Виды правописания буквы ж

« Написание строчной буквы «ж»

Технологическая карта урока по русскому языку

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33»

Практикант: Позднякова Виктория

Тип урока: Изучение нового материала

Образовательные : 1) Научить правильному начертанию буквы «б» и способам ее соединений, отработать безотрывность, плавность письма буквы и соединений букв; 2) Совершенствовать фонетические умения: характеризовать звуки, соотносить звук и букву; 3) Формировать у учащихся привычку правильно сидеть за партой и пользоваться письменными принадлежностями.

Развивающие : 1) Развивать мелкие мышцы руки; 2) Развивать психические процессы, как произвольное внимание, двигательная память, логическое и образное мышление, связную речь.

Воспитательные: 1) Воспитывать интерес к процессу познания; 2) Содействовать воспитанию таких черт характера, как усидчивость, аккуратность, самостоятельность.

презентация, интерактивная доска

I. Организационный этап

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

— Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и тихонечко садитесь! Проверьте, все ли готовы к уроку. На парте у вас должны лежать прописи и ручка.

— Девизом нашего урока будет следующая фраза: «Чтобы грамотными стать, нужно нам все буквы знать». Поднимите руку, кто хочет стать грамотным и знать все буквы. Молодцы, ребята.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность к уроку.

Узнают девиз урока.

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

II . Актуализация знаний

Выявить уровень усвоения ранее изученного материала.

— Сегодня к нам в гости пришла наша хорошая знакомая, узнайте её:

Я на ветке сижу,

Букву Ж всегда твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

-На урок письма жук Жужелица принесла нам новую букву. Как вы думаете, какая это буква? ( ж )

— Давайте вспомним характеристику звука [ж]. (согласный, звонкий, твердый).

Поднимайте руку каждый раз, когда услышите звук [ж]. Будьте внимательны!

Слова: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ежик, лиса, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.

— Назовите животных, в названиях которых есть звук [ж]: (ежик, жираф, ужи, стрижи).

— Назовите слова с сочетанием ЖИ. (ножи, лыжи, пружина, снежинка и т.д.)

Характеризуют звук [ ж ]

Приводят пример слов.

·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

III . Сообщение темы и постановка задач урока.

Организовать формулирование темы и задач урока.

— На что похожа буква «ж»?

— Сегодня на уроке мы будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «ж», которая обозначает твердый звук [ж].

Определяют тему урока и задачи.

·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

VI . Изучение нового материала.

— Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «ж»

-Чем они похожи? Чем отличаются?

1.Подготовительная работа к письму новой буквы

Конструирование строчной буквы «ж»

Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «ж». (Две полоски в форме полуовала; полоска в форме прямой линии).

-Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «ж».

Б) Показ и объяснение написания буквы

— Сейчас, я буду показывать, как правильно писать букву «ж», будьте очень внимательны. Начинаю ниже верхней линейки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки. Опускаю ее в низ, закругляю влево, коснувшись нижней линейки. Делаю повтор по закруглению вправо, линию повтора продолжаю до верхней линейки, отклоняясь вправо. До нижней линейки пишу прямую. Делаю повтор по прямой вверх до ее середины, продолжаю плавную линию вверх, отклоняюсь вправо, закругляю вправо, коснувшись верхней линейки. Делаю повтор по закруглению влево, полуовальную линию опускаю вниз, закругляю вправо, коснувшись нижней линейки.

В) Письмо в воздухе

— Прежде чем начать работу в прописях, потренируемся в воздухе. Поставим руку на локоток, все вместе начинаем писать букву «ж» в воздухе под счет: и – раз – и – и – два – и – и – три – и

Раз, два, три, четыре, пят

Вышли пальцы погулять. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Этот пальчик самый толстый, (Сжимают и разжимают каждый пальчик на обеих руках.)

Самый сильный и большой.

Этот пальчик для того ,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Это пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинец хоть и мал,

Очень ловок, да удал.

2. Упражнение в самостоятельном письме буквы.

— Поднимите руку, кто хочет написать красиво эту букву. Люди часто допускают ошибки, посмотрите, мы так делать не будем, убираем эту букву.

— Чтобы написать букву красиво, нужно соблюдать правила, кто подскажет их? (сесть ровно, спинка прямая, прописи лежат с наклоном, ручку держим правильно).

