Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание

Манифест из альманаха «Садок судей II»

Манифест из альманаха «Садок судей II»

Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:

1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.

2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.

3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.

4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.

5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:

a) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания,

b) в почерке полагая составляющую поэтического импульса,

c) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) «само-письма».

7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные — краска, звук, запах.

8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках; всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.

9. Передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифмы (Маяковский)

11. Мы считаем слово творцом мифа, слово, умирая, рождает миф, и наоборот.

12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами.

13. Мы презираем славу; нам известны чувства, не жившие до нас.

Мы новые люди новой жизни. , А. Крученых.

Примечания

Манифест из альманаха « II» (стр. 245). Альманах «Садок судей II», СПб. 1913; свиток «Грамоты и декларации русских футуристов», СПб. 1914.

Альманах вышел в феврале 1913 года в Петербурге.

Стр. 245. 1-й «Садок судей» — альманах, в котором были напечатаны произведения В. Хлебникова, В. Каменского, Д. Бурлюка, Елены Гуро и др., вышел в 1910 году.

Метцель и К о — рекламная контора в Петербурге.

Богатых лишь в смысле Метцель и К о футуристов… — Имеется в виду группа эго-футуристов (И. Игнатьев, К. Олимпов, П. Широков, И. Северянин), в изданиях которых печатались рекламные объявления разных торговых фирм.

Стр. 246. …книги (автографов) «само-письма». — Речь идет о книгах футуристов, выпущенных литографским способом, с текстом написанным автором или художником от руки. Так, в частности, выпущена была и первая книга Маяковского — сборник «Я» (весна 1913 г.).

Передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифма (Маяковский). — Речь идет об экспериментах над рифмами в стихотворениях Д. Бурлюка и Маяковского (см., в частности, стихотворения «Утро» и «Из улицы в улицу» в т. 1 наст. изд., стр. 34 и 38) — опытах рифмования концов строк с началами следующих («передняя рифма»), рифмования слов с зеркально переставленными слогами (напр., «улица — лица у», «резче — через» — «обратная рифма») и др. Об этих опытах в первых стихах Маяковского В. Я. Брюсов писал в статье «Новые течения в русской поэзии. Футуристы»: «Еще менее удовлетворяют нас такие способы находить новую рифму… какие предлагает В. Маяковский… Однако за пределами этих крайностей остается кое-что, не лишенное своей ценности, как новый прием выразительности в поэзии» (журн. «Русская мысль», М. 1913, № 3, стр. 130).

Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание

Владимир Владимирович Маяковский

Полное собрание сочинений в тринадцати томах

Том 13. Письма, наброски и другие материалы

В. Маяковский. Фото 1923 Г.

Письма, заявления, записки, телеграммы, доверенности

Маяковской Л. В., 2 февраля 1905 *

1 Л. В. МАЯКОВСКОЙ [Кутаис, 2 февраля 1905 г.]

Дорогая Люда! Как ты поживаешь? Я, наконец, собрался с багдадским воздухом и пишу тебе. Я на несколько дней ездил в Багдади, потому что, по выражению местных грузинов, у нас в Кутаисе был «пунти» * . В Багдади нет ничего нового. Я пошел в город, и мне случайно нужно было проходить через бульвар и встретил двух барышень, одна из них была гимназистка, может быть, поддельная. Они заметили вслух, что куда это я только могу торопиться и что, думается, что у меня много дела. Я ответил, что и мне тоже думается, что у гимназиста должно быть больше дела, чем у уличных певиц, так сказал, а потому, что они что-то напевали. Я купил спиртовую лампочку и учусь выжигать. Пиши чаще. Прости за ошибки. Целую тебя крепко. Любящий тебя твой брат

Письмо В. В. Маяковского Л. В. Маяковской от 2 февраля 1905 года

Маяковской Л. В., 12–14 октября 1905 *

2 Л. В. МАЯКОВСКОЙ [Кутаис, 12–14 октября 1905 г.]

