Внимательно изучите схему расскажите по ней о правописании сложных существительных

Внимательно изучите схему расскажите по ней о правописании сложных существительных

1) с соединительными гласными о или е : жизнеописание, геологоразведка, электровоз ( но : электрификация, классификация, центрифуга);

Примечание : Наличие соединительной гласной является главным показателем слитного написания сложных существительных. Учтите, в элементе авиа- (часть слова «авиация») конечная буква -а- сохраняется в производных словах: авиатор, авиапорт, авиаприбор, авиамодель, авиашоу и др.

2) первой частью которых являются числительные, стоящие в родительном падеже: пятилетка, семидневка, десятиклассник, сорокапятка, сорокалетие, но : сороконожка, сорокоуст, сорокопут.

Примечание : Числительные один, девяносто, сто, тысяча входят в состав сложных слов с буквой о/е : девяностолетие, однодневка, тысячелетие. При этом считается, что числительные девяносто и сто в сложных существительных сохраняют окончание о: девяностолетие, девяностопятилетие, столетие, стометровка и др.

3) первой частью которых являются существительные время, семя, а также местоимение себя: времяпрепровождение, семядоля, себялюбец ;

4) с первой частью слова борт-: бортинженер, бортпроводница ;

5) со второй частью слова -метр: амперметр, вольтметр;

6) с иноязычными приставками анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др.: инфраструктура, контратака ;

7) с начальными составными частями квази-, псевдо-, пан-: псевдонаука, панъевропейский ( но : перед именем собственным ставится дефис: пан-Европа);

8) а) с первой частью авиа-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, кино-, мото-, фото- и т. п. (слитное написание не зависит от количества корней в слове): авиасъёмка, автомотовелогонки . Примечание . Если в сложных существительных при одинаковом последнем слове первые две части соединяются союзом и, то после первого корня ставится дефис: авто- и мотогонки ;
б) второй частью которых являются -град или -город: Волгоград, Белгород ;
в) с глагольной первой частью на и: горицвет, вертишейка ( исключение : перекати-поле);

9) типа ореховозуевец, костариканец ( хотя образованы от слов Орехово-Зуево, Коста-Рика);

10) являющиеся сложносокращёнными словами, кроме слов с аббревиатурными компонентами: профком, Центробанк ;

Примечание : Обратите внимание на сложносокращённые существительные, вторая часть которых начинается с гласных е, ё, ю, я. Перед этими гласными не ставьте твёрдый знак (ъ): иняз, детясли, Мосювелирторг .

11) а) которые начинаются с полу-: полуавтомат, полуботинки ;
б) первой частью которых является часть основы пол- (половина), стоящая перед строчными согласными буквами (кроме л): полвека, полгода ( но : пол чайной ложки).

Пишите гласную и в словах, имеющих окончание -фикация: электрификация, версификация, дисквалификация, классификация, мистификация, модификация, газификация и производных от них. Эти существительные не являются сложными , так как слова «фикация» в русском языке нет.

Сложные существительные пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС:

1) полученные соединением части основы пол- (половина) и существительного в родительном падеже перед:

а) гласными: пол-арбуза ;
б) всеми прописными буквами: пол-Москвы ;
в) согласной л: пол-лимона ( но : поллитровка);

2) обозначающие политические партии и их членов: социал-демократия, социал-демократ ;

3) обозначающие сложные единицы измерения: грамм-молекула, киловатт-час, килограмм-сила-секунда, люкс-секунда, километр-час, грамм-калория ( но : трудодень = трудовой день);

4) обозначающие названия промежуточных сторон света: северо-восток, юго-запад , а также географические наименования, в том числе имеющие в своём составе служебные слова: Ростов-на-Дону ;

5) имеющие в составе начальные части обер-, унтер-, контр-, экс-, вице-, лейб-, штаб-, штабе-: унтер-офицер, контр-адмирал ( но : контратака), экс-чемпион, вице-адмирал ( но : вицмундир), лейб-медик, штабс-капитан ;

6) образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных: премьер-министр, плащ-палатка , а также составные фамилии: Салтыков-Щедрин, Книппер-Чехова ;

7) с первой частью блок- и пресс-: блок-система, блок-схема, пресс-папье, пресс-атташе, пресс-группа, пресс-бюро, пресс-клуб ( исключение : блокпост);

