Вопросы по теме правописание безударных гласных в корне

Упражнения и тест «Безударные гласные в корне слова»

Упражнения

1. Выпиши сло­ва с орфо­грам­мой «Безударная глас­ная в корне сло­ва, про­ве­ря­е­мая ударением».

Гриб, гри­бок, вода, водич­ка, рука, зем­ля, садо­вый, реч­ка, тря­сёт, висит, огу­рец, сте­на, окно, полёт, листок, листик.

2. Спиши, вставь про­пу­щен­ную без­удар­ную глас­ную, про­верь. Подчеркни Б/ГЛ в дан­ном сло­ве в сла­бой пози­ции одной лини­ей, а удар­ную глас­ную в про­ве­роч­ном сло­ве — дву­мя линиями.

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щен­ка), разв…вать (память), разв…вать (по вет­ру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обста­нов­ку), разр…дить (мор­ковь), затр…петать, ст…рожил (избуш­ку), мест­ный ст…рожил, в…лнение.

3. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на бук­ва «а»?

  1. отр…cль, сокр..щать, р…скошный
  2. предст…влять, предназн..чение, дек…рация
  3. пригл…шать, уг…сать, выр…сти
  4. д..роженька, ф..нтазия, л…боратория.

4. Спиши. Замени одним словом.

Холодное вре­мя года – …
Капельки вла­ги на траве – …
Ночная пти­ца – …
Домик кро­та –…
Мальчик, кото­рый учит­ся в школе – …

5. Прочитайте пред­ло­же­ния. Напишите те из них, в кото­рых все сло­ва (кро­ме пред­ло­гов) име­ют без­удар­ную глас­ную в корне слова.

Желтели, золо­ти­лись листоч­ки в саду.
Журавли лете­ли через поля, леса, города.
Дрозды поеда­ют ряби­ну, чернику.
Ребята выса­жи­ва­ют моло­дые берез­ки, ясе­ни и ёлочки.
Качает вет­вя­ми кос­ма­ты­ми седая сосна.
Вечерняя тиши­на висит над рекой.

6. Спиши, вставь Б/ГЛ (про­верь в уме), под­черк­ни орфограмму.

Наступили силь­ные м_розы. Снег зава­лил с_довые д_рожки. Птицы з_мой г_л_дают. Дети устро­и­ли для птиц к_рмушки. Девочки насы­па­ли пш_на. Г_лодные пти­цы быст­ро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

7. Выпиши толь­ко те сло­ва, в кото­рых без­удар­ную глас­ную в корне мож­но проверить.

Звезда, шары, све­ча, сне­гу­роч­ка, лисё­нок, бель­чо­нок, часы, сова, коло­коль­чик, сне­жин­ка, сне­го­вик, гри­бок, фла­жок, огонь­ки, моро­зец, ковёр, оси­на, паль­то, кро­ты, пенал, пекар­ня, варе­нье, воро­на, маши­на, полевой.

8. Спиши, вставь Б/ГЛ (про­верь в уме), под­черк­ни орфо­грам­му. Напиши отгадку.

Всю ночь л_тает,
Мышей по_дает,
А ста­нет св_тло,
Л_тит в дупло.

9. К дан­ным сло­вам подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва с без­удар­ным глас­ным в корне, явля­ю­щи­е­ся дру­гой частью речи.

Корм – … (гла­гол) (что делать?)
Ночь – … (имя при­ла­га­тель­ное) (какая?)
Скрип – … (гла­гол) (что делают?)
След – … (гла­гол) (что делает?)
Косит – … (имя суще­стви­тель­ное) (что?)
Горы – … (имя при­ла­га­тель­ное) (какие?)
Шалость – … (гла­гол) (что делал?)

10. Спиши, вставь Б/ГЛ (про­верь в уме), под­черк­ни орфограмму.

Среди кустов з_лёных
У реч­ки сер_бристой
Гуляет ол_нёнок,
Телёночек п_тнистый.

11. Спиши, вставь Б/ГЛ (про­верь в уме), под­черк­ни орфограмму.