Прости, пожалуйста, что я так долго не писал. Как твое здоровье? Есть ли у вас занятия? У нас была пятидневная забастовка * , а после была гимназия закрыта четыре дня, так как мы пели в церкви Марсельезу. В Кутаисе 15-го ожидаются беспорядки, потому что будет набор новобранцев. 11-го здесь была забастовка поваров. По газетам видно, что и у вас большие беспорядки. Коптева и директор * уходят. Коптева после 20-го хотела ехать в Москву, но Саша заболел чем-то вроде тифа. Прости, пожалуйста, за ошибки (если есть). Пиши.

Целую тебя крепко.

Маяковской Л. В., ноябрь 1905 *

3 Л. В. МАЯКОВСКОЙ [Кутаис, ноябрь 1905 г.]

Мы получили твое письмо 1-го и сейчас же все уселись писать. Пока в Кутаисе ничего страшного не было, хотя гимназия и реальное забастовали, да и было зачем бастовать: на гимназию были направлены пушки, а в реальном сделали еще лучше. Пушки поставили во двор, сказав, что при первом возгласе камня не оставят на камне. Новая «блестящая победа» * была совершена казаками в городе Тифлисе. Там шла процессия с портретом Николая и приказала гимназистам снять шапки. На несогласие гимназистов казаки ответили пулями. Два дня продолжалось это избиение. Первая победа над царскими башибузуками была одержана в Гурии * , этих собак там было убито около двухсот.

Кутаис тоже вооружается, по улицам только и слышны звуки Марсельезы. Здесь тоже пели «Вы жертвою пали», когда служили панихиду по Трубецком * и по тифлисским рабочим * .

Пиши и мне тоже.

Целую тебя крепко.

Маяковской О. В., 14 июля 1907 *

4 О. В. МАЯКОВСКОЙ [Москва, 14 июля 1907 г.]

Только что получил твое письмо и спешу ответить, не то после не соберусь. Большое спасибо за поздравление. День своего рождения провел хорошо, только на другой день вспомнил о нем. Ты пишешь, что хорошо проводишь время, — рад за тебя, я же сижу дома или что-нибудь читаю, или же учу уроки и ругаю бога за вавилонское столпотворение. Захотелось ему башню разрушить, он и перемешал языки, а я за него страдай и учи уроки, совсем у бога логики нет! У Медведевых * время провел так, как и вообще у них проводил: ел, пил, спал, купался, гулял, читал и изредка занимался. Вчера получил письмо от Миши Ставракова. Пишет, что зимою приедут все три брата, и спрашивает у нас комнату. Дункель перешли куда-то, я с ними после твоего отъезда виделся только раз. Люда сейчас в Петровско-Разумовском, на днях едет к Медведевым. У нас погода дрянь: пойти никуда нельзя, двадцать раз в день меняется, в этом отношении я тебе завидую. Ну, пока больше не о чем писать. Пиши, приезжай.

До свидания. Целую тебя крепко,

Директору Строгановского училища, 14 января 1909 *

5 ДИРЕКТОРУ СТРОГАНОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО УЧИЛИЩА [Москва, 14 января 1909 г.]

Его превосходительству г-ну директору Строгановского художественно-промышленного училища Ученика 1-го класса Владимира Маяковского

Ознакомившись с программой Строгановского училища, я нашел для себя возможным сдать экзамены за 5 классов по общеобразовательным предметам, и поэтому покорнейше прошу ваше превосходительство сдать их в мае месяце. Дополнительные же предметы проходить наравне с остальными учениками училища.

14 января 1909 года.

Маяковской Л. В., январь 1909 *

6 Л. В. МАЯКОВСКОЙ [Москва, вторая половина января 1909 г.]

