Виды сказуемого урок практикум

Виды сказуемых. Урок-практикум в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Данный урок продолжает серию уроков, посвященных видам сказуемых. На уроке чередуются разные виды работы, идет знакомство с составным именным сказуемым. В качестве проверки усвоения материала использован небольшой тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Урок-практикум по русскому языку «Виды сказуемых» 8 класс43 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Виды сказуемых. Урок-практикум. 8-а класс

Закрепление особенностей составных именных сказуемых.

1.Вырабатывать умение видеть в предложении и тексте составные сказуемые и простое глагольное сказуемое.

2.Воспитывать любовь к природе .

3 . Развивать творческие и аналитические способности учащихся.

Тип урока: практикум

II. Словарная работа.

Рябина, удивительное дерево, рябиновый, красные как кровь плоды, зимостойкое растение, ароматные цветы, ценная древесина, плакучая форма рябины, ажурная развесистая крона, поэтический символ России.

1)Назовите словосочетания, встречающиеся в диктанте. Какой способ образования этих словосочетаний (удивительное дерево, зимостойкое растение, ароматные цветы, ценная древесина — согласование)

2)Какие средства изобразительности использованы в диктанте? (сравнение – красные, как кровь; эпитеты – удивительное (дерево); ароматные (цветы); метафора – поэтический символ России)

3)Составьте предложение с последним сочетанием слов.

Являясь наряду с берёзой поэтическим символом России, рябина — ещё и знак счастья и мира в семье.
( повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное распространённое, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)

4)Назовите вид сказуемого, употреблённого в предложении для синтаксического разбора. (Составное именное сказуемое)

Терпкий – 1. Не дающий услады, требующий терпения. 2. Кислый и вяжущий, вызывающий оскомину (вяжущее ощущение во рту).

Придумайте предложение с этим словом.

(У рябины очень терпкие и горькие плоды.)

1 . Ответьте на вопросы:

-Какой член предложения называется сказуемым? ( Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечающий на вопросы: что делает предмет речи? каков он? кто он такой? что он такое? )

-Назовите виды сказуемых. ( Простое глагольное, составное глагольное, составное именное .)

-Чем отличается простое глагольное сказуемое от составного глагольного?

-В чём состоит особенность составного глагольного и составного именного сказуемого?

2 . Выполните кластер

3 . Выполните орфографический разбор предложения . ( В это время — ученик у доски выполняет сам работу:_
Выписать основы предложений, охарактеризовать сказуемые:

Солнце зашло. Запад пылал, как лицо запыхавшегося от беготни ребёнка. Восточная половина неба была залита нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. Воздух был тих и звучен. Грустная задумчивость разлита была в его светлом колыхании.)( Ф. Сологуб )

1.Укажите вид сказуемого в каждом случае.

2.Какого вида сказуемых не встретилось в тексте

3.Объясните лексическое значение слова «палевыми» (палевый – бледно-жёлтый, тускло-жёлтый)

орфографический разбор предложения :Осенью ажурные, с зубчатыми краями листья рябины нередко становятся малиново-красными.

-Отметьте грамматическую основу предложения.

-Определите вид сказуемого (составное именное сказуемое)

4.Решите тестовые задания . ( На столе у каждого ученика — тесты)

  1. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные глагольные.
    а) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    я) Рябина в красных бусинах так грустно гроздья свесила.
    о) Я б тогда не стала гнуться и качаться.
    ё) Рябина – одно из любимых растений Руси.
  2. Укажите номер предложения, в котором сказуемые составные именные.
    з) С вечера мою рябину дождичком мочило.
    с) Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.
    г) В поле красная рябина начала качаться.
    к) Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
  3. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые простые глагольные.
    о) И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.
    а) А рябина всё краше от купели студёной.
    и) Средь обезлиственных дерев ты вся обвешана кораллом.
    е) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах
  4. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные именные.
    н) Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она.
    к) Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.
    л) Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.
    м) Стоит рябина одиноко и красной кистию кричит.
  5. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые не простые глагольные.
    ю) Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?
    й) Мы любим, покуда поют на рябинах свирели.
    ь) Рябина! Воспета ты в песнях!
    ъ) Раскраснелась рябина, светит гроздьями ало – это осень рубины ей в наследство прислала

Рябина — любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре славян есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября. Это то время, когда созревают рябиновые ягоды. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Такой обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. В осенние свадьбы девушкам дарили бусы из рябины , защищая от злых людей

Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина — это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

Найти пословицы, загадки, строки из стихов и песен о рябине. Определить вид сказуемых.