— Положите ручку на средний палец, проверьте, свободно ли двигается указательный палец. Поставьте ручку в начальную точку, обведите элементы на строчке и обведите букву по контуру самостоятельно до половины строки. Сравните букву с образцом, подчеркните самую красивую букву.

— Следующее задание более сложное, мы не только будем обводить букву, но и научимся писать самостоятельно букву. Обведите буквы и продолжите самостоятельно. Сравните букву с образцом, подчеркните самую красивую букву.

— Молодцы, с работой мы справились.

3. Анализ соединения букв, письмо соединений.

— Прочитайте слоги, которые написаны на строчке. В каких слогах буква Ж обозначает твердый звук?

(аж, уж, ож). Почему вы решили так? (потому что буква «о», «а» и «и» указывает на твердый согласный звук).

— «аж» каким соединением соединяются буквы? (средним). Почему? (буква «а» пишется снизу). Значит нам нужно вести от буквы «а» линию до середины рабочей строки, пишу букву «ж». Напишите букву «а» и обведите букву «ж».

-Каким соединением соединяются следующие слоги? (средним).

— А теперь посмотрите на слог «жи». Каким соединением он соединяется? (верхним). Почему? (буква «и» пишется сверху). Значит нам нужно соединить линию до верхней линии рабочей строки, пишу букву «и».

— Положите ручки. Мы молодцы, кто не испытывал сложности? Мы научились писать букву, слоги.

— Прочитайте пары слов: Ужи – уж; Ёжик — ежи.

— Какое правило нужно вспомнить при письме этих слов? (жи – ши – пиши с буквой «И»)

-Подчеркните сочетания жи – ши.

— Проанализируйте пары слов по плану:

1. сколько букв в слове?

2. сколько звуков?

3. сколько слогов?

4. какой слог ударный?

5. виды соединений букв.

Анализируют, из каких элементов состоит буква ж

Про букву Ж

Восьмая с начала, двадцать шестая с конца алфавита буква Ж в церковно- и старославянской азбуке называется «живите».

В глаголице буква имеет начертание, схожее на раскрытые ножницы, направленные остриём вверх.

Происхождение буквы Ж

Интересна буква и по своему происхождению. История её появления даже весьма загадочна.

В греческом алфавите такая буква вообще отсутствовала, на том языке, а и в ряде других, не было нужды использовать данный звук. И в латинском языке не было ни звука, ни самой буквы Ж.

Ну вот как-то не довелось древним придумать слова с таким жужжащим звуком.

Буква Ж является твёрдым согласным. Однако раньше она была значительно мягче по произношению, примерно лишь во времена Мамаева побоища начался процесс отвердения согласных.

При Иване Калите буква Ж еще встречалась в словах в более смягчённом виде, но это был скорее мягкий шипящий, напоминающий «жь». Даже в словах, если после Ж идут гласные И и Е, мы произносим его твёрдо — жена — ж[э]на, жить — ж[ы]т’.

Долго и мягко Ж слышится лишь в корнях с ЖЖ и ЗЖ — брюзжать, дрожжать.

Написание буквы Ж

Форма написания буквы Ж довольно причудлива. Благодаря своей «изысканной внешности» эту букву с удовольствием стали использовать переписчики рукописных книг.

Они стали выдумывать всё более изысканные очертания для буквы Ж.
В европейских языках звук Ж зачастую отсутствует, иностранцам даже произносить его сложно, практически нереально. Вместо Ж они говорят Ш.

Произношение буквы Ж

В фильмах, где снимаются иностранцы, можно услышать вместо «жара» — «шара», вместо «ужас» — «ушас» и т.д.

Но даже, если кто-то из европейцев научился произносить Ж чётко и ясно, то буквы в их алфавите всё равно нет. Для обозначения подобного звука в иностранных алфавитах используют сочетание двух букв, которые передают приближённое звучание.

Если, к примеру, немец познакомится с Жаном, то у него будет получаться называть его только Шаном. А если он увидит имя Жана в письменном виде, то будет называть его Яном.

И всё потому, что звук Ж ему незнаком, а произнести этот звук правильно ему просто неподсилу.

Испанец, прочитав имя Дон Жуан как Don Juan, непременно будет говорить Дон Хуан.

Так же и в других языках букву/звук Ж правильно назвать получится не у каждого.

