Вопросы по теме правописание согласных в корне

Правила правописания проверяемых согласных в корнях слов

Проверяемые согласные в корне слова

В русском языке есть согласные, которые отличают парность по глухости — звонкости. На письме это разные буквы, но в речи в некоторых словах они звучат одинаково, либо являются взаимозаменяемыми. Например, это такие парные согласные как [д] — [т], [ж] — [ш], [б] — [п], [в] — [ф], [з] — [с], [г] — [к]. Они встречаются при произношении слов: род, короб, плод, плов, молодежь, шапка, сказка и др.

Для проверки правописания согласного в корне слова подбираем однокоренное или такую форму слова, где эта согласная слышится четко, ясно и не вызывает сомнений.

Отличия проверяемых согласных от непроверяемых

Не все согласные можно проверить. Слова с непроверяемыми согласными в корне слова необходимо запомнить. Они часто встречаются на диктантах на орфографию, в контрольных работах по русскому языку.

Предлагаем запомнить словарные слова: вокзал, футбол, анекдот, аптека, космонавт, экзамен, здесь, сдоба, спортсмен.

Правило проверки проверяемой согласной в корне слова

Как проверить согласную в корне слова:

  • можно изменить форму слова или подобрать однокоренное так, чтобы после согласной стояла гласная: ходьба — ходить, краб — крабовый, труд — перетрудиться, коробка — коробочка;
  • также проверить написание буквы можно подобрав слово, где после орфограммы будет стоять сонорные р, л, н, в, м: зубки — зубной, кровь — кровный, мороз — морозный.

Чередования согласных в корне слова

В русском языке насчитывается порядка двадцати примеров корней с чередующимися согласными. Выученная орфограмма поможет верно сделать морфологический разбор, подобрать однокоренное слово и улучшит знания о лексике русского языка.

Корень с чередующимися согласнымиПримеры
к//чклок — клочок, звук — звучать
ц//чяйцо — яичко, птица — птичка
к//ц//члик — лицо — личный, рыбак — рыбацкий — рыбачит
г//жфлаг — флажок, круг — кружок
г//ж//зподруга — подружка — друзья
г//ж//чстригу — стрижка — стричь
х//шпух — пушинка, горох — горошина
с//шпокрасить — покрашу, высокий — вышка
з//жмазь — помазать — помажу, морозить — мороженое
ск//ст//щотпускать — отпустит — отпущу
т//чответ — ответить — отвечать
т//ч//щсвет — свечка — освещать
д//ж//ждходить — хожу — хождение
б//бллюбовь — любит — люблю, гребля — гребет
п//плпокупка — купит — куплю
в//влловля — ловить — ловлю
ф//флразграфить — разграфленный
м//млдрема — дремать — дремлю
д//сведу — вести
т//сплету — плести

Примеры упражнений для 5 класса

Выполните задание: спишите слова, вставляя одну из указанных букв. Выделите орфограммы.

Б или П? Коро. ка, скри…ка, ли…кий, а…тека.

В или Ф? Выши…ка, коро…ка, шка…чик, морко…ка.

Г или К? Во…зал, пиро…, бубли…, бере….

Д или Т? Ло. ка, хо…ьба, запла…ка, закла…ка.

Ж или Ш? Кни…ка, мы…ка, поду…ка, сторо….

З или С? Дер…кий, про…ьба, ска…ка, бере…ка.

Ответы к заданию:

  1. Коробка, скрипка, липкий, аптека.
  2. Вышивка, коровка, шкафчик, морковка.
  3. Вокзал, пирог, бублик, берег.
  4. Лодка, ходьба, заплатка, закладка.
  5. Книжка, мышка, подушка, сторож.
  6. Дерзкий, просьба, сказка, березка.

Перед вами пары одинаково произносимых слов. Выпишите их и придумайте к ним несколько однокоренных слов, а также по одному предложению с каждым из этих слов. Подчеркните в них орфограммы: молот, плод, луг, род, молод, лук, плот, рот.

