Виды сказуемого упражнения 8 класс

Виды сказуемых. 8 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Дидактический материал по теме «Виды сказуемых»

Скачать:

ВложениеРазмер
vidy_skazuemyh._8_kl.docx50.55 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

Способы выражения простого глагольного сказуемого

1. Глагол в форме какого-либо наклонения

Наступает хмурое утро.
Наступило хмурое утро.
Сергей будет поступать в театральное училище.
Он с удовольствием уехал бы в деревню.
Запишите домашнее задание.

2. Независимый инфинитив

Жить – родине служить .

3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг )

Подруга каждая тут тихо толк подругу.

4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме

Команда одержала победу в чемпионате.
Он опять лодыря гоняет .

5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица ( да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Давай я поеду с тобой.
Пусть уезжает с отцом.
Да приснятся тебе сладкие сны.
Он было пошёл к двери, но вдруг остановился.
В комнате как будто попахивало гарью.
Он словно остолбенел от испуга.
Он чуть не умер с горя.
Он только что не кувыркался , стараясь рассмешить публику.
Он едва ли не помешался от радости.

1) Форма сложного будущего времени ( буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое;

2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);

3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется.

Ср.: Он, бывало , неделями в деревне не показывался ;

4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:

а) фразеологизм часто можно заменить одним словом:

одержать победу – победить; иметь значение – значить; дать обещание – обещать; отдать приказ – приказать и др.;

б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть , а в составном именном сказуемом – можно.

Ср.: Он повесил нос (ПГС) – нельзя: Он был нос ; Она сидела усталая (СИС) – Она была усталая; Он родился счастливым (СИС) – Он был счастливым .

Примечание. В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением. Наиболее распространёнными среди них являются следующие:

1) сочетание двух глагольных форм с частицей так ( Удружил так удружил! );

2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме ( Пойду позову маму );

3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и ( Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз);

4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе ( А Иванушка знай себе держись; Я так и вскрикнула );

5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа ( Он её поедом ест; Она ревмя ревёт ).

Осложнённые типы простого глагольного сказуемого не содержат знаков препинания !

План разбора простого глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать форму спрягаемого глагола.

Мои дела идут в гору.

Идут в гору – простое глагольное сказуемое; выражено глагольным фразеологизмом в настоящем времени изъявительного наклонения.

Забыть бы обо всём.

Забыть бы – простое глагольное сказуемое; выражено глаголом в условном наклонении.

Упражнение 1. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите сказуемые по плану.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).

Упражнение 2. В предложениях, представленных в упражнении 2, выделите простые глагольные сказуемые – фразеологизмы. Докажите, что это не составные именные сказуемые.

1.4. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

  1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?.

Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть.

  1. Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Ср.:
1. Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое ( хочу – я , петь буду – я ).
2. Я просил её спеть . Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение ( просил – я , петь будет – она ).

Значения вспомогательного глагола

Типичные глаголы и фразеологизмы

1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)

Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить.
Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.)

Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

Я умею петь.
Я хочу петь.
Я боюсь петь.
Я люблю петь.
Я стыжусь петь.
Я рассчитываю спеть эту арию.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.

Старик опять пустился жевать.

Пустился жевать – составное глагольное сказуемое. Основная часть ( жевать ) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть ( пустился ) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Упражнение 1. Выделите грамматические основы предложений. Разберите простые и составные глагольные сказуемые по плану.

1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский). 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь (Паустовский). 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи (Паустовский). 13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров). 14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров). 15. Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев). 17. Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий). 18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни (Луконин). 19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл (Дичаров). 20. Она даже не успела поздороваться с ним (Федин).

  1. Он боялся идти (ПГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 2. Лакей приходил(СГС); звать – объектный инфинитив, обстоятельство цели. 3. Старуха ушла (ПГС, выраженное лексически полнозначным глаголом); хлопотать – обстоятельство цели. 4. Он попросил (ПГС); похлопотать – дополнение. 5. Поэт умеет заставить (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение); говорить – объектный инфинитив, дополнение. 6. Я стараюсь учить (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 7. Человек не сможет передать (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 8. Я не буду видеть, писать, звонить (ПГС, выраженное формой сложного будущего времени глагола). 9. Капли начали стучать (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 10. Дождь будет моросить (ПГС, выраженное формой сложного будущего времени глагола). 11. Дождь начинает шуметь (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 12. Аллеи начинались (ПГС). 13. Слухи стали носиться (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 14. Они продолжали сопеть, дремать, зевать (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 15. Море переставало шуметь (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 16. Пурга не хотела униматься (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 17. Антоненко приказал (ПГС); покинуть – объектный инфинитив, дополнение. 18. Я не позволю(ПГС); отзываться – объектный инфинитив, дополнение. 19. Тагилов не пошёл (ПГС, выраженное лексически полнозначным глаголом); завтракать – обстоятельство цели. 20. Она не успела поздороваться (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение).