З_ма сп_шит, хл_почет,
Укутала в сн_га
Все коч­ки и п_нёчки,
Скамейки и ст_га.

12. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

13. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

14. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

15. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

16. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавоч­ке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел.

17. Вставь про­пу­щен­ные глас­ные, аргу­мен­ти­руй свой выбор.

К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, рези­но­вые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к ста­ро­сти, ск_тина, п_стух, в_реники.

18. Прочитай посло­ви­цы. Вставь без­удар­ную глас­ную в корне в гла­го­лах. Устно под­би­рай сло­ва, в кото­рых б/гл сто­ит в силь­ной удар­ной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в серд­це вои­на нет муже­ства, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши язы­ком, а тор_пись делом.

Книга в сча­стье укр_шает, а в несча­стье ут_шает.

Тот, кто ука­зы­ва­ет на твои недо­стат­ки, не все­гда твой враг; тот, кто г_в_рит о тво­их досто­ин­ствах, не все­гда твой друг.

Славу лег­че добыть, чем сохр_нить.

Добрая сла­ва л_жит, а худая б_жит.

Самостоятельно най­ди посло­ви­цы, в кото­рых в гла­го­лах есть без­удар­ная глас­ная, про­ве­ря­е­мая ударением.

19. Спиши, встав­ляя глас­ную по смыслу.

А)

Папа сл_зал (л_з) с крыши.
Кот сл_зал (л_жет) молоко.
Выл_зал (л_жет) блюдце.
Шарик выл_з (л_з) из будки.
Лекарство зап_вают (п_ть) водой.
Мне подп_вал (п_ть) хор.

В)

Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.
Бабушка дав­но пос_дела (с_д).
Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.
Не сп_ши (сп_шка) домой.
Отвари( затв_р), пожа­луй­ста, дверь.
Отв_ри( в_рка) ,пожа­луй­ста картофель.

20. В пустые окош­ки вставь б/гл. Расставь пред­ло­же­ния по порядку.

Прыгнет с обры­ва, оста­но­вит­ся и з…вёт сына.
Мать к…рмила его моло­ком и учи­ла бегать по горам.
М…лыш др…жит от стра­ха, но прыгает.
Р…дился к…злёнок в д…лине гор­ной реки.
Мать лижет ему шёрстку.

21. Спиши, вставь б/гл по смыслу.

Мама про­сты­ни стирала
И на реч­ке пол_скала.
К доч­ке кош­ка подбежала,
Дочка кош­ку пол_скала.

Гири брат мой поднимает,
Свою силу разв_вает,
А на кры­ше мой флажок
Разв_вает вете­рок.

К ста­ро­сти наш дедуш­ка очень пос_дел.
Он в саду на брёв­ныш­ко сел и пос_дел.

22. Измени сло­ва (назва­ния птиц) так, что­бы выде­лен­ная б/гл в корне ста­ла безударной:

клёст, лебедь, совы, воро­бу­шек, чиж, ворон, журавль, скво­руш­ка, голубь, соловушка.

23. Вставь про­пу­щен­ную б/гл в корне. Составь 3 пред­ло­же­ния, исполь­зуя дан­ные сло­ва (окон­ча­ния в сло­вах мож­но менять).

Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт.

С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.

24. Вставь без­удар­ную глас­ную в корне в гла­го­лах. Подбирай сло­ва, в кото­рых б/гл сто­ит в силь­ной удар­ной позиции.

3ач_стили д_жди, и на даче ста­ло тоскливо.
Я отв_рил калит­ку и об_жал вокруг дома.
Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.
Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.
Ст_рик мед­лен­но ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.
Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.
Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.
Я отв_рил дверь, и луч про­жек­то­ра осл_пил меня.
На ужин Саша отв_рил кар­то­шеч­ку и съел её с с_лёдочкой.
Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, уда­ры гро­ма сотр_сали землю.

*25. ЗАПОМНИ!

