Виды упражнений в правописании

Виды упражнений в правописании

Поскольку обучение правописанию имеет цель формирование навыка, автоматизма, то в системе обучения ему отводится более половины времени, и до 80% площади в учебниках затрачивается на упражнения разнообразных видов. Как правило, эти упражне­ния предусматривают не только практическое действие — письмо, но и умственные действия в соответствии с грамматической тео­рией и орфографическими правилами.

Упражнения могут быть и устными (комментирование напеча­танного или написанного текста, проговаривание слов, выразительное чтение текста для работы над пунктуацией и пр.), не письменные упражнения преобладают.

Письмо подразделяется, в первую очередь, на естественное, са­мостоятельное, т.e. на выражение своей мысли и ее запись (сочи­нение, изложение, творческие и свободные диктанты, письма, дело­вые бумаги): в них правописание выполняет свою естественную нор­мативную функцию, и на учебное, искусственное (списывание, слу­ховые и зрительные диктанты и пр.): в них главной целью является не выражение мысли, а сама техника письма, правописание.

В зависимости от методической (и дидактической) концепции, выбранном школой и учителем, преимущество в практических системах обучения отдается тем или другим видам упражнений. Гак, в конце 50-х годов XX в. наблюдалось повсеместное расши­ренное использование орфографического комментирования, ко­торое постепенно вопию в число методических средств; оно ис­пользуется и сегодня. В работе некоторых методических школ в разное время наблюдалось увлечение устным и мысленным побуквенным проговариванием, что также вошло в массовую практику в качестве одного из приемов учебной работы.

Рассмотрим некоторые из видов упражнений.

Имитативные упражнения (виды списывания)

Списывание нельзя расценивать как механическую деятель­ность, как бездумное копирование. Широко известны следующие виды обучающего списывания: списывание с грамматическим или орфографическим комментированием, списывание с выделением орфограмм или грамматических форм, списывание со вставкой пропущенных букв, списывание с частичной перестройкой текста, например с переменой глагольного времени с настоящего на прошедшее, списывание с грамматическим разбором путем ус­ловного подчеркивания и пр.

а) прочтение слов или текста с установкой на обнаруживание орфограмм;

б) запоминание правильного написания с постепенным увеличением объема запоминаемого (от 2-3 букв в 1-м полугодии I класса — до 5-6 слов в IV классе);

в) запись — воспроизведение на письме того, что запомнил, соблюдением требований каллиграфии;

г) в необходимых случаях — уточнение того, чего память не о хранила;

д) выделение орфограмм в темпе письма, их подчеркивание;

е) комментарий к орфограммам — вслух или про себя;

ж) проверка орфограмм по алгоритму — обычно свернутому;

з) проверка по книге.

В списывании действует не только зрительная память но и логическая, и рукодвигательная, а иногда — и слуховая.

(Списывание как методический прием (иногда его называли ме­тодом) имеет разную степень сознательной работы ученика: от простого копирования, которое тоже бывает необходимо, до пол­ного, несвернутого решения грамматико-орфографических задач.

В первом случае установка делается на произвольное запоми­нание (тренируется память, столь необходимая в правописании), на формирование аналогий, внутренних обобщений, в перспекти­ве — на языковую интуицию. Последняя формируется, вне сомне­ний, и во втором случае, возможно, даже более целенаправленно.

Виды заданий при списывании:

а) списывание без задании: пишутся слова, предложения, текст; никаких указаний не дается; цель: списать точно, без единой ошибки, без каких-либо искажений;

б) в тексте для списывания пропущены некоторые буквы, ино­гда — морфемы, например окончания. В этом случае орфограммы указаны, сам школьник не должен их искать, а только понять их тип и решать грамматико-орфографическую задачу по алгоритму. Орфограммы могут быть на одно правило, чаще — на разные. Пропущенные буквы, с одной стороны, снижают уровень позна­вательной самостоятельности, с другой — повышают целенаправленность работы, устраняют вероятность бессознательной догадки, ибо требуют обоснованного выбора;

в) к списываемому тексту даны дополнительные задания: выделить те или иные грамматические единицы, указать в скобках проверочные слова и т.п. Разнообразие заданий, в сущности, без­гранично;

г) одной из высших форм списывания можно считать письмо по памяти заученного текста. Такие тексты обычно бывают образцовыми, далеко не простыми и, разумеется, не адаптированными. Школьники пишут стихотворный или прозаический текст, создан­ный мастером слова, это оценивается высоко. Припоминая этот текст, школьник должен сам найти все трудные места, проверить их, осознать. Иногда этот вид письма относят к диктантам, назы­вают диктантом «проверяю себя», или самодиктантом.