1.5. Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Примеры: Он был врачом; Он стал врачом; Он был болен; Он был больным; Он был ранен; Он пришёл первым.

Вид связки по значению

1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.

Глаголы быть, являться . В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Он был врачом.
Он будет врачом.
Он врач.
Он был больным.
Он будет больным.
Он больной.
Он является больным.
Лирика есть самое высокое проявление искусства.

2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.

а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться ;
б) сохранение признака: остаться ;
в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться ;
г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ;
д) название признака: зваться, называться, почитаться .

Он стал больным.
Он остался больным.
Он бывал больным каждую осень.
Он оказался больным.
Он считался больным.
Он казался больным.
Он является больным.
Он слыл больным.
Их называли больными.

3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).

а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять ;
б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить ;
в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть .

Она сидела усталая.
Он ушёл сердитый.
Он вернулся расстроенный.
Он жил отшельником.
Он родился счастливым.
Он умер героем.

Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

У него было три сына; У него было много денег.

Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

Он оказался в центре города; Он стал у стены.

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна ). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом ( Он сидел усталый ; более важным является то, что он был усталым , а не то, что он сидел , а не стоял или лежал ).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

  1. знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть :

Он сидел усталый – Он был усталый; Он родился счастливым – Он был счастливым; Он пришёл первым – Он был первым;

  1. связку можно сделать нулевой:

Он сидел усталый – Он усталый ; Он родился счастливым – Он счастливый ; Он пришёл первым – Он первый .

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой? ), то это всегда составное именное сказуемое ( сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым ). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Способы выражения именной части

1. Имя существительное

1.1. Существительное в именительном или творительном падеже

Он мой брат.
Он был моим братом.

1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Штурман был в забытьи.
Я без гроша.
Этот дом – Мешкова.

1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)

Зять был молчаливой породы.
Эта девушка высокого роста.

2. Имя прилагательное

2.1. Краткое прилагательное

Он весел.
Он стал весел.

2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже

Он весёлый.
Он стал весёлым.

2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени

Здесь звуки музыки были слышнее.
Ты самый лучший.

3.1. Краткое причастие

Он ранен.
Стекла были разбиты.

3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже

Стекла были разбитые.
Стекла были разбитыми.

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Вся рыба – ваша.
Это что-то новенькое.

5. Числительное в именительном или творительном падеже

Их изба – третья с краю.
Их изба была третьей с краю.

Я был настороже.
Его дочь замужем за моим братом.

1) Даже если сказуемое состоит из одного слова – имени или наречия (с нулевой связкой), это всегда составное именное сказуемое;

2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого;

3) именительный и творительный падежи – основные падежные формы именной части сказуемого;

4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.

Наиболее типичные ошибки при разборе составного именного сказуемого:

1. Краткую форму прилагательного и особенно причастия принимают за глагол, поэтому сказуемое ошибочно считают простым глагольным. Чтобы не ошибиться, поставьте сказуемое в прошедшее время: в глаголе появляется суффикс -л , а у краткого прилагательного или причастия появится связка был ( была, было, были ).

Например:
Он болеет (ПГС). – Он болел ;
Он болен (СИС). – Он был болен ;
Город взят (СИС). – Город был взят .

2. Краткое прилагательное среднего рода (именную часть сказуемого) путают с наречием на -о . Чтобы не ошибиться, обратите внимание на форму подлежащего:

  • если подлежащего нет (предложение односоставное), то именная часть сказуемого – наречие.

Ср.: На море спокойно;

  • если подлежащее – инфинитив, существительное женского, мужского рода, существительное во множественном числе, то именная часть сказуемого – наречие:

Жить – это хорошо; Жизнь – это хорошо; Дети – это хорошо;

  • если подлежащее – существительное среднего рода, измените число подлежащего или подставьте другое подлежащее – существительное женского или мужского рода: форма наречия не изменится; окончание краткого прилагательного изменится; можно также заменить краткое прилагательное на полное.

Ср.: Море спокойно (СИС; именная часть выражена кратким прилагательным). – Река спокойн а ; Моря спокойн ы ; Море спокойн ое ).

3. Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, ошибочно разбирают как второстепенный член – определение. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени.

  • Если вопрос ставится от подлежащего или дополнения, то это определение.

Ср.: У неё было красное

Ср.: У неё было красное (какое?) платье ; красное – определение.

  • Если вопрос какой? ставится от глагола, то это именная часть сказуемого.

Ср.: Её платье было

Ср.: Её платье было (какое?) красное ; красное – именная часть сказуемого.

  • Если глагола в предложении нет, то обратите внимание на порядок слов:
  • определение обычно стоит перед подлежащим-существительным.

Ср.: У неё красное платье ;

  • именная часть сказуемого обычно стоит после подлежащего-существительного.

Ср.: Её платье красное.

4. Именную часть сказуемого, выраженную существительным, местоимением в именительном падеже, часто путают с подлежащим. Особенно трудно разграничить подлежащее и сказуемое, если оба члена выражены формами именительного падежа.