Иногда при напи­са­нии слов с про­ве­ря­е­мой б/гл в корне очень труд­но быст­ро най­ти под­хо­дя­щее сло­во для про­вер­ки. Вот неболь­шой спи­сок слов, кото­рые име­ют про­ве­роч­ное сло­во, а вам необ­хо­ди­мо вста­вить б/гл в род­ствен­ные сло­ва, кото­рые мож­но про­ве­рить дан­ным словом.

  • Б_юкать, об_ятельный – бАять;
  • д_лина — дОл (ров­ный, рав­ни­на); НО д_леко — дАль;
  • пт_нец, пт_нцы — птЕнчик, НО пт_целов — птИцы;
  • бл_год_рить – блАго+дар;
  • прибл_жаться, бл_знецы, бл_зорукий – близко;
  • возр_зить, зар_зить – рАз, срАзу;
  • до свИдания – вИдеть;
  • ж_лец, ж_лище, ож_виться – жИть;
  • обл_чить, облик,л_ковать, л_цевать, разл_чать, ол_цетворение — лИк, лИца;
  • к_рыто, к_ра – кОрка;
  • нас_кoмoe – насЕчка;
  • напр_женный, упряжь — прЯжка;
  • неут_мимый – тОмный, истОма;
  • осв_домить – вЕдать;
  • ош_ломить — шлЕм (шЕлом);
  • ос_нить – сЕнь;
  • изобр_жать, обр_з — безобрАзие;
  • пл_мянник – плЕмя;
  • преобл_дать, овл_деть, вл_дыка – влАсть;
  • всп_рхнуть, п_рхать, п_рошок, п_рОша – пОрох;
  • подч_ненный, ч_новник – чИн;
  • п_рчатка – пЕрст;
  • пл_шмя – плАха;
  • сум_речный, см_ркаться – мЕркнуть;
  • состр_дание, постр_дать, стр_дная пора, стр_да – стрАждущий;
  • подл_нный – той же дли­ны (длИнный);
  • см_калка – намЁк;
  • сокр_венный – сокрОвище;
  • вт_хомолку, пот_хоньку, исподт_шка – тИхо.

Для успеш­но­го усво­е­ния орфо­гра­фи­че­ской темы «Безударные глас­ные в корне слов» пред­ла­га­ем выпол­нить тре­ни­ро­воч­ный тест. В нем пред­став­ле­ны сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми, непро­ве­ря­е­мы­ми и чере­ду­ю­щи­ми­ся без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне.

1. Буква «а» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. хл…потливый отец, к…митет, похв…ла;
  2. местопол…жение, разр…стись, прип…рковать автомобиль;
  3. ф…соль, к…блук, вол­на к…чает лодку;
  4. г…рошинка, к…снуться рукой, оз…рение.

2. Буква «о» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. запл…мбировать зуб, отл…жить встре­чу, в…кзал;
  2. совп…дение, тр…пический фрукт, предпол…гать;
  3. к…мпот, зан…веска, оз…ряться;
  4. сан…торий, непром…каемый плащ, зд…ровье.

3. Буква «е» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. воспр…пятствовать, д…легация, раст…рание красок;
  2. к…росин, ст…рать бельё, посв…тить поэму;
  3. уц…нённый товар, ж…мчужина, п…рцовый пластырь;
  4. з…мляной вал, зал…денеть, ф…олетовый.

4. Буква «и» пишет­ся во всех сло­вах ряда:

  1. абор…ген, воз­душ­ный поц…луй, г…рбарий;
  2. пал…садник, н…деля, инж…нер;
  3. выж…гание, прив…легия, скр..петь дверью;
  4. греб…нь, арт…ллерия, в…нтиляция.

5. Одна и та же бук­ва про­пу­ще­на в рядах слов:

  1. с…лома, б…гровый, з…рница;
  2. бл…снуть, ед…ничный слу­чай, уз…лок;
  3. в…лчица, спл…чённый, угр…жающий;
  4. изб…ратели, вн…мание, об…деться.

