Влияет ли чтение на правописание

Орфографическое чтение, или Катина тетрадка

Не менее двух десятков лет храню я в своих учительских архивах эту тетрадку. Каждый раз, выбрасывая кучу ненужной учительской макулатуры – тетради, конспекты, черновики, чтобы расчистить место для новых бумажных накоплений, Катину тетрадку бережно откладываю – и опять храню.

«Тетрадь для работ по русскому языку ученицы 5 «Б» класса … Семёновой Екатерины». Так написано на обложке тетрадки. Девочка давным-давно уехала из нашего посёлка и где-то уже давным-давно закончила школу, институт, а я вспоминаю её, и всем новым ученикам рассказываю об орфографическом чтении, которое помогало Кате в пятом классе от первой до последней страницы исписанной тетрадки не сделать ни единой ошибки. Ни одной ошибки нет – ни в домашней, ни в классной работе. Ни разу девочка не споткнулась ни об одно правило, ни об одну букву. Все оценки – только «отлично». Нет, стоп, вру: тройка одна есть. Но не из-за ошибки. Видно, и у Кати случился какой-то вечер с неординарными событиями, когда она, делая уроки, читала, не понимая даже, может быть, что читает. Может, влюбилась девочка первый раз. А что, такое бывает и в пятом классе. Ну вот, прочитала условие упражнения, а задание не выполнила. О чём-нибудь о другом задумалась. Или о ком-нибудь. А может, киска в это время на коленки залезла – и отвлекла от домашнего задания. Мало ли всяких бывает обстоятельств! Но задания к упражнению не было, вот «училка», то есть я, и влепила ей тройку, не попавшую, конечно, в журнал, но засвидетельствовавшую в тетрадке, что «любимчиков быть не должно» ( а как можно не полюбить старательного ученика?) Однако! Ошибок-то орфографических всё равно не было! Никогда, ни одной!

Когда Катя выходила из-за парты и писала мелом на доске (красивым, правильным почерком прописей), никогда ни одной ошибки она тоже не делала. Отличников у меня за многие годы работы было немало. Но всякое и с отличниками происходит – кто не ошибается? Например, такие витиеватые злодеи-наречия могут попасть на зубок, что ой-ой! А Катя, полагаю, и в старших классах, столкнувшись с самыми сложными словами, имела такие же образцово-показательные тетрадки. Потому что она раз и навсегда усвоила себе правило: глазами слово подцепить, языку передать, а язык руке продиктует. Конечно, всё это при участии головы, без неё никак нельзя. Без шуток, правда-правда, голова точно нужна.

Давайте разберёмся. Ученик читает слова: «который», «ненастный». Что у него при беглом чтении получается? «Каторый»? «Нинасный»? Не так ли? Ага, что слышим, то и пишем – вот вам и ОРЗ начинается ( ошибочное рецидивное заболевание). Но если включить в работу орфографическое чтение и зафиксировать глазами и ушами, по слогам, – «ко-то-рый», «не-наст-ный», то ошибок точно не будет.

На уроке литературы я всегда призывала пятиклассников читать быстрее, показывала им упражнения по развитию техники чтения, а вот на уроке русского языка происходило всё наоборот: просила, чтобы читали медленно, почти по слогам. И чтобы, работая в тетрадках, сами себе под нос нашёптывали по слогам: не-наст-ный… ко-то-рый… Не все учительницу слышали, а Катя слышала. И потихоньку себе проговаривала все слова, которые писала. И ошибок не делала. Ни одной.

Катя довела орфографическое чтение до автоматизма, не подозревая, что пишет строго по методике П.С. Тоцкого. Но знала это я, поэтому и призывала своих учеников нашёптывать себе по слогам слова, предварительно прочитав эти слова правильно.
Если верить П.С. Тоцкому ( а почему бы и не поверить, проверив? ), безграмотных людей не бывает, надо только знать, как научиться быть грамотным.

Школьная орфография ( а это основа грамотности любого современного человека) предполагает изучение семи десятков орфограмм. Эти правила подчас мёртвым грузом укладываются в головы учеников: они их заучивают – и… не применяют. А потому что для применения правила нужно ещё знать и кучу всяких подробностей в системе языка: например, различать части речи, части слова, отличать согласные глухие звуки от звонких. Что делать? Как быть?

Оригинальную методику П.С.Тоцкого ( методику обучения грамотности –»Орфография без правил» ) рекомендую пятиклассникам ( и не только им), подтверждая её Катиной тетрадкой из моего учительского архива.

