Витька опять лодыря гоняет простое глагольное сказуемое

1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

Типы сказуемых:

  1. Простое глагольное сказуемое – ПГС
  2. Составное глагольное сказуемое – СГС
  3. Составное именное сказуемое – СИС

Способы выражения простого глагольного сказуемого

ФормаПримеры
1. Глагол в форме какого-либо наклонения
2. Независимый инфинитивЖить – родине служить .
3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг )Подруга каждая тут тихо толк подругу.
4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме
5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);

3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется.

Ср.: Он, бывало , неделями в деревне не показывался;

4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:

а) фразеологизм часто можно заменить одним словом:

одержать победу – победить; иметь значение – значить; дать обещание – обещать; отдать приказ – приказать и др.;

б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть , а в составном именном сказуемом – можно.

Примечание. В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением. Наиболее распространёнными среди них являются следующие:

1) сочетание двух глагольных форм с частицей так ( Удружил так удружил !);

2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме ( Пойду позову маму);

3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и ( Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз);

4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе (А Иванушка знай себе держись ; Я так и вскрикнула );

5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа (Он её поедом ест ; Она ревмя ревёт ).

Осложнённые типы простого глагольного сказуемого не содержат знаков препинания!

План разбора простого глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать форму спрягаемого глагола.

Мои дела идут в гору .

Идут в гору – простое глагольное сказуемое; выражено глагольным фразеологизмом в настоящем времени изъявительного наклонения.

Забыть бы обо всём.

Забыть бы – простое глагольное сказуемое; выражено глаголом в условном наклонении.

Упражнения к теме «1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое»

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

Перейти к оглавлению раздела 1 «Простое предложение» книги «Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация»

Повторение темы «Простое глагольное сказуемое». Новая тема. § 12. Составное глагольное сказуемое.

Русский язык. 8 класс.

Повторение темы «Простое глагольное сказуемое»

Задание № 1: из данных предложений (роман А. С. Пушкина «Арап Петра Великого») выпишите (на слух) только простые глагольные сказуемые.

NB ! В роли ПГС могут выступать фразеологизмы.

Задание № 2: (а) выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят простые глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами; (б) для каждого фразеологизма подберите синоним и запишите его в скобках:

(1) Эти слова меня задели за живое. (2) Он опять лодыря гоняет. (3) Эти разговоры кончались обыкновенно тем, что доктор выходил из себя. (4) Мы о людях день и ночь душой болеем. (5) Что с ним по пустякам лясы точить! (6) Теперь он ни во что не вмешивается и не мозолит глаза. (7) Песня бередила душевные раны. (8) Когда кто-то о чем-нибудь рассказывает, он считает ворон. (9) Ты что губы надул? (10) Немцы уходят, а паны прибирают власть к рукам. (11) Мы тоже наматываем себе на ус: «проникать», «рассматривать», «обсуждать» не велено. (12) Но я опытный человек, и меня на мякине не проведешь. (13) Он сущности дела не говорит, только тень на плетень наводит. (14) Чувствовалось, человек изверился, опустил руки. (15) Почувствовав себя среди своих, русских, в безопасности, Петя и Павлик воспрянули духом.

Но я опытный человек , и меня на мякине не проведешь .

на мякине не проведешь

не обманешь (не перехитришь)

Он сущности дела не говорит , только тень на плетень наводит .

Он не говорит , тень на плетень наводит .

Чувствовалось , человек изверился , опустил руки .

Почувствовав себя среди своих, русских, в безопасности, Петя и Павлик воспрянули духом .

Новая тема. § 12. Составное глагольное сказуемое.

Составное сказуемое – это такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

Ласточки начали вить гнездо.

(Слово «вить» выражает основное лексическое значение сказуемого («вить» — скручивая, соединять нити, пряди), а «начали» — его грамматическое значение (глагол прошедшего времени множественного числа)).

1. Составное глагольное сказуемое (СГС) = вспомогательное слово + инфинитив.

(Вспомогательное слово «начал» выражает грамматическое значение (глагол прошедшего времени единственного числа мужского рода), а инфинитив – лексическое значение ( работать – заниматься каким-либо делом, применяя свой труд)).

2. Группы вспомогательных слов в СГС:

1). Фазовые глаголы (обозначают протекание действия): начать, продолжать, перестать, закончить, прекратить.