8) являющиеся названиями растений и имеющие в своём составе глагол в личной форме: любишъ-не-любишъ, не-тронь-меня или союз: иван-да-марья, мать-и-мачеха ;

9) в которых к основному слову присоединяется слово с оценочным значением: горе-руководитель, ура-патриотизм ;

10) являющиеся научно-техническими терминами, в состав которых входят названия букв (чаще всего греческого и латинского алфавитов): альфа-лучи, бета-излучение ;

11) с аббревиатурными компонентами: мини-ЭВМ, МГД-генератор, УКВ-передатчик ( но : микроГЭС);

12) названия некоторых народностей, состоящих из разных этносов или присоединивших к своему названию указание на место проживания: бурят-монголы, мордва-эрзя, монголо-татары, мегрело-чаны, киргиз-кайсаки, цова-тушины, турки-месхетинцы и др.

13) заимствованные сочетания (некоторые из них являются терминами): буги-вуги, гамма-квант, де-факто, де-юре, статус-кво, форс-мажор, сальто-мортале и др.

ПОЯСНЕНИЕ к правилам:

Основным критерием дефисного написания сложных существительных является отсутствие соединительной гласной.

Дополнительные материалы:
наглядные таблицы

Таблица 1.
Правописание сложных существительных слитно.

Таблица 2. Правописание сложных
существительных через дефис.

Таблица 3.
Образование сложных слов и их написание

Конспект урока «Правописание сложных существительных».
Следующая тема: «Правописание прилагательных»

Правописание сложных имен существительных

Ранее уже было сказано о правописании сложных имен существительных:

Рассмотрим другие случаи слитного написания, которые не описаны в вышеуказанных параграфах .

Слитное написание сложных существительных

  • сложные существительные со второй частью на -град, -город, например: Ленинград, Белгород;
  • сложные существительные с глагольной частью на и: горицвет, держидерево, держиморда, сорвиголова (но: перкати-поле);
  • сложные существительные с первой частью, состоящей из иноязычных элементов авиа- (часть слова авиация, поэтому пишется а), авто-, агро-,аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, метео-, микро-, нео-, мото-, теле-, фото- и т. п., например: авиасвязь, автоцистерна, агроминимум (но: агрикультура), аэросани, биомеханика, гидроаэропорт, зоомагазин, киностудия и т. д.

Примечание

Если в сложных существительных при одинаковом последнем слове первые две части соединяются союзом и, то после первого элемента ставится дефис, например: радио- и телеателье; так же: шарико- и роликоподшипники, авто-, мото- и велогонки (автомотовелогонки).

Написание сложных существительных с дефисом

С дефисом пишется:

  • сложные существительные, обозначающие политические партии, их членов (или сторонников): социал-демократия, социал-демократ и т. п.;
  • сложные существительные, обозначающие единицы измерения: человеко-день, грамм-молекула, киловатт-час и т. п. (но: трудодень);
  • сложные существительные, обозначающие промежуточные стороны света: северо-восток, юго-запад;
  • существительные, имеющие в первой части иноязычные элементы вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-, например: вице-президент, обер-мастер, лейб-гвардия, унтер-офицер, штаб-квартира, экс-чемпион. Через дефис пишется существительное контр-адмирал (здесь контр- не имеет значение «против»);
  • сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных, например: премьер-министр, дизель-мотор, плащ-палатка, чудо-богатыри, горе-охотники, член-корреспондент. Так же составные фамилии: Салтыков-Щедрин, Щепкина-Куперник.

Урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание сложных имён существительных»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МБОУ Наумовская ООШ

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Тема: « Правописание сложных имен существительных».

Учитель русского языка и литературы Трубецкая Г.Г.(высшая квалификационная категория)

Цель урока : формировать умение дефисного и слитного написания сложных имён существительных.

Образовательная: обеспечить усвоение обучающимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных существительных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания существительных;

Развивающая : создать условия для развития умений производить классификацию существительных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

Воспитывающая: воспитывать положительный интерес к изучаемой теме, потребность давать самостоятельную оценку своей деятельности, создавать благоприятную атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

осознавать важность изучаемого правила слитного и дефисного написания сложных имён существительных ;

осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока.

Регулятивные: формировать умение ставить и формулировать цель деятельности;

умение находить способы решения поставленной цели для слитного и дефисного написания сложных существительных на основе соотнесения того, что известно и усвоено и того, что еще не известно.