Арестовали меня * в тот день, как я вышел из дому в 11 часов утра, на улице. Арестовали бог знает с чего, совершенно неожиданно схватили на улице, обыскали и отправили в участок. Сижу опять в Сущевке * , в камере нас 3 человека (всего политических 9). Кормят или, вернее, кормимся очень хорошо. Немедленно начну готовиться по предметам и, если позволят, то усиленно рисовать. А пока прошу у тебя следующее: принеси мне подушку, одеяло, полотенце, что есть из белья, простыню, наволочку, зубной порошок, щеточку, зеркальце, гребень, платков носовых и черную рубаху; затем следующие книги (поройся у меня, найди, которые есть, а которых нет, спроси у Сережи, Владимира, Хози или у других товарищей). Алгебру и геометрию Давидова, Цезаря, грамматику лат Никифорова, немецкую грамматику Кейзера, немецкий словарь, маленькую книжицу на немецк языке Ибсена (она лежит у меня на полке), физику Краевича, историю русской литературы Саводника и программу для готовящихся на аттестат зрелости. Из книг для чтения следующие: психологию Челпанова, логику Минто, историю новейшей русской литературы (чья — не помню, она лежит у меня на столе), «Введение в философию» Кюльпе, «Диалектические этюды» Унтермана и «Сущность головной работы человека» Дицгена. Все эти книги ты найдешь у меня в комнате. Затем спроси, не найдется ли у Владимира или Сергея 1-го тома «Капитала» Маркса, «Введение в философию» Челпанова и сочинения Толстого или Достоевского. Все эти книги притащи сама или попроси кого-нибудь принести мне в Сущевку, приноси не все сразу, конечно, а понемногу. Затем спроси у Сергея адрес Виктора Михайловича, которому я рисовал плакат, сходи туда, спроси денег (проси 8 рублей), а если понадобится что-нибудь дорисовать, то сделай это, пожалуйста. На полученные деньги купи акварельных красок в училище, обязательно с коробкой, затем папку для рисования, но только, пожалуйста, отрывную, блокнотом, такую, какая у меня была раньше, средних размеров (в 1 р. 25 к. — 1 р. 75 к.), ее ты можешь достать на Петровке, в писчебумажном магазине, кажется, Гринблата, две резины, три карандаша и перочинный нож, он у меня на столе. Постарайся так, чтоб осталось рубля 3–5 и пришли их мне, деньги здесь понадобятся. Обзаведусь хозяйством, да и заживем помаленьку. Сходи в охранку: тебе, маме и Оле дадут свидание. Свидания здесь по четвергам и воскрес .

«Этот мир очарований, этот мир из серебра». Приемы анализа лирического стихотворения. Семинар-практикум в 11-м классе

Разделы: Литература

Задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся о культуре серебряного века;
  • Систематизировать знания о поэзии серебряного века;
  • Совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;
  • Развивать эстетический вкус и чуткость к поэтическому слову;
  • Совершенствовать навыки работы в группах.

Оснащение урока:

  • Мультимедийный проектор, экран, системный блок;
  • Презентация, выполненная в программе Mikrosoft PowerPoint;
  • Портреты поэтов серебряного века и букет цветов перед ними;
  • Выставка поэтических сборников, книга пародий “Парнас дыбом”;
  • Раздаточный материал: тексты стихов, схема анализа лирического произведения, вопросы к анализу стихов.

Содержание урока:

На экране – слайд презентации с темой урока.

1. Оргмомент и вводное слово учителя.

Рождение стиха

В душе моей мрак грозовой и пахучий…
Там вьются зарницы, как синие птицы…
Горят освещенные окна…
И тянутся длинны,
Протяжно-певучи
Во мраке волокна…
О, запах цветов, доходящий до крика!
Вот молния в белом излучье…
И сразу все стало светло и велико…
Как ночь лучезарна!
Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно
В влюбленном созвучье.
Из недра сознанья, со дна лабиринта
Теснятся виденья толпой оробелой…
И стих расцветает цветком гиацинта,
Холодный, душистый и белый.

Язык поэзии – особый язык. Им владеют настоящие Мастера – такими Мастерами были поэты серебряного века. Вы встречались с их произведениями на уроках литературы и, наверное убедились: чтобы понимать их язык тоже нужно мастерство. Мастерство читателя, владеющего приемами анализа лирического текста.

Я убеждена, что за годы учебы вы овладели многими секретами этого мастерства. И предлагаю вам сегодня проверить себя – чтобы во всеоружии подойти к выпускным экзаменам, которые уже не за горами.

Итак: цель нашей встречи – систематизировать имеющиеся у вас навыки анализа лирического стихотворения. А помогут нам в этом Великие Мастера – поэты серебряного века.