Виды диктантов

Диктанты, как и списывание, чрезвычайно распространены в практике школ. Различают диктанты слуховые, зрительные, «само­диктанты» и творческие диктанты.

Слуховой диктант определяют как такое орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, сочетаний, текста, переводит его в гра­фический код, т.е. пишет, руководствуясь правилами графики и орфографии либо памятью в непроверяемых случаях. Его меха­низм:

а) акустическое восприятие диктуемого текста;

б) его смысловое понимание; языковой анализ: лексический, грамматический, орфографический;

в) внутреннее проговаривание, сопровождаемое мысленным графическим изображением;

г) па пой основе мысленное выделение орфограмм;

д) их проверка различными способами, преимущественно с помощью правил;

с) запись; проверка и запись должны совпадать во времени, иначе пишущий будет отставать, волноваться и, разумеется, оши­баться (темп диктовки нацелен на быстрое письмо);

ж) запись, самопроверка.

После завершения диктанта учитель дает время на окончатель­ную проверку всего текста.

По содержанию диктанты бывают словарные, могут содержать предложения, не составляющие связного текста, и текстовые. По­следние наиболее приближены к естественным условиям письма, а словарные более конкретны и направлены на орфографическую тему. Для пунктуации целесообразен текст.

По цели провидения: предупредительные — орфограммы ком­ментируются до письма; объяснительные — орфограммы объяс­няются после написания; контрольные, или проверочные, прово­дятся либо по следам изучения крупной темы, либо в конце чет­верти, полугодия или года. Для контрольного диктанта «Нормы оценки» устанавливают минимумы объема текста для каждого класса.

В любом случае слуховой диктант диктуется строго орфоэпи­чески, иначе он не выполнит свою функцию перекодирования ре­чи с акустического кода на графический.

Слуховые диктанты требуют не эпизодического использова­ния, но системы (если они в принципе принимаются учителем).

Зрительными диктантами называют такие орфографиче­ские упражнения, которые исключают слуховое восприятие, не опираются на звучание слова. Они формируют зрительный фак­тор в орфографии.

Механизм зрительного диктанта:

а) прочтение слов, предложений с установкой на зрительное запоминание;

б) повторное прочтение с выделением и осознанием орфо­грамм (эта ступень иногда исключается, чтобы дети запоминали с первого раза);

в) внутреннее или громкое проговаривание, проверка и ком­ментирование орфограмм;

г) запись на основе зрительного образа слов;

д) самопроверка по образцовому тексту.

В механизме зрительного диктанта побуквенное проговарива­ние не исключается (но не орфоэпическое!).

Самодиктант, или диктант «проверяю себя», есть, в сущ­ности, вариант зрительного диктанта: он ориентирован на само­стоятельную работу без учителя. Его порядок: внимательное про­чтение значительного отрывка текста, выявление в нем орфо­грамм, после чего текст убирается. Затем ученик его пишет, потом проверяет по образцу. Это способ преодоления отставания в пра­вописании. Работа требует длительной системы, без нее вряд ли удастся добиться улучшения грамотности.

Творческий диктант возвращает учителя и учащихся к ис­ходной идее письма как графически зафиксированной речи, где орфография выполняет вспомогательную функцию при главенст­вующей цели — передаче содержания мысли, смысла в тексте. В этой цели творческий диктант смыкается с сочинением как сред­ством развития речи, речевого творчества.

Творческие диктанты очень разнообразны: от составления тек­ста на заданную тему по опорным словам, которые дает учитель (обычно это трудные в орфографическом отношении слова, их называют также ключевыми словами), — до «диктовки мыслей, а не слов» (В.А.Флеров, 1913), т.е. свободного диктанта: текст про­читывается по абзацам, по компонентам, и каждый ученик изла­гает его по-своему, в своем индивидуальном ключе.

В методической литературе можно встретить и такие названия диктантов, как предметный диктант (требуется написать на­звания всех предметов определенной тематической группы, на­пример названия деревьев), диктанты по воображению, по воспоминанию, по картине.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 2862 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Основные виды орфографических упражнений. Методика проведения.

В разработке рассмотрены основные виды орфографических упражнений, встречающиеся в начальной школе (списывание; диктант; орфографический разбор; изложение, сочинение; корректура текста), а также методика их проведения.

Просмотр содержимого документа
«Основные виды орфографических упражнений. Методика проведения.»

К орфографическим упражнениям относятся следующие виды работ:

свободное (самостоятельное) письмо – подбор собственных примеров, изложение, сочинение и др.;

корректура текста (исправление ошибок).

СПИСЫВАНИЕ – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. Используется при обучении технике письма и каллиграфии, а также орфографии и грамматике (как правило, с дополнительными заданиями).

