Внимательно изучите схему расскажите по ней о правописании букв о и е

Конспект урока по теме «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»

Урок изучения нового материала с применением технологий проблемного обучения и элементов игровой технологии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»»

Тема урока: Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: научить различать правописание о — ё после шипящих в корне слова, отработать алгоритм действия при выборе написания изучаемой орфограммы

предметные УУД: расширить понятийную базу за счёт включения в неё новых элементов; знать правила написания О-Ё после шипящих в корне слова, уметь применять изученное правило на письме;

личностные УУД: формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению, адекватную позитивную самооценку;

познавательные УУД: формировать умение самостоятельно добывать информацию, выдвигать гипотезы, проводить наблюдение, анализировать, сравнивать, делать выводы, планировать необходимые действия, использовать знаково-символические средства;

регулятивные УУД: самостоятельное формулировать темы, ставить учебные цели, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанной ошибки;

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать собственную точку зрения, умение слушать собеседника, умение договариваться, работать в группе, работать в паре.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, элементы игровой технологии

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, в паре

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль

Оборудование урока: доска, учебник, карточки-задания, тетрадь, презентация.

Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Лексико-орфографическая работа (с последующей взаимопроверкой записанных слов по образцу)

Задание: По лексическому значению узнайте слово и запишите его

Дикая кустарниковая роза с простыми, не махровыми цветками и со стеблями, покрытыми шипами; плоды этого растения используют как витаминное сырье (шиповник)

Плоские деревянные (или пластиковые) полозья для хождения, бега по снегу (лыжи)

Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолета или спуска с высоты груз (парашют)

Травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными кислыми листьями (щавель)

Группа специалистов, назначенных или избранных для присуждения премий и наград на конкурсах, выставках, состязаниях и т. П. (жюри)

Фантастическое существо необычайного, устрашающего вида (чудовище)

Вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста (часовой)

— Какие орфограммы мы повторяли в разминке?( Буквы и, у, а после шипящих)

2. Групповая работа: решение ребусов (см Приложение)

Задание: Решите ребусы. Распределите получившиеся слова на две группы. Обоснуйте свой выбор.

(Ответы: желудь, шорох, крыжовник, шоссе, шепот, пчёлка)

— Можете ли вы объяснить связь предыдущего и данного задания? (Правописание гласных после шипящих)

Постановка проблемы (основного вопроса урока).

— Произнесите данные слова. Какое сочетание звуков после шипящих вы слышите?

— Сможете ли вы сразу ответить, почему пишем ту или иную букву в каждом из этих слов?

Итак, что же будет сегодня предметом исследования на уроке?

— Сформулируйте тему урока.

Подумайте, что в конце урока вы должны знать, что уметь, т.е. поставьте цель перед собой и определите пути её достижения

4. Открытие нового знания.

Задание 1: Распределите слова из ребусов с буквой О после шипящих на две группы, обоснуйте свой выбор.

Задание 2: Предложите правило написания О-Ё в отгаданных словах.

Сравните свои наблюдения с материалом учебника (с.37, правило №37)

Задание 3: Перед вами лежат листы бумаги и фломастеры. Попробуйте с помощью схемы передать полученную вами информацию о правописании изучаемой орфограммы

Представьте продукт своей совместной деятельности – схему правила

В чьей схеме, на ваш взгляд, более точно и лаконично зашифровано правило?

5. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

6. Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений.

Работа по учебнику:

У.457 (комментированное письмо)

— Какую закономерность отметили при выполнении задания у.457?

— Дополните вариант правила учебника (В корне слова после шипящих под ударением пишется ё (хотя произносится о), если при изменении слова или при подборе однокоренных слов ё чередуется с е)

У.458 (выразительное чтение, самостоятельное выполнение задания)

7. Обобщение и систематизация знаний

1.Задание на разграничение омофонов.

На доске записаны два предложения: Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.

Вопросы и задания:

– Назовите два одинаково звучащих слова ([ажок])

– Сравните их написание. Что необычного заметили?

– Как связаны эти слова с темой урока? (После шипящих букв под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)

Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по-разному.)

-Предположите, почему слова пишутся по-­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)

Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения.

1. Укажите слова только с буквой О

2. Найдите лишнее слово

а) расческа б) жонглер в) шорох г) шепот

3. В каких словах допущена ошибка?

1. П.86, РТ № 113, 114

2. Применение знаний в новой ситуации. Творческое задание: Представьте, что вам предложили создать рекламу, но обязательное условие — использовать слова на изученную орфограмму! (Работаем или индивидуально, или в паре!)

9. Итог урока. Рефлексия

– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О)

— Достигли ли вы цели, которую поставили перед собой? Что вам помогло достичь её?

— Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы О-Ё после шипящих в корне слова?