Пруд — прудок, запруда, прудить.

Прут — прутик, прутья, прутковый.

Этим летом мы часто ловили рыбу и купались в пруду за деревней.

Красивая новая изгородь из прутьев радовала бабушку каждый день.

Ответы к заданию:

Молод — молодость, молодиться, молодой, молодежь.

Молот — молоток, молотить, молоточек.

Герой известного литературного произведения был молод и очень красив.

Ударив молотом по металлической конструкции, он дал старт новому большому проекту.

Плод — плодиться, приплод, плодовое.

Плот — плотик, плотина.

В этом году яблоня дала необычайно много плодов.

Помню, дедушка учил в детстве, как строить плот.

Луг — луговой, лужок.

Лук — луковка, луковица, луковичка, луковый.

Этим утром пастух особенно спешил погнать коров и овец на луг: начиналось лето.

Украшением любого стола может стать яркий зеленый лук с грядки.

Род — родиться, родовой, родные, родители, родственники.

Рот — роток, ротик, ротовой.

На днях в соборе обвенчались представители знатного рода.

Рот его скривился, когда в комнату вошли без спроса.

Урок «Правописание согласных в корне слова»

Урок русского языка по теме: «Правописание согласных в корне слова» (10 класс)

Цель: систематизировать знания учащихся по теме урока;

отработка навыка грамотного письма и грамотной речи.

террор, финн, троллейбус, труппа, туннель, фонограмма, пассаж, пассивный, суммировать, жжение, стресс, симметрия.

Наперсник – тот, кого держат около груди /перси=грудь, но перст=палец/.

Яства – еда /ясти=есть/.

4.Работа по культуре речи:

Карточка №1. Отредактируйте предложения.

Коробочка – очень скрытая помещица. Андрей – человек удачный. Я не только читаю газеты, но и журналы. Я люблю и собираю марки. Первый и второй день состязаний прошел спокойно.

Карточка №2. Отредактируйте предложения.

По прибытию в полк он явился к командиру. Я беспокоюсь не столько о себе, как о сестре. Мой друг интересуется и собирает монеты. Мы купили фрукты, помидоры, рыбу, апельсины. Книга научила меня честности, смелости и уважать людей.

Орфоэпическая разминка: жалюзи, каталог, звонит, кухонный, мастерски, красивее, торты, откупорить, ходатайствовать, коклюш, сливовый, обеспечение.

5.Устное повторение по теме « Правописание согласных в корне слова».

Варианты слов: бриллиант – брильянт

(Слова без удвоенных согласных чаще встречаются в поэзии (вспомним также в названии статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

В производных, образованных от слов с удвоенной согласной с помощью суффиксов, как правило, удвоенные согласные сохраняются:

сумма – суммарный, касса – кассовый, колонна – колоннада, класс – классная, компромисс – бескомпромиссный, программа – программка, программист, программный, группа – группка, групповой, кристалл – кристаллический, металл – металлический.

Запомните исключения: кристальный, финский – не сохраняют удвоенную согласную.

Однако с одной согласной пишутся уменьшительные от некоторых нарицательных существительных: колонна – колонка, оперетта – оперетка, тонна – трехтонка, антенна — антенка .

Замазка, косьба, бумажка, молотьба, просьба, салазки, участвовать, блеснуть, ровесник, сверстник, чувствовать, захолустный, искусный, искусство, властный, гигантский, редкие, вырубка.

Укажите неправильное написание слов:

горестный, окресный, бескосный, местность, пакостник, гластный, ревностный, целосный, сумашедшие, тросник, страстный, сладостный, узцы, опастный.

К следующим словам подберите синонимы, в которых есть стечение согласных при встрече корня и суффикса.

Печальный – . ; веселый – . ; умелый – . ; хранить молчание – . ; справедливый – . ; здешний – . ; равнодушный – . ; находиться – . ; аппетитный – . ; бездельничающий – . ; скучный – . ; очаровательный – . ; правдивый – . ; пасмурный (день) – . ; очень довольный – . .