списывание с готового образца – для списывания предлагаются слова, предложения или текст без пропуска букв и дополнительных заданий; цель – списать правильно, без ошибок и искажений;

списывание с дополнительными заданиями – списывание чаще всего сочетается с выполнением заданий орфографического, грамматического, лексического или словообразовательного характера – разделить слова на слоги; выделить корень; обозначить части слова; обозначить части речи; указать род, число, падеж, склонение, спряжение; подчеркнуть главные члены предложений; подчеркнуть безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах, окончаниях; вставить пропущенные буквы и др.;

творческое списывание – восстановление деформированных предложений или текста; изменение грамматической формы записываемых слов;

выборочное списывание – списать только слова определенной части речи, определенного спряжения; выписать словосочетания и т.п.;

списывание с группировкой – запись слов в два, три столбика с учетом содержащих в ловах орфограмм; запись слов в определенной последовательности: сначала записываются слова с безударной гласной в корне слова, затем – в приставке, далее – в суффиксе и т.д.

закрытый образец для п. 5-8 (памятка 1);

проговаривание при записи слов – вслух (1-й этап), шёпотом (2-й этап), про себя (3-й этап);

проверка написанного (ребёнок должен понимать, что работа считается законченной, если осуществлена её проверка).

Методика проведения контрольного списывания

Текст прочитывается вслух учителем, затем – учащимися.

Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).

Повторение правил списывания. Учитель напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.

Самостоятельная запись текста учащимися.

Самопроверка. Учитель предлагает проверить записанное ещё раз – теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.

ДИКТАНТ – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия.

Классификация обучающих диктантов:

по объему диктуемых единиц:

словарные (отдельные слова);

по соотношению диктуемого и записываемого материала:

выборочные (Предполагает запись не всего текста, лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы на изучаемое правило);

по особенностям самоконтроля, который осуществляет пишущий:

предупредительные (Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ – учащиеся объясняют, как пишут слово и почему);

комментированные (Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста);

объяснительные (После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы)

«Проверяю себя» (по ходу письма подчеркивают или пропускают буквы, в написании которых сомневаются. После записи спрашивают у учителя или проверяют по словарю);

по степени самостоятельности пишущего:

творческие (по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов).

по источнику восприятия:

слуховой (орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста)

зрительный (Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка).

Запись под диктовку текста.

Учитель читает текст 3 раза:

весь текст – для общего восприятия;

каждое предложение с паузами – для записи;

— Послушайте первое предложение.

— Диктуйте себе по слогам.

— Проверьте предложение (прочитать ещё раз).

3) весь текст – для проверки.

Контрольный, или проверочный, диктант – вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок. Цель – выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике.

Методика проведения контрольного диктанта

Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.

Важно заранее подготовить рабочие места учеников: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные принадлежности.

В начале урока учитель сообщает учащимся цель проведения контрольной работы.

Медленно и выразительно прочитывает весь текст, предлагаемый для диктанта.

Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям. Каждое предложение учитель диктует два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем.

Одно из основных требований к диктующему – это достаточно громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.

В процессе контрольного диктанта подсказки учителя исключаются, в том числе и при произношении слов.

Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения.

После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задания.

Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока. Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности.

После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу.

Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РАЗБОР — вид языкового анализа; включает анализ слов, словосочетаний, предложений, текстов с целью обнаружения орфограмм, их объяснение, указание способа проверки и выполнение орфографического действия – проверки.

Виды орфографического разбора:

полный – разбору повергаются все орфограммы;

тематический, выборочный разбору подвергаются только определенные орфограммы.

Порядок орфографического разбора

Определение типа орфограммы (подведение ее под соответствующее правило).

Воспроизведение правила, которому подчиняется данная орфограмма.

Подбор проверочного слова (для проверяемых написаний) или установление, что орфограмма не проверяется, ее написание нужно запомнить.

ИЗЛОЖЕНИЕ – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст. Изложения – это пересказы прочитанного. В начальных классах – только обучающее.

Требования к изложению:

самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости, основных фактов.

Методика проведения изложения

Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.

Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3-4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.

Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.

Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительских средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

Предварительный пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов. На доске записываются опорные слова для каждого пункта плана.

Устный пересказ текста. Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

Анализ устного пересказа и его совершенствование. Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается еще раз.

Самостоятельное написания изложения. Оказание индивидуальной помощи.

Самопроверка и совершенствование текста учащимися. Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.

Проверка изложения учителем.

12. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).

СОЧИНЕНИЕ как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме.

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей. Чтение художественной или иной литературы.

Отбор и систематизация материала в соответствии и темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Методика проведения урока написания сочинения

Сообщение темы и задач предстоящего сочинения, обсуждение их с учащимися. На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее (в ходе наблюдений и др.), или его накопления (рассматривание картины). Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти учащихся накопленный материал или обеспечить его получение.

