишем только с буквой «А».

Правописание приставок на «З» и «С»

Не забудьте, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, чрез- и без-
Пред согласными глухими
Быстро сменят «з» на «с».

Частица НЕ

Слышал я: в одной стране
Нет совсем частицы «НЕ».
Люди там живут радивы
И казисты всем на диво.
Хоть работы впроворот,
Вмоготу им спать весь год.
А вдомёк, что это гоже.
А на улицах всё тоже:
Чаянно толкнут любого
И взначай пихают снова.
А чтоб было вам повадно,
Обругать вас могут щадно.
Если ж встретятся друзья,
То друзьям подраться льзя.
Вот такие все там вежды.
Что касается одежды –
Очень ряшлива, приглядна,
И поэтому нарядна.
И довольны все вполне
В той стране, где нету «НЕ».

Вот какую я былицу
Сочинил про «НЕ»-частицу.

Запоминалки по русскому языку. Фото — фотобанк Лори

Весёлая грамматика

Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.

Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.

Не и ни – у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!

А потом у тёплой печи
Повторяем части речи!

Автор междометия

Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ,
Филин ухает УХ до рассвета.
Значит, видимо, он,
Позабывши про сон,
Изобрёл междометие это.

Бутерброд и предлоги

Что такое бутерброд?
Это — НА,
И это — ПОД.
Что кладется сверху — НА.
Масло, рыба, ветчина,
Огурец, икра и сыр
И кусочек колбасы.
Только хлеб кладется ПОД —
И выходит бутерброд.

Песенка про существительное

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!

Имя существительное

Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.

Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.

Запоминалка для слов-половинок

Перед «Л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ – любому ясно –
Отделяется чертой.

(В остальных случаях ПОЛ пишется слитно.)
(И. Асеева)

Я учу глаголы

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…

Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:

«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.

Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…

Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…

Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!

– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

Глаголы-помощники

Под корягой гриб стоял.
На ветру листок плясал.
На цветке пчела сидела,
А на ветке птица пела.

Лопотал ручей в корнях,
Спали бабочки на пнях.
Пил жучок с листка росу
Жарким днём в густом лесу.

Всё летало, спало, пело
И по делу, и без дела.
Птица, бабочки, листок –
Каждый действовал как мог.

В этом действии весёлом
Помогали им глаголы.

Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.

Глагол

А Глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.

Задание: сосчитайте все глаголы в стихотворении.

Вопросы, на которые отвечают наречия

Где? Когда? Куда? Откуда? Как? Зачем и почему?

Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда?
почему? зачем? и как?

Все буквы алфавита

В этой фразе собраны все буквы алфавита:

Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю.

Глухие и звонкие согласные

Все согласные глухие в предложении:

Степка Фец, хочешь щец?

Все согласные звонкие в предложении:

Где жизнь была в мире + й

Чередующиеся гласные в корне И-Е

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.

Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!

Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных): если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

Чередующиеся гласные в корне СКАЧ-СКОЧ

СКАК напишем только так,
СКОЧ без о писать невмочь.

ЦЫ в корне слова (исключения)

Запоминалка для тех слов-исключений, в которых в корне слова пишется «Ы» после «Ц»

ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал.

Буква Т между С и Н

Не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНО букву «Т» писать напраСНо.

И ужасно, и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно!

Непроизносимые согласные

До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.

Окончания глаголов

Кто в глаголах пишет «ЦА» — настоящая овца.

Эта дразнилка помогает запомнить, что глаголы оканчиваются на ТСЯ.

«О» после шипящих

Шоколад, шофер, крыжовник,
шов, шоссе, обжора, шорник,
капюшон, жокей, чащоба,
шорох, чопорный, трущоба

Буква «Я»

Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я?
Я не только буква «Я» –
Я буква, слог и слово!

(Э, ю, я – буква, я-ма – здесь слог, я ученик – слово.)

Суффиксы прилагательных ОНН-ЕНН

«ОНН», «ЕНН» – пиши два «Н»;
«АН», «ЯН», «ИН» – пиши «Н» один!

(Исключения для прилагательных с суффиксом -ЯН:
оловянный, деревянный, стеклянный.)

Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный.
В нём ни потолка, ни стен,
И живут две буквы «Н».

Запоминалка для «ЧН» и «НЧ»

Буквы «Ч» и «Н» сидят
Рядом на диваНЧике,
СоЧНи, поНЧики едят,
Чай налив в стакаНЧики.

Между ними мягкий знак
Втиснуться пытается.
Он и этак, он и так –
Нет, не получается!

В «Ч+Н», запомни проЧНо,
Мягкий знак не нужен тоЧНо!
В «Н+Ч» не нужен он.
Кто не нужен – выйди вон!

ИзмороСь и измороЗь

Мелкий дождик в день туманный
Называют измороСь,
Снежный иней из тумана
Рассыпает измороЗь.

Утро, что ты нам пошлёшь?
Буквы просто всё решили:
«С» в конце – и будет дождь,
«З» в конце – и ляжет иней.

Буквы и природа

Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.

Пройдись на луг, спустись по горке –
Для жителей дупла и норки
Звук «Б» – порой любимый звук:
Бобр, белка, бурундук, барсук.

У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!

А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «мягкий знак» в конце найдёшь:
Слепень и трутень, шершень, вошь!

Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «КО»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).

У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!

А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!

Прописная буква

Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!

Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?

Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.

Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?

