Вот что думает незнайка о правописании некоторых слов а вы с ним согласны

Николай Носов — Коротышки из Цветочного города — Глава 1: Сказка

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

За рекой был лес. Коротышки делали из берёзовой коры лодочки, переплывали через реку и ходили в лес за ягодами, за грибами, за орехами. Собирать ягоды было трудно, потому что коротышки ведь были крошечные, а за орехами и вовсе приходилось лазить на высокий куст да ещё тащить с собой пилу. Ни один коротышка не смог бы сорвать орех руками — их надо было пилить пилой. Грибы тоже пилили пилой. Спилят гриб под самый корень, потом распилят его на части и тащат по кусочкам домой.

Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие — малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в коротеньких штанишках на помочах, а малышки любили носить платьица из пёстренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими причёсками, и поэтому волосы у них были короткие, а у малышек волосы были длинные, чуть не до пояса. Малышки очень любили делать разные красивые причёски, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики. Многие малыши очень гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами. Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, сейчас же переходила на другую сторону улицы. И хорошо делала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли спокойно пройти мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут или, ещё того хуже, за косу дёрнут. Конечно, не все малыши были такие, но ведь этого на лбу у них не написано, поэтому малышки считали, что лучше заранее перейти на другую сторону улицы и не попадаться навстречу. За это многие малыши называли малышек воображульками — придумают же такое слово! — а многие малышки называли малышей забияками и другими обидными прозвищами.

Некоторые читатели сразу скажут, что все это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни — это одно, а в сказочном городе — совсем другое. В сказочном городе все бывает.

В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.

В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал.

Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, жёлтые, канареечные, брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал. Кроме того, он постоянно обижал малышек. Поэтому малышки, завидев издали его оранжевую рубашку, сейчас же поворачивали в обратную сторону и прятались по домам. У Незнайки был друг, по имени Гунька, который жил на улице Маргариток. С Гунькой Незнайка мог болтать по целым часам. Они двадцать раз на день ссорились между собой и двадцать раз на день мирились.

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

Однажды он гулял по городу и забрёл в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка кубарем покатился на землю. Жук в ту же минуту улетел и скрылся вдали. Незнайка вскочил, стал оглядываться по сторонам и смотреть, кто это его ударил. Но кругом никого не было.

«Кто же это меня ударил? — думал Незнайка. — Может быть, сверху упало что-нибудь?»

Он задрал голову и поглядел вверх, но вверху тоже ничего не было. Только солнце ярко сияло над головой у Незнайки.

«Значит, это на меня с солнца что-то свалилось, — решил Незнайка. — Наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове».

Он пошёл домой и встретил знакомого, которого звали Стекляшкин.

Этот Стекляшкин был знаменитый астроном. Он умел делать из осколков битых бутылок увеличительные стёкла. Когда он смотрел в увеличительные стёкла на разные предметы, то предметы казались больше. Из нескольких таких увеличительных стёкол Стекляшкин сделал большую подзорную трубу, в которую можно было смотреть на Луну и на звезды. Таким образом он сделался астрономом.

— Слушай, Стекляшкин, — сказал ему Незнайка. — Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

— Что ты. Незнайка! — засмеялся Стекляшкин. — Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепёшку. Солнце ведь очень большое. Оно больше всей нашей Земли.

— Не может быть, — ответил Незнайка. — По-моему, солнце не больше тарелки.

— Нам только так кажется, потому что солнце очень далеко от нас. Солнце — огромный раскалённый шар. Это я в свою трубу видел. Если бы от солнца оторвался хоть маленький кусочек, то он разрушил бы весь наш город.

— Ишь ты! — ответил Незнайка. — А я и не знал, что солнце такое большое. Пойду-ка расскажу нашим — может быть, они ещё не слыхали про это. А ты всё-таки посмотри на солнце в свою трубу: вдруг оно на самом деле щербатое!