Для разграничения подлежащего и сказуемого, выраженных формами именительного падежа, учитывайте следующее:

  • подлежащее обычно предшествует сказуемому:

Москва – столица России; Столица России – Москва.

Однако в русском языке сказуемое тоже может предшествовать подлежащему.

Ср.: Хороший человек Иван Иванович ;

  • указательная частица это стоит или может быть поставлена перед сказуемым:

Москва – это столица России; Столица России – это Москва; Иван Иванович – это хороший человек.

Обратите внимание , что в предложениях типа: Это хорошо; Это мой брат – это является подлежащим, выраженным указательным местоимением в именительном падеже;

  • подлежащее может быть выражено только формой именительного падежа; у сказуемого две основные падежные формы – именительный и творительный падежи. Если поставить в предложении связку быть в прошедшее время ( был, была, было, были ) или связку являться , то форма именительного падежа сказуемого изменится на форму творительного, а у подлежащего она останется прежней.

Ср.: Москва была столиц ей России; Москва является столиц ей России; Иван Иванович был хорош им человек ом ; Иван Иванович является хорош им человек ом .

План разбора составного именного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена именная часть, в какой форме стоит глагол-связка.

Жизнь – это хорошо.

Хорошо – составное именное сказуемое. Именная часть хорошо выражена наречием; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Я пришёл первый.

Пришёл первый – составное именное сказуемое. Именная часть первый выражена порядковым числительным в именительном падеже; знаменательная связка пришёл выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Этот парень среднего роста.

Среднего роста – составное именное сказуемое. Именная часть среднего роста выражена цельным словосочетанием с главным словом – существительным в родительном падеже; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

1.5. Составное именное сказуемое

Упражнение 5. Выделите грамматические основы предложений. Разберите сказуемые по плану.

1. Последняя дверь была закрыта (Бондарев). 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (А.Н. Толстой). 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством (Мамин-Сибиряк). 4. С час она лежала неподвижная (Лермонтов). 5. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин). 6. Вся рыба – ваша (Солоухин). 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). 8. Уступить – позорно (Тендряков). 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 11. Как некстати было это воспоминание (Чехов). 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М. Горький).

Упражнение 6. Выделите грамматические основы предложений. Какие из данных сказуемых являются простыми, а какие – составными? Обоснуйте ответ.

1. А матрос шагал израненный, усталый (Семерин). 2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь (Бунин). 3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые (Тургенев). 4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу (Тургенев). 5. Видно, родился я такой (Бунин). 6. От второй жены у лесника родились две девочки (Исаковский). 7. Вся эта история оказалась глупым вздором (А. Островский). 8. В одно мгновение сани оказались над обрывом (Марков). 9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый (Солоухин). 10. Тёплый дождик сыплется впотьмах (Бергольц).

Упражнение 7. Выделите грамматические основы предложений. Обоснуйте разграничение подлежащих и сказуемых.

1. Для тебя все люди – покупатели и продавцы? (М. Горький). 2. Что же я такое? (М. Горький). 3. Ну и забавник ты! (М. Горький). 4. Ловкая штучка – умишко человеческий (М. Горький). 5. Потребность упрощать – наша детская болезнь (М. Горький). 6. Какое счастье – уметь всё делать (М. Горький). 7. Точность и определённость – одни из главнейших и необходимейших качеств и условий истинной поэзии (Белинский). 8. Оленёнок родился таким же пятнистым, как мать (Пришвин). 9. Замечательным свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете (Тургенев). 10. В книге было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой (Паустовский). 11. Я проснулся на жёсткой вагонной лавке весь закоченелый от жёсткости и утреннего холода (Бунин). 12. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску (Тургенев). 13. Я пошёл побродить по небольшому, некогда фруктовому, теперь одичалому саду (Тургенев). 14. Принялся я с напряжением глядеть в полумрак лунного, парами застланного света (Тургенев). 15. Аннушка стояла у стены бледная (Паустовский).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/.

Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/.

Данная презентация содержит следующие разделы: «По следам домашней работы» (разминка на определение основы предложения; чем выражено подлежащее); «Словообразовательная разминка»; «Теория по простому г.

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.

Данная презентация используется при изучении темы «Сказуемое» в 8 классе, содержит материал для подготовки к ОГЭ.