Познавательные: осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в рабочих материалах урока.

Коммуникативные: слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

развивать орфографическую зоркость, используя правило дефисного и слитного написания сложных существительных;

повторить правило слитного и дефисного написания сложных имён существительных .

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы обучающихся : самостоятельная работа, работа в группе, исследование.

Оборудование: проектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока:
1. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности.

Добрый день, мой шумный класс!

Вновь я рада видеть вас.

Все ль на месте, всё ль в порядке-

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидите?

Все ль внимательно глядите?

На уроке будьте старательны,

Чётко, внятно говорите,

Красиво, грамотно пишите.

Быть стремитесь лучше всех.

И тогда вас ждёт успех!

Запишите сегодняшнюю дату, классная работа.

Ребята! А знаете, чем знаменательна эта дата?. 15 октября родились два великих русских поэта А. В. Кольцов, М. Ю Лермонтов.

(чтение стихов об осени)

На прошлом уроке мы говорили о том, что имена существительные активно образуются путём сложения.

Назовите виды сложения:

(Сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса)

Имена существительные имеют такие способы образования, которые присущи только этой части речи.

Какие это способы?

( бессуффиксный, сокращение частей слов , такие слова называются сложносокращёнными, некоторые сложносокращённые существительные образуются из начальных букв или звуков)

Я убедилась в том,что вы разобрались с этой темой.

А как справился с заданием Коля Всезнайкин.

Игра «Помоги Коле Всезнайкину »

-Коля Всезнайкин считает, что слово сбербанк образовано суффиксальным способом. Прав ли Коля? (нет, это сложение без соединительной гласной)

-Коля Всезнайкинсчитает, что слово соковыжималка образовано сложением с одновременным присоединением суффикса. Прав ли Коля?

-Коля Всезнайкинсчитает, что слово самовар образовано способом сложения с соединительной гласной? Прав ли Коля?

— Коля Всезнайкинсчитает, что в словосочетании спросить у дежурного дежурный– это имя прилагательное. Прав ли Коля? Каков способ образования этого слова?

Итог на этом этапе нашего урока.

Если в слове корня два – это…сложные слова.

Знаем , как таблицу умножения, в лингвистике есть способ… сложение.

2. Постановка учебной задачи.

Мир сложных существительных очень богат.

Перед вами на слайде сложные существительные:

Землетрясение, броненосец, рыба-пила, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, Петропавловск- Камчатский, мореплаватель. Внимательно прочитайте эти слова. Понаблюдайте.

-Какие мысли у вас возникли?

-Какие слова вам известны?

-Как могут писаться сложные существительные?

Верно! слитно – через дефис.

Если сейчас предложить вам словарный тест, справитесь ли вы с ним? (Нет)

( Мы не знаем как пишутся эти слова)

А хотите узнать? Что для этого нужно?

Давайте сформулируем тему нашего урока.

«Правописание сложных имён существительных.»

— А какое слово в названии темы является сложным? (правописание)

Разберём его по составу. Каким способом оно образовано?

Итак, тему мы определили, давайте теперь поставим цели нашего урока.

-Изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.

Н.Н.Миклухо- Маклай говорил: «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят»

Ребята, я предлагаю вам, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя своим путем, провести исследование лексического материала закрепить всё на практике и сделать соответствующие выводы.

4.Изучение нового материала

Ребята изучают правило по учебнику, приводят примеры.

«Теория без практики мертва», – говорил Суворов.

Первичная проверка усвоения знаний

Проверьте себя, насколько хорошо вы разобрались в изученном материале, помните, какие качества нужно проявить, чтобы достичь желаемого результата.

« Хорошими людьми становятся больше от упражнений , чем от природы» . Демокрит

Работа с карточками.

Напишите слова, раскрыв скобки.

(Авиа) конструктор, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр.

Работа с текстом.
1) Прочитать текст выразительно.
2) Что интересного вы узнали из этого текста?
3) Определите его стиль, тип речи, тему, основную мысль.
4) Выписать сложные существительные, объяснить их правописание.
Вокруг света на корабле «Бигль»
Известный учёный Чарльз Дарвин в молодости совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль». Много интересного узнал естествоиспытатель! Он видел интересные созвездия , наблюдал ужасные последствия землетрясения. В рудниках Чили видел рудокопов, которые на своих плечах выносили из шахт многопудовые глыбы руды.