6. Одна и та же бук­ва про­пу­ще­на в рядах слов:

  1. осв…бодительный, ф…нарщик, ск…калка,;
  2. пол…гаться, ув…жение, подр…жать брату;
  3. упл…тнить сро­ки, зат…чить каран­даш, сотв…рение мира;
  4. покл…ниться зри­те­лям, спл…влять лес, попр…шайничать.

7. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же про­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. изм…рение, прит…снять, в…щество;
  2. осв…житься, л…тать, вн…мательный;
  3. под…рить, ук…зательный палец, об…няние;
  4. фл…мастер, пар…докс, к…бура.

8. Укажите ряд слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. ид…альный, пр…чудливый, прод…раться;
  2. см…риться, выч…сление, ч…стота в доме;
  3. пр…вращаться, эксп…римент, выб…рет меня;
  4. укр…тительница, , оч…ровательный, изл…жение.

9. Укажите ряд слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. зад…лжать, позв…лить шалость, кат…строфа;
  2. раздр…жение, обн…жаться, пр…стой;
  3. ист…пить печь, пол…скать белье, ум…лять о пощаде;
  4. к…вычки, обст…новка, прод…вец.

10. Укажите ряд слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. уг…реть от дыма, р…стение, тр…фарет;
  2. р…лигия, мар…над, сп…шить на работу;
  3. ум…лчание, вым…кнуть до нит­ки, ан…мальный;
  4. распозн…вать, нак…лить шип­цы, отв…рить рис.

11. Укажите ряд слов с непро­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне:

  1. д…лина, в…кцина, раск…лить щипцы;
  2. об…грённый, уг…сать на вет­ру, благосл…вить;
  3. к…рамика, д…фект, ц…мент;
  4. п…лот, зап…рать дверь, совсем обл…ниться.

12. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же непро­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. м…ротворец, р…месло, зап…вать песню;
  2. изв…нение, д…кларация, р…ликвия;
  3. д…виз, м…дальон, п…ченье;
  4. сент…ментальный, в…негрет, д…рижёр.

13. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же непро­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. заб…влять, обст…новка, сп…ртакиада;
  2. нав…ждение, обр…батывать, к…рдинальный;
  3. ан…мальный, н…тариус, к…ламбур;
  4. пр…винция, эксп…нат, оп…ленный солнцем.

14. Укажите ряд слов, в корне кото­рых про­пу­ще­на одна и та же непро­ве­ря­е­мая без­удар­ная гласная:

  1. об…жать музы­ку, подг…товка, вып…лоть сорняки;
  2. грам…тный, см…родина, об…няние;
  3. апл…дисменты, позн…вать, б…рдовый;
  4. пок…янное пись­мо, г…рмония, к…литка.

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Безударная гласная в корне слова» (разноуровневые группы упражнений для усвоения темы)
методическая разработка по русскому языку на тему

Тема «Правописание безударной гласной в корне слова » — одна из самых сложных тем в начальной школе. Часто и в старших классах ученики допускают ошибки на эту тему. Происходит это из-за незнания лексического значения слов, небольшого словарного запаса, неумения быстро подбирать родственное слово с ударным корнем. Вашему вниманию предлагаются разноуровневые упражнения (от простого к сложному) для отработки навыка написания проеряемых безударных гласных в корне.

Скачать:

ВложениеРазмер
bezudarnye_glasnye_raznourovnevye_zadaniya.docx70.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Безударная проверяемая гласная в корне слова».

Разноуровневые группы упражнений для усвоения темы.

Из опыта учителей важно отметить, что наиболее сложным для усвоения остаётся предмет русский язык. Итоги изучения письменных работ учащихся позволяют сделать вывод, что успешность в овладении грамотным письмом зависит как от сложности правила правописания, так и от возможностей учащихся, особенностей их познавательных процессов.

Одним из способов преодоления этих трудностей является дифференцированный подход. Для его реализации учащиеся делятся на группы с учётом их способностей и познавательных возможностей, что позволяет грамотно организовать учебный процесс на уроках русского языка.

