Воля ваша для меня священна тип сказуемого
Подчеркните сказуемое, определите типы сказуемого (простое, составное глагольное, составное именное)
1)На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. 2)В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание. 3)Любопытство начинало меня беспокоить. 4)Тут он стал подробно рассказывать. 5)Молодые сели вместе в карету и поехали в Арбатово. 6)Молодость и природа ускорили моё выздоровление. 7)Воспоминания светской жизни обыкновенно слабы и ничтожны даже в эпоху историческую. 8)Брат был в восторге. 9)Алексей не мог удержаться от радостного восклицания. 10)Накануне праздника гости начали съезжаться. (А.С.Пушкин)
1)Лошади стали у почтового домика. 2)Мы чрезвычайно были встревожены. 3)Она казалась не в духе. 4)Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. 5)Несколько солдат подхватили его на руки и спешили унести в лес. 6)Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. 7)Конюхи его были одеты английскими жокеями. 8)Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности. 9)Гости стали прощаться между собою. 10)Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (А.С. Пушкин)
1)Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. 2)Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. 3)Марья Кириловна была ни жива ни мертва. 4)Воля ваша для меня священна. 5)Вдруг три или четыре солдата показались из лесу и тотчас подались назад, выстрелами дав знать товарищами. 6)Ночь была тёмная. 7)Почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба. 8)Её записки час от часу становились длиннее и нежнее. 9)Жители начали присягать. 10)Германн долго не мог опомниться. (А.С.Пушкин)
1)В самом деле, сходство Пугачёва с моим вожатым было разительно. 2)Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. 3)С этим словом он хотел в меня прицелиться. 4)Уже давно смеркалось. 5)Чувствования мои были слишком смутны. 6)Всё это продолжалось около трёх часов. 7)Между тем барышня стала выздоравливать. 8)Вскоре пули начали свистать около наших ушей. 9)Ночь была тихая и морозная. 10)Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и весёлыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. (А.С.Пушкин)
1)Азов со стороны реки был расположен на полугоре. 2)У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. 3)Вся площадь от Иверской до Василия Блаженного была пустынна. 5)Санная дорога вилась по ней к Спасским воротам. 6)В деревянных избах жить стало неприлично. 7)Дубовые стены украшены синими фаянсовыми блюдами. 8)Полки стали требовать жалованные грамоты. 9)Пётр упрямо желал немедленного приступа. 10)Во всё время разговора он сидел по левую руку от короля в золочёном кресле. (А.Толстой)
1)Запасы иронии, накопленные Виктором Михайловичем за десять лет революции, были неистощимы. 2)Изумлённые друзья сидели недвижимо. 3)Четыре стула в театре Колумба представляли верную добычу. 4)Топот и перебранка продолжались до самого вечера. 5)Он мог обмануть кого угодно. 6)Двенадцать стульев один за другим были погружены в фургон. 7)Они начали выкладывать фундамент. 8)Официант стал топтаться, как конь. 9)В Ипполите Матвеевиче продолжал бушевать делопроизводитель загса. 10)Предводитель хора отбивал такт обеими руками и, вертясь, покрикивал. (И.Ильф, Е.Петров)
Типы сказуемых (таблица с примерами)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
ОпределениеСказуемое — это главный член предложения, который определяет подлежащее и составляет с ним грамматическую основу предложения.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
Таблица
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
вспомогательный глагол + инфинитив = СГС
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Глагольная связка + именная часть = СИС
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
Примерыстать, делаться, казаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представлять, зваться, называться, выглядеть, доводиться, считаться и пр.
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Примерысидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить.
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Сохранить статьюУрок русского языка в 8 классе на закрепление темы «Односоставные предложения» (определенно-личные и неопределенно-личные)
Урок русского языка в 8 классе на закрепление тем « Виды сказуемых», «Тире между подлежащим и сказуемым»
Задание № 1: подчеркните грамматические основы предложений; определите тип сказуемых:
(1) Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. (2) Несколько солдат спешили унести его в лес. (3) Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. (4) Конюхи его были одеты английскими жокеями. (5) Гости стали прощаться между собою. (6) Вдруг три или четыре солдата повернули назад, выстрелами дав знать о себе товарищам.
(1) Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. (2) Несколько солдат спешили унести его в лес. (3) Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. (4) Конюхи его были одеты английскими жокеями. (5) Гости стали прощаться между собою. (6) Вдруг три или четыре солдата повернули назад, выстрелами дав знать о себе товарищам.
Задание № 2: выпишите из предложений только сказуемые, распределяя их на три группы: 1) ПГС; 2) СГС; 3) СИС:
(1) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. (2) Накануне праздника гости начали съезжаться. (3) Мы чрезвычайно были встревожены. (4) Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. (5) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (6) Она казалась взволнованной. (7) Уже давно смеркалось. (8) Жители начали присягать. (9) Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. (10) Всё это продолжалось около трёх часов. (11) Германн долго не мог опомниться. (12) Воля ваша для меня священна. (13) У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. (14) Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. (15) Ночь была тёмная.