Стишок про букву Ж

Буква Ж жужжит как жук,
Забралась на верхний сук.
Ей вскружжжжило голову,
Упала буква на траву.

Она упала и лежжжит,
Больше буква не жужжжит.

Тема: строчная и заглавная буквы Ж, ж.

Тема: строчная и заглавная буквы Ж, ж.

Просмотр содержимого документа
«Тема: строчная и заглавная буквы Ж, ж.»

Тема: строчная и заглавная буквы Ж, ж.

Цель: Научить правильно писать букву ж, правильно располагать буквы на рабочей строке и соединять их в слоги, слова, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты.

Предметные:
Формирование навыков правильного графического изображения буквы ж, правильного расположения элементов букв на рабочей строке;
Отработка правильных соединений ж с другими буквами в слогах и словах;

Совершенствовать умение анализировать звуко-буквенный состав слогов, слов;

Отрабатывать орфографические навыки письма;

Обогащение и активация словаря, развитие умения четко отвечать на поставленный вопрос.

Личностные:
Воспитание умения внимательно слушать педагога, правильно выполнять речевую инструкцию;
Формирование учебного поведения на занятии и интереса к изучаемому предмету;
Работа над созданием доверительных и дружеских отношений между учителем и учеником и положительного эмоционального отношения к учебной деятельности

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: картинки: жука, жаворонка, жабы, мухи, жирафа, ужа, еж.

схема слова жук, ноутбук, телевизор.

I. Организационный момент.

Сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем их.

Психологический настрой. (слайд 1)

Учитель: На уроке я сижу –

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю

Игра «Кто лишний ?» (слайд 2)

Учитель: Перед вами на доске картинки. Посмотрите внимательно.

— Итак, кто изображен на первой картинке?

Учитель: На второй картинке?

Учитель: На третьей картинке?

Учитель: На четвертой картинке?

Что объединяет все эти слова? (животные)

— Какое сейчас время года? (зима)

— Как живётся зимой животным? (тяжело)

— Чем мы им можем помочь?

Скажите, а Кто здесь лишний? (муха)

— Что общего во всех этих словах?

Слова жук, жаворонок, жаба начинаются со звука ж. Лишние слово муха, оно начинается со звука м.

Сделайте вывод и скажите какую букву мы будем учиться писать? слайд 3

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в интересное путешествие, а чему мы должны научиться на уроке письма?

Когда я шла в школу почтальон передал мне письмо. слайд 4.

Учитель: Ребята давайте прочтем письмо и узнаем от кого оно?

Здравствуете, дорогие ребята.

Я буква ж. Меня заколдовала злая ведьма. Я очень прошу вас помочь мне. Расколдовать меня, можно только, если каждый из вас за время урока выполнит все задания аккуратно и красиво. А в пути вам будут помогать мои верные друзья.

Учитель: Итак отправляемся в путешествие, на помощь букве? слайд 5

1 остановка «Буквенная» слайд 6

Нас встречает на остановке жираф и передаёт нам конверт с заданием.

1 задание. Для того, чтобы красиво писать, надо пальчики размять.

Подготовим руку к письму, выполним пальчиковую гимнастику. слайд 7

Открываем прописи на стр. 6, сели ровно, спинки прямые, тетрадь под наклоном.

1. Знакомство с буквой ж, рисование бордюров. слайд 8

— Сравните печатную и письменную буквы ж, чем похожи и чем отличаются?

— Сколько элементов в букве ж? ( три) слайд 9

— Для чего нужна стрелка? (чтобы видеть, откуда начинать писать)

— Обведите букву по контуру.

— Обведите узор «Бордюры».

2 задание. Написание буквы ж.

Знакомство с написанием строчной буквы ж в прописи.

— Посмотрите на экран и проследите как правильно писать строчную букву ж.

— Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведём вверх вправо, доводим до верхней линии, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем присоединительный элемент от середины полуовала вправо вверх до верхней линии рабочей строки. Затем пишем наклонную палочку начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Третий элемент – правый полуовал – начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём руку вверх влево, доводим до верхней линии, ведём вниз, закругляем вправо, пишем полуовал.

— Пропишем элементы буквы ж в воздухе.

— Допишите на 1 строке букву ж.

3 задание. Написание заглавной буквы Ж.

