Воля ваша для меня священна тип сказуемого

Воля ваша для меня священна тип сказуемого

Подчеркните сказуемое, определите типы сказуемого (простое, составное глагольное, составное именное)

1)На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. 2)В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание. 3)Любопытство начинало меня беспокоить. 4)Тут он стал подробно рассказывать. 5)Молодые сели вместе в карету и поехали в Арбатово. 6)Молодость и природа ускорили моё выздоровление. 7)Воспоминания светской жизни обыкновенно слабы и ничтожны даже в эпоху историческую. 8)Брат был в восторге. 9)Алексей не мог удержаться от радостного восклицания. 10)Накануне праздника гости начали съезжаться. (А.С.Пушкин)

1)Лошади стали у почтового домика. 2)Мы чрезвычайно были встревожены. 3)Она казалась не в духе. 4)Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. 5)Несколько солдат подхватили его на руки и спешили унести в лес. 6)Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. 7)Конюхи его были одеты английскими жокеями. 8)Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности. 9)Гости стали прощаться между собою. 10)Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (А.С. Пушкин)

1)Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. 2)Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. 3)Марья Кириловна была ни жива ни мертва. 4)Воля ваша для меня священна. 5)Вдруг три или четыре солдата показались из лесу и тотчас подались назад, выстрелами дав знать товарищами. 6)Ночь была тёмная. 7)Почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба. 8)Её записки час от часу становились длиннее и нежнее. 9)Жители начали присягать. 10)Германн долго не мог опомниться. (А.С.Пушкин)

1)В самом деле, сходство Пугачёва с моим вожатым было разительно. 2)Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. 3)С этим словом он хотел в меня прицелиться. 4)Уже давно смеркалось. 5)Чувствования мои были слишком смутны. 6)Всё это продолжалось около трёх часов. 7)Между тем барышня стала выздоравливать. 8)Вскоре пули начали свистать около наших ушей. 9)Ночь была тихая и морозная. 10)Подъезжая к Арбатову, он не мог не любоваться чистыми и весёлыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков. (А.С.Пушкин)

1)Азов со стороны реки был расположен на полугоре. 2)У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. 3)Вся площадь от Иверской до Василия Блаженного была пустынна. 5)Санная дорога вилась по ней к Спасским воротам. 6)В деревянных избах жить стало неприлично. 7)Дубовые стены украшены синими фаянсовыми блюдами. 8)Полки стали требовать жалованные грамоты. 9)Пётр упрямо желал немедленного приступа. 10)Во всё время разговора он сидел по левую руку от короля в золочёном кресле. (А.Толстой)

1)Запасы иронии, накопленные Виктором Михайловичем за десять лет революции, были неистощимы. 2)Изумлённые друзья сидели недвижимо. 3)Четыре стула в театре Колумба представляли верную добычу. 4)Топот и перебранка продолжались до самого вечера. 5)Он мог обмануть кого угодно. 6)Двенадцать стульев один за другим были погружены в фургон. 7)Они начали выкладывать фундамент. 8)Официант стал топтаться, как конь. 9)В Ипполите Матвеевиче продолжал бушевать делопроизводитель загса. 10)Предводитель хора отбивал такт обеими руками и, вертясь, покрикивал. (И.Ильф, Е.Петров)

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го пред­ло­же­ния:

  • (кто?) два медведя-подростка — это под­ле­жа­щее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — ска­зу­е­мое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му раз­ли­ча­ют

  • гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
  • имен­ные ска­зу­е­мые.

    Сказуемое и способы его выражения

    В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

  • про­стое гла­голь­ное;
  • состав­ное гла­голь­ное;
  • состав­ное имен­ное.

    Таблица

    ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
    П
    Г
    С
    Выражено гла­го­лом в фор­ме
    одно­го из накло­не­ний
    Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
    Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
    С
    Г
    С
    Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
    Я был рад помочь вам.
    С
    И
    С
    Состоит из глагола-связки
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)
    и имен­ной части
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
    Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

    Простое глагольное сказуемое

    Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, напри­мер:

    Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

    Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

    Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

    Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

    Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

    Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

    Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние дей­ствия:

    Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

    Будешь ты ещё мне тянуть душу !

    Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му пово­ду.

