Виды сказуемых огэ русский

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Русский язык ОГЭ-2021 Задание 2 (теория)

ОГЭ ТЕОРИЯ ЗАДАНИЕ 2

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Имя существительное

2. Имя прилагательное (субстантивированное)

4. Имя числительное

6. Причастие (субстантивированное)

7. Наречие (субстантивированное)

8. Служебные части речи

9. Междометие (субстантивированное)

1. Сущ. в им. п. + сущ. в тв. п.

2. мест. + сущ. в р.п.

4. числ. + сущ. в р.п.

5. неопределённо-качественное слово или собирательное существительное (мало, много, несколько, большинство, меньшинство, ряд, часть, множество, стая и др.) + сущ. (мест.) в р.п.

6. Составные географические названия

7. Устойчивые сочетания слов, в том числе фразеологические обороты

8. Неопределённое местоимение + имя прилагательное

1. Книга — источник знаний.

2. Сытый голодного не разумеет. Взрослые отправили детей спать. Вошедший приветствовал присутствующих.

3. Я грамотей и стихотворец. (П.)

4. Семеро одного не ждут. Четыре разделить на два. Двое ушли раньше.

5. Готовиться к экзамену не так-то просто.

Грубить — плохая привычка.

6. Побеждают только веряшие.

7. Наконец пришло и послезавтра.

9. Далече грянуло ура!

1. Отец с сыном шли впереди.

2. Кое-кто из студентов не был на лекции.

3. Мы с ним сидели за одной партой.

Любой из нас мог решить эту задачу.

4. У костра сидели три мальчика.

5. Несколько человек стояли возле двери.

Как мало нас от битвы уцелело! (П.)

Большинство учащихся справились с тестами успешно.

6.Садовое кольцо находится далеко от нас.

7. В стране активно развивается сельское хозяйство.

8. Что-то чёрное зашевелилось внутри.

1. Простое глагольное сказуемое может быть выражено не только спрягаемой формой глагола, что является для него типичным, но и усечённой глагольной формой междометного характера: Подруга каждая тут тихо толк подругу, и шепчут все друг другу. (Крылов)

Следует также обратить внимание на то, что простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов. Происходит это в том случае, если сказуемое выражено глаголом несовершенного вида будущего времени. Как известно, такие глаголы имеют только составную форму будущего времени — буду читать, буду учиться. Несколько слов может также входить в состав простого глагольного сказуемого в том случае, если они являются устойчивым словосочетанием: Он весь год бил баклуши.

1. Глагол в форме одного из наклонений — изъявительного, условного, повелительного

Я купил книгу. Он купил бы книгу.

2. Фразеологический оборот

Она вышла из себя. Он бросил на меня взгляд.

3. Сложная форма будущего времени

Мы будем писать письмо.

4. Два глагола в одинаковой форме, при этом второй указывает на цель действия

Я пойду погуляю.

5. Сочетание глагола взять с другим глаголом в какой-либо форме при помощи союзов и, да, да и

А они взяли и ушли.

6. Сочетание инфинитива и личной формы глагола с частицей НЕ

Сам работать не работает, да и другим мешает.

7. Сочетание глагола в какой либо форме с частицами было, знай, так

А она знай себе посмеивается.

Ну, ты сделал, так сделал.

Они собрались было домой.

8. Оборот, выражающий длительность или интенсивность действия

Они только и делают, что гуляют.

2. В составном глагольном сказуемом обязательно есть инфинитив (неопределённая форма глагола), в котором сосредоточено лексическое значение сказуемого, его семантика. Вспомогательная часть является носителем лишь грамматических значений и может быть выражена модальными глаголами (хотеть, мочь, желать и т. п.), или фазовыми, обозначающими какой-либо этап в протекании действия — его начало, продолжение или конец (начать, продолжить, закончить,стал, придётся, пытался, решил и др.), или краткими прилагательными (рад, готов, склонен, способен и др.), или модальными словами (нужно, надо, нельзя, можно, необходимо и др.)