Одной из наиболее трудных тем в начальной школе является тема «Правописание безударной гласной в корне слова». Часто и в старших классах ученики допускают ошибки на эту тему. Усвоение правописания проверяемых безударных гласных вызывает у детей большие сложности.

В основе овладения навыком правописания безударных гласных лежит сложнейший психофизиологический алгоритм, требующий совершенствования механизмов выделения признаков, которые неразрывно связаны с формированием устойчивости и избирательности зрительного внимания и зрительной памяти, овладением операциями анализа и синтеза, зрелостью мотивации, что в совокупности определяет способности наблюдать явления, находить сходства и различия, выделять существенные параметры и закономерности, делать обобщения и выводы, устанавливать ассоциативные связи.

Существует алгоритм овладения навыками правописания безударных гласных в корне. Особенность алгоритма заключается в том, что он исключает возможность применения мнемонических приёмов и предлагает лишь развёрнутую инструкцию, не дающую прямого указания на написание, а рекомендующую приёмы изменения слова и выбор из различных вариантов необходимой формы.

При изучении данного правила детей учат находить ударный гласный, остальные гласные в слове, естественно, являются безударными, и, чтобы уточнить их написание, надо подобрать проверочное слово.

Выполняя операции, которые диктует данное правило, учащиеся вынуждены действовать сразу в нескольких направлениях:

  • найти родственное слово,
  • выбрать из цепочки родственных слов проверочное (ударную форму для проверки безударной гласной);
  • произнести проверочное слово, выделив искомый звук;
  • правильно обозначить его буквой в проверяемом слове, не потеряв найденное решение задачи.

Стоит отметить, что одна и та же орфографическая ошибка у разных детей может быть обусловлена различными причинами, например:

  • недостаточной сформированностью навыка звукового анализа и ориентировки в слове (дети не умеют выделять ударный слог, определить позицию звука – гласного, согласного; установить, в какой части слова он находится);
  • недостаточной сформированностью навыка сопоставительного анализа, неумением подобрать слово с сильной позицией звука (гласного – под ударением, согласного – перед гласным) и установить смысловую близость проверяемого и проверочного слова;
  • недостаточно развитой оперативной памятью ребёнка: алгоритм решения орфографической задачи требует пройти 3-4 «шага», а оперативная память удерживает только 2 и т.д.

Всё вышесказанное подтверждает необходимость специальной коррекционной работы.

Таким образом, можно сделать вывод, система работы, направленная на ослабление и устранение возникающих у детей трудностей, на формирование орфографических умений и навыков предусматривает использование разнообразных упражнений. Оно предполагает постоянное чередование устной и письменной форм работы, смену видов заданий, последовательную активизацию различных анализаторов.

Учитывается принцип последовательности, перехода от простого к сложному. Сначала детей учат применять приобретённые знания к отдельным словам. Затем, отработанные слова включают в различные виды предложений, в текст.

Выполнение заданий, особенно в младших классах, опирается на наглядные средства обучения, широко используются игровые моменты.

В подборе упражнений для учащихся в интегрированном классе учитывается принцип индивидуализации и дифференциации. На уроках русского языка дети одного класса могут работать над материалом различной сложности в разных группах. Главное должны быть созданы условия для успешного обучения любого ребёнка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями, интересами.

Вашему вниманию предлагаются специально подобранные задания, упражнения с целью усвоения орфографического правила «Правописание безударной проверяемой гласной в корне слова». Эти задания можно применять как в качестве фрагментов уроков русского языка. Так и в качестве дополнительных индивидуальных занятий.

Ошибки на данную тему происходят:

— во-первых, потому, что у детей слаба орфографическая зоркость: ученики не замечают слов, где необходима и возможна проверка;

— во-вторых, у детей мал запас проверочных слов, они не успевают или не умеют изменять слово нужным образом, подбирать родственные слова. Самое главное в правописании безударных гласных – это умение их заметить (орфографическая зоркость).

Формирование умения замечать орфограмму осуществляется сначала на отдельных словах, затем в предложениях и, наконец в тексте.

