Входит ли в основу суффикс повелительного наклонения

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

Л.С.СТЕПАНОВА

В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши). » (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .

    Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

    Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

    суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий);

    суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

    суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);

    суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый);

    суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши);

    суффикс повелительного наклонения (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .

    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .

    3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

    4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).

    5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

    Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

    1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

    2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

    3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.

    Какие суффиксы не входят в основу слова?

    Для того что­бы отве­тить на вопрос, какие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва, вспом­ним, что осно­вой явля­ет­ся часть сло­ва без окон­ча­ния. Это зна­чит, что при­став­ка, корень, суф­фикс состав­ля­ют осно­ву мно­гих слов.

    Но при этом мы долж­ны учи­ты­вать, что суф­фикс суф­фик­су рознь. В соста­ве мно­гих слов суще­ству­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, кото­рые не обра­зу­ют новое сло­во, а толь­ко его фор­му, то есть, образ­но гово­ря, пере­оде­ва­ют сло­во в новую одеж­ду.

    Формообразующие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва.

    Рассмотрим это на при­ме­рах. Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские фор­мы раз­ных частей речи.

    Начнем с каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые могут обра­зо­вы­вать сте­пе­ни срав­не­ния с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов: -е, -ее-, -айш-, -ейш-.

    • муд­рый — мудрее, весе­лый — веселее,
    • близ­кий — ближайший, сла­бый — слабейший,

    Наречия с суф­фик­сом -о, обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, тоже обра­зу­ют фор­му про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни с помо­щью суф­фик­сов -е, -ее, напри­мер:

    • Звонок зве­нел всё настой­чивее (настой­чи­во).
    • Сейчас его голос зву­чал гро­мче (гром­ко).

    Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла от осно­вы инфи­ни­ти­ва:

    • искать — искал,
    • вер­теть — вер­тел,
    • строить — строил.

    Все суф­фик­сы при­ча­стий как осо­бой гла­голь­ной фор­мы явля­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми:

    • дей­стви­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни — пишущий, клеящий,
    • дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни — думавший, пиливший, вер­тевший, нёсший,
    • стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни — видимый, ведомый, читаемый,
    • стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни — про­смот­ренный, засеянный, увлеченный, рас­тертый.

    Суффиксы дее­при­ча­стий не вклю­ча­ем в осно­ву:

    • делать — делая,
    • сбро­сить — сбро­сив,
    • пере­ве­сить­ся — пере­ве­сившись.

    Суффикс повелительного наклонения глагола

    Повелительное наклонение – это форма глагола, которая указывает на необходимость взять и выполнить что-либо. Это может высказываться в
    форме просьбы, призыва, рекомендации, настояния. Такие слова, символизирующие действия, используются во втором лице, единственном или множественном количестве. Согласно грамматическим нормам по временам это наклонение не меняется.

    Что бы понять, как именно осуществляется формирование повелительного наклонения, какие суффиксы и окончания для этого потребуются, изучим
    табличку.

    Существует несколько вариантов получения повелительного глагола.

    • От инфинитивной глагольной категории во втором лице посредством присоединения суффиксов «и, й». Этим способом получаем единичное
      количество.

    В ситуации, когда повеление образовано от возвратной глагольной вариации, в нем остается неизменным постфикс «сь, ся».

    • Посредством частичек «пусть, давайте». Эти частички используются в комбинации с событием, действием в настоящем, когда глагол утрачивает отношение к какому-либо времени.

    Здесь нужно запомнить, что именно частичка «пусть» формирует третье лицо «приказательных» глаголов.

    Данная категория глаголов может иметь несколько смысловых понятий при употреблении в высказываниях.

    • Рекомендация.
    • Пожелание.
    • Призыв, повеление исполнить определенное поручение.
    • Позволение.

    В ушедшего временном отрезке склонения по лицам не происходит.

    Навигация по записям

    В концовке глагольной формы повелительного наклонения после мягких согласных ставится мягкий знак. Он также ставится в аналогичной форме
    перед завершающими слогами «те, ся».

    Глагольным формам повелительного наклонения свойственно изменение по лицам и количеству, но у них отсутствует 1 – е лицо в единичном количестве, так как себе приказать или рекомендовать что-либо сделать невозможно. Когда формируется второе лицо, то суффикс повелительного наклонения будет «и». Он прикрепляется к основной, корневой части начальной формы в настоящем времени.

    Когда образуем множественное число, к корневой части прикрепляем концовку или суффикс «те».

    Когда во множественном количестве получаем первое лицо приказа, веления, используем для получения:

    • Мероприятие, свершение которого предвидится, ожидается в перспективе.
    • Суффикс, концовку «те».
    • Частичку «давай».

    Особенности получения повелительного наклонения

    • Действия, которые в начальной вариации имеют суффикс «ва» при получении настоящей временной вариации убираются. В настоящем
      периоде суффикс вновь подставляется.
    • События, действия, иные слова с корневым «и» в инфинитивной форме (пить, вить, шить, и т.д.) различны и с корневой частью глаголов настоящего момента, и с основой простой начальной формы.

    • Есть слова, от которых невозможно получить повелительное наклонение. Например: иметь, слышать, и т.д.

    Если в начальной форме корневую систему дополняет суффикс «ва», то при образовании приказа, призыва в настоящем времени он теряется.
    Повелительное наклонение не дает те слова, которые символизируют действия, мероприятия, свершение которых не зависит от рассказчика.


    источники:

    http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/kakie-suffiksy-ne-vhodyat-v-osnovu-slova.html

    http://tutskill.ru/grammatika/suffiks-povelitel-nogo-nakloneniya-eto-forma-glagola