РАД ПОМОЧЬ ДОЛЖЕН ПРИЗНАТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ

ХОЧУ УЧИТЬСЯ НАЧАЛ ЧИТАТЬ НАДО ЖИТЬ

МОГУ ПЕТЬ ПРОДОЛЖИЛ ПИСАТЬ МОЖНО РЕШИТЬ

ЖЕЛАЮ ЗНАТЬ ЗАКОНЧИЛ ЗАНИМАТЬСЯ

Типы вспомогательных глаголов

1. Глаголы, показывающие протекание действия во времени, — начать, начинать, перестать, продолжать и др.

Он начал писать книгу.

Мы перестали что-либо понимать.

2. Модальные глаголы — мочь, желать, намереваться. Стремиться и др., выражающие отношение деятеля к действию, которое названо инфинитивом.

Они не могут летать.

3. Краткие прилагательные и некоторые существительные в роли вспомогательных глаголов — рад, должен, горазд, способен, намерен, властен; охотник, мастер и др.

Она рада познакомиться с вами.

Вы должны выполнить это поручение.

Я не мастер шить.

. При выделении составного глагольного сказуемого учащиеся часто допускают ошибки, связанные с неумением разграничивать так называемые субъектный и объектный инфинитивы. Дело в том, что инфинитив как особая форма глагола может выступать в качестве любого члена предложения:

Курить — здоровью вредить.

• Доктора запретили ему курить.

• Его привычка курить ему повредила.

• Он вышел покурить.

Во втором предложении инфинитив часто включают в состав глагольного сказуемого.

Как избежать подобных ошибок? Дело в том, что сказуемое обозначает действие, совершаемое

субъектом, т. е. подлежащим. Поэтому оба глагола — и спрягаемая часть, и инфинитив — должны

обозначать действие одного и того же субъекта (лица), в этом случае инфинитив входит в состав

сказуемого. Если же эти глагольные формы обозначают действия разных лиц, то инфинитив, естественно, в состав сказуемого не входит.

Он хотел учиться. = он хотел, он учился.

Родители заставили его учиться. = родители заставили, он учился.

Следовательно, в первом предложении инфинитив входит в состав сказуемого, а во втором является дополнением. Следует иметь в виду, что в подобных предложениях объект подразумевается:

Колючие звёзды мешают уснуть = звёзды мешают, а спать будут люди.

3. В составном именном сказуемом вместо инфинитива используется имя (существительное, прилагательное, числительное и др. части речи, кроме глагола), а в роли глагола-связки может выступать:

• слова стать, становиться, делаться, казаться и др.

• какой-либо глагол, чаще всего стоять, сидеть, расти, жить и др.

1. Глагол быть в разных формах

Наша Родина есть Россия!

1. Краткое страдательное причастие и краткое прилагательное

2. Глаголы стать, становиться, делаться, являться, бывать, считаться, называться, казаться

Наша Родина называется Россия.

Нашей Родиной является Россия.

Нашей Родиной стала Россия.

Он кажется нездоровым.

2. Существительное в И.п.

Она была учительницей.

3. Наречие в безличном предложении

4. Полное прилагательное

Задачи были трудными.

3. Глаголы движения, состояния (знаменательная связка)

Книга лежала разорванная.

5. Числительное (при подведении итога)

Дважды два — четыре.

4. Особый случай: сравнительный союз в роли связки

Пруд как зеркало. (Сравнительный союз входит в состав сказуемого)

7. Прилагательное в сравнительной степени

Сталь дороже железа.

8. Синтаксически неделимое словосочетание

Пёс — животное умное.

. Этот тип сказуемого труден для выделения по нескольким причинам. Во-первых, связку БЫТЬ следует отличать от глагола БЫТЬ, имеющего два значения:

• «находиться» Я была в библиотеке.

• «иметься» У меня была интересная книга.

При наличии таких значений сказуемое является простым глагольным.

Во-вторых, при знаменательной связке составное именное сказуемое можно перепутать с простым глагольным сказуемым.

Лес стоит праздничный, нарядный. — Дом стоит на перекрёстке.

Отец и мальчики сидят без неё голодные. — Все сидят на своих местах.

Он пришёл с работы раздражённый. — Он пришёл с работы поздно.

Напомним ещё раз, что в составном именном сказуемом, употребляется с ослабленным лексическим значением, поэтому его опустить или заменить связкой быть, например:

Лес стоит праздничный. — Лес праздничный. — Лес был праздничный.