1 группа упражнений.

Дифференциация слов с ударной и безударной гласными.

Цель: выработать у детей чёткую позицию, что проверяются только безударные гласные.

а) Упражнения с отдельными словами .

1. Задание: вставьте безударные проверяемые гласные, поставьте

ударение. Найдите лишние слова.

Г…ра – горы, р…ка – реки, место, ст…на – стены, роза, дело.

2. Задание: учитель показывает картинку с изображением предмета. Учащимся надо назвать слово с ударением. Если слово с безударной гласной, то назвать проверочное слово.

Стол, гнездо – гнёзда (на обратной стороне может быть изображение множ. числа), гриб, роза, лиса – лисы, сосна –сосны.

Средняя группа

1 . Задание: вставьте пропущенные буквы. Через тире там, где надо напишите проверочные слова. Назовите лишние слова.

В…да — ___________, г…ра — ___________, м…ре — __________, гн…здо- ____________, с…дик- ______________, гл…зок- _____________.

2. Задание: выпишите из групп слов слова с ударной гласной в корне:

Мак, маковый, макушка, маковка.

Мигнуть, промокнуть, рискнуть, поникнуть.

1 . Задание: найдите слова, которые подходят к известному нам

правилу. Через тире напишите проверочные слова. Назовите

Местечко, деревья, дождик, голубка, земли, травы, теснота.

2. Задание: образуйте слова с указанным суффиксом:

лесок козочка горка

грибок розочка норка

носок лампочка вилка

Какая группа слов нуждается в проверке? Почему? Назови проверочные слова.

б) Упражнения с предложениями.

Задание: спишите, вставляя безударные гласные. Пользуйся подсказкой. Поставь ударение.

На с…сне (сосны) с…дит (сидя) пёстрый дятел.

Ст…ит (стоя) тёплый зимний д…нёк (день). (посм. какое лучше)

Задание: прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную. Подчеркните слова с безударной е в корне, которая проверяется буквой ё.

Пожелтели листья в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Сильная группа

Задание: послушайте предложения. Запишите слова с безударной проверяемой гласной. Через тире напишите проверочные слова.

Яркий луч слепит глаза.

Всё лето идут проливные дожди.

На утренних и вечерних зорях поют скворцы.

в) Упражнение с текстом.

Душистой см…лой пахнет с…сновый бор. Играют в…сёлые белки. Гоняются они по деревьям. Скачут с вершины на вершину. Белки встречают весну!

Слабая группа

З адание: прочитайте текст.

Спишите 1 и 2 предложение, вставляя пропущенные буквы.

Пользуйся проверочными словами: Смолы, весело, сосны .

Поставь ударение (можно: спиши словосочетания, ставь ударение) душистой см…лой (смолы), с…сновый (сосны) бор, в…сёлые (весело) белки.

Средняя группа

Душистой см…лой пахнет с…сновый бор. Играют в…сёлые белки. Г…няются они по д…ревьям. Скачут с в…ршины на в…ршину. Белки встр…чают в…сну!

Задание: спишите текст, вставляя пропущенные буквы – в скобках пишите проверочные слова. Поставь ударение.

Душистой смолой пахнет сосновый бор. Играют весёлые белки. Гоняются они по деревьям. Скачут с вершины на вершину. Белки встречают весну!

Задание: выпишите слова с безударной гласной в корне в три столбика: в первый – существительные, во второй – прилагательные, в третий – глаголы. Через тире напишите проверочные слова.

Игра «Будь внимательным!»

Цель: направлена на формирование умения слышать и различать в слове сильную позицию гласной и слабую, умение различать ударные и безударные гласные.

Ход игры: учитель называет слова. Если ребята слышат ударную гласную, то они сидят на местах; если слышат безударную – встают и учитель просит назвать проверочное слово.

Море, голубь, дела, варить, дождь, деревья, места, домашний, зверь, грозы, водяной, росы, холм, гнездо, слеза.

2 группа упражнений.