Урок русского языка по теме «Буквы О–Ё после шипящих в корне». 5-й класс

Класс: 5

Содержание материала рассчитано на 2 часа.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Буквы О – Ё после шипящих в корне».

Задачи:

  • Обучающие: научить видеть место орфограммы; используя и графически объясняя условия выбора орфограммы, правильно писать слова на данную орфограмму;
  • Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и сопоставлять, подбирать различные комбинации, аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитательная : формировать коммуникативную компетенцию, умение интересно рассказывать, слушать и слышать друг друга, сотрудничать при выполнении упражнений.

Форма урока: урок-исследование.

Методы и приёмы: поисковые методы.

Предварительная работа: Индивидуальное задание для каждого ученика-консультанта (по желанию учеников).

Оборудование: ИКТ (компьютер и проектор).

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие. В рабочей тетради записываем число, классная работа. В ценной тетради находим пустую страницу с записью «Орфограмма №14». Записываем туда тему урока «Буквы О – Ё после шипящих в корне».

II. Целеполагание.

Учитель: Ребята, что такое орфограмма?

Ученики: Место в слове, где можно допустить ошибку.

Это правильный выбор буквы.

Учитель: Какие буквы сегодня будем выбирать?

Учитель: Посмотрите внимательно на тему урока и скажите, каково место этих букв?

Учитель: А теперь, исходя из темы, сформулируйте задачи урока. Что вы хотите узнать? Чему научиться? Зачем вы пришли на урок?

  1. узнать, когда после шипящих в корне слова пишется О, а когда Ё, от чего это зависит;
  2. научиться видеть орфограмму, объяснять её, правильно писать.

Учитель корректирует, рассказывает о предстоящей работе.

III. Актуализация знаний.

Наблюдение над лингвистическим материалом. Проблемная ситуация.

Учитель: перед вами слова ЗАЙЧОНОК, ВРАЧОМ, СТЕРЕЖЁТ, МЕДВЕЖОНОК, БЕРЕЖЁТ, ПЛАЩОМ. Относятся ли они к сегодняшней орфограмме?

Ученики: Хотя в этих словах есть орфограмма О-Ё после шипящих (пункт1-место орфограммы), но она не в корне, а в суффиксе или окончании. Следовательно, эти слова относятся к другой орфограмме.

Учитель: Молодцы. С этим правилом мы познакомимся позже, но, кому интересно, может поискать ответ, почему в словах О или Ё, к следующему уроку.

Разминка.

Учитель: Объедините пары и найдите общее.

Ученики быстро находят пары, аргументируют, находя как можно больше схожего. Задача: повторить грамматическое значение окончаний и словообразовательное значение суффиксов. Например:

  1. ЗАЙЧОНОК – МЕДВЕЖОНОК – общее: оба слова сущ., одушевленные, нарицательные, м.р., 2 скл.; суффикс «ОНОК» имеет словообразовательное значение «ДЕТЁНЫШИ ЖИВОТНЫХ»; нулевое окончание указывает на грамматическое значение « И.п., ед.ч.»
  2. ВРАЧОМ-ПЛАЩОМ – общее: оба слова сущ., нарицательные, м.р., 2 скл., окончание «ОМ» указывает на грамматическое значение « Т.п., ед.ч.».
  3. БЕРЕЖЁТ – СТЕРЕЖЁТ – общее: оба слова гл. наст. вр., по окончанию «ЁТ» сразу видно, что перед нами глагол 3 лица, ед. ч.,1 спр.

Проблемный вопрос.

Учитель: Хорошо, но, друзья, может быть, кто-то догадался , почему в окончаниях глаголов после шипящих Ё, а не О?

Ученики: Если вспомнить личные окончания глаголов, то у глаголов нет окончания «ОТ», значит, выбора между О-Ё просто нет – в таких случаях следует писать только Ё.

Учитель: Молодцы. Небольшая заметка: во всех глаголах и отглагольных словах после шипящих О никогда не пишется! Это заметка на будущее, а теперь обратимся непосредственно к нашей теме.

IV. Изучение новой темы.

Работа с таблицей. Наблюдение над лингвистическим материалом. Исследование.

Учитель: Посмотрите на слова в таблице. Прочитаем вместе. Какой звук слышится на месте пропущенных букв?

Ученики: Звук О слышится во всех словах таблицы.

Учитель: Почему же слова распределены на 2 колонки?

Ученики: То, что слышим, и то, что пишем, очень часто не совпадает – в одном столбике пишется – Ё, в другом – О.

Учитель: Перепишите таблицу так же, как у меня, в ценную тетрадь, подумайте и ответьте на вопрос:

Проблемная ситуация.

Это нужные для сегодняшней орфограммы слова?