В таких сказуемых основное лексическое значение заключено в именной части, которую часто можно заменить глаголом:

Отец и мальчики сидят без неё голодные. — Отец и мальчики без неё голодают.

4. Сложное сказуемое включает в себя три (и более) слова и состоит из:

• нескольких глаголов и представляет как бы распространённое глагольное сказуемое:

Я решил научиться рисовать.

• Глаголов и имён и сочетает в себе признаки составного глагольного и составного именного сказуемого:

Да признаюсь, господа, я очень хочу быть генералом.

1. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

1) Двусоставное — грамматическая основа состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого. Осенние листья по ветру кружат.

2) Односоставное — грамматическая основа состоит из одного главного члена — либо подлежащего (НАЗЫВНЫЕ — Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.),

СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО

Глагол 1-го, 2-го лица ед. и мн. числа (Я, ТЫ, МЫ, ВЫ) изъявительного и повелительного наклонения

Пишу тебе из Одессы.

Принеси новую тетрадь.

1. Глагол 3-его лица мн. ч. настоящего или будущего времени (ОНИ)

Из лесу несут дрова.

2. Глагол мн.ч. прошедшего времени (ОНИ)

По улицам слона водили.

Глагол 2-го лица ед.ч. настоящего или будущего времени (ЧАСТО ПОСЛОВИЦЫ)

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1. Безличный глагол

2. Личный глагол в безличном значении

Дом залило водой. Пахнет сеном.

Не видать ему родного дома! Быть грозе.

4. Краткое страдательное причастие среднего рода

На стол уже накрыто.

5. Наречие со значением состояния (слова категории состояния)

Тепло на душе от доброго слова.

6. Отрицательное слово НЕТ, глаголы БЫТЬ, СТАТЬ, ОКАЗАТЬСЯ и др. с отрицанием

Для смелых нет пути назад.

Работы не было никакой.

. Простое предложение называется ОСЛОЖНЁННЫМ, если имеет в своём составе ОБРАЩЕНИЕ, ВВОДНОЕ СЛОВО, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ, ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (причастные обороты), ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (деепричастные обороты) …

2. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1) Сложносочинённое — сложное предложение, части которого относительно равноправны и связаны сочинительными союзами. Не место красит человека, а человек место. Всё небо заволокло тучами, и стал накрапывать редкий, мелкий дождь.

2) Сложноподчинённое — сложное предложение, части которого зависят одна от другой (ГЛАВНОЕ + ОДНО ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПРИДАТОЧНЫХ) и связаны подчинительными союзами и союзными словами. Нет величия там, где нет простоты, доброты и правды. От мысли, что он отравился, его бросало и в холод, и в жар. Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изме

Виды придаточных предложений

Союзы и союзные слова

Союзные слова: кто, который, какой, каков, чей, что, когда, где, куда

Тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой

Вчера он купил книгу, о которой давно мечтал.

Падежные вопросы: кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком?

Союзы: что, как, будто, чтобы, словно и др.

Союзные слова: кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько

Туристы не помнили,где оставили свои рюкзаки. Они не знали, что им делать дальше.

Где? Куда? Откуда?

Союзные слова: где, куда, откуда

Там. Туда, оттуда, везде, всюду

Огонёк горел там, откуда слышались голоса и смех.

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? На сколько времени?

Союзы: когда, пока, как только, лишь, только, едва, в то время как, прежде чем и др.

Когда он вернулся домой, было уже поздно.

Союзы: как будто, словно, точно и др.

Она бежала стремительно и без передышки, словно кто-то гнался за неё по пятам.

4) образа действия и степени

Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?

Союзы: что, чтобы, как, словно, точно и др.

Союзные слова: как, насколько

Так, такой. Таким образом, настолько

Он спрятал сокровища так, чтобы никто не мог найти.

Почему? Отчего? По какой причине?

Союзы: потому что, оттого что, так как, ибо и др.

Потому, оттого, ввиду того, вследствие того

Я умею шить и готовить, потому что ещё в детстве меня этому научила мама.

Союзы: чтобы, дабы, с тем чтобы

Ребята пришли в секцию, чтобы научиться кататься на коньках.