Озорной разделительный мягкий знак

Не мог озорной мягкий знак
Найти себе место никак.
В журчащем прозрачном ручье
Заплыл мягкий знак перед «Е».
Заметил, летит вороньё,
И ловко взлетел перед «Ё».
К несчастью свалился в репьи,
Попав прямиком перед «И».
Оттуда залез к муравью,
Усевшись как раз перед «Ю».
А шла когда мимо свинья,
Забрался он к ней перед «Я».
И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю
Всегда разделительным знаком стою.
Я знак разделительный, знайте, друзья,
Меня вы найдёте в словах перед Я!»

Разделительный мягкий знак

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.

Песенка о мягком знаке

Без мягкого знака,
Без мягкого знака
Не стала бы елью
Зелёная ель.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Не стала бы мелью
Песчаная мель.
Песчаная мель
Превратилась бы в мел,
И ель бы исчезла,
А кто-то бы ел!

Без мягкого знака,
Без мягкого знака,
Пожалуй, и уголь бы
Не был углём.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Он стал бы, он стал бы
Обычным углом.
Без мягкого знака
Была бы беда:
Любой бы из нас
Ошибался тогда!

Разделительный твердный знак

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!

Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
— Твёрдый знак.

Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,
И ПОДЪЕЗД, и ОБЪЯВЛЕНЬЕ.

Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

***
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.

Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Либо, кое, ка, нибудь,
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.

О дефисе в местоимениях:
«кое – какой», «что – либо», «где – нибудь», «когда – то»… и т.п.
(из-за, из-под).

Порядок цветов в спектре (Семь цветов радуги)

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь.

Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь.

К — красный,
О — оранжевый,
Ж — желтый,
З — зеленый,
Г — голубой,
С — синий,
Ф — фиолетовый.

Порядок планет Солнечной системы

Запомнить порядок планет Солнечной системы можно по первым буквам слов во фразе:

Мы ведь знаем, мама Юли села утром на пилюли! (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

***
Планеты нетрудно упомнить самому юному малышу, зная Венеру, Меркурий.

***
Раз Меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять Юпитер, шесть – Сатурн,
семь – Уран, за ним – Нептун,
И девятая планета под названием Плутон.

Гостиная или гостинная? Как писать слово гостиница?

Прилагательное ГОСТИНАЯ образовано от существительного ГОСТЬ с помощью суффикса -ИН- (суффиксальный способ словообразования). Позднее произошла субстантивация прилагательного, то есть его переход в разряд существительных, но дополнительных суффиксов (Н) при этом не добавилось. Сейчас слово ГОСТИНАЯ употребляется как прилагательное или как существительное. Но всегда с ОДНИМ «Н».

Это слово не относится к исключениям, прилагательные имеют стандартный набор суффиксов: -н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-. Чтобы не ошибиться, нужно только внимательно смотреть на структуру слова и помнить набор суффиксов на -Н- (об этом напишу позже, если есть необходимость)

Кстати, с корнем ГОСТ(Ь)- еще одно слово традиционно вызывает вопросы. Это слово ГОСТИНИЦА. Посмотрим, как оно образовалось:
ГОСТ'(Ь)+ ИН (Суффикс) + ИЦ(А) — окончание.

Корни с чередованием Е — И

  • бер – бир: беру – собираю;
  • дер – дир: дерет – сдирает;
  • мер – мир: умереть – умирать;
  • пер – пир: запереть – запирать;
  • тер – тир: стереть – стирать;
  • жёг – жиг: зажёг – зажигать;
  • стел – стил: стелить – подстилать;
  • блест – блист: блестеть – блистать;

В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква И вместо Е, если после корня следует суффикс А.

Исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, бракосочетание.

От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выберу – выбираю, вычесть – вычитать.

Хотя во множественном числе пишется дети, слова дитятко и дитя пишутся с буквой и.

Корни с чередованием О — А

  • кос – кас: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: коснуться – касаться;
  • лож – лаг: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: приложение – прилагать;
  • клон – клан: в корне по ударением может быть как о так и а, но без ударения пишется только о. Например: поклон – кланяться;
  • твор – твар: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а, но без ударения только о. Например: творец – тварь;
  • гор – гар: буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о. Пример: гореть – загар;
  • плав – плов: буква о пишется только в двух словах: пловец и пловчиха, в остальных словах пишется а. Пример: плавучий, сплавить;
  • зар – зор: без ударения пишется только а. Пример: зарево – зори. Исключение: зорянка, зоревать;
  • раст – рос: перед ст и щ в словах без ударения пишется а. Пример: расти – росло, возраст, взращённый; Перед с без последующего т пишется о. Пример: выросший, недоросль; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль;
  • равн – ровн: корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравнить, равномерный. Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровнять, ровнять;
  • мак – мок: корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: макать, обмакнуть. Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мокнуть, намокать, промокнуть.

Правописание гласных Е — О в окончаниях

1. После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о, без ударения — е:

  • в окончании существительных в формах именительного падежа (среднего рода) и творительного падежа: плечо, блиндажом, вожжой, клещом, листажом, метражом, монтажом, муляжом, параличом, парчой, плечом, пращой, стеллажом, шалашом, а также: Петром Ильичом, Сергеем Кузьмичом, Ильей Фомичом; но без ударения: вече, баржей (но: баржой), добычей, зрелищем, плачем, престижем, сажей, рыбищей, сапожищем, типажем, тоннажем, топорищем, хронометражем, а также: Иваном Петровичем, Наташей, Растроповичем;
  • в окончании прилагательных: большой, большого, большому, о большом, меньшой (устар., разг.), меньшого (но: меньшего), меньшому, о меньшом; но без ударения: горячего, колючего, свежего; а также в кратких формах среднего рода: общо, свежо; но без ударения: колюче, певуче;
  • у наречий, возникших как застывшая форма творительного падежа существительных: голышом, нагишом.

