Какие суффиксы не входят в основу слова?
Для того чтобы ответить на вопрос, какие суффиксы не входят в основу слова, вспомним, что основой является часть слова без окончания. Это значит, что приставка, корень, суффикс составляют основу многих слов.
Но при этом мы должны учитывать, что суффикс суффиксу рознь. В составе многих слов существуют формообразующие суффиксы, которые не образуют новое слово, а только его форму, то есть, образно говоря, переодевают слово в другую грамматическую одежду.
Рассмотрим это на примерах. Понаблюдаем за суффиксами в грамматических формах разных частей речи.
Начнем с качественных прилагательных, которые могут образовывать степени сравнения с помощью формообразующих суффиксов: -е, -ее-, -айш-, -ейш-.
- мудрый — мудр ее , веселый — весел ее ;
- близкий — ближ айш ий, слабый — слаб ейш ий;
Наречия с суффиксом -о, образованные от качественных прилагательных, тоже образуют форму простой сравнительной степени с помощью суффиксов -е, -ее, например:
- Звонок звенел всё настойчив ее (настойчиво).
- Сейчас его голос звучал громч е (громко).
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола от основы инфинитива:
Все суффиксы причастий как особой глагольной формы являются формообразующими:
- у действительных причастий настоящего времени — пиш ущ ий, кле ящ ий;
- у действительных причастий прошедшего времени — дума вш ий, пили вш ий, верте вш ий, нёс ш ий;
- у страдательных причастий настоящего времени — вид им ый, вед ом ый, чита ем ый;
- у страдательных причастий прошедшего времени — просмотре нн ый, засея нн ый, увлеч енн ый, растер т ый.
Суффиксы деепричастий не включаем в основу слова:
- делать — дела я ;
- сбросить — сброси в ;
- перевеситься — перевеси вши сь .
Правописание причастий и деепричастий
Особенности правописания причастий и деепричастий
Причастия и деепричастия являются отглагольными формами, поэтому их правописание основано на особенностях словообразования.
Причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени.
Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени, поэтому и причастия настоящего времени от них не образуются (например, мяукнуть, залаять, научить).
Причастия прошедшего времени, кроме страдательных причастий с суффиксом -енн-, образуются от основы инфинитива. Страдательные причастия с суффиксом -енн- образуются от основы глагола настоящего времени.
Рассмотрим таблицу с суффиксами причастий.
Время | Суффиксы действительных причастий | Суффиксы страдательных причастий |
Настоящее | -ем-/-ом-/-им- (рисуемый, ведомый, ввозимый) | |
Прошедшее | -вш-/-ш- (решавший, росший) | -нн-/-т-/-енн- (прочитанный, разбитый, принесенный) |
Деепричастия совершенного вида обычно образуются от снов инфинитива глаголов совершенного вида. Деепричастия несовершенного вида — от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида.
Рассмотрим таблицу с суффиксами деепричастий.
Вид | Продуктивные суффиксы | Непродуктивные суффиксы |
Несовершенный | -а/-я (крича, размышляя) | -в/-вши/-учи/-ючи (ехав, думавши, едучи, играючи) |
Совершенный | -в (подумав) | -вши/-ши/-а/-я (решивши, привлекши, сложа, увидя |
Определение
Продуктивные суффиксы — те, которые активно участвуют в современном словообразовании. Непродуктивные — с помощью которых в современном русском языке не образуются новые слова.
Основные правила русского языка
Основные трудности при написании причастий и деепричастий возникают при выборе слитного или раздельного написания с не-, при выборе гласной и в написании -н-/-нн- в суффиксах.
С деепричастиями и краткими причастиями не- пишется раздельно за исключением слов, которые не употребляются без не- (ненавидя, невзлюбивший). С полными причастиями не- пишется раздельно, если:
- есть зависимое поясняющее слово (кроме наречия меры и степени);
- есть или подразумевается противопоставление с союзом а, но и т.п.
Ушел, не выслушав меня (выслушав — деепричастие).
Дверь оказалась не прикрыта (прикрыта — краткое причастие).
Человек, негодующий на все происходящее (причастие негодующий не употребляется без не-).
Не проверенные (кем?) учителем тетради (при полном причастии есть зависимое пояснительное слово «учителем»).
Еще не допитый чай. (При полном причастии есть пояснительное слово «еще»).
Не выдуманная, а реальная история (противопоставление с союзом «а»).
В случае, если зависимым от причастия словом является наречие меры и степени (почти, совсем, очень, крайне, весьма и др.), то не- с причастием пишется слитно, так как эти слова подчеркивают утверждение лексического значения причастия в контексте предложения:
Совершенно неподготовленный ученик.
Но! Данные наречия не влияют на написание не- при наличии других пояснительных слов:
Совершенно не подготовленный (к чему?) к зачету ученик.
Причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида сохраняют гласную букву основы глагола в неопределенной форме.
Услышать — услышавший, услышанный, услышав.
Увидеть — увидевший, увиденный, увидев.
Выучить — выучивший, выученный (и не сохраняется в основе страдательных причастий прошедшего времени), выучив.
Исключение: брезжить — брезжущий.
Два н (нн) пишется в суффиксах полных страдательных причастий, если они имеют приставку и/или пояснительное слово: Исправленное сочинение (на написание нн влияет приставка «ис-»). Правленное (кем?) мною сочинение (на написание нн влияет зависимое слово «мною»).
Два н (нн) также пишется в полных бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (данный, сломанный, лишенный и др.) и в некоторых причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида (виданный, слыханный и др.).
По смысловому значению необходимо отличать причастие от прилагательного, потому что от этого зависит написание н/нн. Например, в словосочетании «правленое сочинение» слово «правленое» является прилагательным, образованным от страдательного причастия прошедшего времени, поэтому пишется одна н.
Также сравним: крашеный пол (прилагательное) — некрашеный пол (прилагательное, наличие приставки не- не влияет на написание н/нн) — невыкрашенный пол (причастие).
Одна н (н) пишется в кратких формах страдательных причастий: Я была взволнована этим сообщением.
Правила написания действительных и страдательных причастий настоящего времени
Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы:
- -ущ-/-ющ- (причастия, образованные от глаголов I спряжения): несущий, читающий.
- -ащ-/-ящ- (причастия, образованные от глаголов II спряжения): кричащий, белящий.
Страдательные причастия настоящего времени имеют суффиксы:
- -ем-/-ом- (образованные от глаголов I спряжения): читаемый, ведомый;
- -им- (образованные от глаголов II спряжения): возимый.
Исключение 2
Но: движимый — от архаизма движити.
Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени
Действительные причастия прошедшего времени имеют суффикс -вш- (после гласного) и -ш- (после согласного): решавший, росший.
В страдательных причастиях прошедшего времени (образуются с помощью суффиксов -нн-, -т-, енн-) пишется:
- -анн(ый)/-янн(ый), если соответствующий инфинитив оканчивается на -ать, -ять: написать написанный, развеять — развеянный.
- -енн(ый)/-ённ(ый), если соответствующий инфинитив оканчивается на -еть, -ить, -ти (после согласной), -чь: увидеть — увиденный, застрелить — застреленный, принести — принесенный, сберечь — сбереженный.
Примечание 2
От разговорной формы мерять и мучать страдательные причастия прошедшего времени образуются так же, как и от литературных форм мерить и мучить, с помощью суффикса -енн-: меренный, мученный.
Таблица с примерами
Написание не- с причастиями и деепричастиями
Пример | Пояснение правописания |
Не подумав о завтрашнем дне, я потратил все деньги. | Не- с деепричастием |
Сев в бричку, я понял, что кони не запряжены. | Не- с кратким причастием |
Деепричастие невзлюбив и причастие ненавидевший не употребляются без не-. | |
В предложениях есть зависимое пояснительное слово (не запряженные (кем?) кучером; не расколотый (до какого времени?) еще, то есть до сих пор не расколотый орех. | |
Полное причастие с не- пишется слитно, если в предложении отсутствуют поясняющие причастие слова, а также нет и не подразумевается противопоставление с союзом а, но и т.п. | |
Употребление в качестве пояснительных слов наречий меры и степени (совсем, почти) не влияет на правописание не- с причастием. |
Сравним особенности образования страдательных причастий прошедшего времени, в зависимости от лексического значения слова.
Суффикс или окончание
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал взят из интернета.Автор Л.С.Степанова | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?
В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов ( -ть, -ти и -чь ) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.
В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти » (с. 109).
Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).
Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».
Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).
Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.
Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий) , прошедшего времении (нес-л-а) , инфинитива (нес-ти) , причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши) . » (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти . Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».
Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса ( писа -ть, писа -л, писа -вш-ий) . На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л- ), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.
Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.
1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .
Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.
Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:
o суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий) ;
o суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а) ;
o суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)
o суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь );
o суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый) ;
o суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши) ;
o суффикс повелительного наклонения -и (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .
2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .
3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова ( умыва -я- сь , прочита -вш-ий, буд -учи) .
4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса . В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания ( мор -е, торопл -ю- сь , осенн -ий) . В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы ( бушу -ющ-ий, свеж -айш-ий, привез -л-а) . В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы ( быстр -ее, проигра -в, откры -ть, принес -и) .
5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».
Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.
1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.
2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.
3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.
http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/11/pravopisanie-prichastij-i-deeprichastij
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/04/11/suffiks-ili-okonchanie