Описана методика во многих пособиях, нет необходимости повторять в рассказе то, что легко найти в Интернете. Популяризировать методику П.С. Тоцкого среди учителей, для применения на уроках русского языка, – дело благое, но несколько безнадёжное, потому что на уроке нужно успевать так много, что едва ли сумеешь с медленным «орфографическим чтением» выполнить необходимый объём работы. Ведь такое чтение работу замедляет, а бедным «училкам» надо успевать с программой. Ну, сколько времени можно уделить такому черепашьему чтению на уроке? Да уж если честно, то совсем немного. На уроках то и дело звучит олимпийский призыв Марьи Ивановны:
– Ребятки, быстрее, быстрее… Не успеем…

Дорогие родители, поймите учителей правильно: у них рабочие программы, у них – не менее двадцати детей в классе: с разным уровнем способностей, с разной скоростью чтения и письма. Поймите…

И дома, помогая сыну или дочери готовить домашнее задание по русскому языку, вспомните об «орфографическом чтении», попросите почитать по слогам. Как в первом классе, именно по слогам! Цепляясь глазами за каждую букву, пасуя слово, как мячик, от глаз к артикуляционному аппарату. Проговорив слово «ко-то-рый» по слогам, ученик уже никогда его не напишет через букву А: «каторый»…

При орфографическом чтении работает не только зрительный анализатор, но и слух, и речедвигательный аппарат, то есть при таком чтении задействованы все три вида памяти – зрительная, слуховая и речедвигательная. Ученик видит слово, слышит и произносит его именно так, как требуется его написать. Шансов написать слово грамотно в таком триумвирате становится уже больше.

Конечно, есть проблемы с теми ошибкоопасными местами в словах, которые нельзя «услышать» при орфографическом чтении: ча-ща, чу-щу и др.; наличие или отсутствие «ь» после шипящих; дефисное правописание наречий, правописание предлогов. Существуют ещё и правила пунктуации. Это всё так. И опасность «снижения» техники чтения есть. И опасность для правильного произношения слов тоже имеется. Орфоэпия ( наука о правильном произношении слова) с Орфографией ( правописанием) враждуют, исподтишка друг другу всякие пакости подстраивают. Даже иногда, казалось бы, в самых простейших словах. Подумать только, что обычное наше «патамушта», ежедневно всеми произносимое, пишется совсем по-другому: ПОТОМУ ЧТО! Всё это так. Но если волков бояться, то что будет? В лесу тогда делать нечего, это правда. А если у школьника не получается с русским языком, если безграмотность жуткая и хочется от неё избавиться, то не попробовать ли для начала это «орфографическое чтение»?

Катина тетрадка у меня перед глазами. Нет, опять вру, сейчас, сию минуту, – не перед глазами. Отдала её славному мальчику-пятикласснику, который захотел маме показать эту уникальную тетрадочку: без единой ошибки и помарки. Я забыла сказать, что исправлений в Катюшиной тетрадке тоже нет. Ни одного!

Как сейчас вижу Катю, которая стоит у доски и тихонечко проговаривает слова. Сидящие на передних партах слышат и улыбаются. Вроде смешно. Некоторые даже хихикают ехидно, чтобы учительница не заметила. Только я знаю: в тетрадках этих «пересмешников» найду опять кучу ошибок, страницы снова будут залиты красными чернилами учительских поправок. А у Кати – ни одной ошибки не будет.

«Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем», – так учил предшественник Тоцкого – известный в свое время методист Дмитрий Иванович Тихомиров, которому в 1888г. Петербургский Комитет грамотности присудил Большую золотую медаль.

Катя не изобрела заново велосипед, она только воспользовалась тем, что задолго до её появления на свет открыли учёные-методисты. «Орфография без правил»? Нет, без правил не обойтись в любом деле, но подкрепить эти правила «орфографическим чтением» можно и нужно. Ведь безграмотность для человека – это как неумытое лицо, нечёсаные волосы, грязная рубаха. Нельзя в таком виде к людям, не так ли?

Как чтение влияет на грамотность?

Усвоение любых знаний и умений теснейшим образом связано с работой памяти. Что же необходимо знать о памяти, решая нашу задачу – помочь детям научиться писать грамотно?

Прежде всего то, что память бывает разной. Есть «память сердца» — эмоциональная память и «память рассудка» — логическая, смысловая память. Кроме того, есть память зрительная, слуховая и двигательная; есть память на запахи и на вкусовые ощущения. Возможно, видов памяти так же много, как видов человеческой деятельности. Говорим же мы о памяти музыкальной, математической, памяти на лица или на даты…

Какие же виды памяти должны работать, когда ребенок учиться грамотно писать?