Что из этого следует?

Багровел закат, так что верхушки сосен казались розовыми.

При каком условии?

Союзы: если, кабы, ежели, коли

В том случае, тогда

Если хорошо приглядеться, на пне можно заметить множество копошащихся насекомых.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Союзы: хотя, несмотря на то, что; пусть, пускай

Хотя он говорил громко, мы не понимали его речь.

ТРИ ВИДА СВЯЗИ ЧАСТЕЙ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Неоднородное (параллельное) соподчинение

Каждая последующая часть зависит от предыдущей (цепочка): Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей, что тот, для кого эти вещи сделались безразличны, пожалуй ближе всего к тайне счастья. (Хамерлинг)

Две придаточные части связаны с главной, как однородные члены (относятся к одному слову или ко всей части, отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми по типу) : Доброта — это язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать. (Бови)

Две придаточные части относятся к разным словам главной части, отвечают на разные вопросы; как правило, занимают разные позиции:

Что бы ни делал человек, его дела, даже самые выдающиеся, ничего не стоят, если он не выполнит своего долга перед родителями. (Б.Ауэрбах)

3) Бессоюзные — сложные предложения, части которых связаны только по смыслу и интонационно (без союзов). Не стыдно не знать — стыдно не учиться. Не плюй в колодец: пригодиться воды напиться.

4) Предложения с разными видами связи — сложные предложения, сочетающие в себе разные виды связи. Мотор, как часто бывает, не заводился, и хоть вышли мы не поздно, но уже установился жаркий штиль: солнце нещадно палило, небо на юге побелело, а на горизонте сзади маячил, чернея, буй, мимо которого ходили мы вчера беспрестанно при встречном ветре и от которого, как ни старались, никак не могли уйти.

Простое осложнённое предложение

Осложнённым называется предложение, имеющее в своём составе:

1. Однородные члены.

«Шёл клочьями снег и уже засыпал дорогу, и крышу сарая, и деревья сада, и подъезд» (Л. Толстой).

2. Обособленные члены.

«Это было бледное, крошечное создание, /напоминавшее цветок/, /выросший без лучей солнца/» (В. Короленко).

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга...» (А. Пушкин).

4. Вводные конструкции.

«Дама, казалось, была тронута» (А. Пушкин).

5. Сравнительные обороты.

«Деревья, /точно на картине/, стояли недвижимы и тихи» (М. Волконский).

Осложнённым называется простое предложение, которое содержит добавочное по отношению к основному сообщение, оформленное в неразвёрнутом виде, т. е. не содержащее грамматической основы: Воображение, рождённое жизнью, в свою очередь получает иной раз власть и над жизнью (Пауст.). По значению осложнённые простые предложения подобны сложным: добавочное сообщение можно преобразовать в самостоятельное, имеющее грамматическую основу: Воображение, которое рождено жизнью, в свою очередь получает иной раз власть и над жизнью.

Добавочное сообщение может быть представлено в виде оборота — группы слов, в которой есть главное и зависимое (зависимые) слова.

Причастный оборот — это причастие вместе с зависимыми от него словами: Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей (Л. Т.). Причастные обороты отвечают на вопросы определений и обычно характеризуют существительные. Выделение причастного оборота на письме запятыми зависит от его расположения в предложении относительно характеризуемого(определяемого)слова.

Деепричастный оборот — это деепричастие вместе с зависимыми от него словами: Мужик, избу рубя, на свой топор озлился (Кр.). Деепричастные обороты являются обстоятельствами и обозначают добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному в сказуемом. Важно помнить, что действие, названное деепричастием, в предложении приписывается тому деятелю, который обозначен подлежащим. Если не учитывать эту закономерность, можно допустить грамматическую ошибку. Так, предложение Делая уроки, радио мной выключается построено неправильно: подлежащее — радио, значит ему и приписывается названное деепричастным оборотом действие делать уроки; смысл искажён — ведь не радио делает уроки. Верный вариант: Делая уроки, я выключаю радио — в этом предложении к существительному радио уже относятся вопросы винительного падежа, а подлежащим является местоимение я, ему и приписывается действие делать уроки, т. е. Я выключаю радио и делаю уроки.