Составление плана или его уточнение, если план был составлен заранее. В начальных рекомендуется простой план из 3-5 пунктов (без подпунктов). План сочинения должен быть записан на доске.

Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста предстоящего сочинения (при необходимости) – коллективное или индивидуальное (1-2 ученика). Учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

Самостоятельное письмо сочинения – основная часть урока. Самая продолжительная по времени (3 класс – 20-25 минут, 4 класс – 25-30 минут). Учитель наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

Самопроверка. Совершенствование написанного текста, исправление ошибок. Исправления не должны вести к снижению отметки за сочинения, наоборот, удачную замену слова, улучшение построения предложения следует поощрять. Учащиеся проверяют написание слов на изучаемое правило, устно осуществляют проверку всех орфограмм (можно подчеркнуть).

Проверка сочинений учителем.

Работа над ошибками (проводится на следующем уроке):

— зачитываются лучшие сочинения;

— коллективный анализ сочинений:

-коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и т.п.);

— индивидуальная работа над ошибками.

Требования к подбору материала.

Для наблюдений при объяснении грамматического или орфографического явления нужно отобрать наиболее простой, ясный и в то же время достаточный по своему количеству материал, чтобы учащийся мог сделать из наблюдений правильный вывод.

При отборе материала для упражнений в правописании на последующих этапах, наоборот, следует иметь в виду разные стороны языка и письма (изучается орфография – привлекаются словарные и синтаксические упражнения), а также непрерывное повторение уже изученного.

Нецелесообразно повторять один и тот же словарный, фразовый или текстовой материал на разных этапах работы. Нужно варьировать его, постепенно усложняя.

Орфографические упражнения, их классификация, методика проведения

Орфографические упражнения, их классификация, методика проведения.

Простейшим видом орфографических упражнений является списывание. Оно может быть с готового текста и с изменением текста.

Ещё К.Д.Ушинский замечал, что списывание должно быть осознанным. Для первого же года обучения он рекомендовал списывание слов с размещением их по рядам, чтобы «голова ребёнка не оставалась без работы». Он рекомендовал вглядеться в слово, представить его образ, осмыслить его, проанализировать состав слова, а потом его писать.

При списывании необходимо обращать внимание на чёткий и красивый почерк, что способствует лучшему запоминанию написания слова, следить за правильным движением руки учащегося.

текстуальное, или дословное;

творческое, или осложнённое разного рода задачами.

Текстуальное списывание.

Методисты давно обсуждают вопрос о том, как научить детей списывать без ошибок. Так, они рекомендуют учить детей соблюдать определённый порядок действий при списывании. Психологи изучили причины ошибок, которые допускают ученики при списывании, составили наиболее точный и полный алгоритм операций, которые обеспечивают безошибочность воспроизведения текста, а также наметили способы превращения списывания в эффективное средство обучения правописанию.

Так, Г.В.Репкина экспериментально обосновала, что побуквенное копирование не только не избавляет их от ошибок, а, наоборот, приводит к ним. В этом случае ученик не понимает, что он пишет, и значит, это никак не может способствовать запоминанию правильной орфографической формы слова. В этом исследовании была обоснована необходимость списывания смысловыми единицами (предложениями или его законченными по смыслу частями). Кроме того, были разработаны приёмы, обеспечивающие активный орфографический анализ текста путём выделения в нём орфограмм. Специальное внимание Репкина уделила организации контрольной операции при списывании.

Алгоритм списывания, составленный с учётом всех требований, вначале детально развёртывается в обучении. После того как учащиеся научатся осознанно выполнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Отсюда вытекает важное требование к организации обучения списыванию на его первоначальном этапе. Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овладеют всеми операциями, они могут начать списывать дома.

Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

Выдели орфограммы в списываемом тексте.

Прочитай предложение так, как оно написано.

Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

подчеркни орфограммы в написанном;

сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.

При такой организации работы на списывание коротких предложений уходит много времени. Но, во-первых, это окупается качеством списывания, а во-вторых, по мере автоматизации навыка списывания алгоритм выполнения действия постепенно свёртывается. Так, в 3 или 4 классе подчёркивание орфограмм в исходном тексте и при проверке убирается. В результате алгоритм списывания существенно сокращается, он будет состоять из четырёх шагов.

1)Прочитай предложение и повтори его по памяти.

2)Прочитай предложение ещё раз так, как оно написано.

3)Пиши, диктуя себе так, как читал последний раз.

4)Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.

Предлагаемая организация обучения списыванию делает его самостоятельным орфографическим упражнением. В этом случае оно не нуждается в дополнительных заданиях.