Ж…РДОЧКА
Ч…РНЫЙ
Ш…ПОТ
Щ…КИ
КРЫЖ…ВНИК
Ш…В
Ш…РОХ
ТРУЩ…БА

Ученики: Да, эти слова нам подходят, потому что орфограмма

Учитель: Докажите, прописывая рядом однокоренные слова с буквой Е после шипящей, выделяя корень, подчёркивая место орфограммы.

Ученики по желанию выходят к доске и заполняют таблицу, вставляя пропущенные буквы, при этом продолжают оформлять таблицу в ценной тетради, которая теперь выглядит таким образом:

Ж РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
ШПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ КИ – ЩЕКА
КРЫЖ ВНИК
Ш В
Ш РОХ
ТРУЩ БА

Учитель: Ребята, догадались, в каком столбике – Ё после шипящих в корне, а в каком – О?

Ученики, наблюдая над записью, дают правильный ответ.

ЁО
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
Ш ЁПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ ЁКИ – ЩЕКА
КРЫЖ О ВНИК
Ш О В
Ш О РОХ
ТРУЩ О БА

Учитель: Хорошо. Так от чего же зависит О или Ё? Аргументируйте своё предположение.

Ученики: ГИПОТЕЗА: Судя по записи в таблице, слово с Ё можно проверить однокоренным словом с буквой Е, а слово с О нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.

Учитель: Какое умение нужно иметь ученику, чтобы правильно написать?

Ученики: Ученик должен уметь правильно подбирать однокоренные слова.

Учитель: Ваша гипотеза верна. Запишем вывод в 3-ю строку таблицы.

ЁО
Ж Ё РДОЧКА – ЖЕРДЬ
Ч Ё РН ЫЙ – ЧЕРНЕТЬ
Ш ЁПОТ – ШЕПЧЕТ
Щ ЁКИ – ЩЕКА
КРЫЖ О ВНИК
Ш О В
Ш О РОХ
ТРУЩ О БА
Можно проверить однокоренным словом с буквой Е.Нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.

Учитель: Хорошо. А теперь сами сформулируйте правило, не забудьте указать место орфограммы.

Ученики сами выводят правило: после шипящих в корне слова пишем Ё, если слово можно проверить однокоренным словом с буквой Е, после шипящих в корне слова пишем О, если слово нельзя проверить однокоренным словом с буквой Е.

Учитель: Хочу подарить вам считалку, в которой присутствуют слова только с О после шипящей, прикрепите её в ценную тетрадь.

Считалка: ШОРОХ, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА, ШОВ, КРЫЖОВНИК и ОБЖОРА, ШОКОЛАД, ШОССЕ, ЖОНГЛЁР, ТРЕЩОТКА, ШОРНИК и ШОФЁР, МАЖОРНЫЙ, ШОРТЫ, КАПЮШОН.

Учитель: Какое слово вам незнакомо?

Учитель: О лексическом значении и происхождении данного слова нам поможет консультант.

Индивидуальное задание №1.

Ученик – консультант в роли учителя рассказывает и задаёт вопросы детям:

  1. Предположите, что означает слово «шорник» (выслушивает ответы учеников).
  2. Открывает доску, где показана словообразовательная цепочка слова. (Обычно ученики не знают лексическое значение слова «шоры» – начинаем с суффикса.) Какое словообразовательное значение у суффикса «НИК»?

Ученики: данный суффикс омонимичен: 1) обозначает лицо, профессию человека (садовник, дворник, работник); 2) предмет ( учебник, дневник, приёмник). Следовательно, «шорник» – либо человек, либо предмет. (Многие предполагают, что это предмет, которым шоркают.)

    Шоры – пластинки, находящиеся у глаз лошади. Как вы думаете, зачем они? Нет, не для красоты, они нужны, чтобы лошадь не смотрела по сторонам, бежала прямо и ничего не боялась.

Шорник – человек, который изготавливает приспособления для упряжки.

Оба слова являются устаревшими.

Индивидуальное задание №2.

Другой ученик рассказывает о лексическом значении слов «трещотка», «мажорный», напоминая о многозначных и заимствованных словах.

V. Закрепление.

Распределительный диктант.

Учитель предлагает карточки со словами на данную орфограмму в составе словосочетаний, дети выбирают нужные слова и распределяют по колонкам. За закрытой доской работают 2 ученика – один выписывает слова с Ё, другой с О, остальные – каждый индивидуально в рабочей тетради.

Карточка №1 с заданием: распределите слова по столбикам, объясняя условия выбора орфограммы.

Ж…лтый капюш…н, ш…лковые ш…рты, деш…вая расч…ска, ч…рствый ш…колад, ж…сткая щ…тка, заш…л за реш…тку, ч…порный ж…кей.

Учитель: значение каких слов вам непонятно?

Индивидуальное задание №3.

Ученик рассказывает о лексическом значении слов «чопорный», «жокей». Связаны ли по смыслу слова в данном словосочетании? Посмотрите ещё раз на карточки. В каком словосочетании нарушена лексическая сочетаемость слов?