Какие же виды памяти должны работать, когда ребенок учиться грамотно писать? Многие. Чем больше, тем лучше. Во всяком случае, одним-двумя тут не обойтись. В домашней педагогике, как и в домашней медицине, бытуют различные расхожие рецепты. Простудился – попей чай с малиной; грамота не дается – возьми книжку и переписывай с нее, пока глаз не привыкнет к правильному виду слов, а рука не научится сама собой писать верно.

Но этот способ не очень удачный, потому что адресован только к двум видам памяти, работающим пассивно, механически. Ни активной смысловой работы, ни активной организации запоминания здесь нет. Усвоение грамотности путем переписывания обрекает детей на изнурительный, однообразный и малоэффективный труд. Кроме того, оно никак не ориентировано на индивидуальные особенности памяти данного школьника, а ведь для каждого типа памяти существует свой наиболее эффективный способ запоминания.

Остановимся на некоторых видах памяти, необходимых для грамотного письма, и на том, как организовать их активную работу. Начнем со зрительной памяти.

«Читайте больше!» — советуют детям, допускающим много орфографических ошибок. Совет этот хорош, однако… Дети, читающие мало, почти сплошь и рядом пишут безграмотно. Среди детей, читающих много, примерно половина пишет без или почти без ошибок; для другой половины грамотное письмо остается мучительной проблемой. Выходит, что данная матерью-природой зрительная память достаточно сильна не у всех: половина детей не могут на нее положиться. А можно ли повлиять на зрительную память, заставить ее работать активнее? Что для этого нужно сделать? Когда школьник читает, например, приключения Шерлока Холмса, он совсем не ставит перед собой задачу запечатлевать в памяти зрительный облик слов с трудными орфограммами. Его гораздо больше интересует загадка танцующих человечков или тайна собаки Баскервилей. Если при этом орфограммы запечатлеваются в памяти сами собой, школьнику повезло. Для тех детей, которым со зрительной памятью повезло меньше, необходима специальная постановка задачи «съесть слово глазами», «сфотографировать» его зрительный образ. Для этого нужна специальная организация учебной работы. Ребёнку необходим педагог, который объяснить как организовать своё чтение так, что бы это было не только увлекательно, но и положительно сказалась на его письменной речи. Так же педагог должен подобрать произведений, чей лексикон поможет ребёнку выучить написание слов и структуры предложение, с которыми у него проблемы. Сюжет книги должен быть интересным, но не отвлекать полность от процесса запоминания написанного с точки зрения орфографии и пунктуации.

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

Ерманова Т.Т., учитель русского языка и литературы

Для формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы я изучила методы и приемы. Остановлюсь на самых продуктивных и интересных, на мой взгляд, приемах :

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.

Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.

Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

Приём – «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Пример на слайде

Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными.

В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Этот приём можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Эффективным является использование метода фонограмм — «фантазия», «фантастика», «фантом». Предлагаем ученикам составлять фонограммы (Фонограмма – это сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестестественном, нереальном виде). Это позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументированно строить ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения (вступление, основная часть, заключительная часть). Рецензирование и стилистическая правка сочинений, проведенная с учениками, позволяет исправить ошибки. Тематика может быть разной. Например: «Что было бы, если бы я увидел/а, что книга плачет»?, «ЧТО было бы, если бы ручка умела подсказывать?», «Ах уж этот шестой урок», «Если бы школьная парта умела рассказывать», «Что бы я попросил у доброй феи» и другие.

Приём «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Это приём э ффективен при изучении, например, тем: «Предложение» “Текст”, “ Тема текста”. Ученикам предлагается составить из слов предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности)

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

Приём «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения , которые мы читаем на уроках.

Наш текст небольшой, поэтому лучше предложить составить план рассказа и определить его границы.

Приём — «Тонкие и толстые вопросы»

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать »умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Можно дать в качестве д/з составить «Толстые и тонкие вопросы»

Приём «Лингвистические сказки» благотворно влияют на отношение учащихся к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Сказочный дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя сухие правила учебника.

Лингвистическая сказка помогает сделать процесс обучения эффективным, разнообразным, а главное — интересным. Она способствует развитию у детей фантазии, воображения, чувства слова. Лингвистические сказки на уроках русского языка позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к самому предмету, формируют коммуникативные компетентности и повышают орфографическую грамотность учащихся

Приём «Письмо с дырками» (реконструкция текста)

Применение данных приемов критического мышления на уроках гуманитарного цикла в школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


источники:

http://www.uchistut.ru/articles/29305/

http://infourok.ru/formirovanie-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-5401234.html