  1. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные глагольные.
    а) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    я) Рябина в красных бусинах так грустно гроздья свесила.
    о) Я б тогда не стала гнуться и качаться.
    ё) Рябина – одно из любимых растений Руси.
  2. Укажите номер предложения, в котором сказуемые составные именные.
    з) С вечера мою рябину дождичком мочило.
    с) Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.
    г) В поле красная рябина начала качаться.
    к) Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
  3. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые простые глагольные.
    о) И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.
    а) А рябина всё краше от купели студёной.
    и) Средь обезлиственных дерев ты вся обвешана кораллом.
    е) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах
  4. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные именные.
    н) Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она.
    к) Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.
    л) Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.
    м) Стоит рябина одиноко и красной кистию кричит.
  5. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые не простые глагольные.
    ю) Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?
    й) Мы любим, покуда поют на рябинах свирели.
    ь) Рябина! Воспета ты в песнях!
    ъ) Раскраснелась рябина, светит гроздьями ало – это осень рубины ей в наследство прислала
  1. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные глагольные.
    а) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
    я) Рябина в красных бусинах так грустно гроздья свесила.
    о) Я б тогда не стала гнуться и качаться.
    ё) Рябина – одно из любимых растений Руси.
  2. Укажите номер предложения, в котором сказуемые составные именные.
    з) С вечера мою рябину дождичком мочило.
    с) Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.
    г) В поле красная рябина начала качаться.
    к) Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
  3. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые простые глагольные.
    о) И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.
    а) А рябина всё краше от купели студёной.
    и) Средь обезлиственных дерев ты вся обвешана кораллом.
    е) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах
  4. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные именные.
    н) Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она.
    к) Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.
    л) Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.
    м) Стоит рябина одиноко и красной кистию кричит.
  5. Укажите номер предложения, в котором все сказуемые не простые глагольные.
    ю) Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?
    й) Мы любим, покуда поют на рябинах свирели.
    ь) Рябина! Воспета ты в песнях!
    ъ) Раскраснелась рябина, светит гроздьями ало – это осень рубины ей в наследство прислала

Практикум по теме «Виды сказуемых»

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 1 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) В ту же секунду как будто перестало биться сердце. 2) Но был ли счастлив мой Евгений? 3) Осень в позапрошлом году была дождливая. 4) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах. 5) Рябиновыми ветками люди украшали не только жилые помещения, но и сараи. 6) Этот сад мечтал посадить мой дедушка. 7) Через месяц путешественники добрались до Москвы. 8) Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь. 9) Стихи писать Пушкин начал ещё до лицея. 10) На рассвете с реки потянул холодок. 11) Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. 12) А.С. Пушкин – великий русский поэт.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 2 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