Незнайка пошёл домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

— Братцы, вы знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадёт и всех нас задавит. Ужас что будет! Вот пойдите спросите Стекляшкина.

Все смеялись, так как знали, что Незнайка болтун. А Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать:

— Братцы, спасайся! Кусок летит!

— Какой кусок? — спрашивают его.

— Кусок, братцы! От солнца оторвался кусок. Скоро шлёпнется — и всем будет крышка. Знаете, какое солнце? Оно больше всей нашей Земли!

— Что ты выдумываешь!

— Ничего я не выдумываю. Это Стекляшкин сказал. Он в свою трубу видел.

Все выбежали во двор и стали смотреть на солнце. Смотрели, смотрели, пока из глаз не потекли слёзы. Всем сослепу стало казаться, будто солнце на самом деле щербатое. А Незнайка кричал:

— Спасайся кто может! Беда!

Все стали хватать свои вещи. Тюбик схватил свои краски и кисточку, Гусля — свои музыкальные инструменты. Доктор Пилюлькин метался по всему дому и разыскивал походную аптечку, которая где-то затерялась. Пончик схватил калоши и зонтик и уже выбежал за ворота, но тут раздался голос Знайки:

— Успокойтесь, братцы! Ничего страшного нет. Разве вы не знаете, что Незнайка болтун? Все это он выдумал.

— Выдумал? — закричал Незнайка. — Вот пойдите спросите Стекляшкина.

Все побежали к Стекляшкину, и тогда выяснилось, что Незнайка на самом деле все сочинил. Ну и смеху тут было! Все смеялись над Незнайкой и говорили:

— Удивляемся, как это мы тебе поверили!

— А я будто не удивляюсь! — ответил Незнайка. — Я ведь и сам поверил.

Как незнайка сочинял стихи

Глава четвертая. КАК НЕЗНАЙКА СОЧИНЯЛ СТИХИ
После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком.
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
– Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
– А у тебя способности есть? – спросил Цветик.
– Конечно, есть. Я очень способный, – ответил Незнайка.
– Это надо проверить, – сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма?
– Рифма? Нет, не знаю.
– Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
– Понял.
– Ну, скажи рифму на слово «палка».
– Селедка, – ответил Незнайка.
– Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
– Этого мало, – сказал Цветик. – Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка.
– Понял, понял! – закричал Незнайка. – Палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!
– Ну, придумай рифму на слово «пакля», – сказал Цветик.
– Шмакля, – ответил Незнайка.
– Какая шмакля? – удивился Цветик. – Разве есть такое слово?
– А разве нету?
– Конечно, нет.
– Ну, тогда рвакля.
– Что это за рвакля такая? – снова удивился Цветик.
– Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, – объяснил Незнайка.
– Врешь ты все, – сказал Цветик, – такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.
– А если я не могу подобрать другого слова?
– Значит, у тебя нет способностей к поэзии.
– Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, – ответил Незнайка.
– Сейчас, – согласился Цветик.
Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав все это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:
– Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля… – Он долго так бормотал, потом сказал: – Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.
– Ну вот! – обрадовался Незнайка. – Сам задает такие слова, на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный.
– Ну, способный, способный, только отстань! – сказал Цветик. – У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.
– Неужели это так просто? – удивился Незнайка.
– Конечно, просто. Главное – это способности иметь.
Незнайка пришел домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.
Наконец стихи были готовы, и он сказал:
– Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.
– Ну-ка, ну-ка, про что же это стихи? – заинтересовались все.
– Это я про вас сочинил, – признался Незнайка. – Вот сначала стихи про Знайку:
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овеч
ку.
– Что? – закричал Знайка. – Когда это я прыгал через овечку?
– Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы, – объяснил Незнайка.
– Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? – вски– пел Знайка.
– Конечно, – ответил Незнайка. – Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть.
– Вот попробуй еще, так узнаешь! – пригрозил Знайка. – Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?
– Вот послушайте про Торопыжку, – сказал Незнайка.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
– Братцы! – закричал Торопыжка. – Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.
– Да ты не кричи, – ответил Незнайка. – Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.
– Так я же ведь никакого утюга не глотал, ни холодного, ни горячего! – кричал Торопыжка.
– А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться, – ответил Незнайка. – Вот послушай стихи про Авоську:
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Авоська подошел к св
оей кровати, заглянул под подушку и сказал:
– Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
– Ты ничего не понимаешь в поэзии, – ответил Незнайка. – Это только для рифмы так говорится, что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я еще про Пилюлькина сочинил.
– Братцы! – закричал доктор Пилюлькин. – Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врет про всех?
– Довольно! – закричали все. – Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки.
Только Знайка, Торопыжка и Авоська кричали:
– Пусть читает! Раз он про нас прочитал, так и про других пусть читает.
– Не надо! Мы не хотим! – кричали остальные.
– Ну, раз вы не хотите, то я пойду почитаю соседям, – сказал Незнай– ка.
– Что? – закричали тут все. – Ты еще пойдешь перед соседями нас срамить? Попробуй только! Можешь тогда и домой не возвращаться.
– Ну ладно, братцы, не буду, – согласился Незнайка. – Только вы уж не сердитесь на меня.
С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.10.2016. Как незнайка сочинял стихи
  • 06.10.2016. Черная Лиса Путешествие из города А в город Б