— Как вы думаете есть ли у буквы же родная сестра? (Заглавная)

— Сейчас напишем родную сестру буквы ж.

Знакомство с написанием заглавной буквы Ж в прописи.

— Рассмотрите образец заглавной буквы Ж на стр 7. слайд 11

— Посмотрите на экран слайд 12

— Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, доводим до середины широкой вспомогательной строки, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем присоединительный элемент от середины полуовала вправо вверх до середины вспомогательной строки, затем пишем длинную наклонную палочку и начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Третий элемент – правый полуовал — начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки, ведём руку вверх влево, доводим до нижней линии, ведём вниз, закругляем вправо, пишем полуовал.

— Напишите на 1 строке заглавную букву Ж.

2 остановка «Слоговая» слайд 13

Вторая наша остановка слоговая и на этой остановке нас ждёт жаворонок с заданием.

1 задание. Написать слоги с буквой ж.

— Что написано на 2 строке? (слоги) слайд 14

— Прочитайте 1 слог (жа)

Взяли ручки и напишем 1 слог вместе в воздухе.

— Какое соединение в слоге букв (нижнее).

— Я пишу на доске, вы внимательно следите.

— А теперь вы напишите этот слог в тетради.

— Прочитайте второй слог (жи)

— Что мы знаем о сочетании жи- ши? слайд 15

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи.

Жи да ши, жи да ши

С буквой и всегда пиши!

— Пишем 2 слог жи в тетради, обращая внимание на соединение букв.

— Прочитайте 3 слог (же). слайд 16

— Напишите 3 слог самостоятельно.

— Отдохнём и проведём физкульт. минутку. слайд 17

3. Третья остановка « Звуко – буквенная» слайд 18

Учитель: На полянке у пенька ждет нас друг буквы ж с заданием.

Учитель: На полянке у пенька ждет нас друг буквы ж с заданием.

Работа с картинкой.

Учитель: Кто изображен на картинке ? (жук) слайд 19

— Поделим слово на слоги.

— Сколько слогов в слове? (1)

Сколько звуков? (3)

Учитель: А теперь еще раз произнесите слово жук, чтобы услышать первый звук. ([ж]ук)

Учитель: Какой первый звук в этом слове?

Ответы детей: звук ж

Учитель: Скажите друг другу слово жук так, чтобы услышать второй звук. (ж[у]к)

Учитель: Какой второй звук в этом слове?

Ответы детей: звук у

Учитель: Скажите слово жук так, чтобы услышать третий звук. (жу[к])

Учитель: Какой третий звук в этом слове?

Ответы детей: звук к

Учитель: Сколько гласных в слове жук? (1)

Учитель: Сколько согласных? (2)

— Я пишу, вы внимательно смотрите.

— Запишите слово жук в тетрадь!

А теперь давайте составим предложение со словом жук.

— Прочитайте предложение которое я составила. слайд 21

4. Четвёртая остановка « Предложение » слайд 22

Учитель: Наше путешествие продолжается. Следующая остановка и нас встречают ежи.

— Что написано на следующей строке? (Предложение) слайд 23

— Как обозначаются границы предложения на письме?( Начало с большой буквы, в конце – точка.)

— Какое это предложение по цели высказывания? ( повествовательное)

— Из чего состоит предложение? (из слов)

— Посчитаем сколько слов в этом предложении? (4 слова)

— Читаем хором всё предложение.

— Первое слово пишу с……. (большой буквы) Ежи

— второе слово живут,пишу

— четвёртое слово лесу, в конце ставим …….(точку).

— Напишите самостоятельно предложение по образцу.

Четвертая остановка « Волшебное превращение» слайд 24.

Замените 1 букву в слове ежи так, чтобы получилось новое слово. слайд 25

Получилось слово ужи. слайд 26

IV. Рефлексивно – оценочный.

Учитель: » Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора расставаться с великолепной природой острова буквы Ж. Впереди нас ждут не менее увлекательные открытия».

Подведение итогов урока.

Какую букву научились писать?

Кому помогали в пути?

Как вы думаете, мы помогли букве ж ?

Все задания выполнили успешно, буква ж благодарит вас за помощь.


источники:

http://probukvy.ru/alfavit/pro-bukvu-zh

http://multiurok.ru/files/tema-strochnaia-i-zaglavnaia-bukvy-zh-zh.html