2. Повторение и обобщение знаний о культуре серебряного века (сопровождается слайдами презентации):

1. Характеристика модернистских течений;

Задание 1. О каком модернистском течении идет речь:

  • “Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой.” символизм
  • “Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.” футуризм
  • “Для нас … вес ничтожнейшего все-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и потому перед лицом небытия – все явления братья.” акмеизм

Задание 2. Определите течение по его характеристике:

1: (символизм)

  • Поэтика намека и иносказания;
  • Отношение к слову как шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов;
  • Апология мига, мимолетности, в которых отражается Вечность;
  • Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;
  • Глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события;
  • Изысканная образность, музыкальность и легкость слога.

2: (акмеизм)

  • Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, “радостного любования бытием”;
  • Стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование “прекрасной ясности” (“кларизма”);
  • Обращение к человеку, к “подлинности” его чувств;
  • Поэтизация мира первозданных эмоций.

3: (футуризм)

  • Отрицание гармонии как принципа искусства;
  • Культ техники, индустриальных городов;
  • Словесные деформации, напряженный интерес к “самовитому слову”, к неологизму, к игровому началу;
  • Пафос эпатажа;
  • Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника. Представители поэтических школ;

Задание 3. Исправьте неточности в предложенных списках:

Символисты: Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Соловьев, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, М.Волошин, И.Бунин, А.Блок, А.Белый…

Акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Ходасевич, М.Кузмин, Г.Иванов, С.Есенин…

Футуристы: В.Хлебников, В.Маяковский, Д.Бурлюк, И.Северянин, Б.Пастернак, И.Анненский, М.Цветаева…

Ответ:

Не принадлежали к этим течениям: И.Бунин, С.Есенин, Саша Черный, М.Волошин, М.Цветаева, В.Ходасевич…

2. Перекличка с другими видами искусства (на слайдах репродукции художников начала XX века, демонстрация сопровождается музыкальными фрагментами из произведений русских композиторов):

  • Символизм (Бакст, Врубель, Борисов-Мусатов, Глазунов)
  • Футуризм (Малевич, Гончарова, Кандинский, Прокофьев)
  • Акмеизм (Головин, Жуковский, Серебрякова, Кустодиев, Лядов)
  • Модернизм в целом (Грабарь, Куинджи, Кустодиев, Скрябин)
  • Реализм (Крамской, Левитан, Поленов, Чайковский)

3. Поэтические индивидуальности серебряного века (особенности стиля): комментарий к пародиям из сборника “Парнас дыбом”

  • Игорь Северянин
  • Владимир Маяковский
  • Константин Бальмонт
  • Николай Гумилев
  • Валерий Брюсов

(тексты стихов и пародий см. в приложении)

При работе опираются на предложенную учителем схему анализа стихотворения (см.в приложении)

В каждом случае учащиеся отмечают наиболее яркие приметы стиля, проявляющиеся в ритмике и мелодике стиха, особенностях рифмовки, интонировании, использовании ключевых слов и образов, неологизмов и т.п.

4. Предварительные итоги: общность поэтов серебряного века

  • На слайде презентации поочередно появляются тезисы:
  • Все эти поэты – современники, их объединяет сама эпоха, они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;
  • Всем им свойственно ощущение внутреннего смятения, душевной дисгармонии;
  • Все они по-особенному трепетно относятся к слову, образу, ритму;
  • Все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения;
  • Их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…

5. Анализ стихов: работа в группах с опорой на схему анализа и вопросы.

А.Блок “На железной дороге”

1. Охарактеризуйте общее настроение данного стихотворения. Какие интонации преобладают?

Стихотворение А.Блока – трагично по своему общему настроению, в нем преобладают интонации тоски, горечи, разочарований.

2. Прокомментируйте смысл названия. Как оно преломляется в композиции стихотворения?

В центре внимания поэта – судьба погибшей девушки. Однако о том, что она мертва, сообщается лишь в обрамляющих стихотворение строфах, центральная часть произведения посвящена ее жизни.