    Составное глагольное сказуемое

    К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфи­ни­ти­вом:

    вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + инфи­ни­тив = СГС

    Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

    Вспомогательные глаголы в СГС

    В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла исполь­зу­ют­ся:

    1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец дей­ствия

    Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

    Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

    2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, спо­соб­но­сти

    К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

    3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние

    Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

    Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

    5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

    Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

    6. сло­ва состо­я­ния

    По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

    Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

    Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

    Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

    Составное именное сказуемое

    Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
    • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней срав­не­ния;
    • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное соче­та­ние;
    • место­име­ние;
    • наре­чие;
    • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные;
    • меж­до­ме­тия;
    • нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния.

    Глагольная связ­ка + имен­ная часть = СИС

    Связка составного именного сказуемого

    В роли связ­ки часто упо­треб­ля­ет­ся

    1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том чис­ле
    «есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), напри­мер:

    Он был похож на маму (Борис Пастернак).

    Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

    Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

    Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

    Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

    2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

    Примерыстать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

    И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

    С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

    И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

    Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

    3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состо­я­ния:

    Примерысидеть, сто­ять, бежать, вер­нуть­ся, идти, лежать, рабо­тать, родить­ся, жить.

    Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

    Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

    Алгоритм определения вида сказуемого


    Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

    Сохранить ста­тью

    Урок русского языка в 8 классе на закрепление темы «Односоставные предложения» (определенно-личные и неопределенно-личные)

    Урок русского языка в 8 классе на закрепление тем « Виды сказуемых», «Тире между подлежащим и сказуемым»

    Задание № 1: подчеркните грамматические основы предложений; определите тип сказуемых:

    (1) Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. (2) Несколько солдат спешили унести его в лес. (3) Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. (4) Конюхи его были одеты английскими жокеями. (5) Гости стали прощаться между собою. (6) Вдруг три или четыре солдата повернули назад, выстрелами дав знать о себе товарищам.

    (1) Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. (2) Несколько солдат спешили унести его в лес. (3) Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. (4) Конюхи его были одеты английскими жокеями. (5) Гости стали прощаться между собою. (6) Вдруг три или четыре солдата повернули назад, выстрелами дав знать о себе товарищам.

    Задание № 2: выпишите из предложений только сказуемые, распределяя их на три группы: 1) ПГС; 2) СГС; 3) СИС:

    (1) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. (2) Накануне праздника гости начали съезжаться. (3) Мы чрезвычайно были встревожены. (4) Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. (5) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (6) Она казалась взволнованной. (7) Уже давно смеркалось. (8) Жители начали присягать. (9) Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. (10) Всё это продолжалось около трёх часов. (11) Германн долго не мог опомниться. (12) Воля ваша для меня священна. (13) У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. (14) Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. (15) Ночь была тёмная.

    (1) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат .

    (2) Накануне праздника гости начали съезжаться .

    (3) Мы чрезвычайно были встревожены .

    (4) Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя .

    (5) Я не мог несколько раз не улыбнуться , читая грамоту доброго старика.

    (6) Она казалась взволнованной .

    (7) Уже давно смеркалось .

    (9) Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.

    (10) Всё это продолжалось около трёх часов.

    (11) Германн долго не мог опомниться .

    (12) Воля ваша для меня священна .

    (13) У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр .

    (14) Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств.

    Тире между подлежащим и сказуемым

    Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:

    (1) Сорока птица плутоватая. (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.

    Задание № 1: подчеркните грамматические основы предложений; определите тип сказуемых:

    (1) Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. (2) Несколько солдат спешили унести его в лес. (3) Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. (4) Конюхи его были одеты английскими жокеями. (5) Гости стали прощаться между собою. (6) Вдруг три или четыре солдата повернули назад, выстрелами дав знать о себе товарищам.

    Задание № 2: выпишите из предложений только сказуемые, распределяя их на три группы: 1) ПГС; 2) СГС; 3) СИС:

    (1) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. (2) Накануне праздника гости начали съезжаться. (3) Мы чрезвычайно были встревожены. (4) Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. (5) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (6) Она казалась взволнованной. (7) Уже давно смеркалось. (8) Жители начали присягать. (9) Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. (10) Всё это продолжалось около трёх часов. (11) Германн долго не мог опомниться. (12) Воля ваша для меня священна. (13) У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. (14) Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. (15) Ночь была тёмная.

    Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:

    (1) Сорока птица плутоватая. (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.

    Задание № 1: подчеркните грамматические основы предложений; определите тип сказуемых:

    (1) Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. (2) Несколько солдат спешили унести его в лес. (3) Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. (4) Конюхи его были одеты английскими жокеями. (5) Гости стали прощаться между собою. (6) Вдруг три или четыре солдата повернули назад, выстрелами дав знать о себе товарищам.

    Задание № 2: выпишите из предложений только сказуемые, распределяя их на три группы: 1) ПГС; 2) СГС; 3) СИС:

    (1) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. (2) Накануне праздника гости начали съезжаться. (3) Мы чрезвычайно были встревожены. (4) Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. (5) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (6) Она казалась взволнованной. (7) Уже давно смеркалось. (8) Жители начали присягать. (9) Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. (10) Всё это продолжалось около трёх часов. (11) Германн долго не мог опомниться. (12) Воля ваша для меня священна. (13) У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. (14) Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. (15) Ночь была тёмная.

    Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:

    (1) Сорока птица плутоватая. (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.

    Задание № 1: подчеркните грамматические основы предложений; определите тип сказуемых:

    (1) Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. (2) Несколько солдат спешили унести его в лес. (3) Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. (4) Конюхи его были одеты английскими жокеями. (5) Гости стали прощаться между собою. (6) Вдруг три или четыре солдата повернули назад, выстрелами дав знать о себе товарищам.

    Задание № 2: выпишите из предложений только сказуемые, распределяя их на три группы: 1) ПГС; 2) СГС; 3) СИС:

    (1) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. (2) Накануне праздника гости начали съезжаться. (3) Мы чрезвычайно были встревожены. (4) Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. (5) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (6) Она казалась взволнованной. (7) Уже давно смеркалось. (8) Жители начали присягать. (9) Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. (10) Всё это продолжалось около трёх часов. (11) Германн долго не мог опомниться. (12) Воля ваша для меня священна. (13) У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. (14) Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. (15) Ночь была тёмная.

    Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:

    (1) Сорока птица плутоватая. (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.

    Задание № 1: подчеркните грамматические основы предложений; определите тип сказуемых:

    (1) Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою. (2) Несколько солдат спешили унести его в лес. (3) Образованность и потребность веселиться сблизили все состояния. (4) Конюхи его были одеты английскими жокеями. (5) Гости стали прощаться между собою. (6) Вдруг три или четыре солдата повернули назад, выстрелами дав знать о себе товарищам.

    Задание № 2: выпишите из предложений только сказуемые, распределяя их на три группы: 1) ПГС; 2) СГС; 3) СИС:

    (1) На дворе у Кирилы Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат. (2) Накануне праздника гости начали съезжаться. (3) Мы чрезвычайно были встревожены. (4) Однако, услыхав о таком ужасном проигрыше, он вышел из себя. (5) Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (6) Она казалась взволнованной. (7) Уже давно смеркалось. (8) Жители начали присягать. (9) Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. (10) Всё это продолжалось около трёх часов. (11) Германн долго не мог опомниться. (12) Воля ваша для меня священна. (13) У чугунных пушек дремал в бараньем тулупе немец-мушкетёр. (14) Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств. (15) Ночь была тёмная.

    Задание № 3: спишите, вставляя там, где нужно, тире; объясните его постановку:

    (1) Сорока птица плутоватая. (2) Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (3) Цель символизма рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение. (4) Репей для осла самая вкусная еда. (5) Деянья всех людей как тень в безумном сне. (6) Аистята прожорливые птенцы. (7) Мое единое отечество моя пустынная душа. (8) Быть с людьми какое бремя! (9) Я вольный ветер. (10) Демьян Бедный не символист. (11) Плохой товарищ не подмога. (12) Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. (13) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (14) Друга любить себя не щадить. (15) Земля как будто глобус.


    источники:

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44482-tipy-skazuemyh-tablica-s-primerami.html

    http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-na-zakreplenie-temi-odnosostavnie-predlozheniya-opredelennolichnie-i-neopredelennolichnie-1606937.html