Выборочное списывание.

Активным видом списывания является выборочное списывание, при котором учащиеся выписывают из данного текста по заданию учителя лишь некоторые словосочетания или слова в той или иной форме, например, существительные 3-го склонения, слово с безударной гласной о в корне, прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны, и т.д.

Выборочное списывание может сопровождаться классификационной работой, например, в один столбик выписываются существительные 3-го склонения с ь после шипящих на конце, а в другой – существительные 2-го склонения без ь .

Сюда примыкает выполнение такого рода упражнений, как выписывание названий животных, растений, пищи, одежды и т.д., выписывание из произведений описаний природы, быта, портретов.

.Творческое списывание, или осложнённое разного рода задачами.

В средней школе используется, как правило, творческое списывание. Оно является наиболее осознанным, поскольку связано с выполнением определённого задания и требует обращения к правилам.

Списывание может быть осложнено:

подчёркиванием отдельных букв, слогов и слов;

заданием выписать из текста определённые слова, например существительные 1-го склонения, затем 2-го и 3-го;

разделением отдельных слов предложения на значащие части;

подчёркиванием морфемы, содержащей орфограмму;

переводом приведённых в тексте цифр в слова с применением правила правописания числительных;

заданием дать краткую грамматическую характеристику отдельных слов по указанию преподавателя;

вставкой пропущенных букв, слов, слогов или целых словосочетаний.

При выполнении такого упражнения требуется, чтобы учащийся сначала прочитал текст и подумал, какой слог, букву или слово он должен вставить, с каким правилом это связано, а затем уже записал. Нельзя допускать, чтобы учащийся механически переписывал текст, а затем подбирал требуемые слова.

Осложнённое списывание как вид орфографического упражнения ценно тем, что оно обеспечивает связь орфографии с грамматикой и развитием речи, что в свою очередь способствует лучшему усвоению правописания.

.Грамматико-орфографический разбор.

Такой разбор нужен для того, чтобы выработать у учащихся понимание соотношений между орфографическими и грамматическими явлениями, умение обнаруживать орфографические трудности, «сомнительные» написания, распознавать то или иное изученное явление среди других явлений. Найти в предложении или в связном тексте слова или части слов, которые надо проверить, определить, к какому разряду явлений относится данное явление (безударная гласная в корне, в окончании, в приставках, мягкий согласный и т.д.), указать, как надо проверить написание, уметь проверить и найти аналогичные случаи — вот основные моменты работы при таком разборе.

В конце концов ученик сам должен найти сомнительные случаи, а затем разобрать, объяснить, доказать. Когда,. Например, проводится изучение падежных окончаний имён существительных, учитель даёт задание найти у существительных безударные окончания, объяснить, как их проверить, и подобрать подобные примеры. Обычно разбор сопровождается записью на доске и в тетрадях.

Грамматико-орфографический разбор используется и как самостоятельное упражнение, и как элемент других упражнений: при списывании, в диктанте и т.п. Например, в 1 классе дети перед списыванием устно выделяют в словах звуки, указывают гласные и согласные, затем списывают и подчёркивают разобранные ими написания. В последующих классах слова разбираются по их морфологическому составу, устанавливается связь между словами, объясняется правописание встречающихся в тексте слов.

Разбор может протекать в двух формах: либо разбирается текст, находящийся перед глазами учащихся, либо разбор текста проводится по слуху, с голоса учителя. В последнем случае учитель читает предложение, а ученики его разбирают, не видя перед собой текст. И тот и другой вид разбора имеет значение: первый опирается на зрение, второй привлекает слуховое внимание учащихся.

В целях активизации внимания детей учителя при разборе часто применяют работу с карточками: у каждого ученика имеются заготовленные заранее карточки, например, с падежными окончаниями имён существительных и прилагательных или с личными окончаниями глаголов. Когда учитель при разборе спрашивает, как писать то или иное окончание, все ученики поднимают карточки с соответствующими окончаниями, а затем пишут. При записи даётся дополнительное задание – подчеркнуть то или иное окончание и т.п. И использование карточек, и подчёркивание орфограмм активизируют внимание детей, а учителю дают картину их знаний.

. Письмо по памяти.

При обучении орфографии широко используется такой вид работы, как письмо по памяти. Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся. Оно проводится обычно во всех классах школы.

Выбранный учителем текст, образцовый по содержанию и в языковом отношении, разбирается на уроке, а затем заучивается школьниками наизусть. Ученики пишут по памяти. Учитель следит за письмом учащихся, затем по окончании работы открывает текст, ученики сверяют с ним написанное. Перед разбором текст выразительно читается учителем. Интонация, паузы, логическое ударение, темп чтения, тембр голоса, которыми пользуется преподаватель, помогают учащимся понять содержание прочитанного, облегчают грамматико-орфографический анализ его.