3. Как изображена погибшая девушка? Через какие детали раскрывается авторское отношение к ней (обратите внимание на структуру предложений)?

Многочисленные портретные детали подчеркивают красоту и одухотворенность героини (“красивая и молодая”, “нежней румянец, круче локон”). Даже о погибшей говорится – “как живая”. Автор рассказывает о своей героине, используя определенно-личные предложения, не называя ее имени, не употребляя местоимения “она”. Отсутствие подлежащего создает ощущение, что она предельно близка и дорога ему.

4. В каких образах предстает мир, окружающий героиню? С какой целью использована метонимия (“Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели”)?

Иначе изображен окружающий героиню мир: это мир без людей, мир без лиц. Бездушие этого мира подчеркнуто метонимией (“Вагоны шли привычной линией… Молчали желтые и синие”) и пропуском подлежащего, который в этом случае играет совершенно иную роль (“В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами…”).

5. Какие эпитеты раскрывают отношение мира к героине? Как проявляется трагическая парадоксальность этого мира?

Отношение этого мира к героине передают эпитеты привычной, сонные, ровным, блеклыми, небрежною. Особенно выразителен эпитет пустынные (глаза), который, с одной стороны, контрастирует с “жадными взорами” героини, а с другой – несет в себе не только мотив пустоты (ср. с эпитетом пустынные), но и мотив безжизненности. Не случайно эти пустынные глаза не замечают героиню, не различают ее на фоне окружающего пейзажа, о чем свидетельствует ряд однородных членов: “Платформу, сад с кустами блеклыми, ее, жандарма с нею рядом”. Таким образом, умершая девушка предстает перед нами как живая, а от мира живых людей веет холодом, мертвенностью.

6. Как чувствует себя в этом мире живая душа? Почему к слову “тоска” Блок подбирает эпитеты “дорожная, железная”?

Единственное чувство, которое рождается у человека в этом мире, — всепоглощающая душу тоска, которую Блок называет “дорожною, железною”. Слова, которые в названии стихотворения обозначают лишь место действия, приобретают характер символов, создают ощущение тоски бесконечной и холодной.

7. С какой целью в стихотворении дважды повторено слово “скользнул” в 6-й строфе? Учтите, что по “закону золотого сечения” именно эти строки являются ключевыми.

8. Почему юность героини названа “бесполезной”?

Живое чувство в этом мире – или маска, или случайность, что подчеркнуто дважды повторенным в изображении гусара глаголом скользнул. Поэтому ожидание любви, надежда на воплощение идеала оказываются здесь лишь “пустыми мечтами”, а юность, проведенная в них, “бесполезной”.

9. Какой смысл приобретает слово “больно” в последней строке? Какие художественные средства расширяют его смысл.

Сюжет этого стихотворения перекликается с произведениями русских классиков. На его связь с “Воскресением” Л.Н.Толстого указывал сам Блок. Интересны также переклички с некрасовской “Тройкой”. Однако в отличие от Некрасова Блок избегает социальной конкретики. Он не указывает реальной причины гибели героини. Более того, в последней строке он употребляет по отношению к мертвой девушке слово больно, тем самым как бы смещая акцент с физической гибели человека на гибель его души в бесчеловечном мире и одновременно выражая собственную боль.

10. Почему это стихотворение Блок включил в цикл “Родина”? Как оно связано с другими стихами цикла (например, со стихотворением “Россия”)?

Многими мотивами и образами стихотворение связано с циклом “Родина”, например со стихотворением “Россия” (“в цветном платке” — “плат узорный до бровей”; “тоска дорожная, железная” — “тоска острожная” и т.п.), что позволяет рассматривать данное стихотворение не только как рассказ о человеческой судьбе, но и как горькие размышления поэта о трагическом пути России.

А.Ахматова “Песня последней встречи”

1. Охарактеризуйте общее впечатление, которое производит стихотворение Ахматовой. Что ему свойственно – усложненность, вычурность формы или простота и внешняя непритязательность?

Как и большинство стихотворений Ахматовой, “Песня последней встречи” привлекает своей естественностью, простотой формы и глубиной содержания.

