Вокруг меня простирались печальные пустыни пересеченные холмами и оврагами глагольное сказуемое

ВПР по русскому языку за 8 класс 2019 года Никулина М.Ю. — Вариант 10

Я пр .. ближался к месту моего н .. значения. ( Во) круг меня прост .. рались п .. чальные пустыни п .. ресече (н,нн) ые х .. лмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. К .. битка ехала по узкому следу проложе (н,нн) ому кр .. стьянскими санями. Я увид .. л в самом деле на краю неба белое обл .. чко которое прин .. л было сперва за отдале (н,нн) ый холмик.

Ямщик из .. яснил мне что обл .. чко пр .. двещало буран. Я слыхал о тамошн .. х м .. телях и знал что целые обозы бывали ими зан .. сены. Савельич согласно со мнением ямщика совет .. вал воротит (?) ся. Но ветер пок .. зался мне ( не )силён я понаде .. лся добрат (?) ся заблаговреме (н,нн) о до следу .. щей станции и в .. лел ехать скорее.

Ямщик поск .. кал но всё погляд .. вал на восток. Лошади б .. жали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обр .. тилось в белую тучу постепе (н,нн) о облегавшую небо. Пошел мелкий снег ветер завыл .. делалась м .. тель.

Я пр и ближался к месту моего н а значения. Во круг меня прост и рались п е чальные пустыни , п е ресече нн ые х о лмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. К и битка ехала по узкому следу , проложе нн ому кр е стьянскими санями. Я увид е л в самом деле на краю неба белое обл а чко , которое прин я л было сперва за отдале нн ый холмик.

Ямщик из ъ яснил мне , что обл а чко пр е двещало буран. Я слыхал о тамошн и х м е телях и знал , что целые обозы бывали ими зан е сены. Савельич , согласно со мнением ямщика , совет о вал воротит ь ся. Но ветер пок а зался мне не силён ; я понаде я лся добрат ь ся заблаговреме нн о до следу ю щей станции , и в е лел ехать скорее.

Ямщик поск а кал , но всё погляд ы вал на восток. Лошади б е жали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обр а тилось в белую тучу , постепе нн о облегавшую небо. Пошел мелкий снег , ветер завыл , с делалась м е тель.

2) Определите тему текста.

Тема текста — приближение бурана.

3) Определите стиль и тип речи текста.

Стиль речи — художественный.

Тип речи — повествование.

4) Выпишите из выделенного предложения словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

5) Выполните фонетический разбор слова 1 .

всё

в [ф] — согласный, глухой, твёрдый
с [с’] — согласный, глухой, мягкий
ё [о] — гласный, ударный
————————————-
3 буквы, 3 звука, 1 слог

6) Выполните морфемный разбор слова 2 .

7) Выполните морфологический разбор слова 3 .

Облегавшую — причастие

I. Тучу (какую?) — облегавшую.
Н.ф. — облегавший
II. Пост. — действия., прош. вр., несов. вид; непост. — вин. п., ед. ч., ж. р.
III.

8) Выполните синтаксический разбор предложения 4 .

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Расставьте знаки препинания. Графически объясните их постановку.

  1. Расставание не помеха для друзей.
  2. Ночь светла и тиха.
  3. Долгие разговоры за чашкой чая это любимое занятие тётушки.
  4. Семью восемь пятьдесят шесть.

В каком предложении отсутствуют знаки препинания и почему?

В 1) предложении нет тире, т.к. стоит частица не перед сказуемым, выраженным существительным. Во 2) предложении сказуемые выражены краткими прилагательными, тире не ставится.

Выпишите предложение с составными глагольными сказуемыми и разберите его по членам.

  1. Я буду долго гнать велосипед.
  2. Петя стал снимать пальто.
  3. Он был мастером на все руки.
  4. Я люблю работать в саду.

Прочитайте текст. Выпишите из него односложные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.

Люблю вечера на природе. Тишина. Сидишь и наблюдаешь за ночной жизнью. Где-то поругает сова, где-то в траве прошуршит ночной зверёк. Эти ночные звуки удивительны.

  • Люблю вечера на природе. (определённо-личное)
  • Тишина. (назывное)
  • Сидишь и наблюдаешь за ночной жизнью. (определённо-личное)

Расставьте знаки препинания. Разберите предложения с однородными членами и обобщающим словом. Составьте схему однородных членов.

  1. В её глазах он всегда был и доктор отличный и человек простой.
  2. Ни в ленивом полёте этих птиц ни в утре ни в безграничности степи ни в чём не видно было смысла.
  3. Холод плавный бег саней и тишина улиц постепенно истребили тоску.
  4. То скрипели половицы то дверцы буфета то разбитые рамы на окнах.
  1. В её глазах он всегда был и доктор отличный, и человек простой.
  2. Ни в ленивом полёте этих птиц, ни в утре, ни в безграничности степи — ни в чём не видно было смысла.
  3. Холод, плавный бег саней и тишина улиц постепенно истребили тоску.
  4. То скрипели половицы, то дверцы буфета, то разбитые рамы на окнах.

Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.

  1. Окружив молодых казаков плотной толпой стояли набежавшие из соседних дворов бабы.
  2. Она красивая и счастливая вошла в дом.
  3. Лиза укутанная в тёплую шаль сидела в углу комнаты.
  4. Рассказанная гостем история нам показалась очень странной.
  1. Окружив молодых казаков плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы.
  2. Она, красивая и счастливая, вошла в дом.
  3. Лиза, укутанная в тёплую шаль, сидела в углу комнаты.
  4. Рассказанная гостем история нам показалась очень странной.

Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.

  • Прочитав книгу, мне полюбились её герои.

Прочитав книгу, я полюбил её героев.

Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.

  1. Быть может поэтому я и рассказываю обо всём этом.
  2. Казалось ничто не в силах нарушить моё безграничное счастливое равновесие.
  3. Однако весь его неказистый вид выражал теперь лишь вину и покорность.
  4. Через несколько минут однако он опять заглянул в комнату.

Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.

  1. В старом буфете на самой его верхней полке стояла заветная бабушкина шкатулка.
  2. На востоке за волнистой линией холмов разрастался тёмно-золотой свет луны готовой взойти.
  3. Огромный град с грецкий орех величиной стремительно падал на землю высоко подпрыгивая потом кверху.
  4. Там на левом берегу загорелись в ночи костры.

Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.

Что, 1 дремучий лес, 2 призадумался, 3 грустью тёмною затуманился?

1 и 2 — выделяют обращение, 3 — разделяет однородные члены

Составьте и запишите предложения с прямой речью.

  1. слова автора стоят в середине прямой речи,
  2. слова автора стоят перед прямой речи.

Составьте предложения с прямой речью самостоятельно, используя соответсвующие схемы:

  1. «П — а, — п». или «П — а, — п»! или «П — а, — п»?
  2. А: «П». или А: «П»! или А: «П»?

Расскажите письменно в 2-3 предложениях, что такое неологизмы.

Неологизмы — новые слова, возникающие в языке. Эти слова появляются с развитием науки, техники, искусства, с возникновением новых предметов, явлений, понятий в общественной жизни. Например: Интернет, виртуальный, интерактивный, логистика и т.д.

Занятие № 10

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ. ПРИМЕРЫ ИЗ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».

Данный материал полезен учащимся

  • 8 класса (в процессе изучения темы – ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ)
  • 9 класса (для подготовки к ГИА)
  • 11 класса (для подготовки к ЕГЭ)

Прочитайте предложения и рассмотрите ПРОСТЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ, выделенные жирным шрифтом.

Чем больше Вы рассмотрите готовых примеров, тем правильнее и быстрее сориентируйтесь в поисках грамматической основы предложения, в её строении, а значит, сэкономите время для выполнения других заданий на ГИА и ЕГЭ.

Фрагменты из произведения оформлены в соответствии с расположением глав повести.

Комментарии оформлены в [ ].

К некоторым словам дано пояснение — *

Для того чтобы содержание фрагмента было более понятным, советуем прочитать информацию о главных героях повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Гринёв Андрей Петрович — отец Петра Гринёва; премьер-майор (офицерский чин в русской армии ХVIII века соответствовал чину подполковника), вышел в отставку.

Гринёва Авдотья Васильевна – мать Петра Гринёва.

Гринёв Пётр Андреевич (Петруша) – главный герой повести, сын Гринёва Андрея Петровича. От его имени ведётся повествование.

Архип Савельич – стремянный, пожалованный Петру Гринёву в дядьки.

Стремянный — конюх, слуга, ухаживающий за лошадьми барина.

Миронов Иван Кузмич – комендант Белогорской крепости в Оренбургской губернии.

Миронова Василиса Егоровна – жена коменданта.

Марья Ивановна Миронова (Маша Миронова) – дочь коменданта.

Швабрин Алексей Иванович — офицер, выписанный из гвардии за участие в дуэли.

Екатерина II (1729-1796) – императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы.

Емельян Пугачёв – вождь крестьянского восстания (1773-1775). Выдавал себя за «Петра Феодоровича III».

Глава II. Вожатый

Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами… Солнце садилось. (А.С.Пушкин)

Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. (А.С.Пушкин)

Лошади бежали дружно… Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. (А.С.Пушкин)

…снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. (А.С.Пушкин)

Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. (А.С.Пушкин)

Через две минуты мы поравнялись с человеком. (А.С.Пушкин)

Его хладнокровие ободрило меня. (А.С.Пушкин)

Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. (А.С.Пушкин)

Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды. (А.С.Пушкин)

— Где же вожатый?- спросил я у Савельича.