2. После шипящих под ударением в окончании существительных родительного падежа множественного числа пишется е, если произносится [Э]: вожжей (вожжи), клещей, ножей, свечей.

Примечание. Различаются в написании формы творительного падежа слов вираж (крутой поворот) и вираж (химический раствор) соответственно: виражом и виражем.

Гласные после Ц

1. После ц в окончаниях и суффиксах написание е или о определяется ударением: под ударением пишется о, без ударения — е: деревцо — деревце, крыльцо — рыльце, творцом — сердцем, хитрецой — дверцей, окольцованный — окольцевать, танцор — вытанцовывать — танцевать.

2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы в соответствии с произношением: границы, знаменосцы, птицы, куцый, куцым, куцые, а также голицынский, сестрицын, Голицын, Спицын, Станицын.

Примечание. В написании фамилий возможны отступления от правил; ср.: Спицын — Вицин, Цыцин.

Мягкий знак в наречиях

Уж замуж невтерпеж.

На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (настежь, вскачь, прочь), кроме исключений: уж, замуж, невтерпеж.

Как правильно: в течениЕ или в течениИ?

Как правильно написать: «в течении 24 часов» или «в течение 24 часов», «сказать в заключение» или «сказать в заключении»? Отвечают эксперты портала http://gramma.ru:

Правописание предлогов типа в течение, в продолжение, в отличие, во избежание, в заключение, вследствие, наподобие, а также наречия впоследствии и в самом деле представляет некоторую трудность.

Нужно иметь в виду, что все эти слова образованы сочетанием предлога с существительным, стоящим в форме определенного падежа. Поэтому те буквы, которыми заканчиваются «трудные» предлоги и наречия, в действительности представляют собой не что иное, как падежные окончания исходных существительных.

В заключение, в течение, вследствие, в отличие, во избежание, в продолжение, наподобие – в данном случае предлоги в и на сочетаются с винительным падежом существительных на -ие, окончание которого совпадает с окончанием именительного падежа таких существительных. Наречие впоследствии образовалось сочетанием предлога в с формой предложного падежа существительного последствие, благодаря чему и сохраняет окончание именно предложного падежа: -и.

Сложность представляют, на мой взгляд, два момента. Во-первых, необходимо в каждом отдельном случае понимать, какая именно часть речи перед нами – существительное + предлог либо наречие. Становясь предлогами, существительные утрачивают свое лексическое и грамматическое значение, а также теряют самостоятельность. Привязываясь к существительным, предлоги вместе с падежными окончаниями существительных лишь указывают на их отношение к словам, которым подчинены.

Например, у существительного течение есть лексическое значение поток воды, направление воды. Течение может употребляться в разных падежах с разными предлогами: от течения, по течению и т.д. Предлог же в течение выражает только временные отношения: в течение месяца, в течение дня.

Во-вторых, следует обратить внимание на то, что некоторые предлоги и наречия, образованные из предложно-падежных форм существительных, пишутся слитно: наподобие, вследствие, впоследствии. Слитность и раздельность написаний регулируется лексико-морфологическим принципом орфографии.

Если помните, есть бородатый анкедот: «По Красной площади бродит мужик с транспарантом, на котором написано: «Свободу Леониду Ильичу Брежневу!». Подошедший милиционер: «Ты чё, мужик?! С чего ты взял, что Брежнев в тюрьме?». «Так по радио утром сообщили: «В заключении Леонид Ильич Брежнев сказал…»». Не делайте подобных ошибок!

Как писать: «в отсутствии» или «в отсутствие»

Довольно часто в русском языке встречаются спорные предлоги, правильное написание которых требует знаний, а не интуитивной расстановки букв. К таковым относятся устойчивый предлог «в отсутствие», который очень часто в письменной речи путают с существительным и предлогом «в отсутствии».

Инструкция
1
«В отсутствии» употребляется исключительно как свободное сочетание предлога «в» и существительного «отсутствие», поставленного в предложном падеже и имеющего окончание -и. Например: «Суд не усмотрел повода для прекращения заседания в отсутствии одного из свидетелей». Или: «В отсутствии на уроках школьника учитель не заподозрил ничего криминального». Здесь существительное с предлогом «в отсутствии» употребляется исключительно в значении «в том, что он отсутствовал».

2
Если вы используете в речи «в отсутствие» в качестве предлога, то выражение всегда пишется с буквой –е на конце. Более того, предлог «в отсутствие» можно проверить, заменив на словосочетание «при отсутствии кого-либо». Например: «В отсутствие родителей дети ведут себя слишком шумно». Или: «И в отсутствие актеров, играющих сказочных героев, новогодний праздник прошел феерично».

3
Не следует ориентироваться при проверке устойчивого сочетания «в отсутствие» на другое сочетание «в присутствии». Последнее всегда пишется с буквой –и на конце. Например: «В присутствии жены он становился робок и застенчив». Или: «Подростки в присутствии милиции становились грустными и хмурыми».

4
Запомните, что предлог «в отсутствие» употребляется только при ответе на вопрос «кого?» Ни в коем случае не «чего?» Именно поэтому словосочетания типа «в отсутствие ветра», «в отсутствие мнения», «в отсутствие электричества», «в отсутствие денег» и т.д. считаются некорректным. Такие слова «в присутствии» и «в отсутствие» употребляются только по отношению к людям. По отношению к неодушевленным предметам правильно говорить: «при наличии электричества», «при наличии ориентира», «при отсутствии денег», «при отсутствии мотива» и т.д.