2). Слова, обозначающие желание, возможность, способность, намерение, необходимость совершить действие: мочь, смочь, уметь, хотеть, желать, стремиться, думать, любить, ненавидеть, мечтать, бояться, должен, рад, готов, обязан, намерен, способен, надо, можно, нужно, нельзя.

Мы смогли выполнить работу вовремя.

Задание № 3: выпишите из предложений составные глагольные сказуемые (СГС):

(1) Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье Кириловне. (2) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям. (3) Дело стало тянуться. (4) Кирила Петрович согласился ей о том не говорить. (5) Он силился с ним разговаривать, но мысли мешались в его голове. (6) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки. (7) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. (8) Накануне праздника гости начали съезжаться. (9) Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ. (10) Приказчик не мог опомниться.

(Пушкин А. С. «Дубровский»)

(1) Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье Кириловне. (2) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям. (3) Дело стало тянуться . (4) Кирила Петрович согласился ей о том не говорить . (5) Он силился с ним разговаривать , но мысли мешались в его голове. (6) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки. (7) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли . (8) Накануне праздника гости начали съезжаться . (9) Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ. (10) Приказчик не мог опомниться .

(1) стал рассказывать . (2) рады были угождать . (3) стало тянуться . (4) согласился не говорить . (5) силился разговаривать . (6) могло отойти . (7) начал бить . (8) начали съезжаться . (9) приготовились услышать . (10) не мог опомниться .

Задание № 4: выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят СГС; определите значение вспомогательных слов:

(1) Как я хочу вдохнуть в стихотворенье / (2) Весь этот мир, меняющий обличье. / (3) Я боюсь, что слишком поздно / (4) Стало сниться счастье мне. / (5) Я не буду спать ночью новогодней, / (6) Новую тетрадь я начну сегодня. / (7) Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке, / (8) Все никак не мог проститься и листок держал в руке. / (9) Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех, / (10) И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

Задание № 5: спишите предложения, выделяя в них грамматическую основу:

(1) Состав начали разгружать. (2) Диктор закончил читать постановление. (3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (4) Желаю слушать лекции великого философа. (5) Мартышка вздумала трудиться. (6) Герои по правам решили разобраться. (7) В одиночестве способен жить не всякий. (8) Этак всякий может петь.

Домашнее задание: упражнение № 82 (списать, подчеркнуть грамматические основы предложений; над простыми глагольными сказуемыми надписать «ПГС», над составными глагольными сказуемыми надписать «СГС»).

Задание № 1: из данных предложений (роман А. С. Пушкина «Арап Петра Великого») выпишите (на слух) только простые глагольные сказуемые.

Задание № 2: (а) выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят простые глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами; (б) для каждого фразеологизма подберите синоним и запишите его в скобках:

(1) Эти слова меня задели за живое. (2) Он опять лодыря гоняет. (3) Эти разговоры кончались обыкновенно тем, что доктор выходил из себя. (4) Мы о людях день и ночь душой болеем. (5) Что с ним по пустякам лясы точить! (6) Теперь он ни во что не вмешивается и не мозолит глаза. (7) Песня бередила душевные раны. (8) Когда кто-то о чем-нибудь рассказывает, он считает ворон. (9) Ты что губы надул? (10) Немцы уходят, а паны прибирают власть к рукам. (11) Мы тоже наматываем себе на ус: «проникать», «рассматривать», «обсуждать» не велено. (12) Но я опытный человек, и меня на мякине не проведешь. (13) Он сущности дела не говорит, только тень на плетень наводит. (14) Чувствовалось, человек изверился, опустил руки. (15) Почувствовав себя среди своих, русских, в безопасности, Петя и Павлик воспрянули духом.

Задание № 3: выпишите из предложений составные глагольные сказуемые (СГС):

(1) Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье Кириловне.

Задание № 1: из данных предложений (роман А. С. Пушкина «Арап Петра Великого») выпишите (на слух) только простые глагольные сказуемые.

Задание № 2: (а) выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят простые глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами; (б) для каждого фразеологизма подберите синоним и запишите его в скобках:

(1) Эти слова меня задели за живое. (2) Он опять лодыря гоняет. (3) Эти разговоры кончались обыкновенно тем, что доктор выходил из себя. (4) Мы о людях день и ночь душой болеем. (5) Что с ним по пустякам лясы точить! (6) Теперь он ни во что не вмешивается и не мозолит глаза. (7) Песня бередила душевные раны. (8) Когда кто-то о чем-нибудь рассказывает, он считает ворон. (9) Ты что губы надул? (10) Немцы уходят, а паны прибирают власть к рукам. (11) Мы тоже наматываем себе на ус: «проникать», «рассматривать», «обсуждать» не велено. (12) Но я опытный человек, и меня на мякине не проведешь. (13) Он сущности дела не говорит, только тень на плетень наводит. (14) Чувствовалось, человек изверился, опустил руки. (15) Почувствовав себя среди своих, русских, в безопасности, Петя и Павлик воспрянули духом.