«Здесь, ваше благородие», — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза. (А.С.Пушкин)

Глава IV. Поединок

Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке…(А.С.Пушкин)

Глава VI. Пугачёвщина

Маша рыдала, прильнув к моей груди. Я с жаром ее поцеловал и поспешно вышел из комнаты. (А.С.Пушкин)

Глава VII. Приступ

Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. (А.С.Пушкин)

Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. (А.С.Пушкин)

Глава VIII. Незваный гость

Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила… Полный тревожными мыслями, я вошел в комендантский дом…(А.С.Пушкин)

Я бросился вон из комнаты, мигом очутился на улице и опрометью побежал в дом священника, ничего не видя и не чувствуя. Там раздавались крики, хохот и песни… Пугачев пировал с своими товарищами. (А.С.Пушкин)

Глава IX. Разлука

Несколько минут продолжалось обоюдное наше молчание. Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. (А.С.Пушкин)

Я спешил в дом священника увидеться с Марьей Ивановной. Попадья встретила меня с печальным известием. Ночью у Марьи Ивановны открылась сильная горячка. (А.С.Пушкин)

Глава X. Осада города

Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал… Неизвестность о ее судьбе меня мучила. (А.С.Пушкин)

Глава XI. Мятежная слобода

Вскоре засверкали бердские огни. Мы подъехали к оврагам, естественным укреплениям слободы. Савельич от меня не отставал, не прерывая жалобных своих молений. (А.С.Пушкин)

Мы перебрались через овраг и вступили в слободу. Во всех избах горели огни. Шум и крики раздавались везде. На улице я встретил множество народу; но никто в темноте нас не заметил и не узнал во мне оренбургского офицера. Нас привели прямо к избе, стоявшей на углу перекрестка. (А.С.Пушкин)

У ворот его стояла кибитка, запряженная тройкою татарских лошадей. Народ толпился на улице. (А.С.Пушкин)

Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. (А.С.Пушкин)

Глава XII. Сирота

Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за нами. Швабрин встретил самозванца на крыльце. (А.С.Пушкин)

Пугачев уехал… Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. (А.С.Пушкин)

Глава XIII. Арест

На другой день утром пришел я к Марье Ивановне. Я сообщил ей свои предположения. Она признала их благоразумие и тотчас со мною согласилась. (А.С.Пушкин)

Слух о его успехах снова распространился. Мы узнали о разорении сибирских крепостей. (А.С.Пушкин)

Пугачев бежал, преследуемый Иваном Ивановичем Михельсоном. Вскоре узнали мы о совершенном его разбитии. (А.С.Пушкин)

Тележка была готова. Зурин дружески со мною простился. Меня посадили в тележку. Со мною сели два гусара с саблями наголо, и я поехал по большой дороге. (А.С.Пушкин)

Слух о моем аресте поразил все мое семейство. (А.С.Пушкин)

Прошло несколько недель… Вдруг батюшка получает из Петербурга письмо от нашего родственника князя Б**. Князь писал ему обо мне. (А.С.Пушкин)

Марья Ивановна, оставшись наедине с матушкою, отчасти объяснила ей свои предположения. Матушка со слезами обняла ее и молила бога о благополучном конце замышленного дела. (А.С.Пушкин)

Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. Чрез несколько минут карета остановилась у дворца. Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд пустых великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу. (А.С.Пушкин)

Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни. Императрица сидела за своим туалетом. (А.С.Пушкин)

Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. (А.С.Пушкин)

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».

Автор-составитель — учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §27. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Упражнение №162

Спишите, образуя от глаголов, заключённых в скобки, страдательные причастия. Над какими видами орфограмм вы работали?
1 . Вокруг меня прост..рались п..чальные пустыни, (пересечь) холмами и оврагами. (А. Пушкин)
2 . Я бе..пощадно погонял (измучить) коня. (М. Лермонтов)
3 . Белый коло(с, сс)альный ствол берёзы, (лишить) верхушк. отломл..(н, нн)ой бурей или грозою, под..мался из гущ.. и крутился на воздухе. (Н. Гоголь)
4 . Утре(н, нн)ее солнце било в окно сквозь (спустить) зан..веску. (А. Чехов)
5 . Я к ..пячу чай в жестя(н, нн)ом (закоптить) чайнике. (К. Паустовский)
6 . Трепещ..т ветви осин, (окружить) радужн..м с..янием. (В. Катаев)


источники:

http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russiantraining/1518/

http://reshalka.com/uchebniki/7-klass/russkii_yazik/ladyzhenskaya/187