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Сборник увлекательных заданий по русскому языку для учащихся 7-х классов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Учение с увлечением. Сборник..docx

Учение с увлечением

Учимся запоминать словарные слова

для учащихся 7-х классов

Сборник создан в рамках проекта по русскому языку

Руководитель проекта и консультант

учитель русского языка и литературы

Первушкина Галина Борисовна

Из толкового словаря русского языка……………………………………………6 стр.

И в шутку, и всерьез. Занимательные задания………………………………….18 стр.

Обращение к читателям

Дорогие ребята. В течение всего периода обучения в седьмом классе в соответствии с программой вам необходимо запомнить правописание целого ряда слов. Они даны в учебнике в рамках почти во всех параграфах, где представлен новый теоретический материал. Правописание всех их надо запомнить! А это не так-то просто! И мы решили вам помочь.

Словарных слов в курсе русского языка для седьмого класса много. Мы решили выяснить, какие слова особенно трудны для запоминания. Для этого провели словарный диктант в 7-х классах, проанализировали его и составили список «трудных» слов.

Их, конечно, можно вызубрить, но, согласитесь, это неинтересно! Да и народная мудрость гласит: «Услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял». Мы считаем, что процесс запоминания словарных слов надо специально организовать.

Изучив теоретическую литературу по проблемной теме, мы выяснили, что существует несколько условий, которые способствуют успешному запоминанию словарных слов:

установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Мы решили найти такой материал и формы работы, которые бы привлекли ваше внимание, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять, будили мысль. Таким образом, задания, направленные на запоминания словарных слов, должны быть интересными, яркими, образными, запоминающимися. И тогда можно не только просто списывать слово с доски и заучивать, но и еще превратить изучение в интересное времяпровождение.

Мы придумали сами и выбрали из дидактической литературы по русскому языку некоторые виды занимательных заданий для запоминания словарных слов, которые, на наш взгляд, соответствуют данным условиям:

о бъяснение значения слова;

выполнение увлекательных заданий с трудной орфограммой;

заучивание стихотворений с данными словами;

отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, в ответах которых присутствуют словарные слова.

В данном сборнике мы поместили задания, которые, надеемся, помогут вам запомнить правописание и лексическое значение некоторых словарных слов, предлагаемых для изучения в учебнике по русскому языку для семиклассников.

Надеемся, что, выполнив все задания из данного сборника, вы никогда не ошибетесь в написании данных слов!