2. Какие интонации преобладают в стихотворении?

В нем преобладают интонации печали, тоски, одиночества, грусти, растерянности… Но нет того надрыва и трагизма, как в стихотворении А.Блока “На железной дороге”.

3. Какое переживание лежит в основе стихотворения? Обратите внимание на название и на то, что в стихотворении нигде прямо чувство героини не называется.

Название стихотворения иносказательно раскрывает нам ситуацию прощания, расставания, потери. Героиня пребывает в смятении, но Ахматова избегает называть само чувство, передавая его во внешнем проявлении, в своеобразии ассоциаций, которые появляются у героини.

Так воплощается связь Ахматовой с традициями “высокого модернизма”, к которому принадлежит и акмеизм: для постсимволистских течений в поэзии весьма актуальной была проблема соответствия слова тому, что оно обозначает, — и прежде всего это касается слов, передающих психические состояния человека. Ограниченный набор таких слов — “любовь”, “ненависть”, “волнение”, “смятение” и т.п. — при неисчерпаемом богатстве оттенков душевных переживаний человека заставляет поэтов искать косвенных средств передачи всех нюансов человеческих эмоций и состояний.

4. Как душевное состояние героини проявляется в ее поступках, ее восприятии окружающего мира? Найдите в стихотворении “говорящие детали”. Почему Ахматова так “скупа” в использовании изобразительно-выразительных средств?

Любовную лирику Ахматовой отличает глубочайший психологизм. Ей, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений. Для достижения потрясающей психологической убедительности она пользуется очень емким и лаконичным приемом говорящей детали, которая, западая в память участников кульминации личной драмы, становится “знаком беды”. Такие “знаки беды” Ахматова находит в обыденном мире, что дает дополнительную художественную убедительность и почти зримую достоверность чувствам и размышлениям героини.

В данном стихотворении это такие детали, как перчатка, надетая не на ту руку, три ступени, шепот осенний, темный дом, желтые свечи в спальне.

Своеобразная “скупость” Ахматовой, прозаизация лирики – еще и реакция на некоторую напыщенность и искусственность языка символистов, чего акмеисты старательно избегали в своем творчестве.

5. Каким размером написано стихотворение? Чем объяснить его выбор поэтессой? Какой художественный эффект создается ритмическим сбоем в 4 строчке?

В стихотворении использован излюбленный ахматовский размер – дольник, что становится ясно только с 4-й строчки. Этот размер имитирует эмоциональную разговорную речь, будучи очень близким к ней ритмически, но кроме того создает эффект запинки, выдающей душевное смятение героини.

6. Объясните смысл эпитета “горели свечи равнодушно-желтым огнем”.

Данный пример прекрасно иллюстрирует, как в восприятии героиней внешнего мира проявляется ее внутренне состояние: свечи наделяются свойствами человека, они равнодушны к ее горю. Темный дом и образ свечей, горящих в спальне, ассоциативно связывает любовную тему с мотивом смерти. Ведь именно смерть души переживает человек всякий раз, когда теряет свою любовь…

7. В чем типичность данного стихотворения для любовной лирики А.Ахматовой?

Тема расставания, прощания с любовью; сдержанные интонации; говорящие детали; стихотворный размер – все это делает стихотворение типичным для любовной лирики Ахматовой.

8. Итоги работы. Отметки выставляются с учетом мнения экспертов, которые с начала урока контролировали активность учащихся.

9. Домашнее задание (по выбору учащихся)

Оформить в виде сочинения анализ стихотворений А.Блока “На железной дороге” или А.Ахматовой “Песня последней встречи”.

Самостоятельно проанализировать стихи В.Маяковского “Скрипка и немножко нервно” или С.Есенина “Мы теперь уходим понемногу”. Оформить работу в виде сочинения.

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы –
Один ответ: — Откуда мне сие?

Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка.

Я очень надеюсь, что наша встреча помогла вам убедиться в том, что вы владеете секретами читательского мастерства и умеете общаться с поэтами на их сложном, но прекрасном языке…


источники:

http://www.litmir.me/br/?b=180842&p=54

http://urok.1sept.ru/articles/415718