Дифференциация слов с ударной и безударной гласными в группе родственных слов.

Цель: закреплять представления о том, что среди однокоренных слов одни являются проверяемыми, а другие проверочными.

а) Упражнения с отдельными словами.

Слабая группа

1. Задание: спишите слова, поставьте ударение, вставьте

пропущенную букву. Какие слова будут являться проверочными?

Шаг, шаговый – ш…ги.

Мостик, мост – м…сты.

Глаз, глазик – гл…за.

Нос, носик – н…совой.

Поле, полюшко – п…ля.

Цвет, цветик – цв…ток.

2. Задание: работа по картинкам – изображение один-много ( под ними запись

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение.

Напишите проверочные слова.

К…за – козы, с…ва – совы, п…ла – пилы, зм…я – змеи, пч…ла – пчёлы.

1. Задание: раздели слова на проверочные и проверяемые.

Спиши, подчеркни проверочные.

Лес, лесистый, залесье, лесник, перелесок, лесоруб.

Лисонька, лиса, лис, лисица, лисичка.

Снег, снежок, подснежник, снежный, снегирь, снеговик.

Синий, синеватый, синенький, синька, посинел.

2. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы. Припишите из скобок нужное проверочное слово.

Зв…зда (звёздный, звёзды); м…рщинка (морщины, сморщенный); п…тёрки (пятёрочка, пять, пятый).

1. Задание: выберите и запишите в левый столбик те слова, которые

будут являться проверочными, а в правый столбик – с пропущенной буквой (проверяемые). Вставьте зелёной ручкой эту букву.

Каток, катит, к…тается.

Глядели, взгляд, подглядывал, гл…деться.

Скрип, скрипит, скрипка, скрипач, скр…пучий.

Пишет, писал, записная, письма, зап…сал.

2. Задание: выберите из слов проверочные и запишите их к данному корню

(слова диктует учитель)

-мест- Местечко, местный, место, вместить, разместил,

— мер- Мерить, измерять, мерки, обмер, отмерить,

пример, соизмерение, примерка, умеренный.

б) Упражнения с предложениями.

Слабая группа

1. Задание: прочитай предложения, поставь ударение, вставь

пропущенную букву в проверяемые слова. Подчеркни проверочные

Варят в…ренье в тазах.

Сад осмотрел с…довник.

2. Задание: спишите предложения. Найдите проверяемое (опасное место) и проверочное слово.

Козы гуляют по лугу. Одна коза ушла в лес.

У дома растут высокие сосны. Под сосной тень.

1. Задание: спиши предложения, вставь буквы в проверяемые слова,

подчеркни проверочные слова.

1) Целый час я решал задачу. Наши ч…сы идут верно.

2) Ветер надул парус. Корабль поднял п…руса.

2. Задание: к выделенным словам подберите однокоренные. Укажите корень. Какой является в корне гласная? Подчеркните её. Поставьте ударение.

Часики чинит… Часовщик, сторож,

Лес охраняет… садовник, мастер,

За садом ухаживает… лесник.

1. Задание: со словосочетаниями составьте предложения. Подчеркните из родственных слов – проверочные.

Лесная дорога; лес расположился.

Хитрая лиса; лисья нора.

2. Задание: подберите однокоренные слова. Составьте предложения со словами: — земл -, — лет -, — кос -, — голов -.

в) Упражнения с текстом.

Задание: спиши предложения, вставляя буквы. Подчеркни проверочные слова.

Дача была у леса. Мы часто гуляли в л…су. В лес мы ходим с дедушкой. Он у нас л…сник. Дедушка знает много красивых л…сных уголков.

Задание: вставь слова в предложения. Поставь ударение. Подчеркни

Я и брат помогаем родителям на даче. Витя … воду. Воду тяжело … . (носит – носить) Папа … сено. Далеко ему его … . (возит – возить) Я … стену в доме. Надо быстро и аккуратно … . (крашу – красить) Мама … огород. Растения надо … обильно. (поливает – полить).