(1) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат .
(2) Накануне праздника гости начали съезжаться .
(3) Мы чрезвычайно были встревожены .
(4) Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя .
(5) Я не мог несколько раз не улыбнуться , читая грамоту доброго старика.
(6) Она казалась взволнованной .
(7) Уже давно смеркалось .
(9) Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.
(10) Всё это продолжалось около трёх часов.
(11) Германн долго не мог опомниться .
(12) Воля ваша для меня священна .
(13) У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр .
(14) Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств.
Тире между подлежащим и сказуемым
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая. (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
Задание № 1: подчеркните грамматические основы предложений; определите тип сказуемых:
(1) Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. (2) Несколько солдат спешили унести его в лес. (3) Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. (4) Конюхи его были одеты английскими жокеями. (5) Гости стали прощаться между собою. (6) Вдруг три или четыре солдата повернули назад, выстрелами дав знать о себе товарищам.
Задание № 2: выпишите из предложений только сказуемые, распределяя их на три группы: 1) ПГС; 2) СГС; 3) СИС:
(1) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. (2) Накануне праздника гости начали съезжаться. (3) Мы чрезвычайно были встревожены. (4) Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. (5) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (6) Она казалась взволнованной. (7) Уже давно смеркалось. (8) Жители начали присягать. (9) Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. (10) Всё это продолжалось около трёх часов. (11) Германн долго не мог опомниться. (12) Воля ваша для меня священна. (13) У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. (14) Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. (15) Ночь была тёмная.
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая. (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
Задание № 1: подчеркните грамматические основы предложений; определите тип сказуемых:
(1) Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. (2) Несколько солдат спешили унести его в лес. (3) Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. (4) Конюхи его были одеты английскими жокеями. (5) Гости стали прощаться между собою. (6) Вдруг три или четыре солдата повернули назад, выстрелами дав знать о себе товарищам.
Задание № 2: выпишите из предложений только сказуемые, распределяя их на три группы: 1) ПГС; 2) СГС; 3) СИС:
(1) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. (2) Накануне праздника гости начали съезжаться. (3) Мы чрезвычайно были встревожены. (4) Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. (5) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (6) Она казалась взволнованной. (7) Уже давно смеркалось. (8) Жители начали присягать. (9) Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. (10) Всё это продолжалось около трёх часов. (11) Германн долго не мог опомниться. (12) Воля ваша для меня священна. (13) У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. (14) Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. (15) Ночь была тёмная.
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая. (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
Задание № 1: подчеркните грамматические основы предложений; определите тип сказуемых:
(1) Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. (2) Несколько солдат спешили унести его в лес. (3) Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. (4) Конюхи его были одеты английскими жокеями. (5) Гости стали прощаться между собою. (6) Вдруг три или четыре солдата повернули назад, выстрелами дав знать о себе товарищам.
Задание № 2: выпишите из предложений только сказуемые, распределяя их на три группы: 1) ПГС; 2) СГС; 3) СИС:
(1) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. (2) Накануне праздника гости начали съезжаться. (3) Мы чрезвычайно были встревожены. (4) Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. (5) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (6) Она казалась взволнованной. (7) Уже давно смеркалось. (8) Жители начали присягать. (9) Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. (10) Всё это продолжалось около трёх часов. (11) Германн долго не мог опомниться. (12) Воля ваша для меня священна. (13) У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. (14) Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. (15) Ночь была тёмная.
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая. (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
Задание № 1: подчеркните грамматические основы предложений; определите тип сказуемых:
(1) Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. (2) Несколько солдат спешили унести его в лес. (3) Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. (4) Конюхи его были одеты английскими жокеями. (5) Гости стали прощаться между собою. (6) Вдруг три или четыре солдата повернули назад, выстрелами дав знать о себе товарищам.
Задание № 2: выпишите из предложений только сказуемые, распределяя их на три группы: 1) ПГС; 2) СГС; 3) СИС:
(1) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. (2) Накануне праздника гости начали съезжаться. (3) Мы чрезвычайно были встревожены. (4) Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. (5) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (6) Она казалась взволнованной. (7) Уже давно смеркалось. (8) Жители начали присягать. (9) Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. (10) Всё это продолжалось около трёх часов. (11) Германн долго не мог опомниться. (12) Воля ваша для меня священна. (13) У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. (14) Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. (15) Ночь была тёмная.
Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:
(1) Сорока птица плутоватая. (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44482-tipy-skazuemyh-tablica-s-primerami.html
http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-na-zakreplenie-temi-odnosostavnie-predlozheniya-opredelennolichnie-i-neopredelennolichnie-1606937.html