Ответ : Грустный, жизнерадостный, искусный, безмолвствовать, беспристрастный, местный, безучастный, присутствовать, вкусный, праздный, прелестный, честный, ненастный, счастливый.

Образуйте прилагательные от следующих существительных (используя при необходимости приставки).

Совесть, поместье, окрестность, опасение, пристрастие, участие, контакт, контраст, интерес, известие, чувство, арестант.

Вставьте пропущенные слова. Вспомните авторов этих стихотворных строк.

1) Мальчишек . народ
Коньками звучно режет лед. /Пушкин/

2) Мой . товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном. /Пушкин/

3) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день . /Пушкин/

4) . что слоны в диковинку у нас. /Крылов/

5) А впрочем, он дойдет до степеней .
Ведь нынче любят . ./ А.С. Грибоедов/

6) Чиновные и . –
Ей все друзья и все . . /А.С. Грибоедов/

7) . осень. Грачи улетели.
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
. думу наводит она. /Н.А. Некрасов/

8) И . важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под . мужичок. /Н.А. Некрасов/

9) И сам про себя удалую,
. песню поет. /Н.А. Некрасов/

10) Погода была .
Принцесса была … . /Р.Сеф/

Ответ : 1) Радостный. 2) Грустный. 3) Ненастный . 4) Известно . 5) Известных, бессловесных . 6) Должностные . 7) Поздняя, грустную . 8) Шествуя, уздцы . 9) Хвастливую . 10) Ужасная , прекрасная.

Составьте словосочетания с данными слова:

Составьте словосочетания с данными слова:

Упражнение . Запишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

1. Только труд – всему основа, чес_ный труд лю_ской . 2. Человек трудолюбивый – самый счас_ливый. 3) Черное сер_це не знает благодарности. 4) Между тучами и морем гордо реет буревес_ник. 5) Дружба та лес_на, которая чес_на. 6) Чуть голубоватый свет брезжил в окошечк_ скво_ь снег.7) Здра_ствуй, князь ты мой прекрас_ный. 8) Хозяин весел – и гости радос_ны. 9) Радос_но, молодо было и на небе, и на земле, и в сер_це человека. 10) Мороз и солнце; день чудес_ный! Еще ты дремлешь, друг прелес_ный. 11) С окрес_ных гор уже снега сбежали мутными ручьями. 12) Отверг я рано праз_ные забавы. 13) Редеет мгла ненас_ной ночи, и бледный день уж настает.

Самостоятельная работа с текстом.

Сказка, сочиненная жизнью.

Во время второй мировой войны фаши…кие захватчики безжалос…но уничтожали на о…упированных те…иториях мирное население. С особенной жестокостью они убивали евреев. За годы войны ими было истреблено шесть ми…ионов евреев, в том числе полтора ми…иона детей. Во всех о…упированных странах фаши…кие власти в первую очередь издавали прика…: всем евреям зарегистрироваться и надеть шестиконечные желтые звезды. Такой же прика… они издали, когда захватили Данию. В тот же день да…кий король Христиан вышел вместе с королевой на прогулку. Король и королева гуляли по улицам города в повя…ках с желтыми шестиконечными звездами. Через полчаса такие звезды надели все жители Копенгагена, а через несколько часов – все датчане. И пока ошеломленные гитлеровцы соображали, что им делать, датчане переправили всех евреев на ло…ках в Швецию и тем спасли их от гибели.

Эта история со счас…ливым концом, может быть, не случайно произошла на родине Андерсена – одного из самых чудес…ных сказочников мира. Андерсен считал, что лучшие ска..ки – это те, которые сочиняет сама жизнь!

Задания к тексту:

— определите основную мысль текста;

— определите стиль и тип речи данного текста;

-выпишите из него все слова с пропущенными буквами, объясните их правописание.

7.Подведение итогов урока.

8.Домашнее задание: параграфы 23-25, упражнение 119, 120.