Небо на востоке было залито нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. 2) Люблю я пышное природы увяданье . 3) Один и тот же сон мне повторяться стал. 4) Скинуло кафтан зелёный лето. 5) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием. 6) Он уже целый город воздвигнуть готов. 7) Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. 8) Весь облик незнакомца был примечателен. 9) Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь. 10) Певчие птицы – наши верные друзья. 11) От волнения она долго не могла говорить. 12) Двери в парадную залу настежь открыты.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 3 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Я люблю слушать вечером гуд комаров . 2) Профессор был очень взволнован результатами опытов . 3) По моей просьбе аптекарь приготовил лекарство. 4) Величайшая сила заключена в солнечном свете. 5) А потом всё пошло по-старому. 6) Машины с трудом стали выбираться из котлована. 7) А вскоре мы к всеобщей радости начали подниматься в гору. 8) Медный ствол сосны порозовел на солнце . 9) Тропа была проложена с правой стороны долины. 10) Вода всё ещё не могла успокоиться. 11) В воскресный день я с дедом разгребал во дворе снег. 12) Белоснежный ландыш – символ ясного мая.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 4 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Три экипажа подкатили уже к дому Ноздрёва . 2) Темнота ночи смогла бы избавить меня от всех опасностей . 3) Последняя ночь на юге была звёздная. 4) Вспоминая эту историю, она всегда начинала плакать. 5) Товарищ с вещами остался на берегу. 6) Тонкая берёзка – героиня многих русских песен . 7) Сергей не хотел раньше срока будить дедушку. 8) Волны перестали бить в корму корабля с прежней яростью . 9) Калитка в сад была приоткрыта. 10) Рядом с пароходом плыли дельфины. 11) Карл Петрович в конце концов вернулся в деревню. 12) Окно в комнате вымыто до зеркального блеска.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 5 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. 2) Крутиков разгорячённо принялся объяснять происшедшее. 3) Перед наступлением наши артиллеристы обстреляли немецкие позиции. 4) Десантники поспешили углубиться в чащу. 5) С пригорка была видна вся деревня. 6) Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. 7) Морской воздух в любое время года чист и приятен. 8) Я хочу слушать лекции великого Гассенди . 9) Пускай они оставят Годунова и уйдут из Москвы. 10) Вскоре я бросил сочинять стихи. 11) Солотча – извилистая, неглубокая река. 12) Иногда Иван Матвеевич заставлял меня играть на фортепиано.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 6 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Улицы полны ночной свежести. 2) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. 3) С дерева на дерево перелетают вороны, оставшиеся на зиму. 4) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. 5) В пустые окна были видны белые облака. 6) Шли два приятеля вечернею порой. 7) Со вчерашнего вечера девочка была больна. 8) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться в город. 9) Учитель объяснил детям тему и раздал карточки с заданием. 10) А солнце пряталось за снеговой хребет Эльбруса. 11) Лондон – столица Великобритании. 12) На краю мохового болота я приказал солдатам остановиться.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 7 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Мать сильно огорчена звонком сына. 2) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. 3) Замолчав, Пенкин заштопал дырку в гимнастерке. 4) У паромной переправы мы решили перекусить. 5) Многие кабинеты в школе были заперты. 6) У поворота он остановился и немного задумался. 7) После вчерашнего шторма вода была мутной. 8) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. 9) По реке и кустам зашумел редкий тёплый дождь. 10) История – самый интересный предмет в школе. 11) Жил старик со старухой у самого синего моря. 12) Семён Матвеевич заставил Сергея выпить стакан воды.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 6 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Улицы полны ночной свежести. 2) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. 3) С дерева на дерево перелетают вороны, оставшиеся на зиму. 4) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. 5) В пустые окна были видны белые облака. 6) Шли два приятеля вечернею порой. 7) Со вчерашнего вечера девочка была больна. 8) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться в город. 9) Учитель объяснил детям тему и раздал карточки с заданием. 10) А солнце пряталось за снеговой хребет Эльбруса. 11) Лондон – столица Великобритании. 12) На краю мохового болота я приказал солдатам остановиться.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 3 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Я люблю слушать вечером гуд комаров . 2) Профессор был очень взволнован результатами опытов . 3) По моей просьбе аптекарь приготовил лекарство. 4) Величайшая сила заключена в солнечном свете. 5) А потом всё пошло по-старому. 6) Машины с трудом стали выбираться из котлована. 7) А вскоре мы к всеобщей радости начали подниматься в гору. 8) Медный ствол сосны порозовел на солнце . 9) Тропа была проложена с правой стороны долины. 10) Вода всё ещё не могла успокоиться. 11) В воскресный день я с дедом разгребал во дворе снег. 12) Белоснежный ландыш – символ ясного мая.

Виды сказуемых .Урок-практикум .8 класс

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к нему. Весь материал урока объединен темой «Дерево русское — рябина»

Цель

  1. Закрепление особенностей составных именных сказуемых.
  2. Вырабатывать умение видеть в предложении и тексте составные сказуемые и простое глагольное сказуемое.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: практикум

Просмотр содержимого документа
«Виды сказуемых»

. Виды сказуемых. Урок-практикум. 8-й класс

Закрепление особенностей составных именных сказуемых.

Вырабатывать умение видеть в предложении и тексте составные сказуемые и простое глагольное сказуемое.

Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: практикум

II. Словарная работа.

Рябина, удивительное дерево, рябиновый, красные как кровь плоды, зимостойкое растение, ароматные цветы, ценная древесина, плакучая форма рябины, ажурная развесистая крона, поэтический символ России.