Ученики: в словосочетании «чёрствый шоколад», потому что чёрствым может быть хлеб, булочка (мучное изделие) или человек. Здесь следовало употребить «твёрдый шоколад».

Проверка: ученики, работающие у доски, показывают свою работу, комментируют, остальные меняются тетрадями и проверяют работу соседа по парте.

Запись выглядит примерно так, причём условия выбора орфограммы обязательно объясняются не только устно, но и графически.

ЁО
Жёлтый – желтеть
Шёлковые – шелковистый
Дешёвая – дешевле
Расчёска – чешет
Чёрствый – черстветь
Жёсткая – жесть
Щётка – щетина
Зашёл – шедший
Решётка – решето
Капюшон
Шорты
Шоколад
Чопорный
Жокей

Учитель: поиграем в «третий лишний». Запись на доске:

  1. Ч…рточка, ш…к, ч…лн.
  2. Ч…лка, пч…лы, ш…мпол.
  3. Щ…ки, ж…лудь, постриж…ёшь.

1. Ученики легко подбирают однокоренное слово с е «чёрточка» – «черта»; к слову «шок» не подбирают, следовательно выбирают О, а вот со словом «чёлн» возникают трудности: ученики не знают лексическое значение, не могут подобрать однокоренное слово с Е. На помощь приходит консультант.

Индивидуальное задание №4.

Ученик рассказывает о лексическом значении слова «чёлн»,

помогает подобрать однокоренное слово с Е «челнок» («маленькая лодка, выдолбленная из дерева»). Также он рассказывает о других значениях этого слова: «предмет в швейной машинке, на который накручивается нить»,

«просторечное название предпринимателя».

Как в лексике называются такие слова?

Ученики: Омонимы. (Аргументируют.) Лишнее слово – шок.

2. Ученики легко подбирают однокоренное слово с е к слову «пчёлы» – «пчелиный» (или форму слова – «пчела»). Возникает вопрос, как проверить слова «чёлка» и «шомпол». Помогает консультант.

Индивидуальное задание №5.

Ученик рассказывает о лексическом значении заимствованного слова «шомпол» и этимологии слова «чёлка» (от «чело» – лоб). Здесь же консультант сначала спрашивает, а затем рассказывает, что означает фразеологизм «бить челом» («просить о чём-либо»).

Ученики: Лишнее слово «шомпол».

Учитель: Сегодня мы работали с орфограммой в слове, в словосочетании, а сейчас поработаем с предложениями. Это загадки. Я предлагаю их отгадать. Дети устно объясняют буквы и дают свои ответы.

Карточка №2

  1. Ш…л долговяз, во сыру землю увяз. (дождь)
  2. Ч…рные, кривые, от рожденья все немые; встанут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)
  3. Наведёт стеклянный глаз, щ…лкнет раз – и помним вас. (фотограф)

Самостоятельная работа.

Учитель: Перед вами текст. Докажите. Определите тип, стиль речи. Придумайте название.

Карточка №3. Вставьте пропущенные буквы, запятые. Объясните. Продолжите текст 2-3 предложениями.

Щ…лкнул выключатель заж…гся свет и окно стало ч…рным. Исчезли оч…ртания деревьев слышался только шум идущих по ш…ссе машин.
Но скоро и он стихнет. Опустится ночь с её осторожными ш…рохами и невнятным ш…потом. Хочется …

Учитель: Послушаем получившиеся тексты. (Обычно пятиклассники фантазируют – у них получаются интересные фрагменты текстов). Молодцы! Сдайте, пожалуйста, карточки. Каждый получит за них оценку.

VI. Рефлексия.

Карточка №4

Ученики заполняют карточку, затем зачитывают предложения. Учитель опрашивает многих.

  • Сегодня на уроке я узнал новое о …
  • Мне было интересно узнать …
  • Мне захотелось …
  • Я не понял …
  • Я почувствовал …
  • Я впервые .
  • Я оцениваю свою работу на уроке на …

Учитель: оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание.

все – 1) выучить изученную орфограмму;

по выбору – 2) составить игру «третий лишний» по изученной орфограмме, нарисовать рисунок с изображением новых для вас слов или сочинить текст, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы О – Ё после шипящих в корне».

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
« Сен
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №2, упр. 558, с. 105

558. Расскажите по данной таблице о правописании букв е и и в безударных окончаниях глаголов.

1) Все глаголы на -ить (кроме брить и стелить);

2) 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

3) 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать

Все остальные глаголы

Правописании букв е и и в безударных окончаниях глаголов зависит от спряжения.

Ко II спряжению относятся:

— все глаголы на -ить (кроме брить, стелить),

— 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

— 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать;

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/637905

http://volzsky-klass.ru/ladyzhenskaya-t-a-6-klass-uchebnik-2-upr-558-s-105/