Правописание согласных в корне слова
тест по русскому языку (10 класс) на тему

Карточки по русскому яхыку, 10 класс. Тема «Правописание согласных в корне слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_soglasnyh_v_kornyah.docx15.09 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Правописание согласных в корнях

1.Вставьте буквы ж или ш:

кры…ка, паде. кни..ка, ми..ка, пиро..ки, но..ки, сторо..ка.

2.Вставьте буквы д или т:

тру. ло..ка, ре..кий, ме..кий, моло..ьба, взгля. разве..чик.

3.Вставьте буквы з или с:

ма..ка, ска..ка, гла. заморо..ки, ко..ьба, гру. ни..кий.

4.Вставьте буквы б или п:

ли..кий, ястре. улы..ка, ре..кий, ду. су. ю..ка.

5.Вставьте буквы в или ф:

тор. тра..ка, кро..ь, шка. ла..ка, ше. забы..чивый.

6.Вставьте буквы г или к:

пиро. вра. галсту. ко..ти, бра. сту. лё..кий.

сне(г,к), кру(ш,ж)ка, шта(б.п), бу(т,д)ка, сма(з,с)ка, призы(ф,в), ре(с,з)ьба.

8.Вставьте пропущенные буквы:

бли..кий дру. ни..кая пово..ка, ро..кий взгля. лё..кая кру..ка.

9.Встаёъте, где необходимо, пропущенные буквы:

счас..ливый, прелес.ный, интерес..ный, безопас..ный, чес..ный, влас..ный, извес..ный.

10.Вставьте пропущенные буквы:

проез..ной биле. мес..ный клу. завис..ливый сосе. прелес..ная голу..ка.

11. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

1)Мы уча..ствовали в праз..ничном концерте.

2)У родной матери сер..це что со..нце.

3)На пас..бище чудес..ная трава.

4)День сегодня ненас..ный, и мне грус..но.

12. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

Сенце ушло в тучи. Шёл ре..кий дож..ь. Было холодно. Оранжевые одуванчики прикрылись у..кими листьями и весь день уныло смотрели вни.

Наконец дож..ь прекратился. Одуванчики оживились. Поляна сразу стала радос..ной, праз..ничной. Полетели на жёлтые цветы пчёлы, осы, шмели. Захаживали в гости жучки, паучки, божьи коро..ки.

13. Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес…ный, безопас…ный

Б) вкус…ный, прекрас…ный

В) горес…ный, радос…ный

Г) искус…ный, ровес…ник

Д) чудес…ный, блес…нуть

Выделите вариант с непроизносимой согласной:

А) словес..ный, безопас..ный,

Б) вкус..ный, прекрас..ный,

В) горес..ный, радос..ный,

Г) искус..ный, ровес..ник, чудес..ный,

Д) ше..ствие, че..ствовать, блес..нуть.

14. Вставьте буквы. А…ревиатура , агре…ор , а…отация , апе…яция , а…оциация , а…естат , диску…ия , инте…ект , иску…твенный , коми…ия, профе…ор , режи…ер, а…юминий, га…ерея , гости…ая , ди…етант , дра…а , иску…ный , продю…ер , пье…а

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Правописание гласных и согласных в корне слова»

Урок русского Обобщение знаний.

Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие

Конспект урока по теме»Правописание гласных и согласных в корне слова» предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебног.

План — конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Самоучитель по правописанию гласных и согласных в корне слова.

Один из вариантов организации самостоятельной работы в классе и дома по русскому языку. Будет полезен в старших классах при организации повторения изученных орфограмм.

КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание согласных в корне слова. Омофоны

Цель урока: создать условия для закрепления правил написания непроизносимых и удвоенных согласных в корне слова; осознать терминологическую выкладку данных орфограмм; обеспечить овладение важней.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные» 5 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные».


источники:

http://infourok.ru/urok-pravopisanie-soglasnih-v-korne-slova-2987598.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/06/15/pravopisanie-soglasnyh-v-korne-slova