Сильная группа

Задание: составь предложения. Запиши их, выделяя безударные проверяемые гласные. Выпиши родственные слова, подчеркни проверочные.

За, выпало, снега, много, ночь.

Пушистый, утром, снежок, шёл.

Чирикают, на, воробьи, снегу.

Лепить, снеговика, ребята, вышли.

Игра с мячом «Проверь гласную».

«Один – много» «Вчера – сегодня»

Сосна – сосны платил — платит

Коза — козы просил — просит

Гроза – грозы носил — носит

Страна – страны сказал — скажет

Вода – воды тащил – тащит

3 группа упражнений.

Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Цель: отработка умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

а ) Упражнения с отдельными словами.

Слабая группа

Задание: запишите слова в два столбика:

1 – с проверяемой гласной,

2 – с непроверяемой гласной. Поставь ударение.

Дятел, с…сна, сн…жок, ягода, улица, з…ма, гн…здо, работа,

л…тит.

Задание: составьте словосочетания, заменив вопрос подходящим

по смыслу словарным словом (проверь по словарю). Докажи

написание пропущенных букв.

Под…рили (кому?); г…рдились (чем?); в…зил (куда?); ж…лели (кого?); нах…дился (где?), к…пали (чем?), п…сали (кто?).

Сильная группа

Задание: запишите под диктовку слова из словаря – поставьте

ударение, подчеркните безударные непроверяемые гласные.

Автобус, дорога, яблоня, ягоды, мебель, берёза, аллея.

Задание: составьте словосочетания с этими словами, используя

слова для справок:

созр…вают, д…лёкая, б…льшой, кр…вая, к…чается, пр…мая,

Докажи написание этих слов.

б) Упражнения с предложениями.

Слабая группа

Задание: спишите, в выделенных словах обозначьте ударение и

подчеркните опасное место. Словарные слова подчеркните.

Заяц спит в норе. Девочка кладёт мел у доски. Ребята идут

Средняя группа

Задание: составь предложения с данными словами. Поставь

ударение. Вставь пропущенные буквы. Написание каких слов мы

Задание: допиши, глядя на картинку. Вставь пропущенные

буквы, в скобках напиши проверочные слова.

(Машина) ст…ит у дома.

(Учитель) зад…ёт д…машнее з…дание.

Стройная (берёза) накл…нилась над р…кой.

в ) Упражнения с текстом.

Слабая группа

Задание: прочитайте. Спишите, выпишите слова, в которых

безударную гласную в корне слова проверять нельзя.

На пруду каток хороший,

Лёд сверкает, как стекло.

На коньках бежит Алёша,

И в мороз ему тепло.

Задание: спишите текст, вставьте безударные проверяемые

гласные, в скобках пишите проверочные слова. Подчеркните

По сл…дам на сн…гу можно узнать многое. Вот на шоссе зан…сло прицеп. Это потор…пился в…дитель. Чуть дальше новые сл…ды: кто-то св…рнул вправо, пропуская на дороге встречную машину.

Сильная группа

Задание: спишите, выпишите слова с безударной проверяемой

гласной в корне. Через тире напишите проверочные слова,

поставьте ударение. Словарные слова подчеркните.

Ночью грянул мороз. На стекле появились удивительные рисунки. Солнечные зайчики влетали в комнату. От оконного стекла весёлые лучики отражались на стенах и мебели. Вот заблестела снежинка. А вот чудесный цветок. Красивы узоры на окне!

Игра «Ушки на макушке!»

Цель: направлена на закрепление умения различать словарные слова (там, где безударную гласную нельзя проверить – запоминаем) от слов с безударной проверяемой гласной.

Учитель называет слова. Дети сидят, если слышат словарное слово и встают, если произносится слово с проверяемой гласной (называют проверочное слово).

Собака, север, дрозды, молоток, варенье, гроза, зверьки, обед, полевой, восток, работа, морская, цветами, тарелка, волна.


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/01/21/bezudarnaya-glasnaya-v-korne-slova-raznourovnevye-gruppy