«Веселая грамматика». Основные правила русской орфографии в стихотворной форме для облегчения понимания и запоминания учебного материала

Чтоб не измучилось дитя…(А.Пушкин)

В “Занимательную грамматику” включены отрывки из произведений детских писателей, являющиеся дополнительным материалом для отработки навыков грамотного письма. Работать с книгой ребёнок может как самостоятельно, так и вместе с родителями или старшими детьми. Надеюсь, что эта книга поможет учащимся повысить уровень грамотности и успешно овладеть орфографическими нормами.

Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для кого ученье горе,
Двойку кто схватил опять?
Знаешь, друг, не будь зубрилой,
Ведь зубрёжка – это ложь.
Прочитай стихи, мой милый,
Улыбнись и всё поймёшь.
Вмиг исчезнут огорченья,
Станешь грамотно писать.
От уроков, без сомненья,
Будешь радость получать.
Сделать лёгким всё, что сложно, —
Это главное для всех.
Всё реально, всё возможно.
Верь в себя, придёт успех.

Безударные гласные в корне слова

Безударных гласных много,
Значит, нам нужна подмога.
Что же делать? Где решенье?
Букву ставь под ударенье.
Ты за нами поспевай,
Смело слово изменяй.
Ну а если очень сложно,
Посмотреть в словарик можно..
З..л..нела на п..лянке
И густой была тр..ва.
Ясно даже обезьянке,
Как проверить все слова.

А теперь потренируйся:

  • За р..кой был лес.
  • Кор..тышки делали из к..ры лодочки, переплывали через реку и х..дили в лес за гр..бами, за яг..дами, за ..рехами.
  • Гр..бы к..р..тышки п..лили п..лой под к..решок и т..щили по кусочкам д..мой.

Правописание согласных в корне

Ре..кий ветер и моро.
Даже ду.. в лесу замёр.. .
Здесь опять нужна сноровка.
Действуй верно, действуй ловко.
Сомневаешься? Не трусь.
За согласной встанет пусть
Гласный. Сразу мы услышим
Чёткий звук. Готово? Пишем!

А теперь потренируйся:

Я со всеми нынче гру.
Очень сильно ноет зу.. .
Я не ем ни хле. ни су.
Потому что ноет зу. .
Но об этом я молчу,
Ведь в больницу не хочу.
Вдруг поможет шокола.
Я бы был бы очень ра.. .
Или сла кая вода?
О как больно, вот беда!
Не могу терпеть совсем,
Лучше леденцов поем.
Ой-ой, больше не могу!
Всё. К врачу сейчас бегу.

Непроизносимые согласные в корне слова

А вот это просто прятки.
Звук то есть, то нет. Загадки.
Подбирай такое слово,
Чтобы звук явился снова,
Никуда не потерялся,
А на месте бы остался.
Со..нце светит, в сер..це — праз..ник…
Ну и где ты, звук-проказник?

А теперь потренируйся:

Извес(?)ный волшебник, учёный и маг
Об опытах внукам рассказывал так:
Берёте, к примеру, сухой виноград.
Он вкус(?)ный и сладкий, все так говорят.
В окрес(?)ных садах, подсказать вам хочу,
Нарвите вы яблок, ещё алычу,
Да мес(?)ные груши, пожалуй, пойдут.
Вам наши соседи бесплатно дадут.
Порежьте, варите. Опас(?)но! Огонь!
Кастрюлю руками на печке не тронь!
Умес(?)но добавить ещё сахарку.
Хотите, подлейте чуть-чуть кипятку.
-Прелес(?)но! – волшебник погладил живот.
-Чудес(?)ный у нас получился компот!

Правописание гласных О – Е после шипящей в корне слова

Вот вам совет весёлый, бодрящий:
В корне слова после шипящей
Под ударением слышится что?
Слышится О. Пишется Ё.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ

А теперь потренируйся:

Плачет принцесса, одетая в ш..лк,
А глупый король не возьмёт никак в толк,
В чём слёз тех причина и что за беда.
И мечется бедный туда и сюда.
Придворные ш..потом держат совет,
Ведь явных причин для истерики нет.
Быть может, растрёпана ч..лка,
А может, ужалила пч..лка?
Принцесса на ухо шепнула врачу:
— Крыж..вника ж..лтого очень хочу.
Все в ш..ке и держат семейный совет –
Крыж..вника ж..лтого в городе нет.
В чащ..бу лесную гонец поскакал,
За речкой крыж..вник он вдруг увидал.
По ж..рдочке узкой, качаясь, прош..л,
Но рад,что крыж..вник принцессе наш..л.
Принцесса, надев шерстяной капюш..н,
Гонца ожидая, взошла на балкон.
Из ч..рного леса примчался гонец,
Крыж..вник привёз, тут и сказке конец.
Король восхищён, он без памяти рад.
На блюде гонцу он несёт ш..колад.
И в щ..чку принцесса целует его.
Король промолчал, не сказал ничего.
Кто командует корнями?

  • От чего зависит написание гласной в корнях с чередованием.
  • Командует суффикс –А-.-КОС- (-КАС-)

На урок пришли в наш кпасс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
— Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.

Предположим, корень –ЛОЖ-
Вышел в дождик без калош.
Простудился, это ясно.
Состояние ужасно.
ПоЛОЖили на кроватку,
Как теперь ему несладко.
ПредЛОЖили мазь, уколы,
Пропускает бедный школу.
А вот умный корень –ЛАГ-
Суффикс –А-, как будто флаг,
За собою развернул
И ни разу не чихнул.
ПоЛАГаю, ясно, дети,
Как писать вам корни эти?

Командуют согласные звуки -РАСТ- (-РАЩ-), -РОС-

Вот проблема, вот вопрос:
Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?
Делать вывод я горазд:
В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-
Буква А, а в корне –РОС-
Буква О, и снят вопрос.