Из толкового словаря русского языка

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.

Мы представляем вам слова, в которых семиклассники допустили большее число ошибок во время диагностического контрольного словарного диктанта, проведенного в 4-х седьмых классах :

присутствовать, колонна, гирлянда, калитка, священный, поразительный, изощрённый, желанный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, акваланг, выровненный, претензия, галерея, экспресс, неукротимо, вблизи, иметь в виду, также, тоже, так же, то же, чтобы, что бы, решил – то, принеси – ка, ни деревца, рукоделие, негодующий, нелепый, прочь, безудержно, береста, вообразить, яростный.

Объяснение значения слова играет важную роль в процессе запоминания слов. Чтобы грамотно написать слово, надо знать, что оно обозначает, надо знать его толкование. В этом нам поможет небольшой Толковый словарь.

АКВАЛАНГ , — а, мужской род

Аппарат для дыхания под водой при погружении человека на сравнительно небольшую глубину. П рилагательное акваланговый, -ая, -ое.

1. собирательное Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде. Писать акварелью. 2. Картина, написанная такими красками. Выставка акварелей.
прилагательное акварельный, -ая, -ое. Акварельные тона (мягкие, нежные).

БАССЕЙН (асе; асэ неправ.), бассейна, м. ( фр. bassin). 1. Большой искусственный водоем с открытой водной поверхностью. В парке был бассейн с золотыми рыбками. В спортклубе устроен бассейн для плавания. 2. Территория, вмещающая в себе море, озеро или реку со всеми притоками (геогр.). Бассейн реки Волги. Черноморский бассейн. 3. Опустившаяся ниже окружающей местности область напластования горных пород (геол.).

БЕЗУДЕРЖНЫЙ, -ая, -ое; -жен, -жна (книжн.). Неудержимый, ничем не сдерживаемый. Безудержные рыдания. Безудержная фантазия. Б. разгул. || сущ. безудержность, -и, ж. Безудержно – наречие.

БЕРЕСТА (неправильно бересто) верхний, светлый, ремковый слой березовой коры.

ВБЛИЗИ, нареч. На малом расстоянии, невдалеке . Вблизи лежала маленькая деревушка. Вблизи от города. Дальнозоркий вблизи хуже видит .

ВЫРОВНЯТЬ , -яю, -яешь; -ненный; сов., что. Сделать ровным. В. дорожку. В. дыхание. В. ход машины. || несов. выравнивать, -аю, -аешь. Выровненный – причастие.

ВООБРАЗИТЬ, -ажу, -азишь; -аженный (-ен, -ена); сов. 1. кого-что. Представить себе мысленно. В. картину южной ночи. 2. кого (что) кем-чем и с союзом «»что»». Ошибочно предположить, счесть. Вообразил себя поэтом. Вообразил, что без него не обойтись. 3. вообрази(те), вводн, сл. Выражает удивление: подумать только (разг.). Вообрази, он же еще и спорит. || несов. воображать, -аю, -аешь (к 1 и 2 знач.). Воображаемая опасность (мнимая). Воображаемая линия (не существующая в действительности).

ГИРЛЯНДА , гирлянды, ж .(ит. guirlanda). 1.Полоса, лента из связанных, сплетенных в виде цепи предметов, преимущ. цветов и зелени (книжн.). Гирлянда цветов. || Орнамент, узор такой формы (спец.). 2.Фасад дома украшен лепными гирляндами. || перен. Окаймляющий ряд, вереница (поэт.). Дамы обступили его блестящей гирляндою. Гоголь.

ГАЛЕРЕЯ, ГАЛЛЕРЕЯ, галереи, ж. (ит. galleria). 1. Длинный, большой и светлый крытый ход в форме коридора. Здания соединены стеклянной галереей. || Длинные сени или балкон по фасаду здания, обычно остекленные. 2. Верхний ярус в театре с дешевыми местами; то же, что галёрка. 3. Подземный ход в военных сооружениях (воен.). Минная галерея. || То же — в рудниках.