Иногда текст после обстоятельного разбора в классе даётся на дом для списывания, а на следующий день дети пишут его под диктовку учителя. Другая разновидность такого письма: текст (стихотворный или прозаический) заучивается наизусть, а на другой день в классе дети пишут заученный текст по памяти, без участия учителя.

Словарно-орфографические упражнения.

Письмо по памяти лежит в основе словарно-орфографических упражнений, которые особенно важны при изучении правописания «трудных» слов. В программе обычно даётся список таких слов для каждого класса. Например, воробей, корова, молоко (1 класс); деревня, картофель, капуста (2 класс); агроном, комбайн, шофёр (3 класс). Подобные слова усваиваются попутно с изучением грамматических и орфографических тем, но их правописание не определяется грамматикой и орфографическими правилами.

Преподаватель учит детей запоминать написание подобных слов. Он намечает такие моменты работы:

внимательно прочитайте слово про себя и вслух;

справьтесь о значении слова, если не знаете его;

прочитайте слово по слогам и запишите его;

подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить;

проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнося его по слогам;

подберите несколько родственных слов и запишите их или напишите слово два-три раза.

Очень важно приучить учащихся пользоваться орфографическим словарём как при выполнении упражнений в классе, так и в процессе подготовки домашних заданий.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты.

Зрительный диктант.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. В случае необходимости выясняют значение слова.

Картинный диктант.

1)Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в корне и записывают его.

2)Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную и ставя знак ударения.

3)Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную, которую надо запомнить, ставят знак ударения.

.Выборочный диктант

(картинный, слуховой, зрительный).

Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

1)записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений;

2)записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е , во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную о , в третий – слова, в написании которых надо запомнить гласную а ;

3)выписать только слова из «Словаря»: Урожай, урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

Диктант с использованием загадок.

Учитель читает загадку, дети отгадывают её и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

Диктант по памяти:

1)записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);

2)записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е .

Диктант с комментированием.

Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные записывают слово в тетрадь.

. Творческий диктант.

Заменить развёрнутое определение одним словом. К примеру:

1)четвёртый день недели (четверг);

2)приём пищи в середине дня (обед);

3)плод яблони (яблоко);

4)помещение для торговли чем-нибудь (магазин).

Организация словарно-орфографической работы с трудными словами предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контекст.

Диктанты.

Большое место в обучении орфографии занимают такие виды упражнений, как диктанты.

Диктант – это упражнение, состоящее в записи учащимися материала, воспринимаемого на слух. По своему характеру, способам и целям проведения этот вид упражнения отличается большим разнообразием.

Все виды диктантов можно условно разделить по двум основаниям: структура предлагаемого для диктовки материала и основная цель проведения. В зависимости от того, какой материал предлагается для диктанта ( буквы, слияния, слова, словосочетания, не связанные между собой предложения или связный текст), различают:

диктанты по словосочетаниям, отдельным предложениям и связным текстам.

По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные.

Обучающие диктанты делятся на предупредительные, объяснительные и комментированные в зависимости от того, когда, в какой момент работы проводится объяснение диктуемого текста: перед, после или во время диктовки.

Предупредительный диктант.

Предупредительным называется диктант, при проведении которого диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись). Например, учитель читает предложение: «Дети ходили к реке ловить раков», после чего задаёт вопросы: о ком говорится в этом предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово «ходили»? Как напишем «к реке»? К слову «ловить» подберите проверочное. Что надо написать на конце слова «ловить» и почему? Далее учитель сам поясняет написание слова «раков». После такого разбора под диктовку учителя учащиеся записывают предложение в тетрадь.

Предупредительный диктант имеет свои недостатки:

1)после разбора орфограмм учащиеся нередко пишут текст, не думая над правописанием, т.е. механически;

2)при проведении разбора обычно работают только сильные ученики.

Объяснительный диктант.

При объяснительном диктанте сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного. По сравнению с предупредительным объяснительный диктант требует от учеников большей самостоятельности.

Возможно сочетание предупредительного диктанта с объяснительным (диктант проводится как объяснительный, а ошибки на неизученные правила предупреждаются). Например, при проведении диктанта по тексту «Клён» (3 класс; тема «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе») все написания объясняются после записи текста, а подчёркнутые орфограммы разбираются до его записи.

В русском лесу нет дерева красивее клёна. Это светолюбивое дерево с гладким чистым стволом. Весёлый клён растёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой. В жаркие дни приятно отдыхать под развесистым клёном. (По И. Соколову-Микитову).

Комментированный диктант.

Особое место на уроках русского языка отводится комментированному диктанту, при проведении которого ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.