Практикум по теме «Виды сказуемых»

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 1 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) В ту же секунду как будто перестало биться сердце. 2) Но был ли счастлив мой Евгений? 3) Осень в позапрошлом году была дождливая. 4) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах. 5) Рябиновыми ветками люди украшали не только жилые помещения, но и сараи. 6) Этот сад мечтал посадить мой дедушка. 7) Через месяц путешественники добрались до Москвы. 8) Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь. 9) Стихи писать Пушкин начал ещё до лицея. 10) На рассвете с реки потянул холодок. 11) Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. 12) А.С. Пушкин – великий русский поэт.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 2 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

Небо на востоке было залито нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. 2) Люблю я пышное природы увяданье . 3) Один и тот же сон мне повторяться стал. 4) Скинуло кафтан зелёный лето. 5) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием. 6) Он уже целый город воздвигнуть готов. 7) Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. 8) Весь облик незнакомца был примечателен. 9) Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь. 10) Певчие птицы – наши верные друзья. 11) От волнения она долго не могла говорить. 12) Двери в парадную залу настежь открыты.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 3 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Я люблю слушать вечером гуд комаров . 2) Профессор был очень взволнован результатами опытов . 3) По моей просьбе аптекарь приготовил лекарство. 4) Величайшая сила заключена в солнечном свете. 5) А потом всё пошло по-старому. 6) Машины с трудом стали выбираться из котлована. 7) А вскоре мы к всеобщей радости начали подниматься в гору. 8) Медный ствол сосны порозовел на солнце . 9) Тропа была проложена с правой стороны долины. 10) Вода всё ещё не могла успокоиться. 11) В воскресный день я с дедом разгребал во дворе снег. 12) Белоснежный ландыш – символ ясного мая.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 4 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Три экипажа подкатили уже к дому Ноздрёва . 2) Темнота ночи смогла бы избавить меня от всех опасностей . 3) Последняя ночь на юге была звёздная. 4) Вспоминая эту историю, она всегда начинала плакать. 5) Товарищ с вещами остался на берегу. 6) Тонкая берёзка – героиня многих русских песен . 7) Сергей не хотел раньше срока будить дедушку. 8) Волны перестали бить в корму корабля с прежней яростью . 9) Калитка в сад была приоткрыта. 10) Рядом с пароходом плыли дельфины. 11) Карл Петрович в конце концов вернулся в деревню. 12) Окно в комнате вымыто до зеркального блеска.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 5 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. 2) Крутиков разгорячённо принялся объяснять происшедшее. 3) Перед наступлением наши артиллеристы обстреляли немецкие позиции. 4) Десантники поспешили углубиться в чащу. 5) С пригорка была видна вся деревня. 6) Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. 7) Морской воздух в любое время года чист и приятен. 8) Я хочу слушать лекции великого Гассенди . 9) Пускай они оставят Годунова и уйдут из Москвы. 10) Вскоре я бросил сочинять стихи. 11) Солотча – извилистая, неглубокая река. 12) Иногда Иван Матвеевич заставлял меня играть на фортепиано.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 6 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Улицы полны ночной свежести. 2) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. 3) С дерева на дерево перелетают вороны, оставшиеся на зиму. 4) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. 5) В пустые окна были видны белые облака. 6) Шли два приятеля вечернею порой. 7) Со вчерашнего вечера девочка была больна. 8) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться в город. 9) Учитель объяснил детям тему и раздал карточки с заданием. 10) А солнце пряталось за снеговой хребет Эльбруса. 11) Лондон – столица Великобритании. 12) На краю мохового болота я приказал солдатам остановиться.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 7 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Мать сильно огорчена звонком сына. 2) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. 3) Замолчав, Пенкин заштопал дырку в гимнастерке. 4) У паромной переправы мы решили перекусить. 5) Многие кабинеты в школе были заперты. 6) У поворота он остановился и немного задумался. 7) После вчерашнего шторма вода была мутной. 8) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. 9) По реке и кустам зашумел редкий тёплый дождь. 10) История – самый интересный предмет в школе. 11) Жил старик со старухой у самого синего моря. 12) Семён Матвеевич заставил Сергея выпить стакан воды.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 6 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Улицы полны ночной свежести. 2) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. 3) С дерева на дерево перелетают вороны, оставшиеся на зиму. 4) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. 5) В пустые окна были видны белые облака. 6) Шли два приятеля вечернею порой. 7) Со вчерашнего вечера девочка была больна. 8) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться в город. 9) Учитель объяснил детям тему и раздал карточки с заданием. 10) А солнце пряталось за снеговой хребет Эльбруса. 11) Лондон – столица Великобритании. 12) На краю мохового болота я приказал солдатам остановиться.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 3 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Я люблю слушать вечером гуд комаров . 2) Профессор был очень взволнован результатами опытов . 3) По моей просьбе аптекарь приготовил лекарство. 4) Величайшая сила заключена в солнечном свете. 5) А потом всё пошло по-старому. 6) Машины с трудом стали выбираться из котлована. 7) А вскоре мы к всеобщей радости начали подниматься в гору. 8) Медный ствол сосны порозовел на солнце . 9) Тропа была проложена с правой стороны долины. 10) Вода всё ещё не могла успокоиться. 11) В воскресный день я с дедом разгребал во дворе снег. 12) Белоснежный ландыш – символ ясного мая.

Источник: интернет. Рабочая тетрадь. Сказуемое. 8 класс. Тренировочные упражнения.

Материалы рабочей тетради могут использоваться в качестве проверочных и тренировочных работ.