ЖЕЛАННЫЙ — ая, -ое; -анен, -анна.

1. Такой, к-рого желают, ожидаемый. Ж. гость. Желанная весть. Ж. успех.

2. полная форма прилагательного ф. Милый, любимый (чаще в обращении) ( устарелое ). Ж. друг. Существительное желанность, -и, ж. (к 1 знач.).

ИЗОЩРЕННЫЙ 1. Превосходно развитый, тонкий, острый. И. ум. И. вкус, слух. И-ое зрение. 2. Отличающийся ловкостью, изобретательностью в достижении чего-л. (обычно неблаговидного, сомнительного); утончённый. И-ая жестокость. Изощренный ум, изощренный слух.

КАЛИТКА, калитки, ж. Небольшая дверь в заборе. Калитка в сад .

КОЛОННА, колонны, ж. (ит . colonna ) (архит.). 1. Архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий. Портик с колоннами. Я. дом построил, с колоннами, огромный. Грибоедов. || Архитектурное сооружение такой формы, столб на площадях, улицах, воздвигаемый в память какого-н. события. Триумфальная колонна. Вандомская колонна в Париже. 2. Построение военных частей в порядке следования одной за другой (воен.). Боевая колонна. Выстроить колонну. || Ряд судов, поставленных в прямую линию (мор.). || Группа людей или предметов, в порядке движущихся один за другим. Тракторная колонна. Прошла колонна рабочих Путиловского завода (на манифестации). 3. Ряд каких-нибудь однородных предметов, сложенных столбцами, горкой. Аккуратно сложены в колонны кирпичи. Некрасов. 4. То же, что колонка во 2 знач. (устар.). Печатный текст в две колонны.

НЕГОДУЮЩИЙ , негодующая, негодующее. 1. Прич. действ. наст. вр. от негодовать. 2. Выражающий негодование, возмущенный. Негодующий взгляд. Негодующая речь .

НЕЖДАННЫЙ, -ая, -ое; -анен, -анна. Неожиданный, случайный. Н. гость. Приехать нежданно (нареч., употр. обычно в соединении с «»негаданно»»: нежданно-негаданно). || сущ. нежданность, -и, ж

НЕВИДАННЫЙ, — ая, -ое; -ан, -анна. 1. Неизвестный, такой к-рого никто не видел (обычно о чем-н. таинственном, сказочном). Невиданные звери, существа. Невиданные страны, края. 2. Необычайный, поразительный. Н. урожай. Н. успех. || сущ. невиданность, -и, ж.

НЕСЛЫХАННЫЙ, -ая, -ое; -ан, -анна. 1. Неизвестный, такой, о к-ром никто не слышал. Неслыханное происшествие. Неслыханные дела. 2. Небывалый, беспримерный, поразительный. Н. успех. Неслыханная наглость. || сущ. неслыханность, -и, ж

НЕЛЕПЫЙ, нелепая, нелепое, нелеп, нелепа, нелепо. 1.Лишенный здравого смысла, бессмысленный. Стал отвечать нескладно и нелепо (нареч.). Крылов. Вы надеялись этой нелепой басней возбудить ее сожаление. Тургенев. Нелепый поступок. 2. Несуразный, неуклюжий (разг.). Нелепый костюм. Нелепое расположение комнат в квартире.

НЕЧАЯННЫЙ , -ая, -ое; -ян, -янна. 1. Совершённый неумышленно, случайный. Н. поступок. Сломал нечаянно ( наречие ). 2. Внезапный, неожиданный. Нечаянная встреча.
Существительное нечаянность, -и, женский род. По нечаянности (по ошибке, не нарочно; разговорное ).

НЕУКРОТИМОСТЬ , неукротимости, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к неукротимый. Неукротимость нрава . Неукротимый, -ая, -ое; -им (книжн.). То же, что неудержимый. Неукротим в гневе. Неукротимая энергия. || сущ. неукротимость, -и, ж .

ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ , — ая, -ое; -лен, -льна. 1. Производящий сильное впечатление чем-нибудь необычайным, исключительным. П. случай. Воздух поразительно ( наречие ) чист.

2. полн, ф. То же, что исключительный (в 3 знач.). П. мастер. П. нахал.
сущ, по-разительность, -и, женский род (к 1 знач.).

ПРОЧЬ, нареч. 1. от чего. В сторону, вдаль. Забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь. Пушкин. Она спешила прочь от меня проворными шагами. Тургенев. Отговариваясь недосугом, бежал прочь. Гончаров 2. Вон, дальше отсюда, от себя (обычно в знач. приказания). Прочь свары, зависть, злость! Крылов. Подите прочь: вы — человек опасный. Пушкин. Не прочь — см. непрочь. Руки прочь от кого-чего — см. рука.

ПРЕТЕНЗИЯ, претензии, ж. (фр. prйtention с латин., см. претендовать). 1. Притязание на обладание кем-чем-н., предъявление права на что-н., домогательство, иск (спец.). Законная претензия. Претензия на наследство. Заявлять претензию. Удовлетворить чью-н. претензию. 2. Свойство, поведение человека, претендующего (во 2 знач.) на что-н., добивающегося признания другими приписанного им себе качества (ирон. и неодобрит.). Человек с претензиями. Неприятная претензия. У нее много претензий. Говорить с претензией на остроумие. «Мать его, чванная, надутая женщина с дворянскими претензиями». Чехов. Быть в претензии на кого (разг.) — чувствовать неудовольствие против кого-чего-н., испытывать обиду на кого-что-н. «Я на вас в претензии за вашу нескромность».

РУКОДЕЛИЕ, рукоделия, ср. 1. только ед. Ручной труд, преимущественно женский (шитьё, вязанье и проч.). Заниматься рукодельем. 3. Исполненная ручным трудом вещь. На выставке большой успех имели рукоделия северных кустарей.

СВЯЩЕННЫЙ , -ая, -ое; -ён и -ёнен, -ённа. 1. В религии: обладающий святостью, божественный; соответствующий религиозному идеалу. С. сан. 2. Относящийся к религиозному культу. С. обряд. Священная утварь.

3. Чрезвычайно почётный и исключительный по важности, святой (в 3 знач.) ( высокое ). Священная обязанность. С. долг. 4. Исполненный благоговения. С. трепет. С. восторг. Священное писание- религиозные книги. Христианское Священное писание (признанные Православной Церковью как канонические 27 книг Нового Завета и 38 книг Ветхого Завета). Иудейское Священное писание (Ветхий Завет). Священное писание ислама (Коран).

ЭКСПРЕСС (рэ), экспресса, м. (от латин. expressus — усиленный). Поезд, пароход, автобус и т. п., совершающий свой путь с максимальной скоростью. Уехать экспрессом .

ЯРОСТНЫЙ , -ая, -ое; -ген, -тна. 1. Полный ярости, гнева. Яростные упрёки. Яростная брань. 2. перен. Ничем не сдерживаемый, неукротимый. Яростная атака. Яростно (наречие) нападать, защищаться. Яростный порыв ветра. || существительное яростность, -и, ж .

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив,

певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Словарные слова из учебника для семиклассников можно объединить по принадлежности их к орфограммам русского языка :

— слова с непроверяемой гласной в корне слова;

— слова с удвоенной согласной в корне слова;

— правописание союзов тоже, также, чтобы;

— Ь в наречиях после шипящей;

— Н, НН в прилагательных и причастиях;

— правописание частиц – — КА, — ТО, НИ;

— слитное правописание наречий;

— правописание сложных слов.