Сравнительный оборот называется так не по частям речи, входящим в него, а по своей функции. С помощью сравнительного оборота автор высказывания сравнивает предметы, действия, состояния: В лесу, как в хорошей книге, всегда найдётся непрочитанная страница(Л. Л.). Сравнительный оборот может быть выражен существительным с зависимыми словами или без них и обязательно присоединяется с помощью союзов как, как будто, будто, словно, точно.

По своему значению получили название и выделительно-ограничительные обороты: Теперь она, кроме всех своих хлопот, занята примирением

Облонских (Л. Т.). К ним можно поставить вопросы дополнений (кроме чего? — кроме всех своих хлопот), поэтому их ещё называют обособленными дополнениями. Их несложно распознать по предлогам, которые входят в состав оборотов: кроме, помимо, вместо, наряду с, сверх, за исключением.

Структуру простого предложения могут осложнять как обороты, так и одиночные слова, например одиночное деепричастие: Пылали, догорая, свечи в дребезжащих фонарях(Пауст.).

Приложение — второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос определения, но, в отличие от него, всегда выражен существительным в том же падеже, что и характеризуемое слово. Приложение может быть как распространённым (в виде оборота): Но наше северное лето, карикатура южных зим, мелькнёт и нет. (П.), так и одиночным: У занесённой снегом избушки жил хищный зверёкгорностай (Биан.).

Простое предложение может быть осложнено однородными и уточняющими членами предложения, а также словами, грамматически не связанными с предложением: вводными конструкциями и обращениями.

Однородными могут быть любые члены предложения — и главные, и второстепенные: Из-под чёрной лесной воды выбиваются и тут же над водой распускаются ядовито-жёлтые цветы (Приш.) — однородные сказуемые; Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым ароматом недалеко стоявшего сосняка (Б.) — однородные дополнения. Как видно из примеров, однородные члены предложения соединяются сочинительными союзами либо составляют бессоюзные ряды.

В роли уточняющих членов предложения часто выступают обстоятельства со значением места и времени: За околицей, у ветряной мельницы, сидел старик на завалинке (М.-П.); Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр (Пауст.). Нужно помнить, что уточняющим обстоятельство является в том случае, если оно относится к другому подобному по значению обстоятельству, т. е. обстоятельство места может быть уточнено только обстоятельством места. Это значит, что в предложении Лекция состоится в актовом зале в 11 часов нет уточняющего обстоятельства: первое — в актовом зале — имеет значение места и не может быть уточнено обстоятельством времени в 11 часов; данное предложение ничем не осложнено.

К словам, грамматически не связанным с предложением, нельзя поставить вопрос; это отличает их от членов предложения.

Вводные конструкции употребляются для того, чтобы показать отношение говорящего к высказыванию. С их помощью можно выразить уверенность: Труднее всех художников, конечно, художнику слова (Приш.), неуверенность: Ещё в суд, может быть, заеду по делу сестры (Л. Т.), дать эмоциональную оценку событий: Наконец, к неописанной нашей радости, Ермолай вернулся (Л. Т.); А теперь уж не то, к сожалению (Ч.).

Вводные слова указывают на источник сообщения: Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, ещё какие! (Л.), на порядок следования мыслей: В это утро ему предстояло два дела: во-первых, принять и направить отправлявшуюся в Петербург депутацию инородцев; во-вторых, написать обещанное письмо адвокату (Л. Т.).

Обращение называет адресата речи (человека, животное или предмет неживой природы), к которому обращено высказывание: Читатель благородный, здорова ль ваша вся родня?(П.); Кто, волны, вас остановил? (П.)

Консультация для подготовки учащихся 9 класса по теме » Типы сказуемых. Грамматическая основа»

Материалы для работы на консультации при подготовки к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для подготовки учащихся 9 класса по теме » Типы сказуемых. Грамматическая основа»»

Материалы для консультации по русскому языку при подготовке к ОГЭ 2018 по теме «Грамматическая основа предложения»

Консультация направлена на повторение типов сказуемого, что вызывает особую трудность при решении заданий, связанных с определением грамматической основы предложения.

К материалам подобраны разные предложения, на основе которых ученики могут потренироваться по заданиям ОГЭ № 8 и 11

Сказуемое – главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.

Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесённости высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении – и времени).

Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Простое глагольное сказуемое, способы его выражения

Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.

ПГС – одно слово:

1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим:

Он читал / читает / будет читать / читал бы / пусть читает эту книгу.

2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует:

А шапка бац прямо на пол.

Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.

ПГС –фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание – может иметь следующее строение и типовое значение:

1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:

Я иду, иду, а до леса ещё далеко.

2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществлённое действие:

Вот уж сказал так сказал.

3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого:

Сам спать не спит и другим не даёт.

Жду не дождусь весны.

4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей своё лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки:

А он возьми да и скажи / знай себе распевает.

5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели:

Пойду погуляю в саду.

6) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия:

Я собрался было в кино, но не пошёл.

7) конструкция со значением интенсивности действия:

Он только и делает, что спит.

ПГС- фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие — Он принял участие (=участвовал) в конференции.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое (СГС) имеет следующую структуру:

приинфинитивная часть + инфинитив.

Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого – называет действие.

Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия – указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).

Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться(приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведённым словам, характерные для разговорного стиля речи):

Я начал / продолжил / закончил читать эту книгу.

Модальное значение может выражаться

1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и Т. п.

2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов / не прочь / в состоянии подождать.

Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблён фразеологизм:

Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать)

Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать).

Он горит нетерпением принять участие в конференции (= хочет участвовать).

Осложнение СГС происходит за счёт дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:

Я начал хотеть есть.

Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть.

Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределённой форме: Волков бояться – в лес не ходить. Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых. Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например: Не прийти – значит обидеть.

Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:

1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать;

2)сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили её спеть (все просили, а спеть должна она);

3)сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять.

Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:

приименная часть (связка) + именная часть.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.

Приименная часть бывает:

1) отвлечённая: глагол быть (в значении «являться», а не «находиться» или «иметься»), который выражает только грамматическое значение сказуемого – наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлечённая связка выступает в нулевой форме:

Он студент / был студентом.

2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться),сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части:

Он оказался студентом.

Она казалась усталой.

3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.:

Мы вернулись домой усталые.

Он работал дворником.

Он жил отшельником.

Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлечённую.

Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.

Однословное выражение именной части:

1) существительное в падежной форме, чаще в И. п. / Т. п.:

Он дворник / был дворником.

Юбка была в клетку.

2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения:

Слова его были глупы.

Он стал выше отца.

Он самый высокий в классе.

3) полное или краткое причастие:

Письмо не было распечатано.

Этот карандаш мой!

Он был восьмым в очереди.

Разговор будет начистоту.

Мне было жаль старика.

Неоднословное выражение именной части:

1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:

а) слово с количественным значением + существительное в Р. п:

Мальчик был пяти лет.

б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла):

Он лучший ученик в классе.

Он был притчей во языцех.

Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:

Он имел вид смурной и рассеянный – фразеологизм в связочной части;

Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложнённым за счёт введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола:

Она хотела казаться усталой;

Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.

ПОДБОРКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

Меня наградили за победу в олимпиаде.

Открой нам, Отчизна, просторы свои.

А ей теперь нужен только покой.

Идея «Ревизора» была подсказана Пушкину Гоголем.

Повеяло тёплым ветром.

Даже в пустяках надо быть правдивым.

Мне прислали роль сегодня утром.

Не стоит спешить с ответом.

Он встал, распахнул окна и впустил в комнату свежий воздух.

Нас угостили ужином.

Я буду строителем.

Помнишь рощу над рекой?

Над нами шумели стройные кедры.

Теперь выражение их было нежным и спокойным.

Литературу люблю до самозабвения.

Хороша развесистая белоствольная берёза.

Ночь на миг дыханье задержала.

Тополь рукой мохнатой в наше окно стучит.

Волга – величайшая река.

Подхватил меня резкий ветер, закружил да забросил в тайгу.

Словом можно полки за собой повести.

Прекрасны вы, поля родной земли!

Со мной он был холоден.

Со мной он разговаривал холодно.

Звёзды, мелкие и крупные, были ярки и чисты.

Сбылась мечта увидеть Париж.