(Проверка правильности написания — слайд 2, )

1)Назовите словосочетания, встречающиеся в диктанте. Какой способ образования этих словосочетаний (удивительное дерево, зимостойкое растение, ароматные цветы, ценная древесина — согласование)

2)Какие средства изобразительности использованы в диктанте? (сравнение – красные, как кровь; эпитеты – удивительное (дерево); ароматные (цветы); метафора – поэтический символ России)

3)Составьте предложение с последним сочетанием слов.
(Если учащиеся затрудняются записать предложение — слайд 3, )
Являясь наряду с берёзой поэтическим символом России, рябина — ещё и знак счастья и мира в семье.
(, повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное распространённое, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)

4)Назовите вид сказуемого, употреблённого в предложении для синтаксического разбора. (Составное именное сказуемое)

Терпкий – 1. Не дающий услады, требующий терпения. 2. Кислый и вяжущий, вызывающий оскомину (вяжущее ощущение во рту).

Придумайте предложение с этим словом.

(Слайд 4, приложение 1)

(У рябины очень терпкие и горькие плоды.)

(Если ученики не затрудняются придумать предложение, то поможет слайд 5, приложение 1)

1. Ответьте на вопросы:

-Какой член предложения называется сказуемым? (Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечающий на вопросы: что делает предмет речи? каков он? кто он такой? что он такое?)

-Назовите виды сказуемых. (Простое глагольное, составное глагольное, составное именное.)

-Чем отличается простое глагольное сказуемое от составного глагольного?

-В чём состоит особенность составного глагольного и составного именного сказуемого?

3. Выполните орфографический разбор предложения. (В это время — ученик у доски выполняет сам работу:_
Выписать основы предложений, охарактеризовать сказуемые:

Солнце зашло. Запад пылал, как лицо запыхавшегося от беготни ребёнка. Восточная половина неба была залита нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. Воздух был тих и звучен. Грустная задумчивость разлита была в его светлом колыхании.)(Ф. Сологуб)

1.Укажите вид сказуемого в каждом случае.

2.Какого вида сказуемых не встретилось в тексте

3.Объясните лексическое значение слова «палевыми» (палевый – бледно-жёлтый, тускло-жёлтый)

орфографический разбор предложения :Осенью ажурные, с зубчатыми краями листья рябины нередко становятся малиново-красными.

-Отметьте грамматическую основу предложения.

-Определите вид сказуемого (составное именное сказуемое)

4.Решите тестовые задания. ( На столе у каждого ученика — тесты)

Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные глагольные.
а) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
я) Рябина в красных бусинах так грустно гроздья свесила.
о) Я б тогда не стала гнуться и качаться.
ё) Рябина – одно из любимых растений Руси.

Укажите номер предложения, в котором сказуемые составные именные.
з) С вечера мою рябину дождичком мочило.
с) Ты, рябинушка моя, кудревата, листовата.
г) В поле красная рябина начала качаться.
к) Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

Укажите номер предложения, в котором все сказуемые простые глагольные.
о) И в темноте дрожащий свет не перестанет струиться от её плодов.
а) А рябина всё краше от купели студёной.
и) Средь обезлиственных дерев ты вся обвешана кораллом.
е) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах

Укажите номер предложения, в котором все сказуемые составные именные.
н) Нет ничего волшебнее рябины. Красавиц нет нарядней, чем она.
к) Вот трепещет усталое сердце веткой рябины на белом снегу.
л) Солдат надолго из дома уходил и у калитки рябину посадил.
м) Стоит рябина одиноко и красной кистию кричит.

Укажите номер предложения, в котором все сказуемые не простые глагольные.
ю) Ой, рябина, рябинушка, что взгрустнула ты?
й) Мы любим, покуда поют на рябинах свирели.
ь) Рябина! Воспета ты в песнях!
ъ) Раскраснелась рябина, светит гроздьями ало – это осень рубины ей в наследство прислала.

5. Напишите изложение по данному тексту.

Рябина — любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре славян есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября. Это то время, когда созревают рябиновые ягоды. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Такой обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. В осенние свадьбы девушкам дарили бусы из рябины , защищая от злых людей

Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина — это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.

Озаглавьте своё сочинение.

Используйте в своей работе разные виды сказуемых.


источники:

http://infourok.ru/praktikum-po-teme-vidi-skazuemih-3135452.html

http://multiurok.ru/files/vidy-skazuiemykh-urok-praktikum-8-klass.html