Предлагаем выполнить упражнения на данные правила. Мы надеемся, что такая работа поможет Вам запомнить правописание словарных слов.

Из данных слов выберите лишнее. Почему именно это слово лишнее?

Гирлянда, гигант, гигиена, гитара, гимназия, гипербола, гимнастерка, гипотеза, гипнотизер, логика.

Укажите слово с пропущенной буквой А.

Откуда выпали гласные?

Г…л…р…я, пр…т…нзия, к…литка, г…рдянда, б…р…ста, п…ртр…т, п…р…азительный.

Отгадай слово и найди буквы-близнецы

1 .Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось?

2 .Группа дружных детей.

3 .Шестой день недели.

4. Удивительный вагон!

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

5 .Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома.

6 . Во мне два К . Не забывайте!

Таким, как я, всегда бывайте.

Я точный, чистый и опрятный,

7 .Вдоль дороги по бокам

Липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее.

Этот путь зовут …

8 . На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишется в конце два С ,

9 . Архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий.

Вот что думает Незнайка о правописании некоторых слов. А вы с ним согласны?

Зачем ещё учить слова

Ведь класс помог уже вчера.

И я теперь смогу на «пять»

Их без сомненья написать:

Аллея, касса, сонн и тонна,

Перонн, шоссе, хоккей, коллонна,

Гррупа, русккий, акурратно.

Ну что, друзья, тут непонятно?

Выпишите слова с НН

Каме…ый, соломе…ый, ути…ый, вое…ый, совреме…ый, гости…ый, лу…ый, искре…ий, гости…ица, двойстве…ый, воробьи…ый, урага…ый, письме…ый, песча__ый, нечая…ый, изощре…ый, выровн…ый, исти__ый, ветре…ый , серебря…ый, недюжи…ый, нравстве…ый, безветре…ый, слюдя…ой, шерстя…ой, жела…ый, нечая…ый, изощре…ый, нежда…ый, негада…ый.

Назови одним словом

Данные словосочетания замените одним словом.

Стол для обеда, ложка из серебра, сироп из клюквы, шляпа из соломы, ручка из дерева, шляпа из глины, замок из песка, дом из камня, желе из лимона, портфель из кожи, дверь из стекла, скатерть из полотна.

Составьте предложения с данными словами.

1. Отважная четвёрка двинулась вслед за холмы, в далёкие леса, в страну непуга…ых птиц и зверей. 2. Каждую четверть часа несётся с кремлёвских стен перезвон. И спит перед новым днём улица в невида…ом, неслыха…ом красноторговом Китай – городе. 3. Лошади мчались по земле, кова…ой из серебра. 4. Над равниной чёрною и над тучей рва…ою плачет золочё… ое разочарование. 5. Стира…ое много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие загорелые ноги девочки. 6. Турбин долго стоял перед камином и рассматривал портрет Толстого, писа…ый масляными красками. 7. И застыло у ворот стриже…ое детство.

«Учить – ум точить» (пословица)

Прочтите стихотворение О. Соболевой. Это стихотворение – своеобразная инструкция к выполнению данного задания.

Вот как надо поступать,

Чтобы правильно писать:

Открываешь настежь двери,

Прогоняешь скуку прочь,

Вскачь пускаешься и веришь,

Что напишешь все точь-в-точь,

Так, как надо. Вот шипящий,

Вот за ним есть настоящий,

Без подделки мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Так в конце он засияет,

Что кому-то “пять” поставят.

Вставьте пропущенные буквы.

Ударить наотмаш…, сплош… и рядом, оттолкнуть проч…, сделать точ… – в – точ…, выйти замуж…, открыть настеж…, невтерпеж… от холода.

«Федот, да не тот» (пословица)

М. В.Ломоносов писал о союзах: «Союзы подобны гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают. » Как вы понимаете эти слова?

Найдите ошибки в следующих предложениях. Объясните свой выбор.

1. Что бы мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.