Комментированное управление позволяет решить не только учебные, но и воспитательные , развивающие задачи. У детей вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, записываю), воспитывается чувство локтя, товарищества, а учитель может видеть продвижение в учении каждого благодаря постоянно действующей обратной связи «ученик – учитель».

По характеру операций учащихся с диктуемым материалом различают выборочные, свободные и творческие диктанты.

Выборочный диктант.

Выборочным диктантом называют такой диктант, при котором дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определённому заданию части текста.

Выборочный диктант в сравнении с другими ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать сконцентрированно насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

В начальной школе при выборочном диктанте записывают чаще всего отдельные слова. Например, учитель предлагает третьеклассникам выписать слова с непроверяемыми безударными гласными корня из следующего текста:

Мама посадила огород. Вот сладкая морковка, огурцы и помидоры. А рядом картофель и капуста. И горох уже поспел. Чудесные выросли овощи!

Можно предложить учащимся выписать словосочетания. Выборочный диктант не следует давать тогда, когда формы выписываемых слов можно определить только в контексте (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных; -тся и -ться в глаголах и т.д.). Выборку текста проводят, принимая за основу либо грамматико-орфографические, либо смысловые признаки. Выборочный диктант можно проводить в нескольких формах. Наиболее простая форма проведения — выписывание слов без их изменения, наиболее трудная – выборочная запись с предварительным изменением слов. Например, при изучении имён существительных полезно задание: выписать все имена существительные, предварительно поставив их в начальной форме.

Свободный диктант.

Под свободным диктантом понимают такую запись диктуемого текста, при которой учащимся предоставляется право его изменения, свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла.

Ценность свободного диктанта в том, что способствует выработке навыка запоминания диктуемого, при проведении свободного диктанта у учеников воспитывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.

Как средство обучения орфографии свободный диктант уступает другим видам, ибо при свободной диктовке ученики заменяют трудные в орфографическом отношении слова другими, менее сложными.

В настоящее время методика проведения этого вида диктанта такова: учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут. К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую.

Творческий диктант.

Творческий диктант – это диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям. Различают несколько видов творческого диктанта.

Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).

Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения. Перед проведением диктанта учитель указывает, какие именно слова дети должны дополнительно внести в текст. Ученики лучше запоминают правописание вставленных слов, потому что на них фиксируется внимание. Например, в 3 классе при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже» возможен творческий диктант с заданием: распространить предложения второстепенными членами, выраженными именами прилагательными.

Клюква растёт в болотах. Её собирают осенью. Клюква – лекарство от всех болезней.

2)Творческий диктант на замену слов, т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Например, учитель диктует текст, в котором употреблены глаголы 1-го лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица.

Что посею, то и пожну.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Трудность этого диктанта заключается в том, что орфографически лёгкие формы заменяются более трудными. Кроме того, дети не имеют перед собой исходного текста.

Диктант с обоснованием.

В целях активизации учащихся на уроках русского языка нашёл применение диктант с обоснованием, который считается новым видом диктанта. Суть этого вида упражнения заключается в следующем: ученик сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово. Обоснование непременно должно предшествовать написанию, что приучает пишущего сначала думать над тем, как написать слово, а потом уже записывать его. Обоснование может заключаться в написании проверочного слова или в указании его грамматической формы.

Письменные работы с обоснованием целесообразно предлагать детям с момента изучения темы «Безударные гласные корня, проверяемые ударением». С успехом можно применять этот вид диктанта и при изучении тем «Звонкие и глухие согласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание имён существительных с шипящими на конце», «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных», «Правописание личных окончаний глаголов».

Обоснование в 1-2классах возможно чаще всего как письменное объяснение написания отдельных слов с помощью проверочных. Например, учитель диктует слова : земля, солнце, шубка, лошадка и т.д., дети в своих тетрадях записывают:

Земли – земля, солнышко – солнце, шуба – шубка, лошади – лошадка.

Все мотивируемые написания должны быть подчёркнуты. Обоснование, проводимое с целью сознательного предупреждения возможных ошибок, может быть не только письменным, но и устным.

Если вдуматься в содержание диктанта с обоснованием, то видно, что это не новый вид диктанта, а своего рода предупредительный диктант, ибо объяснение написанного проводится устно или письменно до записи диктуемого.

Диктант «Проверяю себя».

Как убеждает школьная практика, диктант «Проверяю себя» вполне доступен для учащихся младших классов. Методика его проведения такова. В процессе записи текста дети подчёркивают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя, правильно ли они написали то или иное слово. Ученики могут задавать учителю любые вопросы, причём количество подчёркиваний и исправлений на оценку не влияет. Вполне возможно, что при записи некоторых слов дети не заметят трудностей и сделают ошибки. В таком случае необходима помощь учителя.

