Владимир начинал сильно беспокоиться сказуемое

Составное глагольное сказуемое

1. Запишите в тетради число и тему урока.

Прочитайте предложения, запишите их, выделите грамматические основы. Определите, что общего в этих конструкциях:

Владимир начинал сильно беспокоиться.

Андрюша начал учиться чистописанию гораздо раньше меня.

И музыка перестала шевелить их.

Мы любили слушать его.

Она принялась бранить мужа.

Полина и я не могли опомниться.

Неужели ты хочешь убить верного раба?

Что интересного вы заметили в составе сказуемых в данных предложениях?

Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое со­сто­ит из двух ча­стей:

а. вспо­мо­га­тель­ная часть (гла­гол в спря­га­е­мой форме) вы­ра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (время, на­кло­не­ние и т.д.);

б. ос­нов­ная часть (неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла – ин­фи­ни­тив) вы­ра­жа­ет лек­си­че­ское зна­че­ние.

Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое = вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + ин­фи­ни­тив

Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Схема по­стро­е­ния со­став­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го.

» jsaction=»rcuQ6b:WYd;»>

Но не любое со­че­та­ние спря­га­е­мо­го гла­го­ла с ин­фи­ни­ти­вом яв­ля­ет­ся со­став­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым! Для того чтобы такое со­че­та­ние было со­став­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, долж­но быть вы­пол­не­но два усло­вия :

1. Вспо­мо­га­тель­ный гла­гол дол­жен быть лек­си­че­ски непол­нознач­ным, то есть его од­но­го (без ин­фи­ни­ти­ва) недо­ста­точ­но, чтобы по­нять, о чем идёт речь в пред­ло­же­нии.

Я начал – что де­лать?; Я хочу – что де­лать?

Не пу­тай­те! Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое с со­че­та­ни­ем ска­зу­е­мо­го с ин­фи­ни­ти­вом, ко­то­рый в пред­ло­же­нии яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством цели!

Она при­се­ла (с какой целью?) от­дох­нуть.

2.Дей­ствие ин­фи­ни­ти­ва долж­но от­но­сить­ся к под­ле­жа­ще­му.

Я хочу петь. Хочу петь – со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (хочу – я, петь буду – я).

Не пу­тай­те! Если дей­ствие ин­фи­ни­ти­ва от­но­сит­ся к дру­го­му члену пред­ло­же­ния, то ин­фи­ни­тив не вхо­дит в со­став ска­зу­е­мо­го, а яв­ля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном.

Я про­сил её спеть. Про­сил – про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, спеть – до­пол­не­ние (про­сил – я, петь будет – она).

Составное именное сказуемое. Определение и примеры

Составное имен­ное ска­зу­е­мое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, состо­я­щий из глагола-связки (нуле­вой связ­ки) и имен­ной части, выра­жен­ной суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, место­име­ни­ем, чис­ли­тель­ным, наре­чи­ем или причастием.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся, как пра­ви­ло, из двух ком­по­нен­тов: глагола-связки и имен­ной части, выра­жен­ной любой частью речи, кро­ме гла­го­ла в фор­ме инфинитива.

Вначале опре­де­лим, что такое состав­ное сказуемое.

Определение

Составным ска­зу­е­мым явля­ет­ся такое ска­зу­е­мое, в кото­ром лек­си­че­ское и грам­ма­ти­че­ское зна­че­ния выра­жа­ют­ся раз­ны­ми словами.

Примеры

Владимир начал силь­но бес­по­ко­ить­ся (А.С. Пушкин).

В этих при­ме­рах ска­зу­е­мые состо­ят из двух слов, одно из кото­рых (бес­по­ко­ить­ся, холод­ная) выра­жа­ет лек­си­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, а пер­вое (начал, была) — грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, рода и чис­ла глагола.

Поговорим об имен­ном состав­ном ска­зу­е­мом. Конкретизируем это поня­тие с точ­ки зре­ния соста­ва, что такое имен­ное ска­зу­е­мое в предложении.

Глагол-связка

Составное имен­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из глагола-связки, кото­рая обла­да­ет толь­ко грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем, и имен­ной части, выра­жа­ю­щей его основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

Рассмотрим более деталь­но, каки­ми быва­ют глаголы-связки в состав­ном имен­ном сказуемом.

Наиболее упо­тре­би­тель­ным явля­ет­ся глагол-связка «быть», пред­став­лен­ный в раз­ных формах:

Политика есть искус­ство возможного.

С горы весь лес был как на ладо­ни .