Задание № 3: выпишите из предложений составные глагольные сказуемые (СГС):

(1) Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье Кириловне.

Задание № 1: из данных предложений (роман А. С. Пушкина «Арап Петра Великого») выпишите (на слух) только простые глагольные сказуемые.

Задание № 2: (а) выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят простые глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами; (б) для каждого фразеологизма подберите синоним и запишите его в скобках:

(1) Эти слова меня задели за живое. (2) Он опять лодыря гоняет. (3) Эти разговоры кончались обыкновенно тем, что доктор выходил из себя. (4) Мы о людях день и ночь душой болеем. (5) Что с ним по пустякам лясы точить! (6) Теперь он ни во что не вмешивается и не мозолит глаза. (7) Песня бередила душевные раны. (8) Когда кто-то о чем-нибудь рассказывает, он считает ворон. (9) Ты что губы надул? (10) Немцы уходят, а паны прибирают власть к рукам. (11) Мы тоже наматываем себе на ус: «проникать», «рассматривать», «обсуждать» не велено. (12) Но я опытный человек, и меня на мякине не проведешь. (13) Он сущности дела не говорит, только тень на плетень наводит. (14) Чувствовалось, человек изверился, опустил руки. (15) Почувствовав себя среди своих, русских, в безопасности, Петя и Павлик воспрянули духом.

Задание № 3: выпишите из предложений составные глагольные сказуемые (СГС):

(1) Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье Кириловне.

Задание № 1: из данных предложений (роман А. С. Пушкина «Арап Петра Великого») выпишите (на слух) только простые глагольные сказуемые.

Задание № 2: (а) выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят простые глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами; (б) для каждого фразеологизма подберите синоним и запишите его в скобках:

(1) Эти слова меня задели за живое. (2) Он опять лодыря гоняет. (3) Эти разговоры кончались обыкновенно тем, что доктор выходил из себя. (4) Мы о людях день и ночь душой болеем. (5) Что с ним по пустякам лясы точить! (6) Теперь он ни во что не вмешивается и не мозолит глаза. (7) Песня бередила душевные раны. (8) Когда кто-то о чем-нибудь рассказывает, он считает ворон. (9) Ты что губы надул? (10) Немцы уходят, а паны прибирают власть к рукам. (11) Мы тоже наматываем себе на ус: «проникать», «рассматривать», «обсуждать» не велено. (12) Но я опытный человек, и меня на мякине не проведешь. (13) Он сущности дела не говорит, только тень на плетень наводит. (14) Чувствовалось, человек изверился, опустил руки. (15) Почувствовав себя среди своих, русских, в безопасности, Петя и Павлик воспрянули духом.

Задание № 3: выпишите из предложений составные глагольные сказуемые (СГС):

(1) Кирила Петрович стал тут же рассказывать утреннее происшествие, не упоминая, однако ж, о Марье Кириловне.

(2) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям. (3) Дело стало тянуться. (4) Кирила Петрович согласился ей о том не говорить. (5) Он силился с ним разговаривать, но мысли мешались в его голове. (6) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки. (7) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. (8) Накануне праздника гости начали съезжаться. (9) Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ. (10) Приказчик не мог опомниться.

Задание № 4: выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят СГС; определите значение вспомогательных слов:

(1) Как я хочу вдохнуть в стихотворенье / (2) Весь этот мир, меняющий обличье. / (3) Я боюсь, что слишком поздно / (4) Стало сниться счастье мне. / (5) Я не буду спать ночью новогодней, / (6) Новую тетрадь я начну сегодня. / (7) Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке, / (8) Все никак не мог проститься и листок держал в руке. / (9) Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех, / (10) И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

Задание № 5: спишите предложения, выделяя в них грамматическую основу:

(1) Состав начали разгружать. (2) Диктор закончил читать постановление. (3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (4) Желаю слушать лекции великого философа. (5) Мартышка вздумала трудиться. (6) Герои по правам решили разобраться. (7) В одиночестве способен жить не всякий. (8) Этак всякий может петь.