Просмотр содержимого документа
«Источник: интернет. Рабочая тетрадь. Сказуемое. 8 класс. Тренировочные упражнения.»

Методические рекомендации для работы с материалами диска

Материалы к уроку

Дидактический материал по теме «Сказуемое»:Тренировочные упражнения.

Е.А. Белых, г. Владивосток.

Рабочая тетрадь с материалами для самостоятельной работы.

Часть материалов рабочей тетради, по усмотрению учителя, может использоваться в качестве проверочных заданий для работы в классе.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Подчеркните грамматическую основу предложений, укажите типы сказуемых.

1) Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2) Сирень отцветает. Сирень скоро будет отцветать. Сирень начинает отцветать. 3) Неприятель отступает. Неприятель перестал отступать. Неприятель будет отступать. 4) Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Укажите, в каких предложениях простое глагольное сказуемое, а в каких – составное глагольное (выпишите номера предложений).

1) Я спою. – Еще я долго буду петь. (С.Есенин) 2) Мальчик стал на цыпочки и с трудом дотянулся до книжной полки. – Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 3) Ребята успешно начали новый учебный год. – От сильного ветра начали гнуться ветки деревьев. 4) Он хотел новую спортивную форму. – В соревнованиях он хотел непременно добиться высоких результатов. 5) На летние каникулы класс собирается в поход. – Он собирается заниматься в спортивной школе. 6) Он, например, не мог солгать. (М.Ромм) 7) Тогда мы решили по ночам дежурить по очереди у костра. (К.Паустовский) 8) Я не имею намерения вредить вам. (А.Пушкин) 9) Он изъявил согласие принять меня завтра. (А.Куприн) 10) Грустно смотреть на падающие листья. 11) Я готов с вами поспорить. 12) Надо спешить жить, надо наполнять жизнь смыслом.

Простое глагольное сказуемое_________________________________

Составное глагольное сказуемое_______________________________

УПРАЖНЕНИЕ 3. Подчеркните грамматическую основу предложений, объясните значение вспомогательного глагола в составном глагольном сказуемом.

1) Зачем бы я стала лгать? (А.Н. Толстой) 2) Алексей продолжал играть роль рассеянного и задумчивого. (А.Пушкин) 3) Рад послушать я песню былую. (С.Есенин) 4) Лука раздумал тотчас лезть в воду. (Л.Толстой) 5) Но колен моих пред вами преклонить я не посмел и влюбленными мольбами вас тревожить не хотел. (А.Пушкин) 6) Народ гуляет, а я принужден маяться. (А.Н. Толстой) 7) Она любила на балконе предупреждать зари восход. (А.Пушкин) 8) Я привык смотреть на таких людей как на заурядных и обыденных. (М.Горький) 9) Виктор Николаевич не хотел вмешиваться в дела своей жены. (Д.Мамин-Сибиряк) 10) Главный кассир начал ходить по комнате. (И.Тургенев)

УПРАЖНЕНИЕ 4. Определите тип сказуемого в предложениях. Выделите вспомогательные глаголы в сказуемом.

А. 1) Мы слушаем радио. – Сегодня будем слушать интересную передачу. – Мы начнем слушать эту передачу после ужина. – Он будет слушателем школьного лектория. 2) Будь ты в этом доме хозяйкой. – Ты будь сегодня дома. 3) Я гордился бы тобой. – Я был бы горд тобой. – Я горжусь тобой. 4) Сестра скоро будет экономистом. – Она стала экономистом. 5) Лекция обещает быть интересной. – Он обещает быть у нас завтра. – Мы будем у вас завтра. 6) Ваня быстро привык к пароходной жизни. (К.Паустовский) – Так с детства Кипренский привык мечтать. (К.Паустовский)

Б. 1) Вы будете жить у бабушки, а maman с девочками останется здесь. (Л.Толстой) 2) Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3) Дневная репетиция окончена. (А.Куприн) 4) Улыбка на лице выходила кривой и кислой. (А.Чехов) 5) Часто она обращалась к нам с разными просьбами. (М.Горький) 6) Положение старшего сына, Семена, было не из завидных. (Д.Мамин-Сибиряк) 7) И мы тоже не лыком шиты. (Д.Мамин-Сибиряк) 8) Отец мой был слесарь. (М.Горький) 9) Дуб этот считался священным. (А.Н. Толстой) 10) Зато старый ковер сделался любимой вещью мальчика. (А.Куприн) 11) И мое будущее представляется мне еще безнадежнее. (Л.Толстой) 12) Обломов был не в своей тарелке. (И.Гончаров) 13) А то у тебя нос совсем клюквой. (Д.Мамин-Сибиряк) 14) Весь дом был в страхе. (Ф.Достоевский) 15) Время тогда было точно перед грозой. (А.Н. Толстой) 16) Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву. (Л.Толстой) 17) Карл Иваныч был очень не в духе. (Л.Толстой) 18) Речка была мутная, мелкая, город был запылен, казался очень бедным. (И.Бунин)

А. Укажите номера предложений, в которых есть составное именное сказуемое.