Ростислав живёт в Ростове.
Кто он, кто он? Ростовщик.
И росток в горшочке новом
К исключениям привык.
“Отрасль” — веточка, побег,
Устарело в новый век.

-СКАК- (-СКОЧ-). ИСКЛЮЧЕНИЯ: СКАЧОК, СКАЧУ

Командует ударение
ЗаГАР, но заГОРелый,
УГАР, но уГОРеть,
Ставь ударенье смело
И должен ты суметь
Без страха и сомненья
Судьбе наперекор,
Следя за удареньем,
-ГАР- отличить от –ГОР-.

БЕЗ УДАРЕНИЯПОД УДАРЕНИЕМИСКЛЮЧЕНИЯ:
-ГОР--ГАР-УТВАРЬ
-КЛОН--КЛАН-ЗОРЕВАТЬ
-ТВОР--ТВАР-ЗОРЯНКА
-ЗАР--ЗОР-ПЛОВЕЦ
-ПЛАВ--ПЛОВ-ПЛОВЧИХА

Чередующиеся гласные в корне слова

Открываем новый лист,
Вот вам корни — БЛЕСТ- и — БЛИСТ -.
Дальше будет ещё круче,
С Е и И корней там куча.
Разлетятся они вмиг:
Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -.
Ах, досада! Упустил!
Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-.
Приведём-ка их к порядку,
Всех запишем мы в тетрадку.
Будут столбиком стоять,
Мы же будем повторять:

  • -бер-бир-;
  • -пер-пир-;
  • -дер-дир-;
  • -тер-тир-;
  • -мер-мир-;
  • -стел-стил-;
  • -блест-блист-;
  • жег-жиг-.

Внимание! Внимание!
В корнях с чередованием
Пишем И, взглянув сперва,
Есть ли после корня –А-.
Если нет, твоё решенье?
— Пишем Е без промедленья.

Командует смысл

  • -РОВН- (ровное, прямое, гладкое: ровная дорога)
  • -РАВН- (одинаковое: равны по весу)
  • -МОК- (пропитаться жидкостью: сапоги промокают)
  • -МАК- (окунуть в жидкость: макать перо в чернила)

А теперь потренируйся:

Плот накл..нился, и Элли закричала от страха, но Железный дровосек и Страшила поспешили вск..чить на другой край, и р..вновесие восстановилось. Железный дровосек и Страшила погнали плот через реку, за которой начиналась чудесная р..внина. Путники надеялись встретить во дворце Гудвина г..рячий приём. Р..внодушие волшебника пугало их. На горизонте бл..снула з..рница, за ней другая, третья. Тучи заст..лали уже полнеба, бл..стали молнии. И до зам..рающих от страха путников донеслись раскаты грома. (По А. Волкову)

Употребление твёрдого знака

Я вам не шутка, не пустяк.
Я очень-очень твёрдый знак.
Прошу вас чётко, твёрдо знать,
Где и когда меня писать.
После приставки место моё,
Следом шагают Е, Ю, Я, Ё.

А теперь потренируйся:

В..ются, кружатся снежинки,
Б..ются в двери и в окно.
В..юга замела тропинки,
В..езды в город и село.
Шарик с..ёжился в под..езде –
С..есть бы что-нибудь сейчас!
Хорошо с Дружком бы вместе
Кость припрятать про запас.
В..юга, в юга, успокойся,
Белой змейкой уползи.
Шарик, миленький, не бойся.
На вот хлебца, погрызи.

Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных

Посмотри скорей, друж..к:
С неба падает снеж..к.
С белой крыш..й и крыльц..м
Дом нам кажется дворц..м.
А теперь, дружок, внимание:
В суффиксах и окончаниях
На краешке слова, в самом конце
После шипящих и после Ц
Под ударением пишется О,
Е – безударная, только всего.

А теперь потренируйся:

Идет по клеверу быч..к.
Его боч..к как кабач..к,
Как барабан
Его живот.
Он клевер целый день жуёт. (Л.Мезинов)

Дедушка Еж..к,
Не ходи на береж..к.
Там растаял снеж..к,
Заливает луж..к.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.

Правописание -И-Ы- после Ц

Цыган на цыпочках
И цыкает так громко,
Цыплёнок – в обморок,
Проблемы у цыплёнка:
— Зачем я, бедный, в исключения попал?
Цыган ужасный насмерть напугал.
А в КОРНЕ слова и в словах на –ЦИЯ
Веселье, радость, смех и суета.
На мотоцИклах цИркачи лихие
Среди акаЦИЙ мчатся. Красота!
На цИферблате стрелки ловко пляшут,
ЦИстерна с квасом выпита давно.
ЦИрюльник бреет и цИновкой машет,
ЦИклоп и цИник побрели в кино.
А где же Ы?
Взгляни на кончик слова:
КосцЫ, синицЫ, птицЫ, огурцЫ….
-Теперь ты понял, — спрашиваю снова, —
Где после Ц ты пишешь И, где Ы?

Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-

Вот замочЕК. К нему ключИК.
Нам они помогут лучше
Букву в суффиксе узнать,
Чтобы правильно писать.
Просим убедительно
В падеже родительном
Проследить за гласной,
Если вы согласны.
Если гласная исчезла,
Помнить должен человек:
В каждом слове повсеместно
Пишем только суффикс -ЕК-
Если гласная осталась,
Должен помнить ученик,
Что в словах (такая малость)
Пишем только суффикс –ИК-

  • ЗАМОЧЕК – ЗАМОЧКА
  • КЛЮЧИК – КЛЮЧИКА

Правописание приставок

Всегда одинаково пишутся,
Хотя все по-разному слышатся,
Приставки ДО-, ЗА-,НАД- и прочие.
Учил их весь день и до ночи я.
ДОбежать и НАДписать,
ОБрубить и ОТдохнуть….
Надо правильно писать.
Ты про это не забудь.