Весна была вес­ною даже и в горо­де (Л. Толстой).

После окон­ча­ния учи­ли­ща мой брат будет сле­са­рем .

Менее упо­тре­би­тель­ны полу­з­на­ме­на­тель­ные глаголы-связки, обо­зна­ча­ю­щие бытие, выяв­ле­ние, обна­ру­же­ние, сохра­не­ние состояния:

Например:

У нас зима. Всё дела­ет­ся свет­лее , весе­лее от пер­во­го сне­га (А.С. Пушкин).

Ночь каза­лась мне уди­ви­тель­ной и пре­крас­ной (К. Паустовский).

Проза, когда она дости­га­ет совер­шен­ства, явля­ет­ся , по суще­ству, под­лин­ной поэ­зи­ей (К. Паустовский).

Яблоко пока­за­лось мне очень соч­ным и вкус­ным .

Реже в роли свя­зок могут высту­пать гла­го­лы, име­ю­щие зна­че­ние дви­же­ния или состояния:

прий­ти, при­е­хать, вер­нуть­ся, сидеть, сто­ять и др., например:

Мы вер­ну­лись с моря отдох­нув­ши­ми и заго­ре­лы­ми .

Спортсмены сиде­ли на ска­мей­ках доволь­ные сво­ей побе­дой в сорев­но­ва­ни­ях по биатлону.

Связка может быть нуле­вой, тогда в пред­ло­же­нии меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым (при соблю­де­нии неко­то­рых усло­вий) ста­вит­ся тире, например:

Ум — это хлеб , кото­рый насы­ща­ет, шут­ка — это спе­ция , вызы­ва­ю­щая аппетит.

Оптимизм — вот рос­кошь вели­ких людей (Л. Арагон).

Родная сто­ро­на — мать , чужая — мачеха.

Именная часть состав­но­го ска­зу­е­мо­го выра­жа­ет­ся, как уже упо­ми­на­лось выше, все­ми частя­ми речи, кро­ме гла­го­ла в фор­ме инфинитива.

Способы выражения именной части составного сказуемого. Примеры

Имя существительное

Имя суще­стви­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го падежа:

Точность и крат­кость — вот пер­вые досто­ин­ства про­зы (А.С. Пушкин).

Я чело­век , и ничто чело­ве­че­ское мне не чуж­до (Теренций).

Самая серьёз­ная потреб­ность есть потреб­ность позна­ния исти­ны (Г. Гегель).

Цель в жиз­ни явля­ет­ся серд­це­ви­ной чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства и чело­ве­че­ско­го сча­стья (К.Д. Ушинский).

Пушкин стал зна­ме­нем рус­ской лите­ра­ту­ры (Д. Лихачёв).

Имя прилагательное

Имя при­ла­га­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го паде­жа, в крат­кой фор­ме , в фор­ме срав­ни­тель­ной степени:

Эти оре­хи очень твер­дые , что не раз­грызть зубами.

Вечером море каза­лось совсем чер­ным .

Все доб­рые люди невзыс­ка­тель­ны (И.Гёте).

Имя числительное

Избёнка ста­руш­ки была вто­рой от дороги.

Местоимение

Потерянный день — тот , на про­тя­же­нии кото­ро­го вы ни разу не засме­я­лись (Ж. Гюйо).

Юра быст­ро стал сво­им в весе­лой ком­па­нии туристов.

Раз кни­га не твоя , не пиши на полях.

Наречие

Как не кста­ти было это воспоминание.

Черные туфли ока­за­лись мне впо­ру .

На его голо­ве фураж­ка была набе­крень .

Причастие

Глагольная фор­ма — причастие:

Этот порт­рет не лишен недостатков.

Девушка каза­лась рас­сер­жен­ной моим замечанием.

Дно боч­ки устла­но све­жей соломой.

Синтаксически неделимое словосочетание

Старые дере­вья были в два обхва­та .

Говорят, лень — одна из форм неува­же­ния к окружающим.

Видеоурок

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 14704001

Энджелл

Спишите предложения, найдите сказуемые, определите их структуру, объясните значение вспомогательных глаголов.
1) Владимир начинал сильно беспокоиться.(П) 2) Кое-где начинали сверкать огоньки.(Г) 3) Со своим другом мы не прекращали постоянно переписываться. 4)Пастухов, подавая руку, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм.(Фед.) 5) Когда я закончу учиться в школе, я начну учиться в академическом лицее. 6) Друзья продолжали встречаться каждый день.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/sostavnoe-imennoe-skazuemoe.html

http://shkole.net/QA/14704001/