1) Он будет у нас завтра. 2) Он будет первым. 3) Он ни с кем не считается. 4) Это упражнение считается легким. 5) Ты всегда являешься вовремя. 6) Ты являешься участником соревнований. 7) Кассир считает деньги. 8) Его считают хорошим работником. 9) Бумага делается из древесины. 10) В комнате делается душно. 11) Он остается в городе. 12) Задача остается нерешенной. 13) Книга оказалась в портфеле. 14) Чашка оказалась разбитой. 15) Была жара. (В.Маяковский) 16) Дед был знахарь и крикун. (К.Паустовский) 17) Атаман Кузьма Псалом явился рано утром. (Д.Мамин-Сибиряк) 18) Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. (А.Пушкин) 19) У Варвары Петровны оказались неожиданно свои понятия. (А.Н. Толстой) 20) Пожилой человек оказался профессором-почвоведом. (К.Паустовский) 21) Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история. (М.Булгаков) 22) Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. (М.Булгаков)

Составное глагольное сказуемое_______________________________

Б. Подчеркните сказуемые в следующих предложениях.

1) По настоянию Аглаи князь должен был тотчас рассказать всю историю в подробности. (Ф.Достоевский) 2) Он был до крайности возбужден. (А.Чаковский) 3) Что может быть милей бесценного родного края? (А.Никитин) 4) Я в состоянии вовсе не спать. (А.Чехов) 5) Второй прыжок был труднее. 6) Страх стал осознанным: это действительно высоко и не всегда безопасно. (Н.Черкасов) 7) Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. (Д.Лихачев) 8) Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. (Д.Лихачев) 9) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (Д.Лихачев) 10) Кити возвращалась домой, в Россию, излеченная. (Л.Толстой) 11) Присутствие ее оказалось очень к месту. (К.Федин) 12) Ты должна была его любить преданно. (А.Н. Толстой) 13) Каждый находил нужным улыбаться и курить грошовый фимиам. (А.Чехов) 14) Но Клим Самгин привык и даже как бы считал себя обязанным искать противоречий. (М.Горький) 15) К какому роду земных созданий можно было отнести ее? (И.Бунин)

УПРАЖНЕНИЕ 6. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов; найдите и охарактеризуйте грамматические основы предложений.

1) Жизнь обитателей Покровского была одн___образна. (А.Пушкин) 2) После седьмого класса мы ра___тались друзьями. 3) Озеро было таинств___ое. (К.Паустовский) 4) После этих слов лодка была призна___а всем населением деревни. (К.Паустовский) 5) Комната с портретом Гарибальди покажется слабо освещ___ой каютой, затер___ой в океане непроглядной ночи. (К.Паустовский) 6) Целый день Владимир был в раз___езде. (А.Пушкин) 7) В серебре росы трава. (А.Блок) 8) Во всем я, по воле родительской, был у матушки в полном пов___новени___. (Н.Лесков) 9) Руки были в смоле и ож___гах. (К.Паустовский) 10) Город наш в осаде. (Н.Тихонов) 11) Ни___кая и у___кая комната была без окон. (Д.Мамин-Сибиряк) 12) Время тогда было точ___но перед грозой. (А.Н. Толстой) 13) Варя была с заплака___ыми глазами (А.Чехов) 14) Я сегодня при деньгах. (К.Паустовский) 15) И полиц___я была уже начеку. (Вл.Гиляровский) 16) К___рнет же в это время находился в весьма неприятном положени___. (Л.Толстой) 17) Сейчас нам выход в космос кажется рядовым делом. 18) Во всем воздух___ была какая(то) пыльная мгла, г___р___зонт был серо(лилов___) цвета; но ни одной туч___ки (не)было на небе. (Л.Толстой) 19) Я помнил ее, когда она с___дела больная перед открытым окном и грус___но огляд___вала чудную весе___юю картину… (Вл. Короленко)

УПРАЖНЕНИЕ 7. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы, объясните употребление именительного или творительного падежа в составном именном сказуемом. Расставьте знаки препинания.

А. 1) Моя подруга была артистка. – Она была артисткой. 2) Азамат был пр___упрямый мальчишка. (М.Лермонтов) 3) Дубровский сам был гв___рдейским офицером он не позволит обидеть товарища. (А.Пушкин) 4) И вот она (муза) в саду моем ___вилась барышней уез___ной. (А.Пушкин) 5) Покупка Чичикова ___делалась предметом разг___воров. (Н.Гоголь) 6) Лизавета Ивановна была пр___несчас___ное создание. (А.Пушкин) 7) Она была единств___ое и, следовательно, балова___ое дитя. (М.Лермонтов) 8) Он ___вился перед ними мрачным и разоч___рова___ым. (А.Пушкин) 9) Лиза пр___зналась что поступок ее к___зался ей ле___комысл___ым. (А.Пушкин) 10) См___трителем маяка был старый боцман парусного флота Майданов. (К.Арсеньев)

Б. 1) Был я в то время студент___ в пров___нц___альном университете. (Л.Толстой) 2) Отец Вареньки был очень красив___ статн___ высок___ и свеж___ старик. (Л.Толстой) 3) Старик ум___р когда Матвей еще был ребенк___. (Вл. Короленко) 4) Большинство пр___сутствующих были стары___, почтен___ люди. 5) Он был мастер___ на все руки. (Н.Дубов) 6) Г-н Полутыкин был отличн___ человек___. (И.Тургенев) 7) Он приехал оттуда младш___ лейтенант___.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Поставьте прилагательные, входящие в составное именное сказуемое, в нужную форму.