А сколько разнообразного материала собрал Дарвин о животных! В Атлантическом океане моряки поймали маленькую рыбу иглотел, которая насквозь проедает акулу, если акула её проглотит. В Южной Америке нашли кости огромного доисторического броненосца.
За время плавания Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.

1 абзац: кругосветное, естествоиспытатель, землетрясения, рудокопов, многопудовые

2 абзац: разнообразногоиглотел,броненосца.

Творческая работа в группах:

Ребята делятся на группы и намечают маршрут путешествия, используя существительные, которые пишутся через дефис)

Комсомольск- на -Амуре, , Санкт-Петербург,

(северо-восток, юго-запад, юго-восток, северо-запад)

(Рыба- луна, рыба-пила, рак- отшельник, Норд-ост)

Игра «Я корректор» ( на карточках)

Начевала тучка залотая
На груди утесавеликана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазуре весило играя.

Распределительный диктант (Слова распределить на группы)

Я надул с утра полшины ,

Вытер тряпкой полмашины,

Пол-игры сыграл в футбол,

Полсела за кошкой брёл.

Много сделал разных дел:

Быстро сделал полпримера ,

В магазин пришлось пойти,

Но вернулся с полпути .

Мух ловил я полчаса , –

Тут и ужин начался…

– Ты, привыкший к половинам,

после стольких полудел

Съел пол-ужина ? Скажи нам!

– Нет, я ужин целый съел!

Народная мудрость пословиц обогатит ваш словарный запас, сделает вашу речь образной, яркой. Пословицы поучительны, опыт народов служит лучшими уроками в жизни.

Вставить сложные слова.

… да жнивушка – заболела спинушка.
Умелому … дождь не помеха.

У хорошего …хороший сад.
Убежав от дождя, попал под … (чеченская )

В древней Руси до принятия православия в 988 году выбор имён было необычным. Часто у человека было два имени одно — ложное, для всех, и другое — тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Большая группа имен – имена, состоящие их двух корней (Святослав, , Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар).

Иногда в качестве имён брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар – светлый, как заря, Владислав – владеющий славой, Доброслава – имеющая добрую славу, Всемила – всем милая.

Тунеядец – от туне – даром + ядец (едок, от ясти – еда)

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Как пишутся сложные существительные?

Когда работа завершена, важно оценить её результаты.

9.Диагностика уровня усвоения знаний

Выполнение тестового задания, проверка.

1. Определите вариант, в котором сложное существительное пишется слитно.

2. Определите вариант, в котором сложное существительное пишется через дефис.

в) (диван) кровать

3. Определите вариант, в котором существительное с корнем пол-пишется через дефис.

4. Определите вариант со слитным написанием сложных существительных

3) (премьер) министр

Ответы:1-а; 2-в; 3-б;4-б;

Ребята! Сегодня вы на уроке вы получили новые знания , а значит, одержали еще одну победу над собой. Сегодня вы учились не только грамотно писать, но и другим вещам.

(трудолюбию, доброжелательности, целеустремлённости, добросовестности, жизнерадостности)

А были ребята , которые проявили легкомыслие, слабоволие?

А теперь я хотела бы спросить : « На каком уровне усвоения знаний вы сейчас находитесь?»

-Знаю, но нужно повторить правило.

— Знаю и могу объяснить другому.

Ну что ж к концу подходит наш урок.

Мы с вами подвели итог.

Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам

Писать одну из самых сложных орфограмм!

Домашнее задание: Сочинить сказку про ВанюПоловинкина

Жил-был мальчик. Звали его Ваня Половинкин. И всё он всегда делал наполовину….

1.Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. « Учитель». Волгоград, 2006

2.Урок русского языка в условиях реализации ФГОС ОО (6-й класс) «Правописание сложных имен существительных. Дефисное написание» (Наумова Наталия Евгеньевна_) Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

3. В.Н.Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка. «Учитель» Волгоград ,2009

4. Шарова Н.А. Русский язык. 5 – 11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках . «Учитель» Волгоград ,2010


источники:

http://iamlobster.ru/pravopisanie-slozhnyh-imen-sushhestvitelnyh/

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme-pravopisanie-slozhnyh-imyon-sushestvitelnyh-4605950.html