Приставки на З и приставка -С-

З- приставки не бывает.
Это каждый твёрдо знает.
Но в словах З всё же есть:
ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕСЬ.
Приставки на З и на С как подружки,
Но в разные впрочем играют игрушки.
Приставка на З перед звонким согласным,
На С – пред глухим. Это просто и ясно.

Приставки -ПРЕ- и -ПРИ-

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: “Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковкавроде.”
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом “ОЧЕНЬ” проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

А теперь потренируйся:

  • Знайка очень любил читать. Он начитался в книжках о дальних странах и стал думать. Думал-думал и пр..думал (з,с)делать воздушный шар.
  • Коротышки пр..носили сок цветов, который густел и пр..вращался в резину. Знайка пр..готовил большую бочку для (з,с)бора сока.
  • Знайка велел Шпунтику пр..нести насос. К этому насосу он пр..соединил длинную резиновую трубку, облил её соком и стал накачивать воздух.
  • Все малыши тоже пр..нялись за дело. Скоро шар так Ра(з,с)дулся, что малышам пр..ходилось в(з,с)бираться на ореховый куст, чтобы обмазать шар сверху и по бокам.
  • Работа продолжалась два дня и пр..кратилась тогда, когда шар стал величиной с дом.
  • Знайка пр..вязал шар к ореховому кусту и велел коротышкам пр..делать к нему корзину.

Н и НН в суффиксах прилагательных

Я запутался совсем,
Сколько нужно в слове Н?
Не могу никак понять.
Помогите разобрать.
Вот основа слова БАНЯ.
Н одна. Прошу вниманья!
БаННый пар полезен всем,
Суффикс -Н-, и нет проблем.
Суффикс -ИН-
Пример: мышИНый,
ЛебедИНый, журавлИНый,
И курИНый, и пчелИНый,
Поднатужимся: зверИНый.
-АН- и -ЯН- как близнецы.
Ах, какие молодцы!
Вот в льнЯНой рубашке -ЯН-,
В куртке кожАНой наш -АН-.
Хлеб ржАНой они жуют
И кисель овсЯНый пьют,
А серебрЯНые ложки
Дружно черпают окрошку.
Суффикс -ЕНН- и суффикс -ОНН-
Приближались с двух сторон
К станциОННому буфету.
И чего в нём только нету!
Но деньжонок было мало,
И купили что попало:
Ужасно кислый клюквЕННый сок
И тыквЕННых семечек целый мешок
Да утрЕННюю газету.
Спасибо и за это.

Как запомнить исключенье?
Это страшное мученье!
Будет в памяти оно,
Посмотри лишь на окно.
Всегда две Н, сомненья нет,
В окне с поверхностью стеклянной,
Там оловянный шпингалет
И подоконник деревянный. (“Уроки радионяни”)

А теперь потренируйся:

Мальчики принесли кожа..ый чемодан и поставили на стол. Матушка раскрыла его и начала вынимать листы золотой и серебря..ной бумаги, синей, зелё..ой и оранжевой , картон, коробку с дутыми стекля..ыми шариками, пучки золотой и серебря..ой канители, фонарики с цветными слюдя..ыми окошечками и большую звезду. (По А.Толстому)

Правописание Ь после шипящей в разных частях речи

Ты, дружок, не будь беспечен.
Чтобы грамотно писать,
Начинай-ка с части речи.
Это твёрдо надо знать.

Часть речиФорма словаЬПример
Существ.3 скл., ж. р.+рожь, дочь
Существ.2 скл., м. р.мяч, грач
Существ.ж., ср. родмного туч
во мн.ч., род. п.среди чудовищ
Глаголво всех глаголах на шипящую
2л., ед. ч.+ты идёшь
повелит. накл.+съешь суп
инфинитив (н. ф.)+надо беречь
Прилагательноекраткая формаколюч, горяч
Наречиево всех наречиях+сплошь
на шипящуюнавзничь

ИСКЛЮЧЕНИЯ: уж, замуж, невтерпёж

Я могуч, а я колюч,
Я кипуч, а я липуч,
Я хорош и очень свеж.
Ты смотри меня не съешь!
— Кто вы? – Посмотри внимательнее.
Краткие мы прилагательные.
Мы с шипящей крепко дружим,
Мягкий знак совсем не нужен!

Правописание НЕ с разными частями речи

Можно только удивиться:
НЕ – часть корня, НЕ – частица,
НЕ – приставка. Как нам быть?
Как всё это не забыть?
Если ты сказал сурово:
— Нет без НЕ такого слова!
Значит, твёрдо должен знать:
Нужно слитно НЕ писать.
Есть СИНОНИМЫ на месте,
Пишем слитно, пишем вместе.
Весело, без огорченья
Ищем новое значенье.
Если А союз ты вставил,
Значит противопоставил
Два предмета, два явленья
Признака. Без сожаленья
Отрывай от слова НЕ.
Будет правильно вполне.
Сижу (не)весёлый, а грустный.
Суп был какой-то (не)вкусный,
Сок далеко был (не)сладкий.
В общем, всё мерзко и гадко.
Может, позвать докторов?
Кажется, я не здоров.
Или поесть шоколада?
Нет, ничего мне (не)надо.
Я почему (не)весёлый?
Вызвали папочку в школу.
Да, (не)избежны (не)взгоды
В чудные школьные годы!