Поступки его (непредсказуемый), пословицы (афористичный), девочка (милый), я (виноваты), условия (неприемлемый), вы (правый), настоящая мудрость (немногословный).

А. Подчеркните грамматические основы предложений. Чем выражено составное глагольное сказуемое?

1) И все утро яркие и чистые // Буду видеть краски в вышине… (И.Бунин) 2) Мартышка вздумала трудиться. (И.Крылов) 3) Герои по правам решились разобраться. (И.Крылов) 4) В одиночестве способен жить не всякий. (И.Крылов) 5) Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях. (А.Пушкин) 6) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. (А.Пушкин) 7) Владимир начинал сильно беспокоиться. (А.Пушкин) 8) Он пустился бежать во весь дух. (Н.Гоголь) 9) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней. (Н.Гоголь) 10) Казак почитал себя вправе молчать всю дорогу. (Н.Гоголь) 11) Кое-где начинал сверкать огонек. (Н.Гоголь) 12) Рука бойцов колоть устала. (М.Лермонтов) 13) Со старыми знакомыми он перестал видеться. (И.Гончаров) 14) Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами. (И.Тургенев) 15) Не надеялся он его застать. (И.Тургенев) 16) Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться. (И.Тургенев)

Б. Вставьте буквы, объясните написание слов; подчеркните грамматические основы предложений, расставьте запятые.

1) Я стал сл___беть и зд___ров___ем. (Л.Толстой) 2) Наде___лся он уйти в турецкий Хрущук. (Н.Лесков) 3) Имею честь представить от него рапорт о болезни. (Н.Лесков) 4) Девочка перестала плакать. (Вл. Короленко) 5) Ты должна сама разобрат___ся ты взрослая. (К.Федин) 6) Пастухов под___вая руку прод___лжал отрях___ваться и огляд___вать свой к___стюм. (К.Федин) 7) Вот уже нач___ли в отдельности белеть кружочки марг___риток разгляд___ваться лист___я отсвеч___вать тр___пинки. (К.Федин) 8) Несколько раз она сил___лась ответить себе на возвр___щавшийся вопрос. (К.Федин) 9) Брось гр___зить оружием товарищ Нагульнов. (М.Шолохов) 10) Какое вы имеете право д___ржать нашу землю? (М.Шолохов) 11) Пр___няв решение он не пр___вык медлить отклад___вать дело в долгий ящик. (М.Шолохов) 12) Еще не успела Любка вымыться а к___птилка уже зач___дила и потухла. (А.Фадеев) 13) Он не отв___чал и прод___лжал см___треть на Клавдию. (А.Панаева) 14) Лена старалась показ___ваться нам пореже. (А.Панаева)

УПРАЖНЕНИЕ 10. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов; выделите грамматические основы предложений, определите тип сказуемых.

1) Веч___ром бабушка будет ра___сказ___вать нам сказки. – Стану сказ___вать я ска___ки песенку спою. (М.Лермонтов) 2) Я буду работать учителем в вашей школе. – Бригада начнет работу во вторую смену. – Я начну работать над р___ф___ратом сегодня. 3) Соль обладает многими ре___чайшими свойствами. (К.Паустовский) 4) Пусто, од___ноко сон___ое село. (А.Никитин) 5) Чиста и бесплодна была земля под дерев___ями… (А.Солженицын) 6) Мир примет бе___конечно разн___образен. (К.Паустовский) 7) Каждый должен стреми___ся к своему призванию… Человек все время должен быть (не)доволен собой стреми___ся к лучшему. (Д.Лихачев) 8) Старик в задор вошел. (П.Бажов) 9) Но вошедший как будто (не)испытывал неудобства. (А.Н. Толстой)

УПРАЖНЕНИЕ 11. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Из каких компонентов состоит сказуемое?

1) На следующее утро Акулина захотела попробовать и писать. (А.Пушкин) 2) Шубин хотел начать работать но глина крошилась. (И.Тургенев) 3) Ты не имеешь права продолжать настаивать на своих взглядах. (В.Вересаев) 4) Шаги его уже перестали быть слышны. (Л.Толстой) 5) Василий Назарыч старался казаться веселым. (Д.МаминСибиряк) 6) Я имею несчастье состоять родственником этого человека. (Ф.Достоевский) 7) Я обязан быть снисходительным с нею. (И.Тургенев) 8) Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым. (М.Лермонтов)

УПРАЖНЕНИЕ 12. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемых. Чем выражены главные члены предложения? Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните написание не с различными частями речи.