2. Надо верить в возможность счастья, что бы быть счастливым.

3. Умелый то же ошибается, да скоро поправляется.

4. Характер человека – это то же, что запах цветка.

5. Что бы писать грамотно, надо знать теорию.

6. Молчание то же ответ.

7. Что бы ни случилось, не теряй бодрости.

8. Мы хорошо говорим по-немецки, а так же по-английски.

Представьте, что вы, как Маленький принц, имеете свою планету. Вычислите площадь своей планеты.

Напишите номера предложений, где есть союз.

1. Он исчез за поворотом так (же) внезапно, как и появился.

2. Я то (же) собираюсь летом на юг.

3. Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась за (то) дерево.

4. Что(бы) я делал без помощи своих друзей.

5. Незнакомец был невысок ростом, за (то) плечист

6. Мы так(же) отправились домой.

7.Необходимо выйти рано, чтобы вовремя достичь перевала.

8. Выполни то же задание

Прочитайте текст. Обратите внимание на правописание сложных слов.

Старославянский язык понятен русскому культурному человеку как язык религии и древней славянской культуры. Русский литературный язык, начиная с X века, испытывал огромное влияние этого древнего славянского языка. Какова же его история?

Термин «старославянский» язык нельзя понимать буквально: это не старый славянский язык (как и не древнерусский и не общеславянский), а книжный язык, созданный на основе древнеболгарского диалекта первыми проповедниками христианства в славянских странах. В IX веке на территории нынешней Чехии было славянское княжество Моравия. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору Византии Михаилу с просьбой прислать людей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке. Византийский император направил в Моравию ученых братьев Константина и Мефодия, хорошо знавших греческий и славянские языки, чтобы выполнить эту миссию. Миссионеры перевели византийские богослужебные книги с греческого языка на хорошо известный им диалект древнеболгарского языка. Константин (который, став монахом, взял имя Кирилл) создал для этого книжного языка славянскую азбуку, получившую впоследствии название «кириллица».

Старославянский язык, как и славянская азбука кириллица, распространялся церковно-книжным путем вначале среди западных и южных славян. После крещения Руси этот язык проник и в восточнославянскую землю. В эпоху Киевской Руси старославянский язык стал языком религии, письменной культуры, государственности. Вполне понятно, что он оказал положительное влияние на древнерусскую речевую культуру. Элементы старославянского влияния до сих пор прослеживаются в русском литературном языке, увеличивая его богатство и выразительность. (Из энциклопедии)

Литература на службе русскому языку

Вспомни первую строчку из стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова. Какая частица есть в этой фразе?

Миниатюра «Мягкая частица»

Слово КА мягко обижено на весь свет за то, что его постоянно путают с какими-то КОЕ или НИБУДЬ, которые примазываются к словам, держатся за них своей чёрточкой, хотя вовсе и не являются словами, даже служебными.

А частица КА – слово, служебное слово. Оно тоже пишется через чёрточку, но это совсем другая чёрточка: между словами, а не внутри слова.

И сама частица КА особенная, не похожая на другие частицы. В школьном учебнике она одна-единственная уважительно помещена в собственную рамочку, а все другие частицы группами, разрядами.

И только одна частица КА занимается индивидуальным трудом: служит для смягчения требования, старается сгладить строгость слишком резких слов. Вспомните, когда мы употребляем формы: прочитай-ка, спой-ка, сядь-ка? А тогда, когда просим что-нибудь сделать, а не приказываем.

Поэтому КА вместе со своей чёрточкой имеют очень мягкий характер.

А какой оттенок вносит частица ТО в предложение? Как она пишется со словом? Придумайте несколько предложений с данной частицей.


источники:

http://stihi.ru/diary/pshenko/2016-10-14

http://infourok.ru/sbornik-uvlekatelnih-zadaniy-po-russkomu-yaziku-dlya-uchaschihsya-h-klassov-1834558.html