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Вот короткая вам справка:
Если в слове есть ПРИСТАВКА,
Есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО,
Мы две Н напишем снова.
Если нет условий этих,
Букву Н одну мы встретим.
(Жареное мясо, крашеный сундук)
СН и НН, ребята, встретились мы вдруг.
Разобраться можно, риск-то невелик:
(Латаные брюки, рваный воротник,
Скошенные травы, сорванный цветок)
Это не забава. Выучи урок.
Это ведь несложно, трудно позабыть.
Пареная репа проще, может быть.

Этого довольно
На оценку “3”.
Ты в учебник школьный
Всё же посмотри.
Много исключений!
Что ж, запоминай.
Нелегко ученье –
Рук не опускай.
Выучи получше,
Будешь ты всё знать.
И тогда получишь
Ты оценку “5”.

А теперь потренируйся.

Вспомни, сколько Н пишется в причастиях, отглагольных и отымённых прилагательных.

  • Рано утром Буратино положил азбуку в сумочку и побежал в школу.
  • По дороге он даже не смотрел на сласти, выставле(Н,НН)ые в лавке – маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаже(Н,НН)ых на палочку.
  • Буратино увидел полотня(Н,НН)ый балаган, украше(Н,НН)ый разноцветными флагами.
  • Он купил билет, сел в первом ряду и с восторгом глядел на опуще(Н,НН)ый занавес. Ударил колокол, и занавес поднялся.
  • На сцене стояли карто(Н,НН)ые деревья. Фонарь в виде луны отражался в кусочке зеркала, на котором плавали лебеди, сдела(Н,НН)ые из ваты. Из-за карто(Н,НН)ого дерева появился маленький человек в дли(Н,НН)ой рубашке с дли(Н,НН)ыми рукавами.

Правописание наречий

Отрицательные наречия
Вот особенная встреча –
Учимся писать наречия.
И, конечно, без сомнения,
Повторим местоимения
Некто в двери постучал,
Но никто не отвечал.
Заперта чужая дверь,
Некуда идти теперь.
Нету дела никому,
Где заночевать ему.
Никого нигде не видно.
Грустно, страшно и обидно,
Когда не с кем пообщаться…
Всё теперь понятно, братцы?
В наречиях, местоимениях
НЕ всегда ПОД УДАРЕНИЕМ!

Дефисное написание наречий

Кое-как, едва-едва,
Просто еле-еле
Я весь день пишу слова,
Трудно в самом деле.
Я, во-первых, не пойму,
Хоть пишу по-русски,
Где дефис и почему?
От такой нагрузки
Я готов по-волчьи выть,
По-собачьи лаять.
Что мне делать? Как мне быть?
Кто-нибудь хоть знает?
Кто б по-дружески помог,
Подсказал по-братски,
Как мне выучить урок?
Как мне разобраться?
По-хорошему прошу,
Как-нибудь спасите.
Про дефис понять спешу,
Вы мне объясните.
Объяснение такое:
Если есть приставка КОЕ- ,
Суффикс -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ,
Про дефис ты не забудь.
Очень, в принципе, походи
Но различны они всё же.
Посмотри внимательнее,
Это прилагательные.
Вот искомая часть речи,
Называется наречие.
Отыскать её легко,
Есть всегда приставка ПО-,
Суффикс -ЕМУ, -КИ и -СКИ.
Смело списывай с доски.
По-зимнему закутав нос,
Спешил по лесу Дед Мороз.
По лесу зимнему бежал,
Мешок с подарками держал.
“Привет!” — с заснеженных ветвей
Кричал по-птичьи воробей.
По-волчьи волк сердито выл,
Его охотник подстрелил.
Если слово повторяется,
Значит так и полагается.
Нам поставить нужно знак
В этом слове, как-никак.
Что осталось? Ничего.
Две приставки В- и ВО-
И, конечно, во-вторых,
Суффикс –ИХ и суффикс –ЫХ.

А теперь потренируйся:

  • Если Незнайка брался за какое (нибудь) дело, то всё у него получалось шиворот (навыворот). Он очень хотел чему (нибудь) научиться, но не любил трудиться.
  • Однажды он решил научиться играть на каком (нибудь) музыкальном инструменте. Гусля дал ему балалайку. Незнайка побренчал и говорит:
  • — Нет, балалайка слишком тихо играет. Дай что (нибудь) другое, погромче. – Он схватил трубу и принялся дуть изо всех сил: «Бу-бу-бу! Гу-гу-гу-у!» (По Н.Носову)

Упражнения для закрепления

Вспомни правило, вставь нужную букву. Проверь себя. Если затрудняешься, попроси помощи у старших, обратись к своему учителю или поищи слово в орфографическом словаре. При проверке обрати особое внимание на написание выделенных слов.

  • Жен?щина пос..дила зёрнышко в цв..точ?ный горш..к, и зёрнышко сразу дало р..сток, а из р..стка выр..с больш..й ч..дес?ный цв..ток. Но л..пестки цв..тка были плотно (с,з) жаты, точно у (не)ра(с,з)пустившегося бутона.
  • — Какой прелес?ный цв..ток! – сказала жен?щина и поцеловала кр..сивые л..п..стки.
  • И как только она их поцеловала, внутри, в бутоне, что(то) щ..лкнуло, и цв..ток ра(с,з)крылся.
  • Это был (точь) в (точь) тюльпан, но в самой ч..шеч?ке на з..лёном пестике цв..тка с..дела крошеч?ная девоч?ка.

(По Г.Х. Андерсену).