Я рад встретиться с вами.

Надо мыть руки перед едой.

Укажите количество грамматических основ в предложении.

Настя стояла около кассы, губы у неё дрожали, она не могла говорить, чувствуя, что от первого же сказанного слова расплачется навзрыд.

По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам , а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой.

Утром, едва начинает сереть, мы отправляемся в лес.

Потом, видя, что девушка, как завороженная смотрит на картину, он заговорил.

Если море зачерпнуть в ладошку, даже море потеряет свет.

Её лицо было, как остров, покрытый снегом, если дождь прольётся над ним, оно не ощутит его, если тучи бросят на него свою вечно движущуюся тень, оно не почувствует её.

Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

Каждую ночь сюда вливался океан звуков и , подхватив Ассоль на свои широкие крылья, баюкая и качая, уносил её, лежащую с открытыми глазами навстречу утру.

Громадная туча поднималась из-за горизонта и всё ширилась, тихо раскидывая по небу свои крылья.

Льёт дождь ,холодный, точно лёд, кружатся листья по полям, и гуси длинным караванам над лесом держат перелёт.

Солнце то появлялось, то исчезало, и к вечеру снова пошёл дождь.

Ночь была облачная, речка – чёрная.

Ветер, разогнав тучи , дал простор солнцу, и тайга ожила.

Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

Впереди были люди, и следовательно, бояться мне уже было нечего.

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода , тотчас таяла.

Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

Легко работать, когда труд твой ценят.

Пахло талым снегом, землёй, и солнце светило застенчиво и робко.

Стало слышно, как точат косы.

Посмотри, милый друг, как прекрасна земля.

Он почувствовал раздражение и чтобы не сказать ничего лишнего, вышел из дома.

Дождь льёт как из ведра, и не хочется выходить из дома.

Известие, что привёз Михаил, всех огорчило.

Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан.

Морозы стали слабее, и начал падать мелкий снежок, который охотники называют порошей.

Усталые, туристы уснули, как только положили головы на подушки.

Хорошо, что не всё ещё спето.

Было тихо, светло, и чуть подмораживало.

КАРТОЧКА для самостоятельной работы учащимся

Выпишите основу предложений!

Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг.__________________________________________________

Значит, и ты бы тоже украл.____________________________________________________________

Помните Крым в двадцать седьмом году?_________________________________________________

Никто так не обидит старую, больную женщину…_________________________________________

От батареи отопления тянуло теплом.____________________________________________________

Весь луг был в цветах._________________________________________________________________

Евгения, снимай иконы!________________________________________________________________

Но её приласкали._____________________________________________________________________

Все они погибли.______________________________________________________________________

И совсем ничего нет жуткого.___________________________________________________________

Этому можно научиться._______________________________________________________________

А теперь скажите мне вашу последнюю волю._____________________________________________

Его, должно быть, не чистили со времён Тициана.__________________________________________

Мне хотелось обдумать наш разговор.____________________________________________________

Жив, Иван Павлович!__________________________________________________________________

Ты, Катя, вообще его почти не знаешь.___________________________________________________

Узнала ли ты меня?___________________________________________________________________

На дворе светает._____________________________________________________________________

Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.______________________________________________________________________________

Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух._____________________________________________

Что, мальчик, болен?__________________________________________________________________

Моё решение было тайной для всех.______________________________________________________

Только через полтора года мне удалось добиться назначения на Север – и то совершенно случайно._____________________________________________________________________________

Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.__________________________________________

По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.__________________________________

Не обижайте его, люди.___________________________________________________________

Он у нас коновал._________________________________________________________________

Кто тут полегче?__________________________________________________________________

Третий, более взрослый, чем остальные, авторитетно заявил._____________________________

Саня успел к этой поре высыпать в ведро три трёхлитровых бидона, наполнив его больше чем наполовину._______________________________________________________________________

И ещё тише стал дождь._____________________________________________________________

Как-то раз пошёл Алёша с дедом в лес._______________________________________________


источники:

http://infourok.ru/russkij-yazyk-oge-2021-zadanie-2-teoriya-5032060.html

http://multiurok.ru/files/konsultatsiia-dlia-podgotovki-uchashchikhsia-9-kla.html