(2) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям. (3) Дело стало тянуться. (4) Кирила Петрович согласился ей о том не говорить. (5) Он силился с ним разговаривать, но мысли мешались в его голове. (6) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки. (7) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. (8) Накануне праздника гости начали съезжаться. (9) Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ. (10) Приказчик не мог опомниться.

Задание № 4: выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят СГС; определите значение вспомогательных слов:

(1) Как я хочу вдохнуть в стихотворенье / (2) Весь этот мир, меняющий обличье. / (3) Я боюсь, что слишком поздно / (4) Стало сниться счастье мне. / (5) Я не буду спать ночью новогодней, / (6) Новую тетрадь я начну сегодня. / (7) Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке, / (8) Все никак не мог проститься и листок держал в руке. / (9) Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех, / (10) И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

Задание № 5: спишите предложения, выделяя в них грамматическую основу:

(1) Состав начали разгружать. (2) Диктор закончил читать постановление. (3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (4) Желаю слушать лекции великого философа. (5) Мартышка вздумала трудиться. (6) Герои по правам решили разобраться. (7) В одиночестве способен жить не всякий. (8) Этак всякий может петь.

(2) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям. (3) Дело стало тянуться. (4) Кирила Петрович согласился ей о том не говорить. (5) Он силился с ним разговаривать, но мысли мешались в его голове. (6) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки. (7) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. (8) Накануне праздника гости начали съезжаться. (9) Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ. (10) Приказчик не мог опомниться.

Задание № 4: выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят СГС; определите значение вспомогательных слов:

(1) Как я хочу вдохнуть в стихотворенье / (2) Весь этот мир, меняющий обличье. / (3) Я боюсь, что слишком поздно / (4) Стало сниться счастье мне. / (5) Я не буду спать ночью новогодней, / (6) Новую тетрадь я начну сегодня. / (7) Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке, / (8) Все никак не мог проститься и листок держал в руке. / (9) Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех, / (10) И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

Задание № 5: спишите предложения, выделяя в них грамматическую основу:

(1) Состав начали разгружать. (2) Диктор закончил читать постановление. (3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (4) Желаю слушать лекции великого философа. (5) Мартышка вздумала трудиться. (6) Герои по правам решили разобраться. (7) В одиночестве способен жить не всякий. (8) Этак всякий может петь.

(2) Соседи рады были угождать малейшим его прихотям. (3) Дело стало тянуться. (4) Кирила Петрович согласился ей о том не говорить. (5) Он силился с ним разговаривать, но мысли мешались в его голове. (6) Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки. (7) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли. (8) Накануне праздника гости начали съезжаться. (9) Все с любопытством приготовились услышать ее рассказ. (10) Приказчик не мог опомниться.

Задание № 4: выпишите из предложений грамматические основы, в состав которых входят СГС; определите значение вспомогательных слов:

(1) Как я хочу вдохнуть в стихотворенье / (2) Весь этот мир, меняющий обличье. / (3) Я боюсь, что слишком поздно / (4) Стало сниться счастье мне. / (5) Я не буду спать ночью новогодней, / (6) Новую тетрадь я начну сегодня. / (7) Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке, / (8) Все никак не мог проститься и листок держал в руке. / (9) Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех, / (10) И на серые перчатки начал падать мокрый снег.

Задание № 5: спишите предложения, выделяя в них грамматическую основу:

(1) Состав начали разгружать. (2) Диктор закончил читать постановление. (3) Не может судьба одни щедрости сыпать. (4) Желаю слушать лекции великого философа. (5) Мартышка вздумала трудиться. (6) Герои по правам решили разобраться. (7) В одиночестве способен жить не всякий. (8) Этак всякий может петь.

Витька опять лодыря гоняет простое глагольное сказуемое

Вопрос по русскому языку:

Простое глагольное сказуемое .

Выпиши из предложений простое глагольное сказуемое.
Пример:
Дельвиг, забыв всё на свете, стонал тоненьким голосом. (Ю. Тынянов)
(стонал)

А лев цап его за воротник.
(ответ)

Ты будешь стоять впереди меня.
(ответ)

Витька опять лодыря гоняет.
(ответ)

(если глагольное сказуемое с зависимым словом то писать вместе с этим словом )

Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.


источники:

http://infourok.ru/povtorenie-temy-prostoe-glagolnoe-skazuemoe-novaya-tema-12-sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-4030255.html

http://online-otvet.ru/russkij-azyk/5ceaabc196f4e19a29710a7d