Диктант «Проверяю себя» – разновидность объяснительного диктанта: в сравнении с объяснительным диктантом в его обычной форме диктант «Проверяю себя» предполагает отбор для объяснения трудных по написанию слов самостоятельно каждым учеником, а объяснение этих слов даёт учитель или вызванный им ученик.

Преимущество этого диктанта в том, что он даёт возможность выполнения сразу двух функций: обучающей и проверочной. К числу других сильных сторон обучающе-проверочного диктанта относятся следующие:

диктовка рассчитана на сознательное письмо учащихся, дети сами учатся находить трудные орфограммы;

повышается активность учащихся;

диктант требует от детей большого напряжения и внимания;

почти полностью изживаются подсказки и списывание друг у друга, т.к. все сомнительные написания можно выяснить у учителя.

Наряду с этим диктант обладает рядом недостатков:

трудность выявления учителем некоторых типов ошибок;

как и все другие виды объяснительных диктантов, диктант «Проверяю себя» не отражает фактического уровня знаний учеников.

Текущий контрольный диктант.

Текущий контрольный диктант проводится для проверки знаний учащихся по изученным темам или отдельным вопросам их. Для контрольного диктанта обычно используют связный текст или отдельные предложения, содержание и конструкция которых понятна младшим школьникам.

Методика проведения контрольного диктанта такова: сначала учитель читает весь текст, после чего задаёт несколько вопросов по содержанию для выяснения степени понимания детьми смысла прочитанного, затем диктует каждое предложение всего один раз, дети повторяют про себя и записывают.

После того как дети запишут весь текст, учитель ещё раз читает его, делая значительные паузы между предложениями, чтобы учащиеся могли проверить написанное.

В качестве текущего контрольного диктанта проводится словарный. Объём словарного диктанта в 1 классе – 7-8-слов, во 2 классе – 10-12слов, в 3 классе – 12-15слов.

Итоговый контрольный диктант.

Итоговый контрольный диктант предполагает проверку усвоения детьми материала, изученного в течении длительного времени, например, четверти или полугодия. Их должно быть не более 4 – 10 в год.

Для итогового контрольного диктанта предпочтительнее текст, в котором нет слов на неизученные правила. Если же такие слова встречаются, то их нужно записать на доске. Количество слов в итоговом диктанте строго определено.

Уместно вспомнить методические советы К.Д.Ушинского относительно того, как надо диктовать: «Диктовать должно медленно, ясно, но целыми предложениями, а не отдельными словами, чтобы дети привыкли удерживать в уме целые мысли, а не ловили звуков. Лучше повторить предложение, хотя и это не хорошо, чем разделять его на слова».

Орфографическое проговаривание.

Многолетняя практика ряда учителей показала высокую эффективность метода орфографического чтения, которым охватывается успешное обучение детей широкому кругу орфографических правил. Ему не поддаются лишь несколько правил правописания: шипящие, наречия, дефис, заглавная буква.

В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память. Она проявляется по-разному: зависит от врождённых особенностей и от степени тренировки органов речи, от индивидуального темпа движения речевых органов. Всё это надо учитывать при проведении тренировочных упражнений.

Орфографическое чтение отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Чем раньше учить орфографическому чтению, тем легче оно усваивается.

При орфографическом проговаривании слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений речевого аппарата. Дети легко осваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим.

Обучая двум видам чтения, преследуются две цели:

передача мыслей и чувств орфоэпическим чтением;

отработка звуковой графической формы орфографическим чтением.

Орфографическое проговаривание можно начинать с любого текста на любом уроке, если ставить цель научиться правописанию слов. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчётливо, что облегчает его восприятие и повторение.

Орфографическое проговаривание в классе проводится хором. Учитель читает слово или сочетание слов, дети повторяют их в том же отрезке времени, не растягивая слова на слоги. Когда дети приобретут навыки чтения, можно проводить устный орфографический диктант. Учитель читает текст обычным чтением, а дети хором произносят слова, сочетания слов орфографическим чтением, т.е. так, как пишут.

Основным пособием для орфографического проговаривания является букварь, книга для чтения или любая другая книга, доступная по своему содержанию. Важное место могут занять различного рода словари. Работа с ними имеет ту особенность, что каждый раз встречается новое сочетание звуков, которые необходимы для тренировки речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся.


источники:

http://multiurok.ru/files/osnovnyie-vidy-orfoghrafichieskikh-uprazhnienii-mietodika-proviedieniia.html

http://infourok.ru/orfograficheskie-uprazhneniya-ih-klassifikaciya-metodika-provedeniya-4565773.html