  • Было когда(то) двадцать пять оловя(н,нн)ых с..лдат..ков, р..дных братьев по матери – старой оловя(н, нн)ой ло..ке.
  • Маленький мальч..к, которому их под..рили, дост..вал с..лдат..ков по одному из карто(н,нн)ой к..ро..ки и ра(с,з)ст..влял на д..р..вя(н,нн)ом столе.
  • Все оловя(н,нн)ые с..лдат..ки были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отл..вали последним, и олова немно..ко (не)хватило. Но он-то как раз и ок..зался самым зам..ч..тельным из всех.

(По Г.Х. Андерсену).

  • …Суок прекрас(?)но играла св..ю роль. Она была сп..койна. Она чу(?)ствовала, что роль ей уд..ёт(?)ся.
  • “Бывают более трудные вещи,- думала она. – Например, ж..нглировать зажж..(н,нн)ой лампой или делать дв..йное сальтомортале”. А Суок случалось в ц..рке пр..делывать и то, и другое.
  • …Св..ркали п..ркеты. Она отр..жалась в них розовым обл..ком. Можно было подумать, что это маленькая цв..точ(?)ная к..рзинка плывёт по огромной тихой в..де.
  • Она шла мимо стражи, мимо кожа(н,нн)ых и железных людей, которые см..трели, как зач..рова(н,нн)ые. А сверху по ш..роч..йш..й лес(?)нице спускался навстречу кукле наследник Тутти.
  • …Наследник Тутти н..(за)что на свете (не)согл..сился бы ра(з,с)таться со св..ей куклой.
  • Суок ра(з,с)казывала ему о ц..рке:
  • — Я очень давно живу в балаганч..ке дядюшки Бризака. Я умею танцевать, ездить верхом и крутиться на трапец.. . Ах, каким я научилась ч..дес(?)ным штукам! – Она всплеснула руками. – Например, я умею св..стеть ключ..ком.
  • — Ключ..ком? Как? Покажи! У меня есть чудный ключ..к, — с этими словами наследник Тутти ра(с,з)ст..гнул ворот св..ей куртки и снял с шеи тонкую ц..поч(?)ку, на которой болтался (не)больш..й белый ключ(?).

А теперь попроси кого-нибудь из взрослых продиктовать тебе данный ниже текст. Но прежде прочитай текст вслух по слогам, обращая особое внимание на выделенные слова. Старайся вспомнить нужное правило. Напиши текст или его часть, проверь. Обрати внимание на ошибки, если они есть. В случае затруднения при объяснении обратись за помощью к учителю.

  1. На старинных стенных часах железный кузнец поднял молот. Часы щёлкнули, и кузнец ударил молотом по маленькой медной наковальне. Маша стояла у окна. Нянюшка Петровна дремала на диване, а мама ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала Машу с собой. Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове. Копыта лошадей висели над площадью. В последние дни перед спектаклем мама сильно волновалась. Она вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он привёз этот букетик из какой-то далёкой страны. Мама взяла стеклянный букет, положила его к себе на стол и велела Маше до него не дотрагиваться. С чёрного неба сыпался белый снег. За окном сидела седая ворона и смотрела на Машу. Она ждала, когда Петровна уведёт Машу умываться. Тогда ворона влетала через открытую форточку в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала, оставляя на столе мокрые следы. Вернувшись, Петровна и Маша начинали искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего она таскала сахар, печенье и колбасу. Ворона жила в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавалось мороженое. В щелях ларька она прятала кусочки замёрзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряные бумажки от конфет. Ворона сердито каркала, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья по имени Пашка. (По К.Паустовскому)
  2. Жара стояла над землёй уже целый месяц. Взрослые говорили, что эту жару видно “невооружённым” глазом.
    — Видишь жёлтый дым? – говорил пятилетней Тане дядя Глеб. – Это и есть жара.
    От жары больше всего страдала маленькая древесная лягушка. Она жила во дворе, под кустом бузины. Однажды она нашла щель под дверью в каменном погребе, прыгнула туда. А когда в погреб спускалась молоденькая работница Ариша, лягушка пряталась за разбитый цветочный горшок. По вечерам лягушка пробиралась в сад, где на клумбе распускался душистый табак и росли кустистые астры. Лягушка ждала, когда люди перестанут ходить, разговаривать, прикрутят лампы, и дом сразу сделается тёмным и таинственным.. Бородатый Глеб был опытным рыболовом. Каждый вечер он убирал со стола скатерть, осторожно высыпал из коробки золочёные крючки и начинал чинить свои удочки. Тане не разрешалось подходить к столу, чтобы какой-нибудь “мушиный” крючок не впился ей в палец. Однажды Глеб поймал лягушку, которая таскала из банки червей, приготовленных для рыбалки.
    — Это необыкновенная лягушка, — сказал Глеб Тане. – Если она влезет на веточку и начнёт квакать, будет дождь.
    Таня посадила лягушку в стеклянную банку с травой, положила туда кленовую веточку и поставила банку на подоконник. (По К.Паустовскому).

Послесловие

Эта книжка не учебник,
Но и я ведь не волшебник.
Чтоб учиться на отлично,
Нужно знать весьма прилично
Всё, что вам даётся в школе,
Дорогие Маши, Коли,
Кати, Саши и Наташи.
Книжка эта – помощь наша.
На досуге, после школы
Прочитай стишок весёлый.
Коль запомнишь, что ж , прекрасно.
Главное, чтоб было ясно,
Чтоб ты мог легко, с улыбкой
Написать все без ошибки.


источники:

http://materinstvo.ru/art/21513

http://urok.1sept.ru/articles/519529