1) Прозрачно небо. Звезды блещ___т. 2) Богат и славен Кочубей. Его луга (не)обозримы. 3) Своей дремоты пр___возмоч___ (не)хоч___т воздух. 4) Дворец к___зался островом печальным. 5) Я сидел погруж___ый в глубокую задумчивость. 6) Был он с хитр___цой. 7) В молчани___ добро должно тв___рит___ся. 8) Но (не)чего об этом толковать. (По А.Пушкину) 9) Из-за плохой вентиляц___ в цех___ пада___т произв___дительность труда. 10) Хлеба обмолоч___ы. 11) Я хотел бы помоч___ вам. 12) Она (не)может (не)быть счас___ливой. (А.Панова) 13) В пансионат___ она зан___малась музыкой и читала романы. (И.Тургенев) 14) Из-за больной ноги она (не)могла работать. 15) Жизнь современ___ого человека (не)мыслима без постоя___ого духовного общения с книгой. (В.Сухомлинский) 16) На склоне (не)глубокого оврага в___днелась пасека. (И.Тургенев) 17) Осень стояла (не)бывалая, сухая, бодрая, с ясност___ю холодноват___ воздуха. (К.Паустовский) 18) (Не)сколько дней подряд я был занят чтением. (А.Гайдар) 19) Старик (не)охотно встал и выш___л за мной на улицу. (И.Тургенев) 20) Высоко в неб___ над (не) отта___вш___й землей зал___вался жаворонок. 21) Домой мы возвращались по (не)осв___щ___ым улицам. 22) Дверь нам открыл мужчина. Заспа___ое его лицо было (не)злое, а скорее доброе. 23) Один из споривших явно (не)годовал. 24) Возвраща___ся на старую стоянку нам было уже (не)зачем. 25) Любовь наша (не)менее тяжела, чем (не)нависть… (М.Горький)

УПРАЖНЕНИЕ 13. Обоснуйте написание слов и постановку знаков препинания. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемых. Составьте схемы сложных предложений.

А. 1) Вечерами гл___жу я в окно и д___лекое чуди___ся де___ство. (А.Марков) 2) Луна сияла июльская ноч___ была тиха изр___дк___ подымался ветерок и ле___кий ш___рох проб___гал по всему саду. (А.Пушкин) 3) В___черняя з___ря погасла и в воздух___ нач___нали густеть и разл___ва___ся холодные тени. 4) У нас (не)было воды хотелось пить. (К.Паустовский) 5) Выше подымае___ся со___нце (не)стерпимо раскатывае___ся ружейная и пулеметная тр___скотня (А.Серафимович) 6) Расп___хнув дверь ком___ндир (не)торопливо спустился к коню. (А.Гайдар) 7) Кто хоть раз увид___л Пр___амур___е тот его (не)мог (не)полюбить. (В.Гусев) 8) Загадочны и потому прекрасны темные чащи лесов глубины морей загадочен крик птицы и треск лопнувш___й от теплоты др___весной поч___ки. (К.Паустовский)

Схемы сложных предложений

Б. 1) На каникулах мы н___куда (не)ездили да и н___куда было ехать. 2) У входа в кабинет бесед___вали двое. Один из них улыбался но (не)мя___ко и дружелюбно как обычно а холодно и натянуто. 3) (Не)доумевая я стал перечит___вать письмо. 4) Все места в зал___ уже были зан___ты сесть нам было н___где. 5) Лед на реке был (не)окрепший а только слегка стянутый прозрачной корочкой. 6) (Не)ожида___о мы вышли на большую солнечную поляну. Трава ___десь была соч___ная зеленая н___кем (не)помятая. 7) Всего знать н___кто (не) может а стыдно и вредно пр___тв___рят___ся что знаеш___ чего (не)зна___ш___. (Л.Толстой)

Схемы сложных предложений

В. 1) Лес стоит радос___ный праз___н___чный. (Н.Тихонов) 2) С величайш___й поч___тительност___ю готов я изумляться упорству и долг___т___рпению смелых альпийских пут___шеств___ников упрямо стремящихся к своей цели. Никакие пр___пятствия (не)могут ост___новить их. С (не)сокрушимой настойч___вост___ю пр___зирая опас___ности и усталость проб___раются они к самым высоким в___ршинам. Множество смелых пут___шеств___ников (альпинистов) побывало в горах. Описа___ы и и___след___ва___ы горные пики изуч___ы опасные (не)доступные л___дн___ки.. (И.Соколов-Микитов) 3) Ц___тадель ст___яла безмолвной и (не)пр___ступной. (К.Федин) 4) Два дня прошло как в тумане.


источники:

http://infourok.ru/praktikum-po-teme-vidi-skazuemih-3135452.html

http://multiurok.ru/files/istochnik-internet-rabochaia-tetrad-skazuemoe-8-kl.html